Дворец Сан-Суси в Потсдаме – одна из главных достопримечательностей Германии

Парк Сан-Суси

После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у восточного входа в парк.

После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая как стрела главная аллея длиной в 2,5 км. Своё начало она берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в 1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами, окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны парка.

Vkontakte User @ Vkontakte

В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах он руководил полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от классического барочного оформления сада в исключительно репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге. Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты и овощи. на берегу Хафеля в Потсдаме]] Фридрих Великий вкладывал большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не использовались по своему назначению. У «фонтаньеров», нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.

Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить «Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту 38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме минарета.

IMG_8334-2 — Robert Scarth @ Flickr

За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму, будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в открытый ландшафтный парк. Благодаря обширным лугам из Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и Новый дворец с Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из него использовался для создания на окружающей территории плавных холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.

Steffenheilfort @ WikiCommons

Vkontakte User @ Vkontakte

Вместе с королем на прогулку

Пожалуй, самым впечатляющим и необычным объектом являются Висячие сады на южном склоне холма. Работа по их созданию началась в 1744 году. Инициатором проекта был Фридрих Великий, который захотел выращивать свой виноград и инжир.

Под руководством архитектора склон был разделен на шесть широких террас с подпорными стенками и 168 застекленных ниш. Сооружение сохранилось до наших дней почти без изменений.

На вершине виноградных террас расположился сам широкий приземистый дворец, к которому ведет широкая лестница. Деревенский характер пейзажа подчеркивает красивая мельница неподалеку от особняка.

У подножия виноградников разбит великолепный круговой цветник (Französiches Rondell) на фоне изумрудных газонов вокруг огромной чаши с фонтаном в центре.

Двенадцать мраморных статуй римских богов работы французского скульптора Жана-Батиста Пигаля, окружают чашу, а также аллегорические статуи четырех элементов стихий – подарок от короля Людовика XV.

Впечатляющую скульптурную композицию называют « Прусским Версалем». Работа над ее созданием продолжалась почти 20 лет до 1764 года.

Декоративный фруктовый сад и «кухонный огород» с десятками скульптур, купающийся в цветах и цветущих кустарниках, расположенный к юго-востоку от виноградников был создан в 1715 году для короля Фридриха Вильгельма I – отца Фридриха Великого, который в шутку называл его «мой Марли» иронично сравнивая с парком французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа.

При расширении парковый комплекс был дополнен дорожками, ведущими мимо живых изгородей из граба, фонтанами и скульптурными композициями на фоне пышной зелени и идеальных газонов. В 1825 году Фридрих-Вильгельм III построил сыну дворец, вокруг которого разбил романтический сад в английском стиле.

Чопорный сицилийский сад засажен хвойными деревьями и субтропическими растениями, дополняя Nordischer Garten – другой декоративный сад в северной части парка. Его наиболее интересная особенность – Felsentor или Каменная арка из цельных камней, увенчанная орлом с распростертыми крыльями.

Одним из самых впечатляющих зданий является Оранжерея с экзотическими растениями  в стиле ренессанс, на дизайн которой  вдохновило короля путешествие по Италии.  Здание было построено между 1851 и 1864 и до сих пор используется по назначению.

От западного крыла Оранжереи ведет липовая аллея к Бельведеру в силе рококо, а в паре сотен метров от него вы можно зайти в Drachenhaus – Дом виноторговца в стиле китайской пагоды, в котором уставшие туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Парк имеет несколько входов. С востока вы попадете в него через большие кованые ворота в окружении статуй Флоры и Помоны – богинь цветов, садов и огородов, указывающих на ландшафтный стиль парковой территории.

Пройдя по аллее можно полюбоваться Гротом Нептуна и художественной галереей (Bildergalerie), искусственными романтическими руинами Руиненберга, где стекает вода в систему парковых фонтанов. От руин к дворцу Сан-Суси вы дойдете всего за 10 минут.

В южной части парка можно полюбоваться очаровательным золотистого цвета Китайским чайным домиком, который просто сияет в лучах солнца. Домик окружают колонны с расположенными рядом реалистичными позолоченными  статуями, которые пьют чай и музицируют. Крыша украшена золотой фигурой сидящего мандарина. Внутри домика находится коллекция старинного фарфора Мейсена, Китая и Японии.

Через четыре года после завершения китайской чайной Фридрих Великий поручил строительство еще одного здания в восточном стиле: Drachenhaus – Дом дракона. Павильон, который напоминает пагоду, назван в честь статуй дракона, которые украшают крышу. 

К югу от дворца Сан-Суси расположен ароматный Розовый сад с десятками роз самых разных сортов, Роща поэтов со скульптурными группами, пруд с карпами и Palace Charlottenhof – самый молодой из дворцов, построенный в неоклассическом стиле.

Канал, проложенный на территории парка, приведет вас к живописной части сада, оформленной в итальянском стиле. Здесь расположены Римские бани, древняя вилла, храм, садовый павильон и уютная беседка.

Площадь дворцово-паркового ансамбля настолько великолепна и огромна, что за один день все увидеть просто невозможно. На посещение дворцов и осмотр всей территории вам понадобится минимум два незабываемых дня.

Парк Сан-Суси Ландшафтный дизайн садов и парков

При строительстве Потсдама

Его сын, Фридрих Великий (1712 – 1786) на южной вершине одного из пустующих, после варварской вырубки дубов, холмов решил создать частное владение по своему личному проекту. На склоне этого холма после вырубки построили 6 террас и это пространство было использовано под максимальную посадку целой коллекции винограда, пользующегося огромной любовью Фридриха Великого и ставшего впоследствии визитной карточкой дворца.

Никогда прежде, в истории ландшафтного искусства, виноградник не выступал в роли парадного центра дворцового ансамбля. В стеклянных нишах был посажен инжир, сами террасы засеяны газонной травой и отделены виноградной лозой на цепях

Поблизости располагали огород, которому придавалось важное значение, в наши дни, вместо огорода, внутри живых ограждений посажены фруктовые деревья

Вершину холма виноградников венчает небольшой дворец, который из-за террас кажется размещенным очень высоко на горе, а сама гора из-за этого выглядит еще выше.

Первоначально Фридрих II решил построить небольшой дворец, но позже остановил свой выбор на тихом уединенном местечке в стиле рококо, где можно играть на флейте в полной гармонии с природой. Во дворце не предусматривались покои для его жены, ее поселили подальше от дворца.

Существует мнение, что

название дворца Сан-Суси (Sans-Souci, фр. – «без забот») связано с желанием короля обустроить себе последний, беззаботный приют в дивном месте и связано не с праздной жизнью, а местом упокоения.

Возле подножия холма с террасами из винограда был создан шикарный регулярный парк с прямоугольными посадками фруктовых деревьев и большим фонтаном в середине, опоясанным изысканными скульптурными фигурами римских богинь и богов, помимо них, присутствуют изображения 4 элементов стихий – воды, огня, земли и воздуха. Огромный фонтан, хоть и был уникальной красоты, но начал подавать воду лишь через 100 лет: созванные Фридрихом фонтаньеры не сумели успешно справиться с задачей по запуску установки. В 1843 г. при помощи хитро спрятанной паровой системы – высокой трубы, в под красивую мечеть, наконец позволила заработать конструкции фонтанов. Струя огромного фонтана поднялась вверх на 38 метров.

Основная аллея парка

размашистой ровной стрелой располагается от подножия холма с виноградниками к красивейшему Новому дворцу, который был выстроен после Семилетней войны как символ силы и непобедимости великой Пруссии.

Интересно. Количество статуй, которые украшали дворец по кровле и периметру составило 428 штук! Фридрих Великий иронически именовал данный дворец «фанфаронским».

Рядом с виноградниками находится картинная галерея. Эта постройка возведена во времена Фридриха Великого и действует по настоящее время, несмотря на то, что сама коллекция пострадала во времена Второй мировой войны. Это строение каждым камнем олицетворяет собственное предназначение: и свод, и просветы между окнами, красиво оформленные иносказательными скульптурными фигурами искусств и науки, и его некая приподнятость, и легкость, такое возвышенное состояние. Возле картинной галереи проведены дорожки, окаймленные живой оградой и мраморными лавочками, где есть все шансы поймать творческую мысль.

После смерти Фридриха II в жизни парка наступил новый этап. Его наследник, Фридрих Вильгельм II на время строительства Мраморного дворца в Новом саду, вселился в отремонтированные палаты старого дворца. Это был период классицизма, что отразилось в отображении Мраморного дворца, а после переселения, в старом дворце поселилась заброшенность. Далее в дворцово-парковый ансамбль каждый из королевских наследников добавлял что-то своё до тех пор, пока после упокоения вдовы Фридриха Вильгельма IV в 1873 году, не стал музеем.

Террасные сады

Терраса садов, смотрящая из дворца на парк .

Панорамная перспектива сада Сана — Суси является результатом решения Фридриха Великого , чтобы создать террасный виноградник на южном склоне холмов Борнштедта . Ранее этот район был засажен деревьями, но деревья были вырублены во время правления «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, чтобы позволить городу Потсдаму расшириться.

10 августа 1744 года Фредерик приказал превратить голый склон холма в террасные виноградники. Были созданы три широкие террасы с выпуклыми центрами для максимального увеличения солнечного света ( см. План ). На перегородках несущих стен кирпичная кладка пробита 168 застекленными нишами . Решетчатые виноградные лозы из Португалии , Италии , Франции , а также из близлежащего Нойруппина были посажены напротив кирпичной кладки, а в нишах рос инжир . Отдельные части террасы были разделены полосами газона, на которых были посажены тисы . Низкая живая изгородь окружала решетчатые плоды, образуя круглый орнаментальный партер . В середине этого «колеса» 120 ступенек (теперь 132) вели вниз, разделяя террасы на шесть.

Ниже холма в 1745 году был построен декоративный сад в стиле барокко , созданный по образцу партера в Версале . Большой фонтан был построен в центре этого сада в 1748 году. Фридрих никогда не видел, чтобы фонтан играл, потому что у инженеров, занятых в строительстве, было мало понимание задействованной гидравлики . С 1750 года вокруг чаши фонтана ставили мраморные статуи . Это снова была особенность, скопированная из Версаля: фигуры Венеры , Меркурия , Аполлона , Дианы , Юноны , Юпитера , Марса и Минервы , а также аллегорические изображения четырех элементов: Огня, Воды, Воздуха и Земли. Венера и Меркурий , работы скульптора Жана Батиста Пигаль и две группы охотников, аллегории стихий (ветер и вода) Ламберта Сигизберта Адама , были представлены владельцем Версаля, французским королем Людовиком XV . Остальные фигурки принадлежат мастерской Франсуа Гаспара Адама , известного скульптора из Берлина. К 1764 году французский рондель , как его стали называть, был завершен.

Рядом находился огород , который Фридрих Вильгельм I разбил где-то до 1715 года. Король-солдат в шутку дал этому простому саду название «Мой Марли» в связи с очень похожим садом в летней резиденции Людовика XIV в Марли. -le-Roi .

В своих планах территории Фредерик придавал большое значение сочетанию как декоративного, так и практического сада, тем самым демонстрируя свою веру в то, что искусство и природа должны быть объединены.

История появления ансамбля Сан-Суси

Процесс созидания Сан-Суси в Германии можно разделить на 2 основных этапа:

  1. Работы, начатые Фридрихом II Великом в 1745 году, и продолжавшиеся пару десятилетий.
  2. Реконструкция старых и строительство новых объектов под руководством Фридриха Вильгельма IV в 1840 -1860 годах.

Сначала на пологом холме заложили террасы с виноградниками, которые стали своеобразным ядром всего комплекса. Позже, в 1745 году, на виноградном холме начали строить замок Сан-Суси – «скромный виноградарский домик», как отзывался о нём Фридрих II. Этот дворец строился как частный летний дом, где король мог бы читать любимые книги и рассматривать произведения искусства, философствовать и музицировать, поселить рядом любимых собак и лошадей.

Старый Фриц, как звали короля в народе, сам создавал большую часть эскизов будущего замка. Потом архитекторы разрабатывали по ним проекты и отправляли на утверждение королю.

Виноградарский домик был торжественно открыт в 1747 году, хотя к тому времени были готовы не все его залы.

Когда террасы с виноградниками и замок были полностью закончены, приступили к обустройству окрестностей: цветочные клумбы, газоны, клумбы с цветами и фруктовые сады.

При Фридрихе II в парке Сан-Суси появились Картинная галерея, Новый дворец, Чайный домик и многое другое.

Старый Фриц умер в 1786 году, и только в 1991 году его останки были перезахоронены в могилу, в парке Потсдама.

До 1840 года виноградарский домик почти всегда оставался пустым и постепенно приходил в упадок. Но когда на престол взошёл Фридрих Вильгельм IV, буквально боготворивший весь парк Сан-Суси в Потсдаме, он вместе со своей супругой поселился в замке.

Боковые флигели требовали ремонта, и новый король взялся проводить большую реконструкцию. Была задумка воссоздать первоначальный облик замка, но старые чертежи не сохранились. Восстановительные работы выполнялись очень талантливо, новое соединялось со старым гармонично и с высоким чувством стиля.

Строительство, начатое с приходом на трон Фридриха Вильгельма IV, длилось до 1860 года. За это время к парку Сан-Суси были присоединены новые земли, сооружён замок Шарлоттенхоф и вокруг него обустроен парк.

До 1873 года в Сан-Суси жила вдова Фридриха Вильгельма IV, после этого он ещё какой-то период принадлежал Гогенцоллернам.

В 1927 году во дворце начал работать музей, в него и в парк был открыт доступ посетителям. Сан-Суси стал первым в Германии дворцом-музеем.

Достопримечательности

Самые главные памятники культуры и архитектуры Потсдама внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время данный статус имеют более 100 достопримечательностей, которые располагаются на площади в 500 га. Культурный ландшафт Потсдама является одним из крупнейших в Германии и всей Европе. 

Дворцы и парки

17 впечатляющих дворцов с садами являются главными достопримечательностями Потсдама.  

Дворец Сан-Суси

Сан-Суси — дворцовый комплекс, жемчужина Потсдама и любимая резиденция Фридриха Великого. Замок был построен в середине 18 века и считается самым значимым архитектурным сооружением немецкого рококо. К замку примыкают красивейшие терассные сады с фонтанами, оранжерея и римские бани. Вход в дворец платный.

Новый дворец

Новый дворец — архитектурный шедевр, возведенный в западной части Сан-Суси. Является крупнейшим зданием комплекса и одним из крупнейших дворцов Потсдама, интерьеры которого поражают роскошью. Новый дворец — один из самых значимых памятников архитектуры немецкого барокко.

Дворец-оранжерея 

Дворец-оранжерея — огромный дворец в стиле позднего Возрождения, расположенный в парке Сан-Суси. Интересно, что его длина составляет 300 метров и по этому параметру он превышает длину Нового дворца. Этот дворец был завершён в 1860 году Фридрихом Вильгельмом IV. Свой облик дворец-оранжерея скопировал со многих известных зданий Флоренции: вилла Медичи, Уффици и др. Крылья здания летом полны субтропических растений, поэтому собственно дворец и получил свое название.

Новый сад

Новый сад — парк в 102 га, расположенный недалеко от Святого озера. Был заложен по приказу Фридриха Вильгельма II в 1787 году. Во дворце Цецилиенхоф в 1945 году проводилась Потсдамская конференция.

Ботанический сад

Ботанический сад Потсдамского Университета содержит более 10 000 растений. Здесь даже растёт секвойя.

Линдштедтский дворец

Линдштедтский дворец — расположен недалеко от парка Сан-Суси немного в стороне от туристических троп. Был построен в середине 19 века в стиле романтического классицизма.

Дворец Глинике 

Дворец и парк Глинике — расположен на берегу реки Хавель. Был построен в 30-х годах 19 века прусским принцем Карлом после поездки в Италию.

Замок Бельведер 

Замок Бельведер — романтичный дворец середины 19 века, построенный Фридрихом Вильгельмом IV. Дворец расположен на 76-метровом холме и предлагает один из самых красивых видов на Потсдам.

Замок и парк Бабельсберг

Замок и парк Бабельсберг — резиденция кайзера Вильгельма, построенный в 19 веке. Расположен в восточной части Потсдама. Дворец построен в стиле неоготики, а из парка открывается красивый вид.

Норманская башня 

Норманская башня — искусственно созданные руины на холме со смотровой площадкой. Отсюда открывается красивый вид на Сан-Суси. 

Башня в парке Бабельсберг 

Башня в парке Бабельсберг — красивое неогоическое сооружение, построенное в середине 19 века. Имеет высоту 46 метров.

Мраморный дворец

Мраморный дворец — изюминка классицизма, построенный в конце 18 века из кирпича и мрамора.

Другие достопримечательности Потсдама 

Исторический центр города 

Старый рынок — сердце Потсдама. Это одна из старейших площадей города. Главной архитектурной изюминкой площади является барочная церковь св. Николая 19 века.

Науэнские ворота 

Науэнские ворота — одни из трёх городских ворот Потсдама, построенные в середине 18 века по приказу Фридриха II. Они считаются одним из первых неоготических сооружений в Европе.

Охотничьи ворота 

Охотничьи ворота — небольшие ворота, которые были построены в 1733 году. Являются старейшими из сохранившихся городских ворот Потсдама.

Бранденбургские ворота 

Бранденбургские ворота — триумфальные ворота, заверенные в 1770 году. Были построены в честь окончания Семилетней войны.

Мост Глинике 

Строительство парка

После закладки виноградника и завершения строительства дворца, к нему были присоединены прилегающие земли. На них был создан огромный сад в стиле барокко. Прямая стрела центральной аллеи, протяженностью более 2 километров, начиналась у восточного входа в парк, украшенного порталом с коринфскими колоннами, статуями богинь Флоры и Помоны и обелиском с египетскими иероглифами. С западной стороны аллея заканчивалась у Нового дворца, возведенного Фридрихом в честь окончания семилетней войны. Помпезное здание длиной более 200 м украшенное пилястрами, пилонами и огромным количеством статуй служило для официальных приемов и проживания гостей Фридриха Великого. Кроме апартаментов для гостей в Новом дворце есть несколько торжественных залов, а в южном крыле был построен театр.

От центральной аллеи ответвляются дорожки к различным уголкам парка, формирующие его живописный ландшафт. В времена Фридриха Великого в парке Сан Суси построены грот Нептуна, Картинная галерея, Новые палаты и Китайский чайный домик.

Бельведер, Context Travel

Галерея считается первым в истории Пруссии музейным зданием, созданным специально для хранения и демонстрации картин. В роскошном павильоне в стиле барокко выставлены картины художников итальянского Возрождения, а также великих голландцев и фламандцев, среди которых Ван Дейк, Караваджо, и Рубенс.

Новые палаты — переоборудованное из бывшей оранжереи помещение для гостей короля Фридриха расположено симметрично Картинной галерее с другой стороны дворца Сан Суси. В Буфетном зале палат выставлена коллекция фарфора.

Китайский домик — дань моде эпохи Просвещения к восточной культуре и экзотике. Под шатровым куполом голубого с золотом изящного строения размещаются коллекции японского и китайского фарфора.

В аллеях парка, недалеко от Нового дворца построены Храм дружбы, посвященный сестре Фридриха Вильгельмине и Античный храм. В античном храме, миниатюрной копии римского Пантеона при Фридрихе Великом хранилась коллекция античного искусства и монет, а в последствии он стал одной из семейных усыпальниц императорской династии Гогенцоллернов.

Оранжерейный дворец,  Елена Никитина

Интересное сооружение в виде двухэтажной ротонды — Бельведер — было построено в северной части парка Сан Суси. Проект вдохновлен рисунками дворца римского императора Нерона. С Бельведера открывается отличный вид на парк и на Потсдам.

После смерти Фридриха Ⅱ в 1786 году новую жизнь в Сан Суси вдохнул Фридрих Вильгельм Ⅳ — король Пруссии с 1840 по 1861 год. В годы его правления площадь парка была расширена, появились новые дворцы и другие постройки.

Дворец Шарлоттенхоф — элегантная скромная усадьба, напоминающая римскую виллу в стиле классицизма была резиденцией Фридриха Вильгельма Ⅳ до его коронации.

Дворец Оранжерея — образцом для его строительства послужили итальянские палаццо эпохи Возрождения. В крыльях дворца находились теплые помещения для укрытия тропических растений на зиму. В центральной части были устроены покои для приема сестры Фридриха Вильгельма Ⅳ — Шарлотты и ее супруга (они же — Александра Федоровна и Николай Ⅰ Романовы). В Оранжерее находится зал Рафаэля с 47 копиями его живописных полотен.

Копии Рафаэля, Елена Никитина

Римские купальни, или термы — построены по античным образцам на берегу искусственного озера. Это еще одна дань романтизированной прусскими монархами культуре Римской империи.

Фриденскирхе — Лютеранская церковь Мира, построенная по раннесредневековым римским канонам. Апсиду церкви украшает мозаика из разрушенной базилики начала ⅩⅢ века, купленная Фридрихом Вильгельмом Ⅳ на аукционе. В церкви Мира и около нее, в мавзолее, находится еще одна усыпальница королевской семьи.

Северный и Сицилианский парки, а также сад Марли дополнили парк Сан Суси элементами классицизма, пейзажного и регулярного стилей. Теперь по нему можно изучать этапы развития ландшафтного искусства за последние 200 лет.

В северной части Потсдама можно посетить и другие архитектурно-парковые ансамбли — Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, и так называемый Третий парк с дворцом Бабельсберг.

Мельница, albygan

Парк Сан-Суси

После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен
дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан
барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и
древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых
деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных
садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов
говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у
восточного входа в парк.

После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая
как стрела главная аллея длиной в 2,5 км. Своё начало она
берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и
заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в
1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от
дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами,
окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого
кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны
парка.


Vkontakte User @ Vkontakte

В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже
воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего
пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах
он руководил полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции
декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от
классического барочного оформления сада в исключительно
репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с
полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге.
Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом
I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты
и овощи. на берегу Хафеля в Потсдаме]] Фридрих Великий вкладывал
большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны
были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и
построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не
использовались по своему назначению. У «фонтаньеров»,
нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы
добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.

Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы
пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом
Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить
«Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту
38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по
заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена
насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме
минарета.


IMG_8334-2 — Robert Scarth @ Flickr

За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл
земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на
рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму,
будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы
архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец
Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По
примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого
садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в
открытый ландшафтный парк. Благодаря обширным лугам из
Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и
Новый дворец с
Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые
группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на
юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из
него использовался для создания на окружающей территории плавных
холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.

Steffenheilfort @ WikiCommons

Vkontakte User @ Vkontakte

Что ещё посмотреть в парке Сан-Суси

Парк Сан-Суси в Потсдаме (Германия) – уникальное место, одно из самых привлекательных и живописных в стране. Здесь очень много водоёмов, цветущей растительности, также есть целая система фонтанов, самый большой из которых выпускает струю высотой 38 м.

Вот наиболее значимые постройки в том порядке, в каком они располагаются по маршруту от центрального входа в парк:

  1. Ансамбль Фриденскирхе и сад Марли. Под алтарём храма Фриденскирхе оборудована усыпальница, где покоятся многие представители королевской династии. Сад Марли существовал ещё до появления Сан-Суси, а в 1845 он был полностью окультурен. Грот Нептуна
  2. Грот Нептуна. Это декоративное сооружение расположено у подножия виноградного холма. Грот декорирован симпатичным водопадом с несколькими каскадами, а также скульптурами царя морей и наяд.
  3. Картинная галерея. Здание стоит справа от замка Са-Суси. Это первый в Германии музей, где содержатся только произведения живописи. Выставка картин находится там и сейчас, главным образом это произведения итальянских художников Возрождения, а также фламандских и голландских мастеров барокко. Так как в здании очень хорошая акустика, то в нём часто организовывают концерты.
  4. Виноградная терраса. Через виноградные террасы проложена лестница из 132 степеней, соединяющая замок Сан-Суси с парком. В этой зоне парка много фонтанов, статуй, растительных насаждений. Справа от террас могила Фридриха Великого – её можно узнать по плите, на которой всегда лежит картофель. Это память жителей Германии о том, что именно этот король приучил их выращивать и употреблять в пищу картошку. Дом с драконами
  5. Дом с драконами. Изначально там размещались жилища виноградарей. Архитектурное решение дома стало отражением «китайской» моды того времени. В ХIX веке домик был переоборудован, сейчас в нём работает ресторанчик.
  6. Замок Новые палаты. Этот одноэтажный замок строился специально для королевских гостей.
  7. Оранжерейный дворец. Дворец был построен по велению Фридриха Вильгельма IV в качестве гостевого дома для царя Николая I и его супруги Шарлотты. Очень интересен зал Рафаэля, где размещались 47 отличных копий произведений этого мастера.
  8. Бельведер. С северной стороны парк Сан-Суси ограничен возвышенностью Клаусберг, на которой стоит Бельведер. Это двухэтажное сооружение с террасами и обзорной площадкой, откуда прекрасно виден практически весь живописный парк. Античный храм
  9. Античный храм и Храм дружбы. Две парных ротонды стоят к востоку от Нового дворца, симметрично относительно центральной аллеи. Храм дружбы выполнен в греческом стиле, его купол держится на 8-и колоннах. Он служит символом верности между любящими людьми. Античный храм является небольшой копией римского пантеона. До 1830 года он служил музеем монет и гемм, а позже там была обустроена усыпальница семейства Гогенцоллернов.
  10. Новый дворец. Трёхэтажный Новый дворец, украшенный множеством скульптур, возводился Фридрихом Великим для демонстрации мощи, силы и богатства Пруссии. Этот дворец король использовал только для работы. Напротив располагаются Триумфальные врата с колоннадой.
  11. Парк и дворец Шарлоттенхоф. На землях, приобретённых в 1826 году южнее парка Сан-Суси, Фридрих Вильгельм IV решил обустроить парк в английском стиле. За 3 года в парке Шарлоттенхоф был сооружён одноимённый замок, отличающийся строгой элегантной архитектурой и оформлением.
  12. Римские термы (купальни). Недалеко от замка Шарлоттенхоф, у озера, расположилась целая группа красивых построек, во внутреннем пространстве которых скрыт живописный сад. Чайный домик
  13. Чайный домик. Этот «китайский дом в Потсдаме считается одним из красивейших не только в Германии, но и в Европе. Дом имеет форму клеверного листка: 3 внутренних помещения, а между ними располагаются открытые веранды. В Чайном домике помещены собрания китайских и японских фарфоровых изделий.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий