Июль и Август
Пивной фестиваль (Berliner Bierfestival). Наравне с Октоберфестом пользуется спросом и пивной фестиваль. Гостям предлагается прогуляться по «самому длинному пивному саду мира». Он состоит из продукции свыше 300 пивоварен, которые представляют около 100 мировых стран. Галерея тянется вдоль аллеи Карла Маркса примерно на 2 км.
Барбекю на Берлинском Пивном Фестивале (Фото Nacho Pintos / www.flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)
Немецко-Американский народный праздник (Deutsch-Amerikanisches Volksfest). Мероприятие проводят вблизи Главного берлинского вокзала, а история этого торжества уходит корнями в послевоенную историю Берлина
Это достаточно важное мероприятие, на котором представляют региональные деликатесы, устанавливают аттракционы, ярмарки и организовывают атмосферу общего праздника
Награды россиян
Статуэтку за выдающиеся достижения в киноискусстве получила Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам картины российского режиссёра Алексея Германа — младшего «Довлатов».
По словам Окопной, получение этой награды стало для всей команды фильма неожиданностью.
«Работа над картиной была для меня серьёзным вызовом. Я старалась с большим уважением относиться к той эпохе, к тем людям, их быту и всему тому, что их окружало, стараясь в каждой детали передать её атмосферу, чувства и эмоции героев», — приводится её комментарий в пресс-релизе, оказавшемся в распоряжении RT.
Продюсер картины Андрей Савельев отмечает, что усилиями Елены Окопной были созданы коллекция предметов быта и интерьера и коллекция костюмов музейного масштаба.
- Художник по костюмам фильма «Довлатов» Елена Окопная
- Reuters
«Маленькая хрупкая девушка смогла воссоздать целый мир из огромного количества предметов, мебели и мельчайших деталей, сделать с нуля и наполнить атмосферой 1970-х более 40 съёмочных локаций, создать индивидуальные образы и одеть в костюмы того времени множество актёров, ведь только ролей со словами в фильме 111. Её работу уже оценили по достоинству ведущие искусствоведы России, и приз Берлинского фестиваля — заслуженная оценка творчества Елены от международного сообщества», — рассказал он.
Днём 24 февраля также стало известно, что «Довлатов» удостоен приза Berliner Morgenpost. Победитель выбирался путём голосования среди читателей газеты.
«Мне очень приятно, это очень важно, потому что мы снимали фильм о замечательных талантливых людях, которые очень важны для русской культуры. Я рад, что о них будут знать намного больше», — отметил Алексей Герман. Также по теме. История о лишнем человеке: почему стоит посмотреть драму Алексея Германа — младшего «Довлатов»
История о лишнем человеке: почему стоит посмотреть драму Алексея Германа — младшего «Довлатов»
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера драмы Алексея Германа — младшего «Довлатов», повествующей о нескольких днях из жизни…
Также по теме
История о лишнем человеке: почему стоит посмотреть драму Алексея Германа — младшего «Довлатов»
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера драмы Алексея Германа — младшего «Довлатов», повествующей о нескольких днях из жизни…
Ещё один российский режиссёр, Тимур Бекмамбетов, получил приз зрительских симпатий программы «Панорама» за «Профиль» — картину о попытке британской журналистки расследовать процесс вербовки людей членами «Исламского государства»*. Аналогичная награда досталась создателям документального фильма «Молчание других» Альмадены Караседо и Роберта Бахара.
Билеты
Фотография: Getty Images/Fotobank
Сказать, что Берлинский фестиваль популярен у жителей и гостей города, будет недостаточно — свидетельством полной его включенности в жизнь Берлина являются забитые до отказа кинозалы, длинные очереди за билетами и ежедневный солд-аут на основные и большинство остальных показов. В ситуации, когда каждое утро видишь перед еще закрытыми фестивальными кассами в торговом центре Potsdamer Platz Arkaden людей в спальных мешках, которые определенно заняли очередь еще ночью, можно только посоветовать позаботиться о билетах заранее, заказав их через сайт berlinale.de, а в остальных случаях действовать по ситуации (но не рассчитывать на спекулянтов, которых вы вряд ли найдете на Берлинале).
Призы фестиваля
Главным для конкурсантов, которые на две недели съезжаются в Берлин, является признание и награды, которые вручаются победителям на основании решения компетентных экспертов. На сегодняшний день таких призов существует довольно много и не в одной номинации, поэтому шанс выделиться и запомниться есть у всех фильмов-участников.
Главные награды
Основной приз конкурса – «Золотой Медведь» (геральдический символ немецкого государства). Его получают победители в двух номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм». Вторая номинация была введена в 1956 году. До этого короткометражки не удостаивались высшей награды.
В 1982 году был учрежден еще один главный приз – «За жизненные достижения».
Далее следует серия наград «Серебряный медведь»:
- Гран-при, который жюри вручает фильму, занявшему почетное второе место в конкурсном отборе. Награда была учреждена в 1965 году;
- «Лучшая режиссура» (с 1956 г.);
- «Лучшая актриса» (с 1956 г.);
- «Лучший актер» (с 1956 г.);
- «Лучшая короткометражная лента» (с 1956 г.);
- «За выдающиеся успехи в области искусств» (с 1978 г.). Эта награда присваивается редакторам, операторам, костюмерам, гримерам и всем тем, кто остается за кадром кинематографической работы;
- награда Альфреда Бауэра. Ее вручают за открытие новаторских путей в киноискусстве (с 1987 г.);
- «Лучшая музыка» (с 2002 г.);
- «Лучший сценарий» (с 2008 г.).
В 2006 году Международный кинофестиваль учредил награду в номинации «Лучшая дебютная работа».
Награды от независимого жюри
В состав команды независимых судей обычно входят эксперты, выбор которых не зависит от организаторов конкурса. Сегодня на фестивале вручается большое количество таких наград:
- Приз экуменического жюри. В его состав входит 6 человек, которые являются представителями католических и протестантских религиозных организаций. Награду получает лучший, по их мнению, фильм, который они выбирают из всех, представленных на конкурсе.
- Награда международной ассоциации кинопрессы – “Фипресси” (Fipresci Jury). В состав этого жюри входят знаменитые кинокритики, которые выбирают победителей в трех секциях: Основной конкурс, Панорама и Форум.
- Приз Гильдии немецкого артхаус-киноискусства. Жюри выбирает лучший фильм в основном конкурсе.
- Label Europa Cinemas – приз был учрежден Каннским фестивалем с целью промоушена европейского кинематографа.
- Teddy Award – награда за самый «нестандартный» фильм. Ее удостаиваются работы, которые во всеуслышание публично обсуждают самые «странные» и самые «неудобные» темы, например, ЛГБТ.
Сюда же можно отнести Peace Film Prize, Arte International Prize, Panorama Audience Award.
Другие призы
Берлинале – это не просто конкурс кино, это еще и фестиваль культур, поэтому основными наградами мероприятие не ограничивается. На конкурсе учреждены следующие номинации:
- «Лучший дебют» – для начинающих актеров,
- «Бронзовый медведь»,
- «Лучшая работа художественного плана»,
- «Голубой ангел»,
- «Особая премия»,
- «Почетный серебряный приз»,
- «Приз за личные достижения»,
- «Награда от иностранных делегаций»,
- «Награда за творчество»,
- «За художественное достоинство»,
- «Хрустальный медведь» – получают номинанты в секциях «Generation Plus» и «Generation 14Plus».
В свое время наград Берлинского фестиваля были удостоены Ингмар Бергман, Паоло Пазолини, Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Роман Полански, Милош Форман. Представители российского кинематографа до 1975 года участия в конкурсе не принимали. Однако позже в разные годы премии получали:
- Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства» (лучшая режиссерская работа);
- Лариса Шепитько «Восхождение» (лучшая режиссура);
- Евгения Глушенко «Влюблен по собственному желанию» (лучшая актриса);
- 2021 год – Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – «Серебряный медведь” за лучшую актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом». В этой же ленте оператор Павел Костомаров получил приз «За достижения в области кинематографа»;
- 2021 год – операторы ленты «Под электрическими облаками» удостоены награды «За вклад в киноискусство».
И, наконец, в текущем году российская лента «Довлатов» получила признание в номинации «За лучший вклад в кино». Награду получила художник Елена Окопная.
Прошлые призы
В то время как учредители вводят все новые призы и награды, некоторые из существовавших ранее остаются в прошлом. К ним можно отнести:
- специальную Золотую премию руководства фестиваля,
- особую премию за творчество,
- особую премию жюри,
- приз, предназначенный для съемочной группы,
- юбилейную награду 30-го Берлинского фестиваля.
Президенты жюри основного конкурса
С 1956 года жюри фестиваля возглавляет всемирно признанный деятель кино.
Год | Президент | Профессия | Национальность |
---|---|---|---|
1956 г. | Марсель Карне | Директор | Франция |
1957 г. | Джей Кармоди | Кинокритик | Соединенные Штаты |
1958 г. | Фрэнк Капра | Директор | Соединенные Штаты |
1959 г. | Роберт Олдрич | Директор | Соединенные Штаты |
1960 г. | Гарольд Ллойд | Актер | Соединенные Штаты |
1961 г. | Джеймс Куинн | Администратор фильма | Объединенное Королевство |
1962 г. | Король Видор | Директор | Соединенные Штаты |
1963 г. | Венди Той | Танцор | Объединенное Королевство |
1964 г. | Энтони Манн | Режиссер, Актер | Соединенные Штаты |
1965 г. | Джон Джиллетт | Кинокритик | Объединенное Королевство |
1966 г. | Пьер Браунбергер | Продюсер фильма | Франция |
Торольд Дикинсон | Директор | Объединенное Королевство | |
1968 г. | Луис Гарсия Берланга | Директор | Испания |
1969 г. | Йоханнес Шааф | Директор | Германия |
1970 г. | Джордж Стивенс | Директор | Соединенные Штаты |
1971 г. | Бьёрн Расмуссен | Поэт | Дания |
1972 г. | Элеонора Перри | Сценарист | Соединенные Штаты |
Дэвид Робинсон | Кинокритик | Объединенное Королевство | |
1974 г. | Родольфо Кун | Директор | Аргентина |
1975 г. | Сильвия Симс | Актриса | Объединенное Королевство |
1976 г. | Ежи Кавалерович | Директор | Польша |
1977 г. | Сента Бергер | Актриса | Австрия |
1978 г. | Патрисия Хайсмит | Писатель | Соединенные Штаты |
1979 г. | Йорн Доннер | Директор | Финляндия |
1980 г. | Ингрид Тулин | Актриса | Швеция |
1981 г. | Ютта Брюкнер | Режиссер, сценарист | Германия |
1982 г. | Джоан Фонтейн | Актриса | Соединенные Штаты |
1983 г. | Жанна Моро | Актриса | Франция |
Лив Ульманн | Актриса | Норвегия | |
1985 г. | Жан Марэ | Актер | Франция |
1986 г. | Джина Лоллобриджида | Актриса | Италия |
1987 г. | Клаус Мария Брандауэр | Актер | Австрия |
1988 г. | Гульельмо Бираги | Кинокритик | Италия |
1989 г. | Рольф Либерманн | Композитор | Швейцария |
1990 г. | Майкл Баллхаус | Оператор | Германия |
1991 г. | Фолькер Шлёндорф | Режиссер, сценарист | Германия |
1992 г. | Энни Жирардо | Актриса | Франция |
1993 г. | Фрэнк Бейер | Директор | Германия |
1994 г. | Джереми Томас | Продюсер фильма | Объединенное Королевство |
1995 г. | Лия ван Леер | Программист, киноархивист | Израиль |
1996 г. | Никита Михалков | Актер, Режиссер | Россия |
1997 г. | Джек Лэнг | Политик | Франция |
1998 г. | Бен Кингсли | Актер | Объединенное Королевство |
1999 г. | Анхела Молина | Актриса | Испания |
2000 г. | Гун Ли | Актриса | Китай |
2001 г. | Билл Механик | Продюсер фильма | Соединенные Штаты |
2002 г. | Мира Наир | Директор | Индия |
2003 г. | Атом Эгоян | Директор | Канада |
2004 г. | Фрэнсис МакДорманд | Актриса | Соединенные Штаты |
2005 г. | Роланд Эммерих | Директор | Германия |
2006 г. | Шарлотта Рэмплинг | Актриса | Объединенное Королевство |
2007 г. | Пол Шредер | Режиссер, сценарист | Соединенные Штаты |
2008 г. | Коста-Гаврас | Директор | Франция |
2009 г. | Тильда Суинтон | Актриса | Объединенное Королевство |
2010 г. | Вернер Херцог | Режиссер, сценарист | Германия |
2011 г. | Изабелла Росселлини | Актриса | Италия |
2012 г. | Майк Ли | Режиссер, сценарист | Объединенное Королевство |
Вонг Кар-вай | Директор | Гонконг | |
2014 г. | Джеймс Шамус | Сценарист | Соединенные Штаты |
2015 г. | Даррен Аронофски | Режиссер, сценарист | Соединенные Штаты |
2016 г. | Мерил Стрип | Актриса | Соединенные Штаты |
2017 г. | Пол Верховен | Режиссер, сценарист | Нидерланды |
2018 г. | Том Тыквер | Режиссер, сценарист | Германия |
2019 г. | Жюльетт Бинош | Актриса | Франция |
2020 г. | Джереми Айронс | Актер | Объединенное Королевство |
2022 г. | М. Найт Шьямалан | Режиссер, сценарист, продюсер | Индия / США |
В 2021 году режиссеры шести предыдущих фильмов-обладателей «Золотого медведя» определили награды конкурса 71-го Берлинале. В том году не было председателя жюри. В состав жюри вошли Мохаммад Расулоф, Надав Лапид , Адина Пинтилие , Ильдико Эниеди , Джанфранко Рози и Ясмила Жбанич .
Исторический
Фестивальный дворец.
Этот фестиваль был создан в году западными союзниками , которые хотели создать «витрину свободного мира». Его инициировал Оскар Мартай, «кинорежиссер», ответственный за перезапуск берлинского кинотеатра.
Начиная с первого выпуска, высшей наградой был Золотой медведь (скульптор Рене Синтенис ). Представлены Серебряные Медведи , разделенные на несколько категорий, и изначально от Бронзовых Медведей быстро откажутся. В 1951 году первый Золотой медведь также был награжден по категориям, но в следующем году он больше не присуждался ни одному фильму, объединяющему все жанры. С 1952 по 1955 год призы присуждались после голосования публики, при этом каждый зритель мог оценить фильм от одного до четырех в конце просмотра. С года Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров аккредитовала Берлинский кинофестиваль, что позволило ему составить международное жюри для присуждения призов. Изначально фестиваль проводился летом, а с 1978 года – в феврале .
Только один выпуск года был прерван, что сопоставимо с выпуском Каннского кинофестиваля 1968 года . В то время разразился скандал вокруг фильма немца Майкла Верховена « ОК » , в котором рассказывается об изнасиловании и убийстве вьетнамской женщины американскими солдатами. Возмущенная реакция публики, разделившейся на его выбор, и жаркие споры вынуждают жюри (под председательством американца Джорджа Стивенса ) уйти в отставку, и фестиваль отменяется за два дня до церемонии награждения.
В году фестиваль проходит под охраной полиции после того, как Штаммхейм признал его лучшим фильмом , посвященным судебному процессу 1977 года против Фракции Красной Армии . В году иранский режиссер Джафар Панахи , который должен был входить в состав присяжных, был приговорен режимом своей страны к шести годам тюремного заключения и 20-летнему запрету заниматься своей профессиональной деятельностью. В 2015 году он будет награжден Золотым медведем за Taxi Téhéran , который он тайно вручит.
Берлинале 2019 является последним под художественным руководством Дитера Косслик , который прибыл в 2002 году отмечен подписанием хартии равенства и разнообразия в кинофестивалях , проводимых на коллективной 50:50 . Таким образом, немецкий фестиваль обязуется предоставлять гендерную статистику, в частности о количестве фильмов, представленных для отбора, публиковать список членов отборочных комиссий и программистов и, наконец, утверждать график преобразования руководящих органов. идеальный паритет.
Его заменяют два новых директора: Мариетт Риссенбек и Карло Шатриан , который до этого был художественным руководителем фестиваля в Локарно .
Международный кинофестиваль в Берлине
Берлинский Международный Кинофестиваль (нем. Internationale Filmfestspiele Berlin), называемый также Берлинале, является одним из ведущих мировых кинофестивалей и входит в число самых значимых медиасобытий. Ежегодно проводится в столице Германии (Берлине).
Основанный в Западном Берлине в 1951 году, фестиваль ежегодно проводится в феврале с 1978 года. Продавая около 300 тысяч билетов и насчитывая 500 тысяч посещений, считается самым крупным публично посещаемым кинофестивалем во всем мире на основе фактических показателей посещаемости. Около 400 фильмов показываются в разных секциях, представляя широкий спектр кинематографического мира. Около двадцати фильмов соревнуются за награды «Золотой Медведь» и «Серебряный Медведь». С 2001 года директором фестиваля является Дитер Косслик.
Европейский кинорынок (EFM), проводимый одновременно с Берлинале, является одним из основных мест встречи представителей международного кинофестиваля. Кинофестиваль обслуживает дистрибьюторов, покупателей фильмов, продюсеров, финансистов и агентов совместного производства. Кампус Талантов Берлинале (англ. Berlinale Talent Campus), недельный цикл лекций и семинаров, собирает молодых кинематографистов со всего мира. Он связан непосредственно с самим фестивалем и служит форумом для будущих артистов.
В фестивале, Европейском кинорынке и других второстепенных мероприятиях принимают участие около 20 000 профессионалов из более чем 130 стран. Более 4200 журналистов отвечают за освещение мероприятий средствами массовой информации в более чем 110 странах. При особенно громких кинопремьерах, звезды кино и знаменитости присутствуют на красной ковровой дорожке
Берлинале закрепил за собой космополитический характер, объединяющий искусство, гламур, коммерцию и глобальное внимание средств массовой информации
66-й Берлинале, проводился с 11 февраля по 21 февраля 2016 года. Мерил Стрип председательствовала в международном жюри. Для открытия фестиваля был выбран фильм братьев Джоэла и Этана Коэн «Да здравствует Цезарь!». «Золотым Медведем» был награждён итальянский документальный фильм «Море в Огне», срежиссированный Джанфранко Рози.
67-ой Берлинский международный кинофестиваль проводился с 9 февраля по 19 февраля 2017 года.
Таланты Берлинале [ править ]
Вим Вендерс посетил кампус талантов в качестве лектора
Начиная с 2003 года, Берлинале сотрудничает с Berlinale Talents (ранее Berlinale Talent Campus), зимней школой для «подающих надежды кинематографистов», которая проводится одновременно с фестивалем. Talent Campus ежегодно принимает около 250 кандидатов; посетители приезжают со всего мира и представляют все профессии кинопроизводства.
Мероприятие длится шесть дней во время Берлинале и включает лекции и панельные дискуссии с известными профессионалами, которые решают проблемы кинопроизводства. Частью программы являются семинары, экскурсии, индивидуальные занятия, коучинг и обучение участников из разных сфер деятельности.
В ходе заседания представлены презентации известных экспертов , среди которых были Пак Чан Ук , Фрэнсис МакДорманд , Стивен Фрирз , Деннис Хоппер , Цзя Чжанке , Уолтер Марч , Шахрукх Кхан , Джошуа Оппенгеймер , Энтони Мингелла , Шарлотта Рэмплинг , Уолтер Саллес , Ридли Скотт , Рауль Пек , Том Тыквер , Майк Ли , Тильда Суинтон и Вим Вендерс . [цитата необходима ]Многие из этих презентаций и лекций заархивированы как в виде видеозаписей, так и в виде стенограмм на веб-сайте Talent Campus.
Где найти звезд
Если же звезды на экране уже не вызывают восторга и хочется увидеть их вживую, можно попытаться пробиться к красной ковровой дорожке через десятки фотографов. Впечатления не из самых приятных – они очень громко кричат, чтобы знаменитости посмотрели в их сторону, да и толкаются профессионально.
В этом году многие звезды отказались от откровенных платьев и высоких каблуков. Ограничились джинсами и футболкой, поддержав запущенную немецкой сценаристской и актрисой Анной Брюгерманн компанию #Nobodysdoll («Не чья-то кукла»).
Есть другой способ оказаться ближе к звездам – раздобыть билеты на бранч по случаю премьеры или на коктейльную вечеринку того или иного кинофонда. Например, Гете-Институт традиционно устраивает свой Гете-завтрак в первую субботу Берлинале с 10:30 в уютном берлинском офисе на Вайнмайстерштрассе.
Если ищете кого-то конкретного – через хештеги и геопозицию в Инстаграме можно выследить почти любого на кинофестивале.
История
Фестиваль проводится с года. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин. В первый год существования этого кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, а в — гг. проводились опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись по категориям «лучший мюзикл», «лучшая драма», «лучший приключенческий фильм» и «лучшая комедия».
С года решение о присуждении наград принимает международное жюри. Главным призом фестиваля является «Золотой медведь», присуждаемый за лучший фильм. Серебряный медведь присуждается в следующих номинациях: лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актриса, лучшая музыка и приз за выдающиеся достижения в области искусства. Премией Альфреда Бауэра отмечаются картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». На Берлинале-2006 впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.
В году Берлинале получил официальный статус международного кинофестиваля. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.
В рамках Берлинского киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок. В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссёров французской «новой волны» — Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.
До года российское кино не было представлено на фестивале. Первой картиной, показанной в Берлине, был фильм Сергея Соловьёва Сто дней после детства (Соловьев получил приз за лучшую режиссуру). Дважды фильмы отечественных режиссеров получали Золотые награды: в году это была кинокартина Восхождение Ларисы Шепитько, а в году — Тема Глеба Панфилова. В разные годы отечественные фильмы были отмечены призами за режиссуру, за художественный вклад, премией Альфреда Бауэра, а также специальными премиями. Так, в году Георгий Шенгелая получил приз за лучшую режиссуру (Путешествие молодого композитора), в году специальной премией отмечен фильм Александра Аскольдова Комиссар (снят в г.), в году премию А.Бауэра получил режиссёр Вадим Абдрашитов за фильм Слуга. Приз Серебряный медведь в году получил режиссер Виктор Аристов. В году режиссёр Александр Сокуров был награжден премией за творческий вклад в утверждение идеалов гуманизма.
Призами Серебряный Медведь (номинации «Лучший актёр» и «Лучшая актриса») были удостоены: Анатолий Солоницын (, Двадцать шесть дней из жизни Достоевского), Евгения Глушенко (, Влюблён по собственному желанию), Инна Чурикова (, Военно-полевой роман), Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин (, Как я провёл этим летом).
Дресс-код
Как бы сильно вы ни хотели красивую фотографию на красной дорожке в шикарном наряде, на Берлинале это будет неуместным. Оставьте платья в пол и костюмы для Каннского или Московского кинофестивалей. Берлин — город простой во многих отношениях. И в плане одежды здесь все тоже достаточно демократично. Это касается в том числе и вечеринок, где в белых кроссовках и джинсах вы будете чувствовать себя куда комфортнее, чем в платье даже средней длины. Такое отношение к дресс-коду крайне практично: не надо переодеваться по несколько раз, как многие умудряются делать на «Кинотавре» в Сочи. В Каннах, наоборот, надо уже с утра выходить в платье в пол, потому что показы во Дворце Фестивалей можно посетить исключительно в black tie.
Дресс-код на Берлинале соблюдают только кинозвезды. Голые плечи в прохладную, еще зимнюю погоду — хоть и смелое решение для актрис, но, когда на тебя устремлены многотысячные взгляды зрителей и фотокамер, приходится соответствовать. На выручку приходят ассистенты и помощники. Красавица Эль Фаннинг прошлась по дорожке в бархатном платье с голыми плечами, а когда она давала комментарии прессе, уже стояла в накидке.
История
Фестиваль проводится с 1951 года. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин, поэтому в СССР он именовался как «Кинофестиваль в Западном Берлине» и достаточно долго игнорировался политическим руководством Советского Союза. В первый год существования этого кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, а в — гг. проводились опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись по категориям «лучший мюзикл», «лучшая драма», «лучший приключенческий фильм» и «лучшая комедия».
В 1956 году фестиваль получил статус «международного», а решение о присуждении наград принимает международное жюри. Главным призом фестиваля является «Золотой медведь», присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в следующих номинациях:
- лучший режиссёр
- лучший актёр
- лучшая актриса
- лучшая музыка
- приз за выдающиеся достижения в области искусства.
Премией Альфреда Бауэра отмечаются картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». На «Берлинале-2006» впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.
В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.
В рамках Берлинского киносмотра работают фестиваль «Панорама», европейский кинорынок художественных фильмов, международный видеофестиваль, фестиваль фильмов для детей, также проводится «Форум нового кино», основу которого составляют авангардные и некоммерческие фильмы. В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссёров французской «новой волны» — Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.
Как правило, на «Берлинале» показывают около 350 фильмов, а посещают этот киносмотр порядка 150 тысяч зрителей.
Российское кино на Берлинаре
До 1975 года отечественный кинематограф не был представлен на фестивале. Первой картиной, показанной в Берлине, был фильм Сергея Соловьёва «Сто дней после детства» (Соловьев получил приз за лучшую режиссуру). Дважды фильмы отечественных режиссеров получали «Золотые награды»: в 1977 году это была кинокартина «Восхождение» Ларисы Шепитько, а в 1979 году — «Тема» Глеба Панфилова. В разные годы отечественные фильмы были отмечены призами за режиссуру, за художественный вклад, премией Альфреда Бауэра, а также специальными премиями. Так, в 1986 году Георгий Шенгелая получил приз за лучшую режиссуру («Путешествие молодого композитора»), в 1988 году специальной премией отмечен фильм Александра Аскольдова «Комиссар» (снят в 1967 г.), в 1989 году премию А.Бауэра получил режиссёр Вадим Абдрашитов за фильм «Слуга». В 2003 году режиссёр Александр Сокуров был награжден премией за творческий вклад в утверждение идеалов гуманизма. Специальными призами кинофестиваля были награждены актеры: Евгения Глушенко (, роль в фильме «Влюблён по собственному желанию»), Инна Чурикова (, «Военно-полевой роман»).
Берлинале: город не спит
Воскресный вечер в Берлине; пешеходные улочки недалеко от Потсдамской площади. Обычно в это время здесь пусто, и ни один магазин не работает – в воскресенье немцы отдыхают в кругу семьи. Но в дни Берлинале все иначе: улицы забиты людьми от мала до велика. Иностранные языки смешиваются в один веселый гул. Магазины работают допоздна, а рядом с ними открылись ресторанчики на колесах с мексиканской, немецкой и даже уругвайской кухней.
Правда, на улице долго никто не задерживается, и не только потому, что февраль в этом году в Берлине выдался зябким. Просто все самое интересное происходит внутри тех самых зданий, около которых людей еще больше, чем у уличных кафе. Это кинотеатры, принимающие у себя в этом году 68-й международный кинофестиваль Берлинале.
Таких кинотеатров по всему городу несколько десятков, и в каждый из них уже за час до начала показов выстраивается немаленькая очередь – чаще всего места в билете не указываются, и лучше прийти заранее, чтобы сесть поудобнее. В Berlinale Palast, самое грандиозное здание фестиваля, ведет красная ковровая дорожка. По ней проходят известные режиссеры и актеры на премьеру собственных картин, но уже через несколько часов их сменяют обычные зрители. Всего 21 тысяча гостей из 130 стран, 330 тысяч проданных билетов.
История
В разгар холодной войны в 1950 году Оскар Мартей , кинооператор Отделения информационной службы Верховного комиссара США по Германии , дислоцированного в Берлине, предложил идею кинофестиваля в Берлине. 9 октября 1950 года это предложение было рассмотрено комиссией, в которую вошли члены Сената Берлина и представители немецкой киноиндустрии . Благодаря его усилиям и влиянию американские военные администрацию убедили оказать помощь и предоставить ссуды на первые годы Берлинского международного кинофестиваля, который начался в июне 1951 г. с историком кино доктором Альфредом Бауэром в качестве его первого директора, должность, которую он будет занимать до 1976 года.Ребекка Альфреда Хичкокаоткрыла первый фестиваль в Титиана-Паласт в Штеглице 6 июня 1951 года. Первый фестиваль проходил с 6 по 17 июня , а Вальдбюне был еще одним местом проведения фестиваля.
Победители первых наград в 1951 году были определены западногерманской комиссией, а обладателей « Золотого медведя » было пять , разделенных по категориям и жанрам. Золушка », получившая «Золотого медведя» за музыкальный фильм, также получила приз зрительских симпатий. FIAPF ( Международная федерация ассоциаций кинопроизводителей) запретила присуждать призы жюри на фестивале , поэтому в период с 1952 по 1955 год победителей «Золотого медведя» определяли зрители. В 1956 году FIAPF официально аккредитовала фестиваль , и с тех пор «Золотой медведь» присуждается международным жюри.
Во время холодной войны некоторые фильмы также демонстрировались в Восточном Берлине .
– й фестиваль в 1970 году был прерван, и награды не были выданы из-за разногласий по поводу показа фильма Майкла ВерховенаОК В следующем году фестиваль был реформирован, и был создан новый Международный форум нового кино.
Бауэра сменил киножурналист Вольф Доннер в 1976 году, который уделял немецким фильмам более высокий приоритет. После своего первого Берлинале в июне 1977 года он успешно договорился о переносе фестиваля с июня на февраль (22 февраля – 5 марта 1978 года), и с тех пор это изменение осталось. На этом 28 -м фестивале жюри наградило Испанию Золотым медведем за вклад в фестиваль, а не за конкретный фильм. Три испанских фильма, которые были показаны на фестивале и выиграли его, были короткометражным фильмом Ascensor режиссера Томаса Муньоса и художественными фильмами La palabras de Max режиссераЭмилио Мартинес Ласаро и Лас Тручас Хосе Луиса Гарсиа Санчеса . Фестиваль 1978 года также видел начало европейского кинорынка.
Всего через три года в этой роли Доннера сменил Мориц де Хадельн , который занимал эту должность с 1980 года , пока в 2001 году ее не занял режиссер Дитер Косслик
В 2000 году Театр на Потсдамской площади , известный во время фестиваля как Berlinale Palast, стал основным местом проведения фестиваля. С 2009 года также используется Friedrichstadt-Palast .
В июне 2018 года было объявлено, что Мариэтт Риссенбек станет новым исполнительным директором вместе с художественным руководителем Карло Чатрианом. Они заняли свои посты после последнего выпуска Косслик в 2019 году. Риссенбек стала первой женщиной, возглавившей Берлинале.
В 2015 году был введен новый раздел «Серии», посвященный полнометражным .
Сокращенный 71-й фестиваль прошел практически в марте 2021 года из-за пандемии COVID-19 .