Что такое IATA и ICAO: расшифровка кодов авиакомпаний

Виды сегментов

Различают активные и пассивные, а также надлежащие (легитимные) или ненадлежащие (нелегитимные) сегменты. Под активными подразумеваются валидные, подтвержденные, не аннулированные и не ‘no-show’ сегменты, по которым надлежащим образом оформлен легитимный документ на услугу (авиабилет, ваучер, квитанция). Примером такого сегмента может является оформленный на авиарейс. Под термином “пассивный” подразумевается сегмент, который по каким-либо причинам не подтвержден в системе бронирования. Примером такого сегмента может являться сегмент в бронировании, снятом по истечении таймлимита на оформление. К “ненадлежащим” или “нелегитимным” относят спекулятивные, двойные, фиктивные сегменты в системе бронирования, либо сегменты, по которым установлено использование не по назначению. К примерам таких сегментов можно отнести: дубли билетов, тестовые бронирования, частично не использованные перелеты при использовании сквозных тарифов и т.п.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Международная организация гражданской авиации (ИКАО), являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации. ИКАО наблюдает за безопасным и планомерным ростом международных воздушных сообщений.

Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.

Для выполнения этих целей и задач ИКАО:

  • принимает международные стандарты и рекомендации, применяемые к конструкциям и характеристикам самолетов и большей части их оборудования, регламентирующие работу пилотов, летных экипажей, авиадиспетчеров и сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требований безопасности и порядка работы международных аэропортов;
  • разрабатывает правила визуального пилотирования и пилотирования по приборам, а также аэронавигационные карты, используемые в международной навигации. В сферу ее ответственности входят также системы авиационных телекоммуникаций, радиочастоты и меры безопасности;
  • принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду за счет сокращения выбросов и ограничения уровня шума самолетов;
  • облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей.

Поскольку случаи незаконного вторжения в воздушное пространство продолжают создавать серьезную угрозу для безопасности и надежности международной гражданской авиации, ИКАО проводит в жизнь ряд мероприятий и программ, направленных на предотвращение таких вторжений. ИКАО в связи с террористическими атаками 11 сентября 2001 г. на США разработала план действий по обеспечению безопасности воздушных перевозок и программу подготовки в области безопасности полетов, которая в настоящее время включает семь учебных курсов. В настоящее время ИКАО содержит 10 центров подготовки в области безопасности полетов, содействуя региональному сотрудничеству в этой важнейшей сфере.

Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала. Она помогла в создании региональных центров обучения в нескольких развивающихся странах и обеспечила возможность для тысяч учащихся заниматься в школах, зарегистрированных ИКАО.

В настоящее время ИКАО разрабатывает спутниковую систему для удовлетворения будущих потребностей гражданской авиации в организации связи, навигации, радиолокационного наблюдения и управления воздушным движением. Для решения возрастающих эксплуатационных потребностей в этой системе используются новейшие достижения в области спутниковых и компьютерных технологий, каналов передачи данных и бортовой авиационной электроники. Эта комплексная глобальная система позволит повысить безопасность и уровень организации и эксплуатации воздушного транспорта. Система, одобренная государствами — членами ИКАО, в настоящее время находится в стадии реализации.

ИКАО сотрудничает с Международной авиатранспортной ассоциацией, Международной ассоциацией советов аэропортов, Международной федерацией ассоциаций пилотов авиатранспортных компаний и Международным советом ассоциаций владельцев самолетов и пилотов.

Коды ИКАО

И у ИКАО, и у ИАТА имеются собственные системы кодов для обозначения аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырёхбуквенные и трёхбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX == KLAX). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всём остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифро-буквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полётов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трёхбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названию авиакомпании. Например, код дляAer Lingus — EIN, а позывной — Shamrock, для Japan Airlines International код — JAL, а позывной — Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован как «EIN111», а произнесён по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать». Рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен как «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты регистрации самолетов, в которых, в числе прочего, странам назначаются цифро-буквенные коды.

NDC- как это работает и зачем оно нужно

  1. Главная
  2. Новости
  3. NDC- как это работает и зачем оно нужно

Мы продолжаем серию колонок от ведущих специалистов нашей отрасли. На этот раз в рубрике «Личный опыт» коммерческий директор «Интураэро» Глеб Барон объясняет, что такое NDC, как с ним работать и зачем это нужно рынку.

NDC расшифровывается как New Distribution Capability что можно перевести как «Новые дистибьюционные возможности»

Сразу оговорюсь, что буду рассматривать данный механизм не с точки зрения IT-технологий, которые важны, но интересны довольно узкому кругу лиц. Нас же, скорее, будет интересовать как данная технология может повлиять на текущих игроков рынка, текущую систему дистрибьюции и какие новые возможности она дает участникам индустрии.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, как устроено управление ресурсами авиакомпаний и дистрибьюцией продаж сейчас. На данный момент эти функции выполняют GDS (Глобальные дистрибьюционные системы). По сути их три — GALILEO, AMADEUS, SABRE. Также существуют локальные дистрибьюционные системы на региональных рынках. Например, в России это «Сирена». Как правило такие системы в основном работают с локальными перевозчиками, хотя и не всегда. Физически GDS — это огромные хранилища информации. Они выполняют две основные функции:

  1. В одной из GDS размещается собственный ресурс авиакомпании, и он, как и ценовая политика продажи на конкретный рейс, корректируется по мере продажи мест (hosting).
  2. С другой стороны, весь ресурс передается и отражается во всех GDS системах и дистрибьюция осуществляется одновременно для всех агентств – пользователей GDS.

Первую функцию мы пока рассматривать не будем.

Стоит отметить, что описанная система дистрибьюции существует без принципиальных изменений с 1960-х годов, когда впервые появилась система Sabre. Однако, при всех плюсах у этой схемы есть и свои недостатки. Самый главным недостатком является то, что это не прямой канал продаж. Кроме этого, через системы передается ограниченный объем данных (наличие мест, класс и т.д.). Такая схема не позволяет авиакомпании делать выводы о приоритетах пассажиров, предлагать им специальные предложения, особенно по дополнительному сервису.

Теперь определимся, что же такое NDC, чем он является и не является. NDC – это не программная среда, не протокол обмена и даже не технология. NDC – это стандарт передачи данных. Он основан на известной технологии XML, которая сама по себе не является новой, и регламентирует стандарт передачи данных напрямую от авиакомпании в систему TMC (Travel Management Company). Данный стандарт утвержден IATA, и, хотя он не является обязательным, предполагается, что он получит большое распространение из-за своего удобства.

Итак, чем же механизм работы через NDC принципиально отличается от работы через GDS? Идеологически работа по данному стандарту стала продолжением продаж авиакомпаний через свои сайты. Начав это делать, компании смогли собирать больше информации о предпочтениях клиентов, предлагать больше сервисов и т.д.

Работа через NDC предполагает прямую передачу контента авиакомпании в систему ТМС, что делает схему дистрибьюции прямым каналом продаж.

Это в свою очередь позволяет:

  • Гораздо легче продавать дополнительные услуги.
  • Предоставлять клиентам практически всю необходимую информацию вплоть до фотографий салона и т.д.
  • Собирать информацию о запросах клиентов и, проанализировав их, делать персонифицированные предложения, специально для конкретного клиента.
  • Облегчить коммуникацию по трехсторонним договорам
  • Динамически обновлять цены при заказе дополнительных услуг.
  • Иметь отчетность по всем видам услуг в режиме реального времени.

Все это создает возможность для участников рынка (авиакомпаний, агентств, клиентов) организовать более персонифицированный процесс продажи, сделать его более прозрачным, предлагать клиенту более широкий спектр продуктов, и сократить расходы на дистрибьюцию.

колонка

Деятельность IATA

ИАТА выполняет следующие функции:

  • Разработка стандартов и правил, регламентирующих отрасль.
  • Выдача идентификационных кодов авиапредприятиям, а также классификация аэропортов и воздушных судов.
  • Проведение сертификации и аккредитации авиапредприятий и партнёров.
  • Ведение статистики и подготовка аналитических отчётов в отрасли.
  • Обучение и подготовка предметных специалистов.
  • Формирование единых тарифов и подходов к расчёту стоимости авиаперевозок. Повышение экономии и оптимизация налогообложения.
  • Обеспечение безопасности перелётов и перевозки грузов.
  • Улучшение качества предоставляемых услуг.
  • Забота об экологии.
  • Лоббирование интересов отрасли в мировой политике и в отдельно взятых странах.
  • Взаимодействие с другими международными авиационными организациями (например, ICAO).

Как читать остальные символы в билете на самолет

Среди оставшихся символов могут быть обозначения даты вылета и статуса бронирования. Форма оплаты и передаточная надпись с ограничениями.

Дата вылета обозначается так: первые 3 английские буквы месяца. Например, январь – JAN, август – AUG, декабрь – DEC.

Статус бронирования может иметь обозначение «ОК» – подтвержденный статус и «RQ» – запрос места на регистрации. Если билет был куплен для малыша до 2-х лет, который летит без места, то ставят буквы «NS».

Обозначения формы идут в виде шифра CASH – наличные. INVOICE или сокращенно INV – безналичная оплата билета. А сокращения типа «SU/KL ONLY» или обозначения других авиакомпаний означает действия билетов в пределах конкретных рейсов. В этом случае пассажир может пересесть с одного самолета на другой.

Идентификаторы IATA

Данная организация использует для обозначения аэровокзалов собственные шифры, состоящие из трех букв. Как уже было сказано выше, шифры выбираются на основе фонетической схожести с названием транспортного узла. Такие индексы используются агентствами, специализирующимися на продаже проездных документов. Помимо этого, данные идентификаторы используются в различных системах бронирования. Индексы, разработанные IATA, являются одним из основных способов координирования коммерческих перевозок.

Здесь нужно отметить, что данный индекс имеет целую структуру и не разбивается на отдельные символы. В качестве примера приведем индекс воздушной гавани «Шереметьево», которая обозначается с помощью сокращения «SVO». Здесь нужно отметить, что IATA присваивает индексы не только аэропортам, но и морским портам, а также железнодорожным вокзалам. Ленинградскому вокзалу, что находится в российской столице, присвоен индекс «ZKD».

В том случае, когда на территории одного города расположено несколько авиаузлов, то самому городу присваивается собственный идентификатор. Так Москве был присвоен индекс «MOW». Здесь нужно отметить, что коды некоторых городов России не совпадают с их названием. Это объясняется тем, что названия этих городов были изменены после распада СССР. Замена кодового обозначения ИАТА является длительным и дорогим процессом. На сегодняшний день названия, использовавшиеся во времена СССР, применяются для обозначения следующих городов:

  • Самара – KUF;
  • Санкт-Петербург – LED.

Помимо этого, бывают ситуации, когда для обозначения города и аэровокзала используется один и тот же код. Подобная практика объясняется тем, что в этом городе расположен лишь один аэровокзал, имеющий международный статус. В качестве примера можно привести воздушную гавань «Пулково», которая обозначается кодом LED.

IATA: что это?

Начнем с того, что ИАТА – это сообщество, не имеющее отношение к правительству с точки зрения своего создания, но с наличием статуса международного уровня. Оно было создано в начале весны 1945 год. Штаб-квартира находится в одном из городов Канады — Монреале, а центр европейского уровня расположился в Женеве.

Успешная деятельность ассоциации позволила ей развить сеть своих представительств в более чем 101 стране мира. Первоначальная и основополагающая цель организации состояла в создании мощного механизма, позволяющего вести сотрудничество с разными авиакомпаниями тем самым совершенствуя уровень безопасности, надежности и экономичности воздушных перевозок. Интересными и одновременно важными историческими фактами из деятельности организации в России являются:

  1. Создан и начал работу в 1996 году офис регионального значения в Москве, оказывающих услуги как населению страны, так и странам, входящим в состав СНГ, в частности, Казахстану и Украине.
  2. успешно вошла в состав организации и стала ее официальным членом (начало 2004 года).
  3. Официально объявлено решение о необходимости перехода на электронную систему продажи билетов.
  4. Активное прохождение процедуры международного аудита, связанное с подтверждением того или иного соответствия определенным требованиям, началось в период с 2007 по 2012 года. Благодаря чему успешно ее прошли и были внесены в соответствующий реестр несколько авиаперевозчиков: S7 Airlines, «Волга-Днепр» (грузовые перевозки), «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», «Нордавиа».

Код ИАТА, а, вернее, процесс его присвоения со стороны ассоциации, позволяет классифицировать авиакомпании, аэропорты, а также авиасудна.

Как работает IATA Travel Pass?

На данный момент с трудностями при перелетах из-за пандемии сталкиваются обе стороны: и пассажиры, и контролирующие государственные службы. У путешественников нет точной информации об ограничениях и требованиях ко въезду в тех или иных странах, так как единых правил нет. А службам в аэропорту приходится проверять разные нестандартные документы с результатами тестирования, что сильно усложняет и замедляет их работу, и, главное, они нередко сталкиваются с мошенничеством.

Чтобы пассажиры точно знали, что от них требуется для въезда в ту или иную страну, в приложение включили соответствующий реестр с актуальной информацией. А чтобы путешественникам не пришлось искать, где можно провести необходимые тесты или вакцинацию, в IATA Travel Pass предусмотрен реестр авторизованных центров.

Модуль Lab позволяет авторизованным лабораториям и испытательным центрам безопасно передавать пассажирам сертификаты о тестах и вакцинации. А модуль для бесконтактных путешествий позволяет пассажирам создать «цифровой паспорт», в котором не только хранятся нужные сертификаты, но и ведется учет того, достаточно ли имеющихся сертификатов для конкретного маршрута. С помощью этого модуля также можно безопасно делиться сертификатами тестирования или вакцинации с авиакомпаниями и властями.

Вопрос-ответ

Что за «таинственные рейсы» запустят в Австралии?

Общие условия перелетов

Поскольку мы оговорили основные характеристики мест высокого и повышенного комфорта, перейдем к вопросам предоставления услуг стандартного типа. Приобретая билет в экономичный салон, некоторые люди, летящие впервые, интересуются: «B класс в самолете – что это?». Такое обозначение говорит о возможности предоставления скидок авиакомпанией в пик туристического сезона. Символ относится к категории бронирования и к условиям перелета имеет опосредованное отношение.

Для пассажиров экономического класса перевозчик выделяет большую часть салона, ведь именно этот вариант пользуется огромной популярностью среди жителей любой страны

Сиденья этого класса занимают основную часть лайнера и располагаются в средней и хвостовой зоне борта. Их компоновка обычно проходит по схеме 3:3 или 3:4:3 – в зависимости от вида и модели самолета. Как правило, о комфортном перелете здесь речи не идет, но каждое из сидений, все же, оснащено подлокотником и трансформируемым столиком. Хотя питание для пассажиров, которые выбрали подобные условия путешествия, компания предлагает лишь при условии перелета длительностью свыше двух часов.

Сервис, который предлагают пассажирам эконом класса, включает лишь самое необходимое на время перелета

Сервис и дополнительные услуги

Рейсы авиакомпании “Россия” удобны и выгодны. На них распространяются привилегии программы “Аэрофлот Бонус”. Однако это не касается рейсов с нумерацией FV 5501-5949, так как за них нельзя получить баллы на дешёвые авиабилеты.

Участники выгодной программы Аэрофлот Бонус приобретают мили за полёты рейсами Группы Аэрофлот и альянса SkyTeam.

Мили тратятся по желанию пассажира — на них можно купить билет на самолёт Авиакомпании Россия, выбрать высокий класс обслуживания, обменять на подарок или услугу от партнёров.

Авиакомпания Россия предлагает в полёте сытные закуски и сэндвичи, аппетитные завтраки и обеды, прохладительные напитки, соки, чай, кофе:

  • предложенное питание зависит от выбранного класса, длительности полёта и направления рейса;
  • в течение 4 часов полёта пассажиры России, выбравшие эконом класс, смогут попробовать холодные закуски;
  • однако те, кто проводит в полёте больше 4 часов, отведают горячие блюда.

Разнообразное меню постоянно меняется.

Коды авиакомпаний РФ и СНГ

АвиакомпанияКод а/к
2-й Архангельский ОАО (Arkhangelsk Air Enterprise)АЧ
Авиакомпания Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines)ВД
Авиакомпания Республики Молдавия (Air Moldova)9U
Авиалинии Мордовии (Mordovia Airlines)ПМ
Сибирь (S7 Airlines)C7 (S7)
Авиакомпания Ямал (Yamal Airlines)ЛА
Авиалинии Дагестана (Dagestan Airlines)ЮХ
Авиалинии Кубани (Kuban Airlines)ЮК
Авиакомпания Бугульминское авиапредприятие (Bugulma Air Enterprise)БГ
Алания (Alaniya Airlines)ФЕ
Алроса (Alrosa Airlines)ЯМ
Армавиа (Armavia)У8
Аэрофлот — Российские авиалинии (Aeroflot — Russian Airlines)СУ (SU)
Аэрофлот-Дон (Aeroflot-Don)Д9
Амурские авиалинии (Amur Airlines)БМ
Ангара (Angara Airlines)ИК
Атлант-Союз (Atlant Soyuz Airlines)
Аэро Рент (Aero Rent Airlines)ФХ
АэроБратск (Bratsk Air Enterprise)БВ
Аэролимузин (Aerolimousine)ЛИ
Аэрофлот-Норд (Aeroflot-Nord)
Аэрофлот-Плюс (Aeroflot-Plus)АП
Баркол (Barkol)ИР
Бугульминское авиапредприятие (Bugulma Air Enterprise)БГ
Былина (Bylina)БА
ВИМ-авиа (VIM Airlines)НН
Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines)ВД
Восток (Vostok Aviation)ДХ
Выборг (Vyborg Airlines)ШГ
Глобус (Globus)ГЛ
Даурия (Dauriya Airlines)ДУ
Грозный-Авиа (Grozny-Avia)ГГ
Декстер (Dexter)ДТ
Сибирь (S7 Airlines)С7
ЮТэйр (UTair)ЮТ
Заполярье (Zapolarye)НЛ
Илин (Ilin Airlines)ЯИ
ИрАэро (Iraero)РД
Казанское авиапредприятие (Kazan Air Enterprise)ЛЖ
Катэкавиа (Katekavia)КЮ
КД-авиа (KD-avia)КД
Кировское авиапредприятие (Kirov Airline)ЭВ
Комиавиатранс (Komiaviatrans)ИГ
Корякское авиапредприятие (Koryakia Air Enterprise)КФ
Космос (Kosmos Air Enterprise)ГК
Костромское авиапредприятие (Kostroma Air Enterprise)КБ
Лукойл-Авиа (Lukoil Avia)ЛЩ
Московия (Moskovia)
Нарьян-Марский объединеный авиаотряд (Naryan-Mar Airlines)НЯ
Нижневартовскавиа (Nizhnevartovskavia)НП
Полет (Polet Airlines)ПО
Регион-Авиа (Region Avia)РЛ
Ред Вингз (Red Wings)ИН
РусЛайн (RusLine)РГ
С-ЭЙР (S-AIR)БЯ
Сатурн (Saturn)ГФ
Северный ветер (Nordwind Airlines)КЛ
Скай Экспресс (Sky Express)ЭХ
Таймыр (NordStar Airlines)ТИ
Татарстан (Tatarstan Air)У9
Томск-авиа (Tomsk Avia)СП
Хабаровские авиалинии (Khabarovsk Airlines)НИ
ЮТэйр-Экспресс (UTair-Express)ЮР
Якутия (Yakutia Airlines)ЯК
Ямал (Yamal Airlines)ЛА
Башкортостан (Air Bashkortostan)БТ
Бурятские авиалинии (Buryat Airlines)БЮ
Владивосток Авиа (Vladivostok Air)ДД
Волга-Авиаэкспресс (Volga Aviaexpress)ЖИ
Вологодское авиационное предприятие (Vologda Air Enterprise)ВГ
Газпромавиа (Gazpromavia Aviation)ОП
Россия (Rossiya Airlines)ПЛ
Ижавиа (Izhavia)ИЖ
Irtysh-Air (Иртыш-Авиа)ИШ
Itek Air (Итэк Эйр)ГИ
Кавминводыавиа (Kavminvodyavia)МИ (KV)
Когалымавиа (Kolavia)
Lvov Airlines (Львовские Авиалинии)
Магаданские авиалинииМЛ
Меридиан (Meridian)МП
Motor Sich Airlines (Авиакомпания Мотор Сич)М9
Оренбургские авиалинии (Orenair)Р2 (R2)
Рязаньавиатранс (Ryazanaviatrans)РЯ
Саратовские авиалинии (Saravia)
Сахалинские авиатрассы (SAT Airlines)ИЕ
Северсталь (Severstal Airlines)Д2
Tajik Air (Таджик Эйр)ТД
Трансаэро (Transaero)УТ (UN)
Uzbekistan Airways (Узбекские авиалинии)ХИ (HY)
Ukraine International Airlines (Международные Авиалинии Украины)ПС
Уральские авиалинии (Ural Airlines)У6
Центр-Авиа (Centre-Avia Airlines)ЦР
South Airlines (Южные авиалинии)ЮЖ
Якутия (Yakutia Airlines)ЯК

История

Ассоциация была создана по инициативе крупных авиаперевозчиков в 1945 году в Гаване (Куба). Основное назначение этой организации — создание и детальная проработка международных стандартов, облегчающих взаимоотношения перевозчиков из разных стран, а также координация отрасли гражданской авиации.

На момент создания в состав ассоциации вошли 57 авиакомпаний из 31 страны мира.

Стоит отметить, что современная IATA пришла на место устаревшей International Air Traffic Association (тоже с аббревиатурой IATA), которая работала с 1919 года и была учреждена в Гааге. Последняя ограничивала свои интересы исключительно европейскими странами.

В 1947 г. принимаются первые резолюции (порядка 400 документов, разработанных с начала деятельности) в рамках первой Всемирной конференции.

1948 г. — создана Расчётная палата, которая отвечает за проведение международных расчётов между авиакомпаниями из разных стран.

1952 г. — введение в обиход единого стандартного агентского соглашения (все агенты проходят обязательной аккредитацию для подтверждения своего статуса).

До 1955 г. были разработаны технические спецификации для перевозки контейнеров (последние сильно упрощали и ускоряли погрузочно-разгрузочные работы) и опасных грузов (до этого момента существовало эмбарго для данной категории отправлений).

1972 г. — создание нейтральной среды для продажи билетов — система BSP (Billing and Settlement Plan). В России система функционирует с 2006 года.

1979 г. — разделение ИАТА на 2 уровня управления: Ассоциация по продаже авиаперевозок (Trade Association) и Координация тарифов (Tariff Coordination). Это произошло в первую очередь из-за выхода США из состава членов.

2002 г. — переизбрание руководства и начало масштабной реструктуризации в рамках подготовки к предстоящим нововведениям.

2004 г. — начало реализации программы упрощения бизнеса StB (Simplifying the Business).

2007 г. — переход на продажу электронных билетов.

К 2009 г. внедрение системы аудита безопасности полётов IOSA (IATA Operational Safety Audit). В качестве итога — 2012 г. стал самым безопасным в истории гражданской авиации.

2017 г. — внедрение системы расчетов за грузовые авиаперевозки CASS (Cargo Account Settlement Systems) в России, повышающей эффективность взаимодействия между авиакомпаниями и грузовыми агентами. Первая версия системы была разработана ИАТА ещё в 1979 году и успешно применялась в развитых странах.

2019 г. — введение аудита безопасности для наземных операций ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations).

Сегодня IATA объединяет около 300 авиакомпаний из более 120 стран мира, которые охватывают свыше 90% общего трафика в отрасли.

Специальные тарифы

Специальные тарифы – это самая многочисленная группа тарифов, по которым предпочитает летать большинство пассажиров. Обыкновенно, чем дешевле тариф, тем жестче правила его применения. Ниже приведены наиболее распространенные ограничения на применения специальных тарифов.

Большинство специальных тарифов ограничены минимальным и максимальным срокам пребывания в пункте назначения. Причем, обычно минимальный срок пребывания (Minimum stay) – это ночь с субботы на воскресенье (Sunday Rule, “Правило воскресенья”), а максимальный – это один месяц. То есть, если Вы прилетаете в пункт назначения в воскресенье или понедельник, а улетаете в субботу той же недели – Вам придется приобрести билет по более дорогому тарифу.

Другим условием применения специального тарифа является наличие промежуточных остановок по маршруту (т.н. “Стоповер” – Stopover). Стоповер- это остановка в промежуточном пункте более, чем на суки. Практически всеми спец тарифами такие остановки не допускаются (или же допускаются, но за определенную доплату). Скажем, при перелете из Москвы в Чикаго предусмотрена пересадка в Амстердаме с разницей между рейсами в 21 час. Поскольку в Амстердаме Вы находитесь менее суток, то можете рассчитывать на специальный тариф. Однако если Вам захочется задержаться в Амстердаме на 2-3 дня, чтобы посмотреть город, то придется оплатить авиабилет по более дорогому тарифу!

Пассажиру часто бывает необходимо прилететь в один город, а вылететь обратно из другого (Open jaw, т.н. незавершенный круговой маршрут). Для специальных опубликованных тарифов подобных маршрут разрешен только в рамках одной страны. Что касается конфиденциальных тарифов, то возможность совершения такого маршрута зависит от тарифной политики авиакомпании.

Спец тарифы применимы только с фиксированными датами вылета и прилета, которые или вовсе нельзя изменить, или можно, но со штрафами. Обычно возврат билета по специальному тарифу не производится (или лишь в крайне редких случаях).

Билеты по данному тарифу также нельзя бронировать – в условиях применения тарифа бывает указано, что оплата авиабилета должна быть произведена не позднее 24-72 часов после бронирования. Накладываются ограничения на участие в “листе ожидания” (Waiting List). Кроме того, количество мест, продаваемых по данному тарифу, крайне ограничено (соответственно, шансов купить билет по дешевому тарифу в пик туристического сезона очень немного).

Видов специальных тарифов множество, поэтому мы рассмотрим лишь самые распространенные.

Самая дешевая группа тарифов – это так называемые “SUPER SAVER”-ы. К данной группе относятся тарифы с приставкой “супер-” (“супер-апекс”, “супер-пекс”). Низкая цена с успехом компенсируется огромным количеством ограничений: “дэдлайн”-ы (Deadline), крайний срок покупки билета по этому тарифу (например, за 21 день, за 2 недели, за неделю, за 3 дня или наоборот, не ранее, чем за неделю, чем за 3 дня и т.д.), а также “Блэкаут” дни (BlackOut days) – это дни, по которым данным тарифом воспользоваться нельзя. В некоторых странах ограничения могут накладываться даже на аэропорты, города и даже цель поездки пассажира!

Особой популярностью среди людей пользуются различные специальные и рекламные тарифы (Special Offers и Promotional). Авиакомпании запускают эти тарифы, чтобы сохранить конкурентоспособность, заполнить менее популярные и незагруженные рейсы, привлечь пассажиров на новые рейсы и так далее. У данной группы тарифов есть один минус – невозможно заранее предсказать, когда появится выгодное предложение.

About IATA Codes

The codes that we provided as an example are none other than IATA airline codes. IATA is an abbreviation for the International Air Transport Association, which is an international airline industry trade group, that works under 260 airlines from over 117 nations. Its purpose is to define policy and standards in the industry and to support airlines’ activity. It also has the duty to set the prices and to help its customers receive safe and secure transits.

To keep the tracking and electronic application process simple and hassle-free, for both customers and airlines, IATA implemented a code system. It was divided into two types: airline codes (also known as airline designators or IATA reservation codes) and airport codes.

Airline designators are two-letter codes that are assigned to any airline. You can take a look at them in IATA Airline Coding Directory that is published two times annually. They follow the XX(A) format and consist of two alphanumeric characters (digits and letters), succeeded by a letter as an option.

Despite the fact that three-letter designators are provided by IATA standard, the optional letter was never used by it. This can be explained by the fact that some computer systems, “central reservation systems” in particular, could not comply with the standard. The current code system complies with IATA Resolution 762, which supports only 2-letter codes.

The question is, how these codes work for you? What benefits can you get from knowing these codes? The answer is that you can find IATA airline designators on timetables and tickets. When you make a ticket reservation, these are imprinted on waybills. These codes are used in telecommunications, as well. On that account, it is an efficient and quick way to identify the airline you are flying with.

IATA airport codes, on the other hand, consist of three letters. Altogether, these letters create a code that designates a great number of airports and metropolitan areas across the planet. Taking into consideration the fact that these codes indicate a location, they are also named as location identifiers. These are the most used codes, and you probably saw them, as they are showed boldly on baggage tags, which are attached to your luggage at the check-in desks.

To show you the difference between IATA airport codes and airline codes, we revealed the busiest airports in the world, the airlines that are connected to those airports, as well as their IATA codes, in the below table.

Airport name
IATA airport code
Airline name
IATA airline code
Hartsfield–Jackson Atlanta International Airport, Atlanta, Georgia, USA
ATL
Delta Air Lines
DL
Beijing Capital International Airport, Chaoyang-Shunyi, Beijing, China
PEK
Air China
CA
Dubai International Airport, Garhoud, Dubai, UAE
DXB
Emirates Airlines
EK
Los Angeles International Airport, Los Angeles, California, USA
LAX
American Airlines
AA
Tokyo Haneda Airport, Ōta, Tokyo, Japan
HND
Japan Airlines
JL
London Heathrow Airport, Hillingdon, London, UK
LHR
British Airways
BA
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий