Почему так важен научный руководитель
Научный руководитель – это, как правило,
профессор, доктор наук, которому разрешено вести аспирантов. Что он может
сделать для аспиранта:
- ввести в круг новейших научных проблем,
актуальной полемики; - обучить научному стилю (то есть, если
по-простому, научить писать научные статьи); - дать подсказку в выборе темы исследования,
правильных формулировок и т.д.; - обрисовать круг научных журналов, где
может напечататься аспирант, конференций, где он может принять участие; - ну и, конечно, всячески мотивировать
аспиранта на написание статей и диссертации. Аспиранты тоже люди, и ничто
человеческое – в частности, лень – им не чуждо. А научный руководитель может
вовремя разогнать эту лень и сподвигнуть аспиранта на тяжелый научный труд.
В
любом случае вклад научного руководителя – неоценим, а во многих случаях
является определяющим.
А
теперь представьте, что научный руководитель вами совершенно не интересуется:
вы числитесь в его аспирантах, но встречаетесь разве что на промежуточной аттестации.
Все остальное вам приходится делать самому. В каком-то смысле – изобретать
велосипед, ведь научный руководитель может вам все это объяснить, но по
каким-то причинам не делает этого. Теперь понимаете, насколько важен выбор
научного руководителя?
О DAAD
DAAD означает “Немецкая служба академических обменов“, Частное, финансируемое из федерального бюджета и финансируемое государством, самоуправляющееся национальное агентство высших учебных заведений Германии. Он был основан в 1925 году и представляет 365 немецких высших учебных заведений (100 университетов и технических университетов, 162 общих университета прикладных наук и 52 колледжа музыки и искусства).
Наблюдения и советы этой статьи мы подготовили на основании опыта команды Немецкая служба академических обменов или DAAD является крупнейшей немецкой организацией поддержки международного академического сотрудничества. Он не предлагает программ обучения или курсов, но присуждает конкурсные, основанные на заслугах гранты для использования на учебу и / или исследования в Германии в любом из аккредитованных немецких высших учебных заведений.
Это зарегистрированная ассоциация, членами которой являются немецкие высшие учебные заведения и студенты. Деятельность DAAD включает предоставление грантов и стипендий, продвижение немецких исследований и немецкого языка за рубежом, поддержку интернационализации немецких университетов, помощь развивающимся странам в создании эффективных университетов и консультирование лиц, принимающих решения по вопросам образования, культуры и политики развития.
Девиз DAAD – «Изменения через обмен». С момента своего основания в 1925 году студентом из Гейдельберга он профинансировал более 2.5 миллионов немецких и иностранных студентов, желающих учиться в Германии.
DAAD формирует свой бюджет в основном за счет федерального финансирования различных министерств, в первую очередь Федерального министерства иностранных дел Германии, а также Европейского Союза и ряда организаций, иностранных правительств и предприятий. Он поддерживает контакты и предоставляет консультации своим основным странам-партнерам на всех континентах через сеть региональных офисов и информационных центров.
Он также предоставляет гранты докторантам, немецким студентам и ученым для обучения и исследований за рубежом. DAAD – крупнейшая в мире организация, предоставляющая академические гранты, с годовым бюджетом в 522 миллиона евро и поддерживающей около 140.000 1 человек по всему миру. Организация была основана 1925 января 1945 года, закрыта в 1950 году и вновь создана в XNUMX году.
Какова цель DAAD?
Наблюдения и советы этой статьи мы подготовили на основании опыта команды DAAD важные обязанности включают предоставление стипендий, укрепление изучения немецкой культуры и языка за рубежом, содействие интернационализации деятельности немецких университетов и исследовательских организаций и помощь развивающимся странам в создании продуктивных высших учебных заведений.
За последние десятилетия DAAD значительно вырос и теперь финансирует около 150,000 XNUMX человек в год. Его годовой бюджет составляет полмиллиарда евро, и большая часть этих денег поступает из государственных фондов (федерального правительства и Европейского Союза).. Тем не менее, DAAD является независимой, а не государственной организацией.
В 2020 году DAAD профинансировал более 110.000 XNUMX международных и немецких ученых по всему миру. Предложения по финансированию варьируются от года за границей для студентов до докторских программ, от визитов для сбора информации до помощи в открытии новых университетов за рубежом и от стажировок до выездных лекций. Добровольный независимый отборочный комитет назначается исполнительным комитетом DAAD в соответствии с определенными принципами назначения для принятия решения о финансировании. DAAD поддерживает международную деятельность немецких высших учебных заведений посредством публикаций, организации мероприятий, маркетинговых услуг и учебных курсов.
Как аспирантура помогает в карьере
Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.
Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.
В 1980-х годах американские исследователи заметили, что реальные зарплаты работников с ученой степенью упали. Людей со степенью было больше, чем требовалось на рынке труда. Специалисты теряют в деньгах, потому что потратили годы на получение степени пока их сверстники нарабатывали реальный опыт. Работодатели ценили опыт больше, чем ученую степень. Работники, которые потратили несколько лет на получение степени вместо выхода на рынок труда в США, потеряли $138 тыс. Отрицательную премию за степень выявили и в Италии, причем для работающих в академической сфере.
Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.
Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.
Как выглядит учеба в докторантуре?
Срок обучения в докторантуре зависит от вуза и специальности. Минимальное время составляет от трех до пяти лет, однако некоторые получают заветную степень только спустя семь или восемь лет учебы.
Причин тому может быть много:
- Если ваш проект напрямую зависит от получения гранта, то иногда работа может встать на паузу из-за отсутствия финансовых средств.
- Обучение в докторантуре чаще всего платное. В Европе стоимость программы PhD может достигать трех тысяч долларов в год.
- Никто не отменял личные причины: болезнь, смена семейного статуса, рождение ребенка – все это может сместить фокус с научного труда на бытовые проблемы.
- Учеба в докторантуре требует максимального погружения в тему. Если жизненная ситуация требует зарабатывать деньги, а не только строить академическую карьеру, то процесс написания диссертации может затянуться.
- Написать докторскую диссертацию в триста страниц – это вам не школьное эссе на пару разворотов в тетради. Клинические исследования показывают, что докторанты испытывают серьезный стресс, пока рождается научный труд.
В докторантуре нет четкого расписания лекций, как на бакалаврских или магистерских программах. Единственное условие – регулярный контакт с научным руководителем. Однако и тут бывает по-разному: кто-то встречается с «шефом» еженедельно и отчитывается о проделанной работе, а кому-то достаточно трех мейлов за полгода.
В первый год обучения студент погружается в тему исследования, уточняет детали плана диссертации, слушает семинары, много работает с литературой. Этот этап очень важен, так как объем итоговой работы должен составлять от ста до трехсот страниц, и не менее трети – оригинальный текст, то есть умозаключения и выводы автора, а не пересказ прочитанной литературы. При этом тема диссертации должна быть актуальна, а результаты – полезны и применимы на практике или для дальнейших научных изысканий.
Во второй год обучения студент может подрабатывать преподавателем на кафедре, третий и четвертый год обычно посвящены написанию и защите научной работы. Промежуточные результаты своего исследования студент должен представлять на тематических конференциях. Инициатива приветствуется: если вы решите поделиться своим опытом с коллегами в другой стране, это будет вам только в плюс.
Европейская докторская степень PhD соответствует титулу кандидата наук, а не доктора наук в России и странах СНГ. Однако это не снижает перспективы найти хорошо оплачиваемую работу по своей специальности.
Библиотека факультета гуманитарных наук Карлова университета в Праге
Документы, которые нужны для поступления
Списки
документов, которые нужны для приема в аспирантуру, в разных вузах могут
несколько отличаться. Но костяк тут неизменен:
- Заявление (анкета-заявление)
- Фото (не менее 2-х)
- Оригинал и копия диплома (и вкладыша) специалиста
или магистра. Согласно ФЗ №273 в ред. от 17.06.19, ст. 69, п. 4 бакалавры к
обучению в аспирантуре не допускаются. - Документ, удостоверяющий личность
поступающего (оригинал и копия; оригинал, конечно, отдадут обратно).
Помимо
этого, обычно требуется:
- Портфолио абитуриента – оно может
называться по-разному. Смысл в том, что абитуриент предоставляет список своих
научных публикаций, достижений. - Реферат по теме предполагаемой диссертации.
- Отзыв научного руководителя на реферат.
- Иногда – заключение научного руководителя
– нечто вроде характеристики на будущего аспиранта. Впрочем, заключение и отзыв
на реферат во многом дублируют друг друга, поэтому заключение требуется не
всегда. - Согласие на обработку персональных данных.
- Расписка (в том, какие документы у вас
приняты). - В некоторых местах для очников нужна еще
медицинская справка. Плюс иногда требуется автобиография, но это уже
специфические моменты отдельных аспирантур.
Также рекомендуем:
Как найти рецензента
Стоит
отметить, что, если портфолио будущего аспиранта (как бы оно ни называлось)
внушительно и вызывает уважение, то реферат может и не потребоваться. Впрочем,
эти моменты лучше заранее обговаривать с научным руководителем и отделом
аспирантуры. Но в любом случае «толщина» портфолио никогда лишней не будет.
Требования для зачисления в аспирантуру
Аспирантура (Promotion) – рассматривается в Германии как третья ступень Болонского процесса. Написание диссертации возможно только в университетах. Подготовка диссертации (Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение 2–4 лет после получения магистерской или эквивалентной степени (Diplom/ Erstes Staatsexamen/ Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена, либо защиты диссертации.
Процедура отбора желающих учиться в Германии в аспирантуре не такая формальная, как в случае бакалавриата или магистратуры. Выбор конкретной кандидатуры в большой степени зависит от готовности конкретного профессора выступить в качестве Вашего научного руководителя. Кандидаты должны связаться напрямую с теми профессорами, с которыми они хотели бы работать.
Для соблюдения формальных требований от кандидата требуется:
- диплом магистра или его эквивалент, выданный вузом, имеющим государственную аккредитацию
- обучение на магистратуре должно быть очным
- вуз должен признаваться в Германии
- специализация магистратуры должна совпадать с направлением работы в аспирантуре. Изученные в Российском Вузе дисциплины сравнивают с программой тех же дисциплин в немецком Вузе и соответствию по количеству часов (приложение к диплому). Стоматологам, юристам из диплома засчитывается максимально 1-2 семестра (разница в технологиях, законодательстве).
- подтверждение владения языком (немецким или английским, часто и того, и другого)
- Язык: официальный сертификат – немецкий С1+/C2 и/или английский С1+. Даже при обучении в аспирантуре на английском языке рекомендуем обладание хотя бы базовым уровнем немецкого.
Выбор формы обучения
Форму
обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел
аспирантуры он только уточняет это в документах.
Существуют
две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что
есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в
аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно.
Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в
аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и
заочной форме.
Очная
форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать
образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении.
Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием
денег.
Поэтому
прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность
науке или финансовая независимость.
Плюсы и минусы обоих способов
Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. Аспиранты, поступившие по программе, в большинстве своем, довольны выбором и говорят о следующих преимуществах:
- не обязательно знать заранее, в какую лабораторию вы хотите идти, можно решить уже в ходе собеседования;
- в некоторых программах есть период так называемой ротации (rotations) по нескольким лабораториям (короткие стажировки в 2-3 лабораториях), прежде чем вы выберете научного руководителя;
- возможность прохождения дополнительных курсов и материального обеспечения на обучение, командировки.
При этом есть и свои минусы поступления через программу:
Поступление более сложное и длительное, требуется подготовка полного пакета документов для каждой программы (CV, мотивационные письма в нескольких вариантах, рекомендательные письма, иногда – сдача языковых экзаменов), процесс поступления обычно растягивается на несколько месяцев (от 3 и выше) и начинается почти за год до начала обучения.
При отборе комиссия обращает внимание в первую очередь на формальные параметры (оценки, международный опыт и т.д.) – чем слабее профиль, тем меньше шансов на прохождение. В то же время, для профессора гораздо более важны ваш опыт научной работы (даже если это был опыт работы только в родной стране) и интерес к теме исследований, чем оценки или дипломы с конференций.
Если ключевым критерием при выборе программы была привлекательность учебного заведения/центра, и при этом вы даже не проверяли наличие интересных вам для научной работы лабораторий, вы рискуете не найти подходящего руководителя после зачисления
Это приведет к тому, что вы уедете с собеседования ни с чем или пройдете ротации и начнёте искать что-то другое и поступать заново, как в истории здесь.
Что дает поступление через профессора:
- возможность зачисления в более короткие сроки и с меньшей подготовкой документов – для прохождения первоначального отбора понадобится небольшое cover letter (которым является электронное письмо) и CV;
- рекомендации нужны только после того, как профессор заинтересуется вами;
- от написания письма профессору до заключения контракта часто уходит не более 1-2 месяцев, а начать работу можно уже через 3-4 месяца, если не будет задержек с оформлением визы.
Зачем поступать в аспирантуру зарубежных вузов
Чтобы стать кандидатом или доктором наук в зарубежном вузе, нужно получить PhD-степень (Doctor of Philosophy). PhD — это длительное независимое исследование конкретной темы. Студент детально изучает тему, пишет и защищает докторскую диссертацию. Но в отличие от российской аспирантуры, PhD-программы зарубежных университетов готовят не только академических работников, но и квалифицированных специалистов для инновационного и высокотехнологичного сектора экономики, сферы R&D.
Доктор Лаура Валадес-Мартинес рассказывает о семи проблемах PhD и докторских диссертаций
Стипендия в PhD чаще выше, чем в российской аспирантуре. Студенты могут получать до $15 тыс. или даже $20 тыс. в год, сосредоточиться на обучении и не работать. Университеты Нидерландов и скандинавских стран нанимают аспирантов на должность научных сотрудников с зарплатой. В таком случае аспирантура становится первым этапом академической карьеры.
Специалисты часто получают PhD-степень ведущих зарубежного университета для развития академической карьеры. Таких специалистов приглашают преподавать и работать в лучшие мировые вузы. Согласно ряду исследований, существует «зарплатная премия» за степень PhD: работники со степенью зарабатывают больше, чем люди без нее. Но есть и негативные факторы. Чем позже специалист выходит на рынок труда, тем больше опыта и карьерных возможностей теряет.
На зарубежные PhD-программы поступают, если планируют переехать в другую страну. Но степень PhD пригодится и в России. Ведущие университеты страны предлагают более выгодные контракты для сотрудников с ученой степенью зарубежных университетов.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Стоимость обучения
Стоимость обучения в аспирантуре Англии составляет от 6000 до 9000 фунтов в год. Такую же сумму необходимо будет потратить и на проживание с питанием. При поддержке Британского Совета российским гражданам на конкурсной основе предоставляются гранты. С их помощью 40-50 человек ежегодно проходят аспирантуру за рубежом бесплатно. Аналогичные программы действуют и в других странах (Германия, Италия, Швеция, Финляндия). Но не всем удается ими воспользоваться. Платная аспирантура в Германии колеблется в широких пределах 350-900 € в семестр.
Польская аспирантура обойдется при обучении на английском языке от 1600 до 2000 €, на польском – 800-1200 € в год. В Китае стоимость составит 2500-4000 долларов помимо дополнительных расходов на литературу и проживание.
Таким образом, можно сделать вывод, что отечественное образование ежегодно возрастает в цене (но не качестве) и теряет позиции в международных рейтингах. На этом фоне аспирантура за рубежом выглядит более чем привлекательно. Поехать учиться за границу намного проще, чем кажется на первый взгляд. Главное при этом упорство, целеустремленность и четкое следование нашим рекомендациям.
Система высшего образования в ФРГ
В основу высшей ступени образовательного процесса в Германии положен Болонский процесс. Система включает в себя две ступени: бакалавриат и магистратуру.
Некоторые направления, однако, такому четкому разделению не подчиняются. Например, юриспруденция. На юридических факультетах весь курс обучения завершается государственными экзаменами.
Кандидаты на магистерскую степень имеют в своем распоряжении 2 типа учебных программ – последовательную и непоследовательную. Первая привязана к диплому бакалавра, который они уже успели получить, вторая не имеет к нему никакого отношения. Получить образование по несвязанной специальности можно не во всех вузах.
Поступление для иностранных студентов примечательно тем, что немецкая средняя школа состоит из 13 классов. По этой причине выпускники 11 класов в своих родных школах должны будут еще 2 года проучиться в немецком колледже, чтобы восполнить этот разрыв, или отучиться 2 года в отечественном вузе и подать заявку на поступление на 1-й курс университета.
Прием в ряды студентов осуществляется без экзаменов. Для немцев – на основании Abitur (диплом об окончании гимназии), для иностранцев – при наличии допустимого количества проходных баллов и сертификата о владении немецким языком не ниже уровня В1. При этом подтвердить уровень владения языком нужно независимо от того, на каком из них будет вестись преподавание, – на английском или немецком.
В частных университетах обучение платное. Многие учебные заведения предоставляют своим воспитанникам жилье в оборудованных и комфортных кампусах, где имеется возможность найти подработку на время учебы.
Разобраться в учебной программе и принципах построения учебного процесса поможет статья «Высшее образование в Германии».
Процедура защиты диссертации
Данная процедура проходит при диссертационном совете, который выносит решение по поводу сдачи аспирантуры в Германии. Все это решает выбранная комиссия (Pruefungskommission ), состоящая из специалистов в данной сфере. Само обсуждение (Disputation) должно подводить к сбору отзывов оппонентов (Gutachter), завершается работа печатью автореферата. Экзаменационная комиссия может выставлять 4 типа оценок. Это summa cum laude (работа с отличием), magna cum laude (работа на хорошем уровне), cum laude (хороший уровень выполнения), rite (удовлетворительный уровень). Примерно 15 минут проходит этап обсуждения, тезисов автореферата, за которые и выставляется оценка в рамках данной шкалы. При этом сам текст автореферата должен быть опубликован в течение двух лет.
Успешная сдача экзамена подтверждается свидетельством (Promotionsurkunde), которое дает право носить статус доктора наук.
Работа
Политика США в отношении потенциальных мигрантов в последние годы решительно изменилась: очень сложно получить визу для обучения в американских университетах, почти невозможно добиться разрешения на работу. Приоритеты выпускников российских вузов автоматически сместились, и в центре внимания оказалась Австралия. Большой интерес вызывают сейчас практически ориентированные австралийские вузы, где академический подход дополняется выгодными организационными решениями проблем будущего трудоустройства.
Например, технический университет в Сиднее (University of Technologу, Sidney) непосредственно работает с компаниями, которые могут стать потенциальными работодателями для своих выпускников: руководители компаний входят в ученые советы, присуждающие степень мастера. Вторую позицию держит Европа – удается это в значительной мере за счет шотландских университетов, уловивших настроение работодателей, все больше склонных искать хорошо ориентирующихся на рынке специалистов узкого профиля.
Программа изучения юридических или экономических аспектов нефтегазовой промышленности университета Данди (Dundee) сегодня считается лучшей в Европе и одной из лучших в мире. Как способ обучения аспирантов, нацеленных на карьерный рост, лекционно-семинарские программы (Сoursework), предлагаемые Данди, аналогов не имеют. Аспиранские исследовательские (Research) курсы подчиняются общей установке на практическую ценность, поощряя научные изыскания в области технологий. Есть мнение, что Шотландии удалось пробиться в тройку стран, лидирующих по количеству открытий на душу населения, благодаря энергичной научной работе, которую ведут университеты. Из числа наиболее интересных открытий, можно назвать, например, созданный в университете Роберта Гордона. самоотапливаемый дом, конденсирующий тепло человеческого тела.
От современной российской аспирантуры зарубежная принципиально отличается тем, что понимается как промежуточный этап между университетским образованием и престижной, интересной и полезной для общества работой. Чем дальше продвигаются в этом направлении зарубежные аспирантские школы, тем больше хочется верить, что и российскому обществу доведется получать дивиденды от международного образовательного процесса. Потому что вложено в него уже немало.
Как поступить в докторантуру в Европе?
Сложность поступления в докторантуру зависит от конкретного вуза. Обязательна предварительная нострификация или легализация имеющегося диплома магистра.
В Германии и Дании при наличии диплома бакалавра можно подать заявку на смешанную программу (магистратура+докторантура). Желательно, чтобы средний балл диплома был как можно выше, поэтому о продолжении обучения в докторантуре лучше задуматься заблаговременно. Кроме того, студент должен свободно владеть иностранным языком, на котором проходит обучение (уровень не ниже С1), подготовить резюме, CV, план предполагаемого исследования, мотивационное письмо и иметь несколько рекомендательных писем, в том числе от научного руководителя.
В британских вузах потребуется сдать ряд тестов на проверку аналитических и математических навыков, в большинстве чешских вузов с будущими докторантами проводят вступительное собеседование. Эта встреча позволяет педагогам и абитуриенту познакомиться и понять, подходят ли они друг другу
В академической среде очень важно иметь контакты, единомышленников и наладить отношения с коллегами.
Особенности обучения в аспирантуре
В Венгрии аспирантура рассчитана на четыре года: два года теоретических и столько же практических. Первые два года проходят лекции и семинары с преподавателями, третий и четвертый год выделены на консультации с научным руководителем по написанию диссертации, участие в конференциях и подготовку научных статей. Другими словами, большую часть времени ты занимаешься подбором материалов для своей будущей диссертации.
Количество аспирантов на каждой программе ограничено, как правило, это около двух-пяти человек, с которыми ты практически не видишься и не общаешься. Обычно в аспирантуру в Европе поступают уже взрослые люди, с накопившимися жизненным опытом и большим стажем работы в разных сферах. Я считаюсь очень юной для подобной программы по мнению других аспирантов, поскольку в таком возрасте обычно люди заканчивают только бакалавриат в Европе.
Сейчас у меня первый год обучения, и нагрузка небольшая, по два-три занятия в неделю. Большую часть времени я уделяю освоению других иностранных языков, поскольку в Венгрии для получения степени доктора наук необходимо знать минимум два иностранных языка на уровне В2 (Upper-Intermediate), которые нужно подтвердить наличием международных сертификатов.
Зачем учиться в докторантуре и что делать после окончания?
Как правило, будущими докторантами движет стремление развиваться в научной сфере и искренний интерес к своему проекту. Спойлер: без последнего написать и защитить диссертацию вообще вряд ли получится, потому что это требует самоотдачи. Однако могут быть и другие причины, по которым человек стремится получить докторскую степень в Европе:
- Высокая заработная плата. Это справедливо не для всех стран и научных сфер, но в технических, медицинских и естественно-научных специальностях степень доктора напрямую влияет на количество нулей на банковском счете.
- Углубление знаний по специальности. Даже тем, кто не планирует строить академическую карьеру, учеба в докторантуре поможет расширить горизонты и карьерные перспективы.
- Любовь к знаниям. Существуют любознательные «вечные студенты», которым нравится сам процесс обучения и получения новых знаний.
У тех, кто успешно защитил диссертацию, есть несколько вариантов трудоустройства.
- Если вы совмещали работу и учебу в европейской докторантуре, то после получения «корочки» можно поговорить с руководством о смене должности (расширении сферы должностных обязанностей, повышении заработной платы и т.д.).
- Академическая карьера – традиционный вариант, однако нужно действительно любить научную деятельность.
- Глубокие теоретические знания по специальности могут по достоинству оценить в предпринимательской сфере. Доктор наук может консультировать, писать статьи или заниматься аналитикой.
- Научная степень – не редкость среди государственных служащих. Если вы планируете строить карьеру в этой сфере, то титул доктора может открыть международные перспективы.
Программы докторантуры в Чехии
Программы докторантуры в Чехии рассчитаны на 3-4 года, точный срок программы всегда прописан в ее аккредитации и зависит от конкретной специализации и вуза.
В отличие от неструктурированных программ докторантуры, например, таких, как в России, где обучение ведется более традиционным путем и предполагает под собой в основном написание диссертационной работы под непосредственным контролем научного руководителя, докторантуру в Чехии можно разделить на несколько следующих друг за другом этапов.
- Изучение профильных дисциплин;
- Квалификационные экзамены;
- Защита диссертации.
Учиться в чешских вуз можно заочно. Но такая форма обучения подойдет не всем. Подробнее о ней вы можете узнать здесь >>>>>
Первый этап длится, как правило, 2 года. Еще на 1-ом курсе студенты вместе с научными руководителями разрабатывают свой индивидуальный план обучения, который обычно составляется сразу же на все 3-4 года аспирантуры. Индивидуальный план должен включать в себя перечень обязательных к изучению предметов, количество научных публикаций, международных конференций и стажировок, участником которых аспирант предполагает быть
При этом при составлении плана важно не столько выполнить учебный минимум программы, сколько показать свою заинтересованность в изучаемом предмете и научной деятельности в целом. Чем амбициозней будет ваш план, тем лучше. По окончанию составления индивидуального учебного плана необходимо, чтобы его подписали сам студент, его научный руководитель, заведующий кафедрой и декан факультета — только после этого учебный план будет считаться действительным
По окончанию составления индивидуального учебного плана необходимо, чтобы его подписали сам студент, его научный руководитель, заведующий кафедрой и декан факультета — только после этого учебный план будет считаться действительным.
Чаще всего в течение этих 2-х лет аспиранты посещают занятия по выбранным ими предметам, работают над теоретической частью диссертации, публикуют свои первые научные работы и активно участвуют в грантах. К концу 4-го семестра аспиранты заканчивают набор необходимых им для сдачи докторского минимума кредитов по профильным предметам и плавно переходят ко 2-ому этапу аспирантуры.
О своем опыте поступления в Высшую химико-технологическую школу в Праге и докторантуре в этом видео рассказывает выпускник Пражского Образовательного Центра — Николай.
Второй этап обучения в аспирантуре заключается в сдаче докторского минимума и интенсивной подготовке к докторскому государственному экзамену (чеш. Rigorózní zkouška).
После того, как все промежуточные экзамены окажутся позади, студент может посвятить время исследованиям либо отправиться на стажировку в другую страну для получения уникального материала для своей диссертации. Стажировка может длиться от полугода до года.
В зависимости от вашей специальности меняется форма вашей работы. Например, на естественно-научной специальности, вы будете работать в исследовательской группе. Если же ваша специальность-гуманитарная, то диссертацию пишете самостоятельно, обращаясь за помощью к научному руководителю. Научный руководитель в конце года пишет характеристику на своего докторанта и выставляет ему оценку. Окончательную годовую оценку докторанту дает научный совет, который разбирает отчет докторанта.
Третьим, заключительным этапом обучения в аспирантуре становится непосредственная защита диссертационной работы.
Обучение в докторантуре возможно на чешском или английском языках, но следует учитывать тот факт, что обучение в чешском вузе на государственном языке абсолютно бесплатное, в то время как 3-4 года докторантуры на английском языке может стоить студенту несколько тысяч евро, точная сумма зависит от популярности выбранного направления.
Чешские вузы предлагают своим аспирантам возможность учебы, как на дневной форме, так и на заочной. Однако иностранным студентам стоит помнить о том, что основанием для получения долгосрочной визы, является только дневная форма обучения.
В случае если аспирант не успевает завершить работу над своей диссертацией за отведенное ему время, его переводят на заочную форму обучения. Максимальный срок обучения в аспирантуре не может превышать 8 лет.
Что дает аспирантура после окончания
Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.
При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.
Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:
- научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
- использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
- получить опыт преподавания в высшей школе.
Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.
Остальные нюансы
Вузов для аспирантов в Германии – великое множество. И большинство из них готовы принять иностранного студента
Выбирать учебное заведение нужно не в зависимости от его популярности, а обращая внимание на аспирантские программы, которые подойдут именно вам. Есть множество сайтов для поиска программ. Найти программу по аспирантуре будет не трудно для людей с техническим, математическим и биологическим образованием
Сложнее придется гуманитариям – эта сфера в Германии не очень популярна, и финансируется хуже
Найти программу по аспирантуре будет не трудно для людей с техническим, математическим и биологическим образованием. Сложнее придется гуманитариям – эта сфера в Германии не очень популярна, и финансируется хуже.
https://youtube.com/watch?v=J0gsZOv82TY
Отзывы об аспирантуре в Германии, в основном, положительные. Но стоит помнить о том, что вы не только меняете страну проживания и окружения, но и начинаете новую научную жизнь, в которой придется долго и тщательно работать, учить новые языки и читать множество различной литературы. Ваш труд не будет напрасным. После присвоения степени открываются другие возможности.
- В случае, если вы достигаете определенных успехов в науке, вы сможете претендовать на постоянное место жительство в Германии.
- Вы получаете огромный багаж знаний в области вашей специальности.
- Статус «аспирант» для немцев довольно высок. В Германии уважают людей, достигающих высот в образовании.
- Возможность работать во многих странах мира.
- Возможность начала научной карьеры.
Это далеко не все плюсы обучения в Германии
Прежде, чем уезжать в другую страну, важно понять, какие цели вы преследуете, продумать примерный план действий на пару лет вперед. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат вашей деятельности