Беженцы: правовой статус, разновидности и особенности

Где и как россиянину легче всего получить статус беженца

Как россиянину получить статус беженца в другой стране в 2023 году? В первую очередь, необходимо уточнить, какие именно государства готовы принять граждан РФ. Формально это право дают все страны – члены ООН, присоединившиеся к конвенции. Фактически добиться результатов при подаче заявления на временное убежище очень сложно.

Если переезд неизбежен, стоит заранее рассмотреть все варианты:

Финляндия. Перед тем как получить статус беженца из России здесь, придется решить проблему въезда в страну. Граждан РФ с туристическим шенгеном она не принимает. Если есть основания для въезда по учебе или работе, посещению родственников, можно подать прошение в рамках легального пребывания. Рассматривают его до 3 месяцев. Разрешение на проживание, если оно выдано, рассматривается ежегодно.

Великобритания. Если вы ищете, как получить статус беженца в 2023 году в Соединенном Королевстве, лучше всего выбирать путь запроса политического убежища. Правда, для этого придется въехать в страну. Рассматривают прошения здесь неспешно. Понадобятся средства на проживание, а также доказательства притеснения или угрозы жизни.

Франция. Как и в других странах ЕС здесь, перед тем как получить статус беженца, россиянину придется доказать, что его притесняли по одному из признаков, предусмотренному конвенцией ООН. По гуманитарным соображениям беженцев из РФ Франция не принимает. 

Нидерланды. Как стать беженцем в этой стране? В первую очередь, здесь дают защиту тем, кто притесняется по мотивам религиозной ненависти или нестандартной ориентации. Если человеку поступают угрозы личного характера, можно подавать заявку. Что дает статус беженца в Нидерландах? Полную интеграцию в общество, поддержку на всех этапах. Возможность жить и работать в одной из самых благополучных стран ЕС.

Израиль. Что нужно чтобы стать беженцем в этой стране? Россиянам, имеющим еврейские корни, больше подходят программы репатриации. Но если их нет, можно обратиться с просьбой об убежище. Ее рассмотрят, и вынесут решение

Важно знать, что здесь в качестве угрозы рассматривают только преследование со стороны государства и силовых структур.

Хельсинки, столица Финляндии

Если вы еще не решили, где получить статус беженца будет легче всего, рассмотрите и другие страны, с которыми у РФ есть сопредельная граница. Например, Латвию, Эстонию. Но стоит учесть, что попасть сюда в условиях отмены туристического шенгена для россиян в Прибалтике, будет непросто.

Перед тем как получить статус беженца в Германии, а также других странах мира, тщательно взвесьте все за и против. Иногда проще претендовать на ВНЖ или репатриацию, чем получать временное укрытие.

Рассматривая возможность получить статус беженца для россиян в 2023 году, стоит обратить особое внимание на подготовку: сбор доказательств и подтверждение документов. В некоторых государствах такие заявки принимают только на территории страны

А значит понадобится легальный повод туда попасть, виза, деньги на авиаперелет или проезд. Все это стоит просчитать заранее, чтобы не оказаться в чужой стране без статуса беженца, и средств к существованию.

Правовой статус беженца и предоставление политического убежища в Российской Федерации

Российские законы предусматривают три способа защиты иностранцев, бежавших от притеснений:

  • статус беженца;
  • временное убежище;
  • политическое убежище.

Претендовать на статус беженца могут иностранцы и лица без гражданства, покинувшие своё государство из-за угроз и притеснений по причинам:

  • военных действий на территории проживания;
  • национальности или расы;
  • гражданства;
  • принадлежности к какой-либо социальной группе;
  • религии.

Получить его достаточно непросто. Так, из 5 600 прошений, поданных украинцами в 2014 году, были удовлетворены только 166.

Самая распространённая причина просить убежища — военные действия в стране проживания

Намного легче приходится соискателям временного убежища. Оно предоставляется иностранным гражданам и апатридам, если они:

  • имеют основания для признания беженцами, но по каким-либо причинам претендуют только на временное убежище;
  • не имеют основания на признание беженцами, но их возвращение на родину невозможно из-за реальной опасности для жизни.

По данным Росстата, за 2014–2016 годы обладателями этого статуса стали 554 309 человек.

Политическое убежище могут получить лица, подвергающиеся на родине преследованиям из-за политической деятельности и убеждений, которые не нарушают принципы демократии и международное законодательство. Этот вид защиты иностранцев не пользуется популярностью в России. За всю историю страны его обладателями стали всего несколько человек.

Эдвард Сноуден запросил в России политическое убежище, но получил только временное

Иностранцы, получившие политическое убежище в РФ, имеют те же права, что и россияне, за исключением права на участие в выборах и референдумах.

Помощь, льготы и социальные пособия для беженцев

Беженцы и лица, получившие временное убежище, имеют право на ряд преференций. В их число входят:

  • безвозмездные услуги переводчика;
  • обеспечение жильём и питанием в центрах размещения:
  • помощь в проезде к будущему месту проживания;
  • возможность трудиться или заниматься бизнесом без оформления патента;
  • содействие государства в трудоустройстве, а при необходимости и в дополнительном обучении;
  • медицинская и социальная помощь.

Иностранцам, оформившимся в качестве беженцев, также выплачивается единовременное пособие.

Беженцы и лица, получившие временное убежище, обеспечиваются бесплатным жильём

Обязанности беженцев на территории России

Помимо прав, у иностранцев, нашедших защиту в России, есть и обязанности:

  • соблюдать законы нашего государства;
  • своевременно прибывать в центры размещения или в другие места проживания, установленные ГУВМ МВД;
  • не нарушать правила проживания в предоставляемых жилых помещениях;
  • проходить медицинскую комиссию;
  • сообщать компетентным органам правдивые сведения во время проведения интервью;
  • в семидневный срок информировать сотрудников ГУВМ МВД об изменении гражданства, паспортных данных, семейного положения, а также о приобретении права на постоянное проживание в РФ;
  • извещать сотрудников ГУВМ МВД о желании сменить регион пребывания или выехать на постоянное жительство в другое государство;
  • выполнять правила миграционного учёта иностранцев.

Кроме того, беженцы и мигранты, получившие временное убежище, не вправе самостоятельно выбирать место проживания. Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты приёма вынужденных мигрантов для каждого региона, в рамках которых и происходит их распределение по территории страны.

Вынужденные переселенцы

В повседневной жизни понятия беженцы и вынужденные переселенцы часто используются как тождественные. На самом деле это не так. Беженцами могут стать иностранные граждане и апатриды, в то время как статус вынужденного переселенца предоставляется только россиянам. Его обладателями могут стать:

  • граждане РФ, покинувшие постоянное место жительство в другом государстве из-за притеснений по национальным, религиозным, языковым признакам или из-за массовых беспорядков;
  • граждане РФ, переехавшим из одного региона страны в другой по тем же причинам.

Вынужденные переселенцы обладают всеми правами граждан РФ. Кроме того, этот статус даёт возможность получения материальной поддержки и социальной помощи от государства.

Права и обязанности беженцев в РФ

Особенности правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации определены не только ФЗ «О беженцах», но и международными документами: Женевской конвенцией от 28.07.1951 и Нью-Йоркским Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31.01.1967. Эти документы определяют основные принципы, которых должно придерживаться внутреннее законодательство страны о беженцах, минимальные нормы обращения с лицами, которые обратились за помощью, основные права, на которые могут претендовать беженцы. Ключевое положение документов – запрет на высылку беженцев и их принудительный возврат в страну постоянного пребывания.

Учитывая данные нормативы, международно-правовой статус беженцев – это основание для их законного пребывания на территории страны, в которой они этот статус получили. Помимо этого, в число основных гарантированных ст. 8 ФЗ «О беженцах» прав входит:

  • право на услуги переводчика, разъяснение предоставленных мигранту прав и содействие в получении въездных документов;
  • право на проживание в жилом помещении, питание и пользование коммунальными услугами;
  • право на медицинское и лекарственное обеспечение;
  • право на содействие в получении профессионального образования и трудоустройство;
  • право на социальную защиту и обеспечение, в том числе получение социального пособия;
  • право обратиться за получением разрешения на временное проживание в РФ и получение гражданства РФ в установленном законом порядке;
  • право на добровольное возвращение в страну своего предыдущего пребывания

Вместе с этим конституционно-правовой статус беженцев налагает на них ряд обязанностей:

  • соблюдение законодательства РФ;
  • соблюдение порядка проживания в предоставленном жилом помещении;
  • своевременное прибытие в миграционные органы;
  • прохождение переучета в органах миграции в установленные законом сроки;
  • сообщение о смене анкетных данных, места пребывания.

3.2. Определение подзащитной категории

Государства

Конвенционные беженцы (лица, являющиеся беженцами в соответствии с положениями Конвенции 1951 г. о статусе беженцев или Протокола 1967 г.). Если государство является участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1957 г., то на правительстве этой страны лежит обязанность по предоставлению лицам статуса беженца. На национальном уровне существуют различные процедуры для принятия решений относительно предоставления такого статуса. С точки зрения беженцев, статус конвенционного беженца наиболее предпочтителен: он не только является гарантией против высылки, но и предоставляет целый ряд экономических и социальных прав, указанных в Конвенции и Протоколе. Эти права включают в себя право на получение проездных документов, что имеет исключительное значение.

Лица, имеющие право на дополнительную, вспомогательную защиту. Применяется правительствами некоторых стран (Чехия, Норвегия, Дания) в отношении лиц, которых они не считают конвенционными беженцами. Такие лица могут оказаться в опасности в случае своего возвращения в страну происхождения вследствие получившего там широкое распространение насилия, иностранной агрессии, внутренних конфликтов, массовых нарушений прав человека, применения пыток либо других обстоятельств, серьезно нарушающих общественный порядок (данное основание содержится в Конвенции Организации африканского единства 1969 г. (п. 2 ст. 1), Картахенской декларации 1984 г. (п. 3 разд. II), а также в Конвенции против пыток 1984 г. (ст. 3).

На лиц, относящихся к этой категории беженцев, также распространяется принцип невысылки. Вместе с тем, они не могут претендовать на всю совокупность преимуществ, предоставляемых конвенционным беженцам.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

В компетенцию УВКБ ООН входят лица, признаваемые в качестве беженцев Верховным комиссаром ООН по делам беженцев на основании его Устава, который содержит практически то же определение, что и Конвенция 1951 г., а также некоторые другие категории беженцев в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи. Таких лиц называют мандатными беженцами. Признание лиц мандатными беженцами, таким образом, не зависит от того, является ли государство, в котором они нашли убежище, участником Конвенции и Протокола. Ими могут стать даже те лица, чьи ходатайства о предоставлении статуса конвенционного беженца были отклонены государственными органами.

Лицо, признанное в качестве мандатного беженца, пользуется защитой УВКБ ООН против высылки, ему гарантируется обхождение в соответствии с основными гуманитарными принципами. Вместе с тем, такой статус не означает всей полноты прав, предоставляемых лицам, которые обрели статус беженца в соответствии с положениями Конвенции.

Получение статуса беженца по принципу prima facie (первому впечатлению). Право на получение статуса беженца по принципу prima facie, иными словами, право, которое основывается на первых впечатлениях, применяется в случае массовых потоков беженцев, когда определение соответствия лиц предъявляемым к беженцам критериям на индивидуальной основе представляется нецелесообразным или невозможным. Это стало обычной практикой с 1960-х гг., когда УВКБ ООН и некоторые страны впервые столкнулись с регулярными массовыми движениями беженцев, в частности в Африке.

Необходимость немедленных действий для обеспечения защиты людей нередко возникает до того, как становится возможным определить их статус. Государствам следует стремиться к обеспечению такого обращения с ними, которое соответствовало бы общепризнанным гуманитарным принципам. Причем такое обращение должно гарантироваться всем лицам, прибывшим из одной страны по схожим причинам.

Когда не выдают статус

Получить статус беженца не могут лица, прибывшие на территорию европейской страны с целью обогатиться за счет государственных пособий. С особым недоверием относятся к иностранцам с туристической визой, а также к тем, кто попал в страну, останавливаясь на пути в других европейских государствах. Также не присваивается статус беженца тем, кто в своей стране совершил криминальные или противоправные действия в финансовой области.

Многие мигранты получали отказ, поскольку миграционные службы не считали вескими их доводы для получения статуса беженца. Например, у мусульман, относящих себя к сексуальным меньшинствам, больше шансов стать беженцем, чем у россиянина.

Как оформить статус беженца в органах ФМС?

 

Скачать ходатайством о получении статуса беженца

Итак, как оформить статус беженца?

  1. Заинтересованный гражданин обращается в один из вышеуказанных органов с ходатайством о получении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя.
    Если ходатайство было подано через консульское учреждение или дипломатическое представительство, они обязаны в течение 1 месяца передать его в органы ФМС.
    Если ходатайство подавалось в органы пограничного контроля, то они передают его в органы ФМС в течение 3 дней.
     
  2. В течение 5 рабочих дней органы ФМС предварительно рассматривают поступившее ходатайство. После рассмотрения принимается одно из следующих решений:
    – Заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства.
    – Заявителю выдается свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.
     
  3. Если заявителю было отказано, то он уведомляется об этом в течение 3 суток. В случае подачи ходатайства через консульское учреждение или дипломатическое представительство ФМС направляет решение с отказом в признании лица беженцем в течение 5 суток после его принятия.
  4. Если было принято положительное решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства, то на иностранного гражданина заводится личное дело и ему выдается свидетельство. После получения этого документа у него появляется законное право нахождения на территории РФ.
  5. После того как свидетельство иностранным гражданином получено, он регистрируется в органах ФМС, а затем по направлению идет в Центр временного размещения. Далее ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и встать на учет по месту временной регистрации.
  6. Далее ходатайство рассматривается по существу. Если лицо находится за пределами РФ, то на рассмотрение ходатайства дается 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС сообщают также в течение 5 рабочих дней. Если гражданин находится на территории РФ, то в течение 3 рабочих дней его ходатайство рассматривается, и еще 3 дня органам ФМС дается на уведомление о принятом решении.
  7. Если органом ФМС принимается положительное решение, то гражданину выдается удостоверение беженца. При этом удостоверение личности и миграционную карту он обязан сдать на хранение в органы ФМС.

Легализация беженцев в Германии: основные понятия

Следующая сложность – терминология. Во всех случаях – и СМИ, и законодателями – часто используется формулировка «беженцы», однако в каждом конкретном случае подразумевается что-то свое. Как уже отмечалось, существует обычная процедура, как получить статус беженца в Германии (и не только беженца – в законодательстве ФРГ несколько схожих статусов), а есть специальный льготный процесс, введенный недавно для лиц, покидающих Украину из-за военных действий.

Для простоты понимания будем использовать следующую терминологию:

  • Льготная легализация, военные беженцы – так будем называть ситуации и людей, подпадающих под задействованную недавно технологию упрощенной легализации.
  • Обычная легализация, обычные беженцы – этими терминами будем обозначать случаи, когда льготная легализация недоступна.

Отразить в данном материале все нюансы обычной легализации невозможно, т.к. это отдельная и очень насыщенная нюансами тема

Но важно отметить главные отличия от льготного процесса:

  1. Обязанность проживать в центрах от 6 недель до 6 месяцев, чтобы в случае отказа процесс депортации прошел легче.
  2. Длительное рассмотрение запроса.
  3. Большой процент отказов.

Консультант
Дмитрий Константинович
️ Поддержать проект

Здесь стоит еще раз вернуться к вопросу о необходимости легализации в другой стране (в частности, в Польше) перед въездом в Германию. Если иного варианта нет, зарегистрироваться беженцем придется, однако это дает властям ФРГ формальный повод для отказа.

По заявлениям чиновников, получение обычного статуса беженца может быть затруднено тем, что в стране, из которой непосредственно прибыл соискатель (например, из Польши), ему не грозит никакой опасности. Это не означает, что отказ будет в 100% случаев, но вероятность такого отказа довольно высока.

Условия для льготной легализации военных беженцев в Германии

Под упрощенную процедуру подпадают иностранцы, соответствующие следующим условиям. Заявители являются:

  • Гражданами Украины и членами их семей.
  • Лицами без гражданства и гражданами третьих стран, имеющими статус международной или другой аналогичной защиты на территории Украины, а также члены их семей.
  • Лицами без гражданства и гражданами третьих стран, имеющими право на постоянное проживание на территории Украины, которые не могут вернуться на родину.

Еще раз обращаем внимание, что в отличие от польских норм, в немецких нет (и не может быть) указания на непосредственный въезд с территории Украины. Следующее существенное отличие: соискатель должен был покинуть территорию Украины после 24.02.2022 (включительно)

Напомним, что польские нормы устанавливают необходимость въезда в РП с 24.02.2022. В Германии дата въезда не существенна, но выезд из Украины не может быть ранее 24.02.2022.

Все, кто не попадает под перечисленные условиям, могут запросить, а при согласии властей и оформить, статус беженца в Германии, но на обычных условиях.

Жилищный вопрос

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.

Основания для утраты статуса

Статус может быть утрачен при изменении условий, способствующих его получению.

Для вынужденных переселенцев причиной аннулирования статуса могут быть:

  • Утрата российского гражданства;
  • Переселение на постоянное место жительства за рубеж;
  • Возвращение в регион убытия на ПМЖ;
  • Выявление того, что лицо предоставило неверные сведения либо поддельные документы при оформлении;
  • Истечение срока действия статуса.

Для беженцев причины лишения или утраты статуса носят более разнообразный характер. Причиной утраты могут стать:

  • Получение гражданства РФ или иной страны;
  • Получение вида на жительство в Российской Федерации;
  • Возвращение в страну убытия;
  • Изменение фактических обстоятельств, вынудивших беженца покинуть родину;
  • Судимость за уголовное преступление на территории России;
  • Привлечение к административной ответственности за распространение наркотических средств;
  • Предоставление ложных сведений либо фальшивых документов при оформлении.

Обе категории вынужденных мигрантов объединяет причина предоставления такого статуса — преследование или угроза жизни по политическим, этническим, языковым, социальным или иным близким мотивам. Однако предоставляемые права и возлагаемые обязанности, а также условия получения статуса различаются из-за того, что вынужденные переселенцы переселяются внутри РФ и имеют ее гражданство, а беженцы, наоборот, являются иностранцами.

Оформление статуса беженца

Процесс признания иммигранта беженцем в Российской Федерации довольно длительный и трудный. Он может растянуться на несколько месяцев.

Для лиц, мечтающих оформить  статус беженца в РФ необходимо собрать следующие документы:

  • национальный паспорт;
  • ходатайство (скачать образец можно тут);
  • документ, где прописана информация о близких родственниках (если въезжает семья).

Все документы должны предоставляться в оригинале и только лично самим лицом, которое претендует на статус беженца. Копии принимаются в случаях, если человек находится на территории своего государства.

Отсутствие документов

Часто бывает так, что у иммигранта утеряны личные документы. Это ни в коем случае не является причиной для отказа ему в подаче ходатайства на предоставление статуса беженца. В таком случае все сведения записывается с его слов. Затем полученная информация проверяется по каналам МВД, устанавливается личность иммигранта, принимается решение о рассмотрении ходатайства.

Куда обращаться?

Письменное прошение подается на имя Президента России. Если подаватель просьбы находится в РФ, то следует обратиться в уполномоченный миграционный орган. При нахождении человека за границей следует обратиться в консульство или Диппредставительство России. При нелегальном нахождении в РФ или на пропускном пункте  госграницы следует подавать просьбу в пограничный орган ФСБ.

Процедура признания беженцем иностранного гражданина

Процедура сводится к следующему:

  1. Подается предварительное ходатайство с просьбой о признании беженцем.
  2. Рассматриваются все подтверждающие документы, и властями либо принимается решение об отказе (с обоснованиями) или дальнейшем рассмотрении ходатайства.
  3. Проводится рассмотрение письменной просьбы по существу.
  4. Выносится решение с обоснованием о присвоении либо отказе в присвоении статуса беженца вследствие отсутствия повода.

Выдаются необходимые документы (свидетельство беженца или отказное письмо).

Анкетирование, опрос, интервьюирование, идентификация личности

После того как человек подает ходатайство, с ним проводит беседу сотрудник УМВД РФ, в ходе которой будет предложено заполнить опросный лист и анкету. При наличии проблем с русским языком в обязательном порядке приглашается переводчик. Заполнение бумаг следует проводить максимально ответственно. От этого зависит, будут ли рассматривать далее документы или человек сразу получит отказ.

На вопросы следует отвечать кратко, но емко, чтобы сразу все было понятно. Главное – вся информация должна быть правдивой. Писать следует разборчиво (лучше печатными буквами), стараться не совершать ошибок. После этого проводится идентификация личности. Она включает снятие отпечатков пальцев, фотографирование. Фото (2 штуки) прикладывают к ходатайству.

Пока власти рассматривают ходатайство, иммигранта размещают в пункте временного проживания. Если же у него есть возможность остановиться у кого-либо, или снять жилье, то он проживает там. На весь этот срок ему выдается справка, подтверждающая законность его нахождения в России.

Срок рассмотрения заявления зависит от местоположения человека. При нахождении иммигранта в России на это потребуется 5 рабочих дней, при нахождении в приграничной зоне или в другом государстве – 1 месяц.

После признания иностранного гражданина беженцем ему выдается свидетельство, являющееся документом удостоверяющим личность. Действует оно 3 года, после чего требуется продление до тех пор, пока в стране, гражданство которого имеется у иммигранта, действуют факторы, не дающие возможности ему возвратиться на родину.

Сдача национальных документов

После оформления статуса беженца иммигрант обязан сдать свой национальный паспорт в миграционный орган. Без этого документа покинуть территорию России невозможно.

https://youtube.com/watch?v=qoX9Z2KUmPA

Правовой статус беженца в РФ

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, – как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

Определение

Лица, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.

В бытовом понимании слова к беженцам часто относят также внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое.

Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» — т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец

— это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.

Основные правовые документы о статусе беженцев — Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, занимающийся проблемами беженцев — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимается .

С 2001 года мировой общественностью 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.

Как получить статус беженца в России – сбор документов

К ходатайству необходимо приложить некоторые документы, а именно:

  • анкету и опросный лист (заполняются на месте со слов заявителя);
  • удостоверение личности заявителя (переведенное на русский язык у официального переводчика);
  • перевод удостоверений личности членов семьи;
  • любые документы, которые доказывают тот факт, что заявителю и его семье угрожает опасность в стране постоянного пребывания.

В любом случае придется пройти процедуру идентификации личности – заявитель дает свое согласие на то, чтобы сотрудники миграционного органа сделали фотографии и провели дактилоскопию. Далее потребуется пройти медосмотр и установить отсутствие или наличие опасных заразных заболеваний – иностранцу будет выдан соответствующий медицинский сертификат.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий