Правовое положение иностранного гражданина в России

Иные категории иностранцев

Некоторые категории ИГ, вне зависимости от того, в каком порядке они прибыли — с визой или без, вправе пользоваться правами на территории России с учетом дополнительных условий.

Высококвалифицированные специалисты

Высококвалифицированным специалистом (ВКС) признается ИГ, который имеет достаточный опыт работы, навыки и достижения в деятельности, для осуществления которой он приглашен.

Если для прибытия в РФ специалисту не нужна виза, то срок нахождения в РФ для него и членов его семьи не допускается больше, чем срок разрешения на работу.

По ст. 8 закона, статус иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных ВКС, дает право претендовать на получение ВНЖ, минуя процедуру получения РВП. На них не распространяются и ограничения субъекта по количеству приглашений на въезд, разрешений на работу, долей ИГ в различных отраслях экономики.

Но ВКС не вправе получать , как другие иностранцы. Для них срок вида на жительство ограничен сроком разрешения на работу.

По ст. 15.1, высококвалифицированные иностранные граждане на территории РФ обладают правом при подаче документов на оформление разрешения на работу и ВНЖ не подтверждать владение русским языком, знание истории и основ законодательства.

Беженцы

По ст. 6 закона 115-ФЗ, беженцы получают РВП без учета квоты. А статья 13 позволяет им легально осуществлять трудовую деятельность без патента и разрешений.

Участники госпрограммы

Лица, прибывшие в РФ по программе переселения соотечественников (ст. 6), получают РВП вне квот и, по пункту 4 статьи 13, работают без патента и разрешений. Статья 15.1 разрешает тем, кто относится к иностранным гражданам и является переселенцем, не подтверждать владение русским языком, знаний по истории и праву при подаче документов на РВП и ВНЖ.

Студенты

Очники вправе работать по разрешению на работу, которое выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на 1 год. Работать разрешается только на территории субъекта, в котором студент обучается.

Принципы, на которых основано законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ

Правовое регулирование статуса рассматриваемой группы лиц производится с учетом определенных принципов, на которых построено на ряде определенных принципов. Каковы они?

В первую очередь, к числу принципов, с учетом которых предписываются нормы, составляющие правовое положение иностранных граждан в РФ, относится равенство. Оно проявляется в том, что все правила, установленные для иностранцев, являются ровно такими же, как и для самих россиян. Кроме этого, акты, регулирующие положения в данной сфере, предусматривают уважение прав и основных свобод, предоставленных как человеку, так и гражданину любой страны.

Никакое государство не может препятствовать иностранцам покинуть его территорию. Кроме этого, принципы, на которых построены законодательные нормы, предусматривают запрет на введение определенных ограничений или ущемлений к иностранцам, проявленные на основании их религиозной или расовой принадлежности, вероисповедания, знаний языков и т.п.

Россия – это страна, которая предоставляет всем иностранцам без исключения основные правовые свободы и гарантии. Выражается это, прежде всего, в том, что любой гражданин иного государства имеет право на обращение в судебные или административные органы за правовой защитой, вследствие чего, ко всем нарушителям законных свобод и прав применяются адекватные санкции, предусмотренные нормами российского законодательства.

Политическое убежище для иностранцев

Право на политическое убежище иностранцы могут получить на основании указа Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 года. Этот инструмент ни в коем случае не может быть проявлением враждебности по отношению к другим странам.

Политическое убежище может быть предоставлено:

  1. Людям, которым угрожает опасность на территории своей страны.
  2. Преследуются по политическим мотивам за убеждения или деятельность, которые являются правильными и демократическими, с точки зрения ООН и мирового сообщества.
  3. Если действия, совершенные лицами, не считаются в России преступлениями, не противоречат резолюциям и постановлениям ООН.
  4. Если лицо не прибыло из страны безопасной для беженцев и все его личные данные правдивы.

Экстрадиция особы, запросившей политического убежища, допускается в строго определенных, исключительных случаях, если со страной, требующей выдачи преступника заключен соответствующий международный договор.

Заявление с просьбой о политическом убежище подается на имя президента Российской Федерации в письменной форме.

Потенциальный беженец получает свидетельство своего статуса и на основании его оформляет разрешение на проживание.

Отказ в политическом убежище

Согласно текущему законодательству, статус политического беженца не может быть предоставлен:

  1. Преследуемые за деяния люди, чьи действия квалифицируются в Российской Федерации как преступление, либо противоречащие принципам ООН.
  2. Привлекаемые или привлеченные на территории Российской Федерации к уголовной ответственности.
  3. Прибывшие в Россию с территории той страны, где им не грозят преследования.
  4. Прибывшие в Россию из стран, с имеющимися развитыми демократическими институтами.
  5. Прибывшие из тех стран, с которыми у России заключен безвизовый режим.
  6. Предоставившие ложные сведения о себе.
  7. Имеющие гражданство третьей страны, где этот человек не преследуется.
  8. Не желающие вернутся в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанными с политическими преследованиями.

Иностранец, который не законно находится на территории Российской Федерации, должен быть задержат, сфотографирован, учтен и у него должны взять отпечатки пальцев. Полученные данные проверяются по базам МВД. По согласию с государством, чьим гражданином он является, иностранец должен быть подвергнут реадмиссии.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим документ, удостоверяющий их личность, а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять миграционную карту.

Ознакомьтесь более детально с информацией о пересечении границы РФ.

Документальное обоснование положений касательно гражданских зарубежных лиц

Лица, пребывающие в пределах какой-либо страны, например, в России, имеют определённый правовой статус.

Установленные нормы правоотношений относительно статусного положения представителей других государств содержит статья 62 Конституции РФ. Зарубежные граждане и те, кто не имеет гражданства, обладают всевозможными правами и одновременно обязаны одинаково с россиянами соблюдать законы страны.

Конституция

При желании понять то, как на официальном уровне трактуются статусные разделения субъектов, необходимо ознакомиться со статьёй 2 Федерального закона. Согласно данной статье прослеживаются чёткие различия статусных определений людей, не входящих в состав населения страны, но находящихся в ней в настоящий момент.

Правовое положение иностранных субъектов также регулируют отдельные нормативные акты, начиная с гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, таможенного и других.

ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Передвижение

Конституционно-правовое положение иностранных граждан, которые находятся в территориальных пределах Российской Федерации, предусматривает соблюдение ими всех законных интересов и естественных прав. Одно из них касается свободы передвижения.

Свое передвижение иностранцы имеют право осуществлять как в личных, так и в деловых целях. Данные действия могут совершаться исключительно при наличии у них документов, с помощью которых они могут законным образом удостоверить свою личность в пределах РФ. Однако, законодатель предусматривает некие незначительные ограничения в передвижении иностранцев. Они, прежде всего, касаются тех организаций, объектов и территорий, вход на которые возможен только по специальным разрешениям. Полный список таких объектов и организаций устанавливается на основании постановления, изданного Правительством РФ.

Гражданин иностранного государства, который на законных условиях проживает на территории РФ в течение длительного периода, имеет право на смену места жительства, но только в пределах тех территорий, на которые распространяется его право временного проживания.

Правовое положение беженцев и переселенцев

Еще одной категорией неграждан являются беженцы. Данный гуманитарный статус предоставляется им в соответствии с , согласно которому претендовать на этот статус могут иностранцы и апатриды, если есть обоснованные опасения полагать, что на территории страны их гражданской принадлежности или проживания они могут стать жертвой преследований по расовым, этническим, религиозным, национальным, социальным и иным мотивам.

Оформив данный статус в России и получив соответствующее , его обладатель имеет право:

  • ;
  • на размещение в центре временного пребывания с питанием и бытовыми услугами;
  • на финансовую и натуральную помощь, предусмотренную законодательством;
  • на осуществление хозяйственной и трудовой деятельности без специального разрешения;
  • на беспрепятственный выезд из России и др.

Данный гуманитарный статус следует отличать от статуса вынужденного переселенца. Так, последние, в отличие от беженцев, как правило, граждане РФ, переселяющиеся внутри страны или приехавшие в Россию из-за преследований за рубежом.

Читайте больше о том, .

Документальное подтверждение посещения и отъезда из страны

Официальные договорённости, существующие между странами, позволяют иностранным гостям прибывать в РФ и находиться на её территории, соблюдая ряд условий относительно порядка въезда в страну и выезда из неё. Также в них присутствуют пункты, раскрывающие причины ограничений в данных вопросах.

Все аспекты по посещению и выезду определяют статьи 24-ФЗ и № 114 ФЗ. Иностранным подданным разрешается въезжать и выезжать, имея на руках подтверждённые визы либо соблюдая порядок, при котором подобный документ не требуется. Выдаётся виза по приглашению, полученному в МИДе, либо в МВД. Могут быть привлечены также территориальные органы.

Виза — документ, дающий право на въезд и на транзитное передвижение по Российской Федерации.

Российская виза

Помимо визы существует и иная документированная форма, предоставляющая возможность пользоваться правом пребывать в России — миграционная карта. Это документ, где содержатся сведения о прибывающих лицах, независимо от их возраста, временных сроках их нахождения в России.

Важно! При наличии миграционной карты необходимость в выдаче временной визы отпадает. Карта позволяет вести контроль за пребыванием жителей других государств или лиц с отсутствием гражданства

Уже прибыв в Россию, иностранцы обязаны пройти регистрацию, предъявив письменное заявление от себя лично или приглашение от организации. На эту процедуру им выделяется 3 рабочих дня с момента прибытия. Под исключение подпадают иностранцы, наделённые дипломатическими привилегиями, а также члены их семей.

Миграционная карта

Иностранцы и апатриды в международном праве

Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.

Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла . Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.

Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).

Что такое «лицо без гражданства»

Лицо без гражданства — человек, у которого отсутствует правовой статус гражданина любой из существующих стран в мире, а также он не является подданным любого из признанных государств, что исключает возможность обращения за дипломатической помощью в консульство по причине отсутствия гражданской принадлежности.

Причины потери гражданства

Существует масса ситуаций, при возникновении которых человек может стать апатридом:

  1. Страна, гражданином которой являлось физическое лицо, прекратила юридическое существование. Примером является СССР или Югославия.
  2. Ребенок рожден у лиц, не имеющих гражданства. Далеко не в каждой стране законодательством предусматривается предоставление гражданства только на основании факта рождения на территории государства.
  3. Человек по собственному желанию отказался от гражданства страны.
  4. Лицо принудительно лишено гражданства.

В РФ человек без принадлежности к какому-либо государству свободно проживать не сможет. Кроме того, в обязательном порядке потребуется получить официальный статус лица без гражданства.

Кто такие апатриды и какие у них права

На каком основании апатрид вправе находиться в РФ

В Российской Федерации действует ФЗ № «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в котором раскрывается понятие «иностранный гражданин», включающее в себя и термин «апатрид». Следовательно, апатриды и иностранные подданные могут находиться на территории страны на равных основаниях. В то же время, для лиц без гражданства федеральными законами могут устанавливаться специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранцев.

Нахождение на территории РФ апатрида возможно только на основании одного из нижеуказанных документов:

  • визы — предоставляется сроком до 1 года;

  • разрешения на временное проживание — срок действия от 1 года до 3 лет;

  • вида на жительства, сроком до 5 лет.

Внимание! Визовые документы оформляются в консульских или дипломатических службах РФ за пределами страны. Для получения РВП или ВНЖ апатриду потребуется в течение суток с момента прибытия на территорию РФ обратиться с заявлением в отделение МВД по месту фактического нахождения для регистрации.. Лицо без гражданства вправе свободно передвигаться по территории страны в личных или деловых интересах

Доступ ограничивается на те объекты, где требуется оформление специального разрешения

Лицо без гражданства вправе свободно передвигаться по территории страны в личных или деловых интересах. Доступ ограничивается на те объекты, где требуется оформление специального разрешения.

Важно! По собственному желанию менять место регистрации запрещено. Это можно сделать только с одобрения МВД.

Чем отличается апатрид от иностранного подданного

Очень часто между правовым статусом иностранного гражданина и апатрида ставят знак равенства, однако такой подход некорректен. Лицо, являющиеся подданным иного государства, временно или постоянно проживающий, путешествующий по территории РФ, находится под правовой защитой двух государств. Апатрид, не имея гражданской принадлежности к какому-либо государству, находится только под юрисдикцией РФ.

Принципы конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Принципами правового положения личности считаются закреплённые в Конституции и других законах руководящие нормы, которые фиксируют место человека в обществе и государстве.

Можно подразделить принципы конституционно-правового статуса личности на следующие виды в зависимости от субъектов правоотношений, на которые распространяется действие таких принципов:

  • · общие принципы (действуют в равной степени как в отношении собственных граждан государства, так и в отношении иностранных граждан);
  • · специальные принципы (распространяют свое действие только на лиц, обладающих определенным статусом в государстве), которые, в свою очередь, можно разделить на:
  • v принципы, действующие применительно к правовому положению собственных граждан государства;
  • v принципы, действующие применительно к правовому положению иностранных граждан.

В основе правового статуса человека лежит принцип неотъемлемости и неотчуждаемости в первую очередь личных прав и свобод человека, что есть естество природы человека. Т.к. эти права принадлежат всем людям от рождения, следовательно, они должны распространятся не только на собственных граждан государства, но и на иностранных граждан, находящихся на территории данного государства. Личные права и свободы могут быть ограничены лишь в исключительных случаях. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Можно сделать вывод, что личные права человека должны защищаться не зависимо от его гражданства.

Однако не всегда наделение иностранцев теми же права и свободами, что и собственных граждан государства, является очевидным, и иногда требует от них юридической активности в реализации этих прав.

В подобных случаях положение иностранцев становится уязвимым, что вынуждает установить для них дополнительные гарантии реализации ими прав и свобод. Защищает положение иностранцев принцип юридического равноправия – наделение граждан равными правами, создание равных условий для их реализации, а также установление равных обязанностей. Как правило, данный принцип раскрывается через его составляющие: равенство перед законом и судом; равенство между мужчиной и женщиной; недопущение дискриминации по признакам расы, национальности, государственной принадлежности и т.п.

Названному принципу в Конституции РФ посвящена статья 19, в ч.1 которой установлено равенство всех перед законом и судом, а в ч. 2 – «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Кроме того, ч.3 ст. 19 Конституции РФ касается равенства между мужчиной и женщиной, что распространяется и на иностранных граждан.

Принцип гуманизма в отношении правового статуса иностранных граждан приобретает особое значение, т.к. требует уважения и человеческого отношения к той категории лиц, чьи права не столь широки на территории иностранного ему государства.

Принцип гуманизма тесно связан с принципом уважения основных прав и свобод, который также тщательно регулируется. Так ч. 1 ст. 21 Конституции РФ провозглашает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Закрепление данных положений в нормах национального законодательства, есть отражение принципа международного прав – принципа уважения прав человека и основных свобод, провозглашенного на международном уровне в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч. 3 ст. 19 и ст. 30) и Устав ООН.

Также выделяется принцип единства прав, свобод и обязанностей. Данный принцип является проявлением более общего принципа статуса личности – принципа сочетания индивидуальных интересов человека и интересов других лиц, общества и государства, который также следует рассматривать в качестве принципа статуса иностранцев.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В отличие от статуса беженца, политическое убежище предоставляется исключительно президентом и лишь в случае преследования за политические убеждения и общественную деятельность, если таковое направлено непосредственно против просителя убежища. Порядок предоставления политического убежища предусмотрен от 21 июля 1997 года № 746, согласно которому, если такой проситель преследуется в своей стране за действия, признаваемые Россией как преступление (также имеются иные основания для отказа), политическое убежище ему не предоставляется.

Рекомендуем изучить детальнее, .

В связи с этим вопрос убежища тесно связан с вопросом экстрадиции – выдачи преступника государству, которым он преследуется за уголовные преступления. Конституция запрещает выдавать лиц, преследуемых по этническим, политическим и иным подобным мотивам. Совершенно другое дело – обвинение в преступлении. Россия ведет активное международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, без проблем выдавая преступников союзным странам, даже если те попросили политического убежища.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

Условием въезда иностранного гражданина на территорию РФ является виза. Этот пункт не относится к гражданам тех стран, к которым применима процедура свободного въезда (посещения).

Для въезда в РФ нужна виза

В отношении граждан Украины действует упрощенный порядок въезда в Россию с января 2015 года.

Обязательным условием является регистрация. При этом заполняется миграционная карта, в которой обозначаются цель визита и сроки выезда из страны. На регистрацию обычно отводится три дня, но для иностранных граждан некоторых государств могут существовать исключения, по которым срок оформления может быть увеличен до 15-30 дней.

Временное пребывание может быть продлено при ряде обстоятельств. Например, иностранный гражданин получил патент на трудоустройство или оформляет документы, дающие ему вид на жительство. Поводом для продления срока будет увеличение срока визы, получение нового документа. Таким же правом обладает иностранный гражданин, который поступает в учебное заведение.

Можно продлить временное пребывание

Как и продлеваться, срок действия визы в три месяца может сокращаться. Поводом для такого решения станут нарушения при оформлении документов, полученных в прошлом, административные штрафы, привлечение к ответственности правоохранительными органами. Особо строго рассматриваются нарушения визового режима во время предыдущего пребывания в стране (неуплата пошлины при вывозе из страны), отсутствие полиса медицинского страхования. При въезде в страну иностранный гражданин должен представить доказательства своей платежеспособности.

Законы о правовом положении дают возможность поддерживать и развивать правовые нормы страны в отношении предоставления убежища, экстрадиции, временного пребывания и проживания иностранных граждан. Совершенствование федерального законодательства позволяет соблюдать международные требования, не нарушая безопасность и права граждан РФ.

Глава 1 «Общие положения»

Основные понятия ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Из статьи 2 ФЗ-115 иностранные граждане узнают основные термины, которые используются в миграционной среде. С ними обязательно стоит ознакомиться, чтобы не попасть в неловкую ситуацию в будущем, когда будете оформлять документы. В статье описаны такие понятия, как приглашение на въезд, миграционная карта, разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство. Здесь же разъясняется, кого в России называют временно пребывающим, временно проживающим и постоянно проживающим.

Временное пребывание

Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.

Про РВП

Статьи 6 и 7 Закона полезны иностранцам, планирующим остаться в России на длительное время и получить разрешение на временное проживание в стране. В Статьях 6 и 6.1 описан порядок выдачи РВП визовым и безвизовым иностранцам. В них рассказываются все правила: в какие сроки оформляется документ, кому для его выдачи нужна квота, какие документы нужно собрать и куда их нести.

Статья 7 перечисляет все причины, по которым иностранец может получить отказ в выдаче разрешения на временное проживание.

Про ВНЖ

Статья 8 рассказывает все о виде на жительство и отвечает на самые популярные вопросы, с ним связанные:

  • Сколько нужно прожить в России, прежде чем подавать документы на ВНЖ?
  • Кому не нужно получать РВП перед ВНЖ?
  • Сколько действует вид на жительство и в каких случаях его нужно менять?
  • Куда нужно нести документы на ВНЖ?
  • Что представляет собой документ и какие данные содержит?

Статья 9 посвящена основаниям отказа в выдаче ВНЖ. Также там перечислены причины аннулирования действующего документа.

Проживание в России, права и обязанности

Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.

Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.

Про работу в России

Статья 13.2 посвящена отдельно высококвалифицированным иностранным специалистам, а статья 13.4 — иностранцам, прибывшим из безвизовых стран и трудящихся по патенту.

Статья 14 перечисляет основные сферы деятельности, которые закрыты для мигрантов, а Статья 15 рассказывает, при каких условиях иностранцы могут стать военнослужащими в России.

Статья 15.1 посвящена сдаче иностранцем экзамена на знание русского языка, истории России и законодательства Российской Федерации. В ней перечислено, кому нужно это тестирование, а кто от него освобождается.

Иностранные граждане и избирательное право

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривает определенные запреты в сфере избирательного права, действующего в пределах РФ.

Так, люди, которые не являются законными гражданами РФ, не могут участвовать в избирательных процессах. Причем, как в роли избираемого, так и в качестве избирателя. Также на указанную группу лиц налагается запрет на участие в референдумах различного значения.

Следует отметить, что указанные запреты отчасти не касаются тех лиц, которые считаются иностранными гражданами, на длительной основе проживающими на территории РФ (на правовых основаниях). Представители данной группы лиц могут принимать участие в местных референдумах, а также в выборах, проводимых в органы самоуправления в конкретных регионах (в качестве избирателя или избираемого).

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в России действует национальный режим национального пребывания иностранцев и апатридов. Это значит, что неграждане пользуются всеми теми же правами и обязанностями, за некоторыми исключениями. Так, иностранцы в полной мере могут претендовать на медицинскую и социальную помощь, судебную защиту, осуществление трудовой и хозяйственной деятельности, свободу передвижения и выезда за пределы РФ и иные гарантированные Конституцией РФ права. Однако в зависимости от категории, к которой они относятся, для них могут быть предусмотрены некоторые ограничения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий