Особенности маятниковой миграции

Понятие и виды миграции

Человеческая миграция – это перемещение людей из одного района в другой для временного или постоянного проживания. Обычно люди перемещаются на большие расстояния, пересекая национальные границы. Но возможна и внутренняя миграция. Перемещаться могут отдельные лица, семьи или большие группы.

Внимание! Сезонные перемещения кочевников не считаются миграцией ввиду отсутствия намерения поселиться в новом районе. Этот термин также не включает временное перемещение людей по причине деловых поездок, командировок, туризма, религиозного паломничества, поскольку целью является поселение в новом месте.

Исходя из локализации, миграция может быть:

Исходя из локализации, миграция может быть:

  1. Межгосударственной (международной). Этот вид обозначает перемещение людей между отдельными государствами.
  2. Внутренней. Если передвижение происходит внутри страны, речь идет о национальной (внутренней) миграции.

Исходя из критерия причины, миграция делится на добровольную и принудительную.

  1. Особенностью добровольного перемещения является акт сознательного и добровольного выбора покинуть территорию. Эта группа включает трудовую или учебную миграцию, переезд для воссоединения семьи и т.д.
  2. Принудительному перемещению предшествует акт решения, согласно которому кто-то имеет право и силу заставить другого человека покинуть свою страну. Вынужденный переезд выражает неравные властные отношения между людьми. К этому виду также относится принудительное покидание территории, необходимое из-за ряда неблагоприятных экологических угроз.

По времени миграция делится на постоянную и временную.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 100-61-94

Эмиграция

Эмиграция – это процесс покидания страны происхождения и переезд в другую страну. Причины эмиграции могут быть экономическими, политическими, религиозными и др. Концепция эмиграции также применяется для групп эмигрантов – людей, эмигрировавших из определенной страны.

Иммиграция

Иммиграция (противоположность эмиграции) – это процесс обоснования населения одной страны в другой стране (по отношению к той, куда въезжают). Они делают это по экономическим, политическим или религиозным причинам.

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Маятниковая миграция имеет неоднозначный характер и несет плюсы и минусы как миграционным донорам, так и реципиентам.

Достоинства

К преимуществам маятниковой миграции можно отнести следующие положения:

  1. Мигрантам открываются новые возможности на рынке труды — они могут устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Благодаря этому снижается социальная напряженность в местности с неблагоприятным экономическим климатом;
  2. Крупные города обеспечиваются необходимыми им трудовыми ресурсами. Одновременно не возрастает социальная нагрузка на город: не нужно строительство детских садов, больниц, школ и т. д;
  3. Благодаря маятниковым мигрантам поддерживается и развивается транспортная инфраструктура, связывающая различные населенные пункты.

Недостатки

Минусов у маятниковой миграции никак не меньше, чем плюсов. К ним относятся следующие факторы:

  1. Отсутствие экономических перспектив в населенном пункте — доноре маятниковой миграции. Снижение качества и количества трудовых ресурсов приводит к тому, что экономический рост в небольших городах и поселках сходит на нет. Маятниковые мигранты не создают прибавочный продукт по месту своего проживания, здесь не появляются новые рабочие места и т. д.;
  2. Деградация социальной сферы поселений-доноров. Значительная часть налогов уплачивается по месту работы. Например, НДФЛ платится по месту регистрации налогового агента, то есть работодателя. В итоге получается ситуация, когда маятниковые мигранты платят налоги в другом поселении, а пользуются инфраструктурой по месту жительства. Местным бюджетам просто не хватает средств на поддержание социальной сферы, не говоря уже о ее развитии;
  3. Возрастание нагрузки на поселение-реципиент, связанное с автомобилизацией. Происходит повышение нагрузки на транспортную инфраструктуру — не хватает парковок, ширины и плотности дорог, растет число пробок и т. д;
  4. Возрастают затраты граждан на перемещение — значительную часть зарплаты мигрантов «съедают» расходы на транспорт;
  5. Поездки к месту работы и обратно могут достигать нескольких часов. Из-за утомляемости снижается работоспособность, учащаются стрессы, практически не остается свободного времени на отдых, саморазвитие, встречи с друзьями. Жизнь мигрантов превращается в бесконечную череду работы, дороги и сна.

Особенности маятниковых передвижений

Люди тратят большую часть личного времени в дороге не по собственной прихоти, а из экономических соображений. Как правило, в крупном городе, особенно в центре, находится средоточие источников большого заработка, жилье же, напротив, стоит тем дешевле, чем дальше от центра расположено.

Чем крупнее и развитее город, тем интенсивнее будет движение маятниковых мигрантов. В какой-то момент город исчерпает свои ресурсы по образованию новых рабочих мест, а в пригороде, где, напротив, будет не хватать предприятий, магазинов, образующих удобную инфраструктуру, такая возможность появится. И движение, ранее направленное исключительно в центр, развернется в обратном направлении: теперь мы будем наблюдать два встречных потока, один из которых по-прежнему направлен в центр, а другой – из центра в пригород. Таким образом полярность между деловым центром и спальным пригородом несколько уменьшится, и пригород сам станет небольшим центром притяжения рабочей силы.

Преимущества и недостатки

Итак, маятниковая миграция населения – это в целом положительное явление, которое приводит к росту и развитию городов. Она позволяет перераспределять трудовые ресурсы внутри одного региона, обеспечивая население рабочими местами, а производство – сотрудниками.

Но как только поток ежедневных мигрантов превысит пропускную способность дорог, благо превратится во зло. Вместо того чтобы радоваться возможности работать в центре, а жить в пригороде, население будет проводить массу времени в пути.

Собственно, описанная картина вовсе не нова и знакома всем жителям мегаполисов. Время, оставшееся от работы и сна, человек проводит в пробке. Пробки ухудшают экологическую ситуацию в регионе, а также негативно сказываются на общем самочувствии участников процесса.

Главным условием комфортной жизни в мегаполисах является наличие хорошей инфраструктуры – дорожных развязок и веток общественного транспорта, иначе это грозит массовыми стрессами и сильным загрязнением атмосферы.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

В качестве отличия маятниковые миграции от обычной является обстоятельство, по которому процесс протекает без смены ПМЖ. Это явление не оказывает никакого влияния на изменение численности населения.

Что такое маятниковая миграция

Маятниковая миграция — это регулярные, обычно ежедневные, перемещения людей из одного населенного пункта в другой, преимущественно из пригорода в город, на работу или учебу. Главными факторами, способствующими развитию этого вида миграции, стали технический прогресс и урбанизация.

В доиндустриальную эпоху даже самые крупные города были достаточно компактными: в древнем Риме проживали порядка 1 млн человек, при этом диаметр города едва превышал 3 км. Очевидным ограничителем для роста городов вширь, как пишут журналисты Bloomberg, было отсутствие транспорта: люди не могли пешком или на вьючных животных оперативно преодолеть большие расстояния, чтобы, например, добраться до работы. По этой причине города становились все более плотно заселенными, что приводило к антисанитарии и, следовательно, к болезням и массовым эпидемиям, косящим иногда всех жителей. Только с изобретением паровозов, а затем автомобилей, город стал расширяться, позволив большему числу людей трудиться в нем. Стала прослеживаться закономерность, не теряющая актуальность до сих пор: чем активнее развивается транспорт, становясь все более и более доступным, тем большее количество людей готовы регулярно приезжать в соседний населенный пункт на учебу или заработки.

Чуть раньше прорыва в развитии транспорта начала меняться структура экономики: промышленная революция требовала все больше рабочих на заводах, концентрировавшихся в городах, тогда как кустарное производство, когда человек жил в одном месте и там же работал, например, сапожник, фермер или кузнец, уходило в прошлое. Человек стал разделять места жительства и места работы.

В чем особенности маятниковой миграции населения и что это значит?

Миграционные процессы движения населения могут носить как внутренний, так и внешний характер. Во втором случае подразумевается пересечение территориальных границ государства и въезд в другую страну, а в первом – о нем пойдет речь в данной статье, действие происходит в пределах отдельно взятого государства. Что это за явление и как оно проявляется в РФ, давайте разбираться.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени.

Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне.

Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию.

Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий

Миграция в России – проблемы и статистика

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

https://youtube.com/watch?v=cotO4MnZWQU

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30% от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная.  Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно.

Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11% от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Заключение

Проблемы, которые привносит в общество маятниковая миграция, не классифицируются как масштабные. С каждым годом наблюдается тенденция к их снижению, что дает хорошие перспективы на будущее. Сегодня данное явление затрагивает около 22% населения РФ, и в ближайшие годы количество тех людей, кто живет в одном месте, а работает в другом, будет только расти.

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать – напишите вопрос в форме ниже:

Маятниковая миграция – представляет собой, примеры, причины, проблемы

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Главным направлением миграции на сегодняшний день является тип «город-село». Миграция этого типа является источником для формирования трудовых ресурсов в городских условиях. Такое явление также способно обеспечить сбалансированное и приемлемое использование трудовых ресурсов в крупных городах и деревенской местности.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Значение регулярных передвижений граждан

Маятниковая миграция в России – явление довольно распространенное. Ежедневно можно наблюдать массовый поток студентов и работников, которые едут из пригородной зоны в областной центр на электричках, маршрутных такси или автобусах, а вечером возвращаются. Исключить данное явление из жизни российского общества значит остановить процесс роста городов, для которых данное явление является движущей силой. Маятниковые передвижения граждан стимулируют застройку пригородных районов мегаполисов жилыми кварталами, что ведет к образованию уже привычных нам спальных районов.

Нельзя не отметить, что сам мегаполис при этом делится условно на два полюса. Это выражается в том, что образ жизни в центре города сильно отличается от того, который ведут жители пригородных спальных районов.

В заключение следует отметить, что процесс регулярных перемещений граждан обоюдно значим как для них самих, так и для экономики в целом.

Узнайте также о сезонной миграции.

Внешняя миграция – перемещение населения между странами.

Виды внешней миграции:

Эмиграция – переселение населения за пределы страны

Иммиграция – переселение населения в данную страну из-за ее пределов.

В настоящее время возросли потоки внутриконтинентальных миграций. При этом особенно широкое распространение получила трудовая миграция. Это особенно коснулось Западной Европы, которая из центра эмиграции (существующего в течение нескольких столетий) превратилась в очаг притяжения рабочей силы из 7стран Средиземноморья и Азии. Важными центрами трудовой иммиграций являются США и нефтедобывающие страны Ближнего Востока.

Во второй половине XX в. появилась новая форма внешних миграций, получившая название «утечка умов». Она впервые появилась после Второй Мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч ученых. В наши дни вместе с «утечкой умов» из Европы наблюдается отъезд из развивающихся стран.

2. По временным параметрам:

— постоянная

— временная (эпизодическая)

— маятниковая

— сезонная

Постоянная миграция (Безвозвратный вид (или переселение)одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если же в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений — центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов. К отраслям с сезонным характером производства относится, прежде всего, сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других. Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.

По причинам переселения:

— социально-экономические причины

— политические

— военные

3. По степени содействия со стороны государственных и общественных организаций:

— общественно организованная

— неорганизованная

4. По степени самостоятельности принятия решения:

— добровольная

— принудительная

Показатели миграции:

1) число выбывших

2) число прибывших

3) миграционное сальдо (разность между прибывшими – выбывшими)

Определение понятий

Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией. Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

Интересно! В категорию маятниковых мигрантов входят не только трудоспособное население, но и студенты в процессе получения образования в ВУЗах и других образовательных учреждениях.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база

В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон № 114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Важно! В законе нет прямых указаний о необходимости работнику проходить регистрацию. Также как и о причинах для отказа работодателя в трудоустройстве

Отсутствие прописки — не основание.

Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Особенности

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения. Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Признаки маятниковой миграции

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Интересно! Данные признаки являются характерными только для данной миграционной классификации.

Отличия от других видов миграции

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов. Читать так же: Аннулирование вида на жительство

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Размеры миграции

Миграционные процессы в современном мире практически не прекращаются никогда. Миграция может быть индивидуальной, ограниченной или массовой. В данном случае всё зависит от того, насколько системно осуществляется переезд с одного места жительства на другое вне зависимости от того, внутренняя это миграция или внешняя, а также от того, сколько людей принимают участие в этом процессе.

К примеру, житель одного из райцентров Новосибирской области переезжает в областную центр. Это будет индивидуальная миграция. Даже если он переедет в другую страну, то количественное определение миграции в данном случае не изменится. Переезд жителей Украины на работу в Польшу, принявший массовый характер, соответственно, будет считаться массовой миграцией. Понятие ограниченной миграции может рассматриваться ситуативно и является промежуточным звеном между индивидуальной и массовой миграцией. Это может быть переезд жителей одного населённого пункта в другой или переезд представителей одной профессии на работу в другую страну. Всё зависит от того, в контексте чего рассматривается в данном случае понятие миграции.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени. Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне. Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию. Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий