Дом Мила снаружи и внутри: что посмотреть
Дом Мила представляет собой два здания с отдельными парадными входами с двух улиц, с общей крышей, внешним фасадом и двором, единой системой естественной вентиляции, благодаря которой помещения до наших дней не нуждаются в искусственном кондиционировании воздуха даже в летний зной и отличаются превосходным естественным освещением.
В гигантской железобетонной конструкции нет несущих стен, которые были заменены мощным каркасом и массивными колоннами, что позволило Гауди воплотить в реальность свои идеи по поводу свободной планировки каждого внутреннего помещения. В роли стен выступают мобильные межкомнатные перегородки, с помощью которых можно менять размеры и конфигурацию комнат. В подвальной части дома Гауди оборудовал гараж, что было одним из самых смелых новаторских приемов архитектора, так как прежде подобные помещения внутри жилых домов не предусматривались.
Фасад
Дом Мила с первого взгляда поражает тяжеловесностью и асимметрией фасада, отделанного каменными плитами, добытыми на холме Монтжуик. Волнообразные линии и отсутствие прямых углов вызывают ассоциации с морем и стихией, а все строение кажется наполненным движением и жизнью.
Крыша
Особого упоминания заслуживает крыша Каса-Мила, которая создает иллюзию застывшей в камне волны, стекающей на скалу-фасад. Гауди изначально задумывал создание на крыше общей территории для отдыха и развлечения жильцов дома с извилистыми дорожками, снабженными перилами для безопасности отдыхающих, ступеньками, садиком, скамьями и террасой.
Здесь вниманию посетителей предстает множество мифологических фигур, витых колонн, конических башенок, которыми архитектор замаскировал выходы на лестничные клетки, шахты лифтов, вентиляционные отводы, дымоходы. Все элементы сооружения декорированы мозаикой тренкадис из осколков цветного стекла, гальки, мраморной и гранитной крошки, фрагментов облицовочной плитки. В наши дни на террасе летом проводятся музыкальные вечера со световыми шоу.
Интерьеры
Интерьеры дома Мила поражают красотой художественной отделки, утонченностью декоративных элементов, отсутствием углов и прямых линий, что безупречно вписывается в общую концепцию проекта. К сожалению, за прошедшие годы часть интерьеров и отделки были безвозвратно утрачены, однако то, что осталось, производит неизгладимое впечатление.
- В Каса-Мила ведут два парадных входа с вестибюлями, объединенными главной лестницей, стены и потолки которых декорированы фресками с изображением мифологических и библейских сюжетов и полихромной росписью.
- В бельэтаже площадью более 1000 м², где, согласно проекту Гауди, изначально располагались апартаменты владельца дома и его семьи, в наши дни размещен выставочный центр, где проводятся временные экспозиции современных мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Огромное сквозное помещение поддерживается колоннами, выполняющими функцию несущих стен.
- На шестом этаже Каса-Мила находится экспозиция, в которой до мелочей воссозданы антураж и атмосфера типичной для буржуазной семьи квартиры 20-х годов прошлого века. Здесь представлены предметы интерьера, мебель, посуда и декоративные элементы, созданные по проектам Гауди и свидетельствующие о многогранности и глубине его таланта.
- Мансарда, которую Гауди разрабатывал как функциональное помещение для прачечных и сушки белья, представляет собой анфиладу из 270 конических арок, выложенных из плоского кирпича, которые поддерживают крышу. Сейчас в ней находится постоянная экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству гениального мастера, сочетающего в себе таланты архитектора, инженера, художника. Здесь можно увидеть редкие фотографии Гауди, чертежи, эскизы, черновые наброски проектов, выполненные его рукой. Особое место занимают чертежи первоначального проекта Каса-Мила, по которым можно представить, каким он мог стать, если бы Гауди была предоставлена полная свобода действий.
Патио
Здание оснащено тремя световыми шахтами, которые выходят на два внутренних дворика, круглый и овальный, играющих главную роль в вентиляции и освещении дома. Внутренние фасады, обращенные в патио, расписаны полихромными изображениями фантастических растений. По проекту Гауди, во внутренние дворики выходили окна квартир для прислуги и функциональных помещений.
Общая информация о Каса Мила в Барселоне
Страна: Испания
Город: Барселона
Название: Дом Мила (Каса Мила)
Языки: Официальный язык — каталонский. На этом языке разговаривает около 10 миллионов людей во всей Испании и некоторых районах Франции. Испанский язык в Каталонии приветствуется далеко не так, как каталонский.
Валюта: На сегодня евро – единственная денежная единица, которая принимается к оплате в Испании.
Климат: Климат Барселоны — средиземноморский, Теплое, влажное лето, сухая зима. Самые жаркие месяца — июль и август.
Стоимость экскурсии: Цены на взрослый билет – 16.5 €, на детский – 8,25 €.
Наиболее выгодное время для посещения: Время работы музея дома Мила: с 5-го ноября по 28-е февраля работает с понедельника по воскресенье, с 9.00 до 18.30 (вход прекращается в 18.00); с марта по ноябрь работает с понедельника по воскресенье, с 9.00 до 20.00 (вход прекращается в 19.30). Музей не работает 25 декабря 7-го января.
Как добраться: Автобусы: No7, No16, No17, No22, No24 и No28.
Метрополитен: Линии 3 и 5 (до станции Diagonal).
Городской поезд: до станции Пассаж Грация.
Дом Бальо в Барселоне
Дом Бальо или Каса-Батльо (Casa Batllo) – самый дерзкий проект Антонио Гауди в Барселоне.
Дом Бальо также является шедевром архитектуры и дизайна, и одной из наиболее знаковых достопримечательностей Барселоны. Также считается одной из лучших работ Антонио Гауди, во время создания которой архитектор раскрыл весь свой творческий потенциал. А также единственной работой архитектора, выполненной в стиле чистого модернизма и имевшей наибольший интерес на международной арене.
В настоящее время дом Бальо входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поскольку архитектурные элементы дома напоминают скелет, то в народе дом Бальо также известен как «Дом Костей».
Начиная с 2002 года, Дом Бальо открыт для проведения экскурсий и других культурных мероприятий. Экскурсии и мероприятия постоянно обновляются как по своему предложению, так и по содержанию.
Дом открыт для посещений ежедневно с 09:00 до 21:00 (последний вход в 20:00). Примерная продолжительность визита составляет 1 час.
Стоимость обычного билета на посещение дома Бальо онлайн составляет 35 Евро, в кассе – 39 Евро.
Кроме того можно приобрести билет с быстрым пропуском, что позволит не стоять в общей очереди на вход или купить. Есть билет на театрализованный визит.
Экскурсия «Волшебные ночи» – ночная экскурсия и живая музыка под открытым небом на террасе Дома Бальо. Данная экскурсия начинается в 20:00 часов и включает в себя часовой концерт, который начинается в 21:00 + два бокала вина. Стоимость экскурсии 39 Евро.
Билеты на театрализованный визит, магические ночи, а также на посещение дома с открытой датой можно приобрести только онлайн.
История создания
В начале XX в. Антонио Гауди был признанным мэтром архитектуры. В 1906 г. к нему обратилась богатая семейная пара застройщика Пере Мила и Росарио Сегимоны. Им захотелось стать владельцами здания, не менее популярного, чем построенный по проекту Гауди дом Бальо. На одном из этажей заказчики намеревались жить, а остальные квартиры – сдавать внаём.
В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1000 м2, на котором были снесены находившиеся там строения. Архитектор задумал возвести здание в свойственном ему авторском стиле, не терпящим строительных шаблонов, как символ единения человека с природой.
В доме Мила реализованы новаторские для того времени идеи Гауди. Творческие задачи он, как всегда, решил блестяще. Куда больше сил отняли у него споры с городскими властями и заказчиками. Последним не терпелось получить в своё распоряжение здание, о котором все будут говорить. Богатые, но недалёкие люди не понимали, что спешка – враг качества, и что реализация уникальных идей Гауди требует скрупулёзных расчётов.
Торопившийся заказчик предварительно не узаконил здание, поэтому на строительство постоянно наведывались контролирующие органы. Одна из тщательно рассчитанных колонн здания заняла полметра тротуара. Городские власти потребовали от архитектора укоротить колонну или убрать её совсем. Взбешённый Гауди сказал, что уберёт её, но напишет на её месте фамилию запретившего чиновника.
К счастью, «колонну преткновения» Гауди удалось отстоять. Но предложенная им огромная фигура Богоматери на крыше, разительно отличающаяся от классических образцов, не понравилась не только городским властям, но и заказчикам. В то время по Каталонии прокатились антииспанские выступления, сопровождаемые сожжением некоторых церквей. Заказчики опасались, что их особняк с неоднозначной статуей попадёт под горячую руку восставших. Тут пришлось уступить Гауди, и в 1910 г. здание без статуи Богоматери было готово.
По окончании строительства, заказчику всё же пришлось уплатить городским властям штраф за небольшое превышение допустимой высоты здания.
THE FACADE
Casa Mila’s self supporting facade is comprised of over 6,000 blocks of stone from 3 different local locations: limestone from the Garraf, stone from Vilafranca del Penedès and limestone from Ulldecona.
Gaudi was heavily influenced by nature and has even been quoted to say “there are no straight lines or sharp corners in nature. Therefore, buildings must have no straight lines or sharp corners.” He designed Casa Mila to have a constant curve, reminiscent of a wave, and you will find no straight lines or right angles anywhere.
On the facade, there are 32 unique balconies with wrought iron railings made from scrap metal, iron plates, bars and chains.
Кто же такой Антонио Гауди?
Антонио Гауди
Антонио Гауди
Имя Гауди окутано завесой таинственности. Вероятно, первое, что затрудняет понимание его творчества, – это загадка, присущая всем гениям. Он не оставил никаких записей и дневников, у него не было близких друзей (кроме Эузебе Гуэля). Все, что мы знаем о Гауди, связано с его работами и творчеством, а личная жизнь покрыта мраком.
Родился Антонио Гауди в каталонском городе Реус, расположенном около 40 километров от Барселоны. В семье кузнеца и простой домохозяйки почти каждый год рождался ребенок, но все они умирали в младенческом возрасте. Маленький Антонио тоже сильно болел, мать готовилась к самому худшему. Но все обошлось.
Кстати, в Реусе построен великолепный современный центр, посвященный творчеству Антонио Гауди,
Однако, маленький Антонио мучился от ревматической боли в ногах, поэтому большую часть времени проводил дома. Проблема Гауди с ногами прошла только во времена студенчества, поэтому он всячески наслаждался прогулками по городу.
Невозможность бегать и играть во дворе маленький Гауди компенсировал усердием в учебе. До 11 лет Гауди учился дома. Его малограмотная мать научила сына писать и читать, а отец – рисунку, в котором юный гений преуспел. Однако ум мальчика не был удовлетворен теми знаниями, которые дали родители, поэтому Гауди начал посещать школу. Учителя не очень любили мальчика за строптивый характер. Он не боялся спорить и высказывать свою точку зрения. Например, на фразу учителя о том, что у птиц есть крылья, чтобы они могли летать, Гауди заявлял, что у домашней птицы тоже есть крылья, но чтобы просто быстро бегать.
Еще одним недугом, который мучил архитектора, была загадочная болезнь слишком быстрого старения. Например, знаменитый и один из немногих портретов Гауди сделан в возрасте 26 лет. Правда, сложно поверить, что этому человеку всего 26?
В школе Антонио Гауди прославился своими рисунками, которые впервые опубликовали в школьном журнале «Эль Арлекин». После ему уже доверили оформить сцену школьного театра. Но настоящей страстью талантливого мальчика была архитектура.
После окончания школы, в 17-летнем возрасте, Гауди уехал из родного Реуса в Барселону. Он устроился на должность чертежника в городское архитектурное бюро и записался на курсы при Барселонском университете, на которых изучали архитектуру. Целых 5 лет архитектор постигал таинства науки, усердно корпел над книгами и чертежами. Параллельно Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры, где был лучшим учеником.
В семье Гауди никогда не было достаточно денег, тем более уже подрастала младшая сестра Гауди. Работа чертежника не приносила архитектору большого количества денег, он жил на грани с бедностью, поэтому всячески избегал компаний и тусовок.
Первая победа Гауди в качестве профессионала произошла в 1870 году. Ему удалось выиграть тендер старого монастыря в Поблет на переработку личного герба настоятеля монастыря. Герб стал первым проектом Гауди. Кроме того, за это хорошо заплатили.
В институте Гауди заслужил славу то ли гения, то ли сумасшедшего. Он сдавал все предметы на 5, но все концептуальные вопросы превращал в жаркие дискуссии с преподавателями, за что схватывал двойки.
Иногда протест «шаблонным» канонам Гауди выражал в чертежах. Однажды, работая над архитектурой городского кладбища, он нарисовал в центре катафалк со всеми деталями. На вопрос, зачем, он сказал, что хочет передать атмосферу кладбища и добавить воздуха в чертеж.
Забегая вперед, стоит напомнить, что Гауди редко делал свои дальнейшие проекты с чертежами. Он лично руководил стройкой, но при этом, каждый объект поражал необычным дизайном и глубокой инженерной мыслью и функциональностью. Он мог легко разрушить уже почти построенное здание и начать его переделывать на ходу, без чертежей и согласований с заказчиками. Ему вообще было наплевать на их мнение, потому что только он знает, как будет лучше.
Гауди был ярким представителем течения модернистов, используя в своих интерьерах и фасадах природные мотивы
Он всегда уделял внимание мелочам, делал все так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в созданных им зданиях
За время студенчества Гауди выполнил несколько проектов для Барселоны, которые так и остались на чертежах. Это были ворота для городского кладбища, больница и причал для морских судов.
Наконец Гауди получил первый общественный заказ и разработал фонарь для Барселоны.
В 1878 году Антонио Гауди стал обладателем диплома архитектора. С этого момента начался новый этап его жизни.
Внешние особенности
Безусловно, архитектура дома Мила Каса отличается элементами, характерными для творчества Антонио Гауди. Одна из таких особенностей представлена внутренними дворами-патио: двумя эллиптическими и одним круглым. Это необходимо для того, чтобы в жилые помещения постройки проникал дополнительный солнечный свет и воздух.
minoandriani — stock.adobe.com trupitrupo — stock.adobe.com
Украшением фасада служит полихромная роспись с растительными мотивами, а помещение перед входом во внутренние части дома украшены фресками с изображением мифологических животных. Очертания Casa Milà подчеркиваются контурами крыши, на которой расположены элементы утилитарного характера:
- дымоходы;
- выходы лестничных клеток;
- вентиляционные трубы.
Все эти элементы также декорированы мозаикой из керамики, битого стекла и мрамора. Необычная форма придается постройке за счет огромного количества труб и воздуховодов.
harisvithoulkas — stock.adobe.com
TOURING CASA MILA
There are a few tour options to choose from when visiting Casa Mila.
LA PEDRERA ESSENTIAL is the most popular option for most visitors. Under this ticket, you will be given an audio guide and set free into the building to explore at your own pace ( 4,500 m2 / 48,000 square feet – spread amongst five floors). During your self guided tour, you can visit the rooftop, the whale attic, the tenant’s apartments, the flower courtyard and the Milà Family apartment.
Before our visit, I knew very little about Casa Mila (or Gaudi, honestly) and following the tour helped me to appreciate everything a lot more. It also gave me a great foundation of knowledge before visiting Gaudi’s other sites in Barcelona. The tour is well done but the admission still seems high. We spent almost €50 for two people.
LA PEDRERA PREMIUM offers freedom to book and visit whenever you want vs committing to a specific date and time. It is the same audio guided tour as the Essential ticket but you are also given a visual guide as a souvenir.
RELATED POST: BARRI GOTIC BARCELONA – EXPLORING BARCELONA’S GOTHIC QUARTER
LA PEDRERA NIGHT is a special guided tour that you take of the building at night. It ends with a projected light show on the roof followed by a glass of wine and snacks.
If you’re torn between viewing the building during the day, and seeing the light show at night, Casa Mila also offers a combined ticket so you can do both, while saving some money.
LA PEDRERA OCULTA offers a more behind the scenes look at the building, giving you a look into some more exclusive spaces that are normally closed to the public. This is a small group guided tour, but it is currently only given in Catalan.
Чисто «по-Гаудовски»
Творение архитектора – это железобетонная конструкция с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Здесь уникально все: от внутренних двориков до крыши. Кстати, новаторские решетки на балконах Гауди отдал делать Жузепу-Марии Жужолю. С ним он работал уже не в первый раз и видел, как тот обожал эксперименты с металлом. Жужоль (кстати, он работал над проектом Испанской площади в Барселоне) тонко чувствовал, что хочет от него Гауди. Оценив идею нового проекта, он вдохновился природой движения водорослей в воде. Ему захотелось сделать что-то похожее из металла. Конечно, пришлось «попотеть», объясняя сталеварам, что от них требуется. В результате балконы Дома Мила украшают уникальные кованые решетки – импровизированные морские водоросли.
Впрочем, это здание все состоит из любопытных элементов. Например, крышу Гауди сделал волнистой, в «ритме» главного фасада, очень напоминающего перекаты волн. А причудливые статуи викингов на крыше – это ничто иное как оригинально «спрятанные» внутри них дымоходы. Смотрятся они, конечно, очень футуристично и являются обязательным элементом фотосессии туристов, которые захаживают на террасу крыши Дома Мила, фотографируются, осматривают местные красоты с высоты.
Некоторые элементы крыши здания выложены в технике тренкадис – это забетонированные фрагменты бутылок, керамики и гальки, которые делают пространство причудливым и оригинальным, по-Гаудовски. Кровля представляет собой целый «набор» мостиков, переходов, печных дымоходов, каменных лестниц и вентиляционных башен. Это настоящий «парк» футуристических скульптур и причудливых деталей.
Но Гауди уделял в доме внимание всему и даже мелочам. Он, например, решил, что в каждое помещение хозяйского дома должен поступать естественный свет. И тогда в любой из комнат появились окна, что для тех времен было несвойственно
Кстати, система вентиляции, которую разработал и воплотил в реальность архитектор, позволяет даже сегодня обходиться без кондиционеров. Как приятно в жаркий день находится в таком помещении! И как хорошо, что в доме предусмотрен подземный гараж – первый в Каталонии
И тогда в любой из комнат появились окна, что для тех времен было несвойственно. Кстати, система вентиляции, которую разработал и воплотил в реальность архитектор, позволяет даже сегодня обходиться без кондиционеров. Как приятно в жаркий день находится в таком помещении! И как хорошо, что в доме предусмотрен подземный гараж – первый в Каталонии.
Очередной придумкой создателя являются подвижные межкомнатные перегородки, а также световые шахты, объединенные во внутренние дворики-патио. Выходящие сюда фасады здания украшены полихромной росписью. Внутренние дворики не производят впечатление затемненного пространства, окруженного стенами. В вечернее время оно залито ярким светом, который струится из больших окон жилого дома.
Проект дался архитектору Гауди очень сложно, хотя он им и остался очень доволен: пришлось придумать систему укладки камней с горы Монжуик, которая требовала дополнительного финансирования. Заказчик, конечно, не жалел денег, но «терпел» долгое строительство, скрипя зубами.
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль — одна из самых знаменитых построек Гауди, и первое его здание, внесенное в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.
Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.
Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии. Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).
Интерьер дворца Гуэля
Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план большой мечети (Мескиты) в Кордове; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля — еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.
В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля, юго-восточная сторона улицы Ла Рамбла считалась малопригодной для фешенебельной жизни — этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» — летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально — множество дешевых ресторанов вокруг, до Ла Рамбла рукой подать…
Посетить дворец Гуэля в Барселоне
- Palau Güell
- Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
- Тел: +34 934 72 57 75
- palauguell.cat
- Время работы:
- Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
- Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
- Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
- Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
- Вход:
- взрослые: 12€
- другие варианты: смотреть
- Аудиогид входит в стоимость билета.
- Купить билет во вдорец Гуэля:
Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.
Дом Мила
На углу с Cаrrеr dе Prоvеncа (ул. Провенса) стоит главная достопримечательность бульвара – дом Мила (Casa Milà, Provença, 261-265, Pаssеig dе Grаtiа, 92). Эта постройка Антонио Гауди больше напоминает скульптурное произведение, чем произведение архитектуры.
Архитектура Дома Мила
Шестиэтажный дом похож на огромную скалу, его оконные и дверные проемы напоминают гроты, балконные кованые решетки выполнены в виде фантастических растений. Дом часто называют Ла- Педрера, то есть «Каменоломня». Гауди возвел его в 1906-1910 гг. для богатейшей семьи Мила; здесь располагались жилые помещения хозяев, контора, а часть квартир сдавалась внаем. Сейчас, помимо банка Cаixа dе Cаtаlunyа, выделившего средства на реставрацию здания, в доме находится музей Гауди.
В одной из квартир устроен своеобразный музей быта эпохи модерна; обратите внимание, что здесь нет прямых линий! Можно также подняться на фантастическую крышу, где гигантские разноцветные выступы дымоходов напоминают средневековых рыцарей. Именно на этой крыше проходили съемки знаменитого фильма М
Антониони «Профессия: репортер».
Религиозные мотивы в архитектуре Гауди
Дом построен на месте храма Девы Марии XI в., и поэтому весь его облик пронизан религиозными мотивами. Венчать здание должна была колоссальная фигура Мадонны (12 м) с ангелами – все здание дома Мила воспринималось бы тогда как ее грандиозный постамент. Однако Мадонна так и не была установлена из-за антицерковных беспорядков Трагической недели 1909 г., когда толпа громила и жгла церкви и монастыри. Религиозная символика присутствует во всех постройках Гауди; «безмолвная волна синей горы» (так назвал дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть «душу Каталонии2 и напоминать монастырь Монсеррат.
Но нужно помнить, что Гауди намеревался несколько смягчить впечатление суровой мощи от этого дома — жильцы должны были украсить свои балконы стелющимися и свисающими цветами, кактусами, пальмами, тем самым дополнив архитектуру и скульптуру живой растительностью. Важнейшую роль в возведении дома Мила сыграл постоянный помощник Гауди Ж. Жужоль, который проектировал кованые решетки балконов здания.
Посетить Дом Мила в Барселоне:
- Дом Мила — в списке памятников ЮНЕСКО
- Адрес: Provença, 261-265, Барселона
- www.lapedrera.com
- Проезд: метро : L3 и L5 остановка Diagonal.| автобусы: 7, 16, 17, 22, 24, 39 и V17.| Поезда FGC: станция Provença.| Barcelona Bus Turístic: остановка Pg. de Gràcia-La Pedrera.
- Время работы:
- Ноябрь — февраль: La Pedrera днем: ежедневно 9 — 18:30, последний вход 18 часов. The Secret Pedrera: среда — суббота 19 — 22:30, выбор туров и языков.
- Март — октябрь: La Pedrera by Day: еж. 9 — 20, последнй вход 19:30. The Secret Pedrera: еж. 20:30 — 0:00, выбор экскурсий и языков.
- Закрыто: 25 декабря и 1 неделю в январе.
- Вход: ДНЕМ: взрослые €16.50, студенты: €14.85 инвалиды: €14.85, дети(до 6 лет включительно): бесплатно, дети 7 — 12 лет:€8.25
- Вход ВЕЧЕРОМ: взрослые: 30 €, дети 7 -12 дет: 15€, дети до 6 лет включительно — бесплатно.
Смерть великого мастера
С 14 года 20 столетия Гауди стал отдавать всего себя на строительство храма и начал все чаще и больше уходить в свой внутренний мир и постепенно превратился в отшельника. Он сутками находился в своей мастерской на строительной площадке и лишь изредка выходил за ворота для того, чтобы собрать средства и пожертвования для дальнейших работ. Возведение соборных стен и всего здания стало для Гауди навязчивой идеей и целью в его жизни.
В один из обычных дней в 1926 году, когда Антонио Гауди направился в ближайшую церквушку к вечерне, его по дороге сбил трамвай. Это и стало последним днем в жизни гениального архитектора Каталонии. В лежащем на дороге старике в изношенных одежонках никто из прохожих не узнал мастера Гауди. Его приняли за бездомного старца и отправили в госпиталь Святого Креста и Павла для бедных. Два дня архитектор пробыл в бессознательном состоянии и в возрасте 74 лет скончался на больничной койке.
Лишь после его кончины в теле покойного узнали Антонио Гауди и похоронили со всеми почестями в крипте недостроенного им собора.
Много раз пытались закончить дело рук Гауди современные мастера, но ни кто так и не смог повторить идею художника и воплотить ее в жизнь. Сейчас собор так и красуется своим грозным и устрашающим видов в Барселоне и с годами стал ее главным строением и лицом города.
Полезные ссылки:
Антони Гауди
Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в городке Реусе, в 100 км от Барселоны, в Каталонии.
В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.
В 1870—1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.
В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.
Архитектура Гауди
В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).
Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.
Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.
Смерть Гауди
Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.
Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан собора Саграда Фамилия. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.
Строительство дома Мила
Начало строительству этого здания было положено в 1906 году, на что у Гауди ушло 4 года. В это время архитектор был настоящей знаменитостью и ценился всеми мировыми правителями и представителями. К Антонио Гауди за помощью обратилась одна молодая семейная пара, которая захотела возвести для себя необычный дом, и цена такого удовольствия их особо не волновала. Они были знамениты в каждом уголке Барселоны благодаря проведению шумных вечеринок и приобретением большого количества недвижимости в центре Каталонии. Пере Мила и его супруга Росарио Сегимона были заказчиками этого дома.
Их семья давно занималась застройкой, так как Пере был достаточно состоятельным человеком, да и жена не нуждалась в финансах — после развода с предыдущим мужем она получила огромное наследство. И вот им захотелось стать владельцами помещения в единственном своем роде. Именно Гауди воплотил их мечту в реальность. Пере Мила предоставил архитектору площадь в тысячу квадратных метров. Существующие здания на этой территории были снесены.
Разработка плана этой постройки в Барселоне происходила достаточно быстро, так как Антонио был настоящим профессионалом своего дела. Он задумал сотворить дом с асимметричными чертами, что объясняет его знаменитое высказывание: «Природа не обладает прямыми линиями, она не может быть одноцветной». На металлических конструкциях были закреплены бетонные основы, а любые несущие стены просто отсутствуют. Это единственный дом в Барселоне, который обладает очень удобной планировкой, каждая квартира уникальна. Эта задумка Гауди была обусловлена желанием заказчика сдавать квартиры в наем.
Архитектор с особой серьезностью отнесся к заказу, несколько раз перепроверял все расчеты и чертежи. Он хотел чтобы Дом Мила стал гордостью и шедевром в Барселоне. Он хотел раскрыть тему единства человека и природы, что можно заметить из внешнего облика: дом напоминает некую огромную пещеру, каталонцы дали ему название «каменоломня». Мила торопил Гауди, ему хотелось в очередной раз возвысить себя в элитных кругах Барселоны.
Процесс возведения был достаточно тяжелым, возникали разнообразные трудности. Из-за спешки Мила не успел получить законное разрешение у необходимых служб в городе Барселона, и им требовалось периодически замораживать строительство. В те времена существовали определенные рамки высоты зданий. К сожалению, дом получился несколько выше этих границ, что доставило не мало хлопот. По задумке Гауди была сооружена некая колона, которая должна была дополнять вес ансамбль. Но вот незадача — она выступала на несколько сантиметров на тротуар. Правительство Барселоны не могло допустить такого грубого нарушения порядка, и колону пришлось убрать. Гауди был просто в бешенстве.
Такие помехи и недопонимания с правящими органами в Барселоне подействовали на психику архитектора угнетающе, и он решил забросить строительство этого шедевра. Но, законодатели собрали очередной совет, и новая комиссия проверила все расчеты и дала добро на застройку будущей исторической памятки Барселоны, да и всей Испании. Но возникла вновь очередная преграда. По задумке Гауди, увенчивать всю композицию должна была скульптура «Богоматерь». Но в воображении гения она выступала в непривычном образе Богоматери, которая родила Иисуса Христа. Этому воспротивилось все руководство Барселоны, и даже сам заказчик. Но беседа со священником, о которой ничего не известно и по сей день, придала скульптору силы, и мысль о прекращении своего дела его покинула.