Традиционная и современная культура Китая: особенности

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Особенности Китая — философское учение даосизм

В этот же период в Китае формируется еще одно философское направление – даосизм. Его основателем и духовным лидером считается Лао-Цзы. Главной особенностью данной философии является отказ от активной жизни и созерцание всего окружающего. Главным направлением данного учения является изучение законов природы и следование этим законам. За основу учения взята идея о «пути природы» и вечной изменчивости мира. Даосизм, так же как и учение Конфуция, выходит за рамки религии и философии, распространяясь на весь уклад жизни. Многое в данном учении почерпано из буддизма и йоги, например, дыхательные практики. Конечной целью в этом направлении, является достижение бессмертия. Даосизм проповедует теорию «недеяния», в том числе и для правителя, рассуждая, что лучшим правителем является тот, о котором народ знает только то, что он есть.

Одной из сфер жизни, куда распространялся интерес даосизма, является естествознание, астрология, алхимия. В конце концов, эксперименты алхимиков привели к тому, что был изобретен порох. Наука о связи космического пространства и земной поверхности привела к изобретению компаса

Астрологические прогнозы на все случаи жизни стали очень популярны, и ни один уважающий себя правитель не принимал важное решение без совета личного астролога

Кроме того, многие принципы даосизма легли в философскую основу многих китайских единоборств, в частности ушу.

Достижения культуры Древнего Китая

  • Письменность. Созданная китайцами система иероглифов уникальна, и позднее японцы позаимствовали её именно у китайцев, изменив на свой манер. В отличие от алфавитного письма, где буквам соответствуют отдельные звуки, каждый иероглиф имеет своё значение, а общее их количество исчисляется десятками тысяч. Именно древнекитайская письменность является одной из старейших в мире.
  • Литература. Произведения записывались на покрытых воском дощечках, на которых иероглифы выцарапывались заострёнными палочками. Большое распространение получили каллиграфия и поэзия. В более поздние этапы на смену дощечкам и палочкам пришли шёлк, бумага и кисти.
  • Бумага. Это, пожалуй, одно из важнейших достижений культуры Древнего Китая – представить современный мир без бумаги попросту невозможно. Её аналоги вроде папируса и пергамента существовали и ранее, но именно китайцы изобрели бумагу, которой мы пользуемся и по сей день.
  • Архитектура. Её отличительной чертой является сложность строений, большинство из которых имеет огромное множество крупных и мелких деталей. Уже в I тысячелетии до н. э. китайцы возводили здания в 2-3 этажа, хотя другие цивилизации того времени строили в основном неказистые одноэтажные здания, за исключением особо важных сооружений вроде храмов и дворцов.

Достижения культуры Древнего Китая

  • Живопись. Она всегда была важнейшей частью искусства древнекитайской культуры, как и литература. Вся китайская живопись той эпохи буквально пропитана восхищением природой, и многие её жанры существовали столетиями, не изменяясь. Например, пейзажная живопись, или жанр изображение птиц рядом с цветами.
  • Порох. Изобретён он был около двух тысяч лет назад, став ещё одним важнейшим достижением культуры Древнего Китая. Порох использовался китайцами в основном для производства фейерверков, но не только. При этом нет никаких достоверных свидетельств того, что он применялся в военных целях.
  • Механика. Китайцы изобрели механические двигатели, использующие энергию падающей воды, водоподъёмный насос и много чего ещё. Они же изобрели первые прототипы компаса и сейсмографа.
  • Астрономия. Древнекитайские астрономы отметили существование пятен на Солнце ещё в 28 году до н. э., они каталогизировали около 2500 звёзд и 320 созвездий.
  • Медицина. В традиционном её виде она получила столь широкое распространение, что используется до сих пор, в основном в самом Китае, где она крайне популярна.
  • Шёлк и фарфор. На протяжении многих столетий китайцы хранили секреты производства этих ценных предметов.
Реформа государственной деревни Киселёва 1837-1841 кратко. Чем полезна, причины, итоги.
Гражданская война в Испании 1936-1939 кратко. Причины, события, итоги, участники.

Философия древних китайцев

Культура КитаяВозможно, именно развитие конфуцианства и даосизма в Древнем Китае оставило свой отпечаток на целом народе и даже распространилось на другие части земли. И это не удивительно – конфуцианство, например, включало в себя не только философское учение, но и целый пласт общественно-культурного значения, такие как этика, политика, образ жизни, религия. Конфуцианство регулировало отношение между людьми, предлагая нормы общения и поведения как между равными по социальному уровню, так и между низшими и высшими сословиями, которые строились на гармонии и уважении.

Даосизм же обращался к природе, ее изменчивости и силе, а также изучал землю и природу, их влияние на человека. Подобные наблюдения привели к таким открытиям как компас, порох, гороскопы и календарь. В даосизме существует борьба двух противоположностей: «инь» — отрицательное, женское начало, и «ян» — положительное, мужское начало. Они не могут существовать друг без друга и пронизывают буквально все сущее на земле.

Буддизм же в древней культуре Китая появился гораздо позже, чем конфуцианство и даосизм. Хотя он и не получил широкого распространения, в Китае сохранились буддийские храмы, а кое-где еще живут монахи, исповедующие это учение. Они живут в довольно скромных условиях, питаясь, простой пищей, и проводя большую часть дня в медитациях.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство и культура Китая начали формироваться еще в III веке до нашей эры. Живопись различных эпох отражала жизнь Поднебесной, изображала членов императорской семьи и знатных государственных чиновников, красоту природных пейзажей. Многие изобразительные шедевры китайских художников сохранились и по сегодняшний день, став уникальным достоянием современной культуры Китая.

Яндекс.Картинки

Архитектура и живопись

Зодчество Китая отличается сложностью и многогранностью архитектуры. Еще до начала нашей эры в Поднебесной возводились двух- и трехэтажные дома, покрытые черепицей. К боковой стене строения обязательно прикреплялась деревянная доска с пожеланиями благополучия и здоровья.

Характерная особенность всех строений в китайской архитектуре – углы крыш, загнутые вверх. Такой прием имел религиозную подоплеку. Считалось, что по такой крыше в дом не смогут проникнуть нечисть и злые мысли.

Китай стал родиной множества пагод, храмов и других архитектурных памятников, которые сегодня тщательно оберегаются и являются важнейшей достопримечательностью Поднебесной.

Китайская живопись, как и архитектура, имела свой особый, сакральный смысл. Основные тематики – гармония человека с природой, красота пейзажей, величие гор, птиц и цветов.

Яндекс.Картинки

Направления в скульптуре

На протяжении долгих столетий скульптура Китая всецело посвящалась императорской семье и знатным государственным чиновникам. Их изваяния после смерти ставились возле склепа усопшего в качестве своеобразного памятника.

Одна из наиболее известных скульптурных памяток – Терракотовая армия, размещенная в склепе императора Цинь Ши-хуаньди. Она состоит из более чем 8100 статуй воинов с лошадьми, выполненных максимально реалистично и индивидуально.

Со временем в скульптуре Китая появились и другие направления – роспись на стенах храмов и гробниц, возведение каменных пещер с колоннами, арками и статуями.

Яндекс.Картинки

Театр, танцы и музыка

Китайский театр – одно из наиболее древних и знаменитых достояний культуры. Уже в V столетии до нашей эры в стране демонстрировались театральные представления с элементами оперы – песнями и танцами.

В театральных постановках максимум внимания уделялся гриму и костюмам актеров. При этом антураж и декорации были весьма скромными.

В древнем Китае активно развивались танцевальные школы. Первые из них датированы еще XX столетием до нашей эры. Основная цель таких школ была развлечение императора и знатных чиновников на праздниках.

Классическая часть азиатской культуры – Танец дракона и Танец льва. Они традиционно исполняются на любом государственном празднике и фестивале и обязательно дополняют празднование Нового года.

Яндекс.Картинки

Философия древних китайцев

Культура КитаяВозможно, именно развитие конфуцианства и даосизма в Древнем Китае оставило свой отпечаток на целом народе и даже распространилось на другие части земли. И это не удивительно – конфуцианство, например, включало в себя не только философское учение, но и целый пласт общественно-культурного значения, такие как этика, политика, образ жизни, религия. Конфуцианство регулировало отношение между людьми, предлагая нормы общения и поведения как между равными по социальному уровню, так и между низшими и высшими сословиями, которые строились на гармонии и уважении.

Даосизм же обращался к природе, ее изменчивости и силе, а также изучал землю и природу, их влияние на человека. Подобные наблюдения привели к таким открытиям как компас, порох, гороскопы и календарь. В даосизме существует борьба двух противоположностей: «инь» — отрицательное, женское начало, и «ян» — положительное, мужское начало. Они не могут существовать друг без друга и пронизывают буквально все сущее на земле.

Буддизм же в древней культуре Китая появился гораздо позже, чем конфуцианство и даосизм. Хотя он и не получил широкого распространения, в Китае сохранились буддийские храмы, а кое-где еще живут монахи, исповедующие это учение. Они живут в довольно скромных условиях, питаясь, простой пищей, и проводя большую часть дня в медитациях.

1. Зарождение искусства в Древнем Китае

Китай, подобно многим другим государствам, пережил первобытнообщинный, а затем рабовладельческий строи. Уже в III тысячелетии до н. э в Китае существовали многочисленные поселения. От этого времени до нас сохранились следы древнейшей китайской культуры — тонкостенные глиняные сосуды в виде кувшинов и амфор, имеющих разнообразные, правильные формы, выполнение на гончарном круге. Все эти сосуды обжигались в печах при высоких температуре, лощились кабаньим зубом, чтобы иметь гладкую поверхность, и расписывали красивыми узорами, состоящими из крутых завитков, сетчатых линий, зигзагов и ромбов. Чёрные, красные, фиолетовые и белые краски наносились на тёплый красноватый тон глиняного черепка. Многие формы этих предметов гончарного искусства, например трехногие «ли» или округлые кувшины с невысоким горлом, сохранили своё существование в течение многих последующих веков. Особенно плодотворными в области изобразительного искусства были так называемые периоды Чжаньго (IV — III вв. до н. э) и Хань (206 г до н. э — 220 г. н. э).

22 стр., 10529 слов

Искусство Древнего Китая

… искусства многих других народов. Наибольшего расцвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цинь и Хань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайских царств в единое Китайское государство. *** Древнейшие памятники искусства Китая … органически связан с формой сосуда. В невысоких сосудах рисунок покрывает верхнюю … охранять его в загробной жизни. Раскопками в Аньяне обнаружено …

В ханьском искусстве произошли разительные перемены. Уже в IV веке до н. э взамен таинственной символики древних сосудов и бронзовых изделий, в резных предметах из камня и в других областях искусства появляются новые сюжеты и темы.. В них фантастика сплетается с мотивами реальной жизни, монументальность древних бронзовых изделий и узоров сменилась виртуозным изяществом и лёгкостью гравированных изображений. Ханьское время дало богатейший материал для изучения мифов, исторических легенд, обычаев и религиозных представлений Китая.

Середина I тысячелетия до н. э. — период в истории Китая, создавший свой мир неповторимых сюжетов и образов в искусстве. Именно в эту эпоху развивались и утверждались ранее существовавшие принципы архитектуры и градостроительства, складывался неповторимый стиль живописи и скульптурного рельефа.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре

Имя Конфуций (551-479 до н.э.) — латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.

Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению «Книги истории»(Шу цзина), «Книги стихов»(Ши цзина), «Книги перемен»(И цзина), «Весны и осени»(Чунь-цу), «Книги о ритуалах»(Ли цзи), «Книги и музыке»(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

Это интересно: 546,Одежда Древней Греции

Семейные ценности

Китай относится к тем странам, где семейные ценности считаются одним из основополагающих принципов, а семья – одним из условий для обретения жизненного спокойствия. Ее глава должен заботиться о непрерывности рода, поэтому самым большим счастьем для семьи считается рождение ребенка. При этом еще в древнем Китае больше «ценился» именно мальчик, который считается продолжателем рода. На третий день после рождения ребенку давали «малое» имя: си (счастье), фу (богатство), лэ (радость) и т. д.

При этом рождение девочки не считалось счастливым событием, поскольку она потом выходит замуж и становится частью чужой семьи. Их могли называть Сань-до (третья – лишняя), До-цо (большая ошибка) и пр. Теперь в качестве имен девочек часто используют названия цветов, иногда птиц или бабочек.

В Китае есть еще одна необычная традиция «кувада», связанная с появлением детей. Чтобы лучше понять состояние жены, будущему отцу предстояло имитировать боль, которую женщина испытывает при родах: стонать, имитировать схватки и кричать от воображаемых мук.

Культ личности и почитание предков

Могущественным владыкой мироздания жители древнего Китая считали небо. Именно оно наделяет властью императоров. Поэтому второе имя правителя было Сын Неба.

С древних времён идёт поверье, что все жители Китая — одна большая семья. Император — отец и мать. Народ должен почитать повелителя и слушаться его. Китайским детям внушалось, что главный в «малой» семье отец, в большой семье — император, который является владыкой всего мира.

Общий предок человека по мужской линии в Китае глубоко почитался с древности. Здесь верят, что покинувшие этот мир оказывают влияние на живых. Китайцы приносят жертвоприношения ушедшим в мир иной родственникам в виде еды или символических предметов из дома.

Архитектура и живопись

Уже в I тыс. до н. э. китайцы возводили сложные строения. Остальных народы в этот период строили только одноэтажные дома, в то время как в Китае делали двух- и трехэтажные. Они имели внушительный вид и для их возведения нужны были определенные знания по математике. Крыши покрывали черепицей, здания украшали символами здоровья, богатства, процветания.

Особенностью китайской архитектуры стали крыши с приподнятыми уголками — это создавало иллюзию того, что конструкция прогнулась. Строились монастыри, которые вырубались прямо в скалах, а также возводились башни-пагоды.

Искусство Древнего Китая тоже выглядело необычным. Каждая картина имела сюжет и историю, а также сопровождалась небольшим изречением. Рисовали на стенах, обложках книг, шелке, а потом и на бумаге. Каждый художник сам изготавливал краски. В древней цивилизации выделяли две техники:

  • гунби — детализировались предметы, которые имели идеальное очертание,
  • сеи — размытые контуры и силуэты.

В живописи было несколько доминирующих сюжетов — «цветы-птицы», «люди», «горы-воды». Каждая деталь картины имела смысл. Например, аист символизировал одиночество, сосна долголетие, а бамбук стойкость. В живописи часто встречали пейзажи, которые отражали восхищение природой.

Культурная жизнь Древнего Китая наполнена разными уникальными видами искусства. Она повлияла на многие мировые цивилизации. Сегодня восточная культура не теряет своей популярности.

Династия Цинь и первый император

Кратковременная династия Цинь (221–206 гг. До н.э.) была первой, кто объединил Китай как страну под властью императора, а не правящих кланов.

Первым императором объединенного Китая был Ши Хуанди, которому удалось победить и покорить другие королевства. После этого он установил централизованную власть и разделил страну на новые округа. Точно так же он приказал построить сеть дорог, каналов и постов по всей империи.

В качестве защиты от возможных вторжений империя начала строить великую стену на севере своей территории.

Первый император приказал сжечь все существующие книги, за исключением тех, которые касались медицины, аптеки или других вопросов, которые он считал полезными.

Другим его великим наследием были знаменитые терракотовые воины, похороненные в его гробнице.

Праздники и подарки

Китайцы, хотя и считаются трудягами, но и в отдыхе они знают толк. Есть несколько праздников, во время которых вся страна отдыхает:

  • Новый год – 01.01.
  • Китайский новый год – первые лунные сутки в году, чаще всего отмечается в феврале, празднуют неделю
  • День труда – 01.05.
  • Цинмин – день памяти усопших, который празднуется на 108-е лунные сутки за зимним солнцестоянием, 04-05.04.
  • День образования КНР – 01.10., работники отдыхают неделю
  • Праздник драконьих лодок – пятые сутки пятого лунного месяца
  • День посадки деревьев – 12.03.
  • Праздник середины осени – пятнадцатые сутки восьмого лунного месяца

Фестиваль Драконьих лодок в Китае

Некоторые также отмечают Международный женский день – 08.03., День защиты детей – 01.06., День молодежи – 04.05. и День армии – 01.08.

Кроме того, жители Китая привыкли праздновать юбилеи, дни рождения, свадьбы, рождение малышей, личные события вроде новоселья, крупных покупок, повышения по службе.

Одним из самых любимых праздников считается Китайский новый год. Он символизирует собой наступление долгожданной весны. В это время китайцы отдыхают целую неделю, всей семьей посещают своих близких родственников, ездят в гости к дальним, путешествуют, устраивают песни и пляски, водят хороводы, загадывают желания и верят в светлое будущее.

Еще одно важное событие в жизни китайца — это свадьба. Планирование свадьбы невозможно без астрологов, которые проверяют будущих молодоженов на совместимость и назначают подходящую дату свадьбы

Сама церемония отмечается пышно: приглашаются сотни гостей, стол ломится от разнообразных угощений и деликатесов – на празднике как минимум двенадцать разных блюд с замысловатыми названиями.

Невеста обычно облачается в роскошное платье красного цвета, который испокон веков олицетворял счастье, любовь, радость. И хотя в последнее время европейская свадебная мода берет свое, в образах китайских невест, облаченных в белые наряды, обязательно присутствует любой красный аксессуар.

День рождения в Китае хотя и не с таким большим размахом, но все же отмечается. Программа-минимум для именинника в этот день – съесть традиционную лапшу шоумянь, которая сулит ему долгие годы жизни и здоровье.

Прошлое страны оставило отпечаток в настоящем в виде праздников, связанных с поверьями, духами, потусторонними силами, суевериями. Поэтому здесь постоянно проводятся церемонии, приуроченные ко дню луны, фонарей, драконов, воды, цветов, воздушных змеев. Такие гулянья сопровождаются особыми ритуалами, шествиями, салютами.

Ну а какой же праздник без подарков? Китайцы обожают дарить и принимать презенты, которые несут скорее символический характер.

Это не иначе как выражение уважения и пожелание счастливой жизни, поэтому подарки здесь чаще всего недорогие. Если же подарок действительно отличается своей ценой, то дарящий часто может даже оставить ценник, чтобы подчеркнуть свою огромную благодарность и почтение.

Однако некоторые вещи абсолютно точно не стоит дарить китайцам, потому что по правилам их культуры такие подарки несут в себе негативный подтекст и чаще всего связаны со смертью или неверностью:

  • часы;
  • ножницы;
  • ножи;
  • цветы;
  • сандалии;
  • платки;
  • что-либо в количестве четырех штук, зеленого цвета, символизирующего измену, и черного и белого цветов, означающих траур.

Подарки надо вручать и принимать обеими руками. Если кому-то преподнесли презент, ему следует взять его, искренне улыбаясь. Открывать подарок стоит позже, без посторонних глаз, если, конечно, дарящий не попросил обратного.

Изобретения.

 Китайцы первыми научились печатать книги. Сначала мастера вырезали текст на гладких деревянных досках, иероглифы покрывали тушью и накладывали на них бумагу. При этом каждый новый текст приходилось опять вырезать на доске. От частого смачивания краской доска разбухала и быстро рассыхалась. В XI веке был изобретён разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Иероглифы сначала лепили из глины, а затем научились отливать их из металла. Появились типографии, развернулась торговля книгами.

В VIII веке р столице Китая стала выходить первая в мире ежедневная газета «Столичный вестник». Газету печатали с досок. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Эта газета под тем же названием выходила более тысячи лет.

Уже в древности в Китае научились делать порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. При защите городов воины использовали «огненные копья» – так назывались пороховые ракеты, которыми наносили ожоги врагам. В XIII-XIV веках появились пушки и ружья.

Бинтование ног

Вплоть до начала ХХ в. в Китае существовала жуткая традиция – бинтовать ноги девушкам. Начиная с 4-5-летнего возраста девочкам заламывали пальцы на ножках и фиксировали их тугим бинтом, а поверх каждые 2 недели надевали туфли меньшего размера. В результате таких экзекуций к 10 годам у девочек формировалась так называемая «стопа лотоса» длиной до 10 см. Иногда девушки даже могли самостоятельно передвигаться с большим трудом, а еще чаще исключительно с посторонней помощью или на специальных носилках.

Интересно! «Лотосовы туфли» превратились из обуви в объект коллекционирования. Наиболее известной является коллекция тайваньского врача Го Чжи-шэна, который в течение 35 лет сумел собрать более 1200 пар такой обуви и около 3000 аксессуаров, используемых когда-то для украшения бинтованных ступней.

Размер ступни был одним из важных критериев престижа невесты в Китае и показателем достатка семьи. Китаянки со стандартными ногами вызывали ассоциации с простонародным происхождением. По предварительным подсчетам за время существования традиции обладательницами «лотосовой ступни» было около 1 млрд. женщин. К счастью, бинтование ног было запрещено после падения последней императорской династии Цин в 1912 г.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий