Фонтаны Аахена
Отдельного внимания заслуживают «курьезные» фонтаны Аахена. Их много, и с каждым из них связана какая-нибудь легенда или история.
фонтан «Куриный вор»
На курином рынке раньше продавались куры и яйца крестьянами из окрестных деревень. Однажды вор украл двух куриц, сунул их в карманы и попытался ускользнуть. Однако несушки от волнения так раскудахтались, что вор был под смех и крики разоблачен и схвачен. В память об этом в 1913 году отлили бронзовую фигуру, увенчавшую фонтан.
Очень симпатичен Кукольный фонтан, бронзовые фигуры которого шутливой форме символизируют события истории Аахена:
История
См. также: Ахенский императорский дворец
Площадь Катчхоф и южный фасад Ахенской ратуши
Основание Ахена относится ещё к эпохе римлян, которые заложили город из-за минеральных источников и назвали его Aquisgranum, вероятно, в честь Аполлона Грануса. В первый раз эти источники упоминаются при императоре Александре Севе́ре.
В начале Средних веков Ахен часто служил резиденцией франкских королей, но своим блеском он обязан Карлу Великому, который в конце 790-х годов сделал Ахенский дворец своей зимней резиденцией, а в 807 году — столицей Франкского государства. Карл умер и был похоронен в Ахене в 814 году. Он почитается как святой покровитель города.
С 1306 года Ахен имел статус «вольного города святого римского престола». Здесь короновались императоры, происходили императорские сеймы (всего 17). В 1520 году в Ахене был последний раз коронован император Священной Римской империи Карл V. Перенесение акта коронования во Франкфурт, религиозные распри XVI и XVII столетий, сильный пожар 1656 года привели к упадку города.
Влияние города было незначительным и ограничивалось воздействием на ближайшее бенедиктинское аббатство и небольшой окрестный городок. Высокий уровень проституции и некоторый интерес к горячим источникам позволил привлечь небольшие средства в экономику города. Приезжие посещали источники в основном для лечения сифилиса и лишь с XIX века для лечения ревматизма. В 1668 году здесь был проведен первый Ахенский конгресс, закончивший Деволюционную войну. Второй съезд в Ахене завершил в 1748 году Войну за Австрийское наследство, третий конгресс в 1818 году относился к периоду решения вопросов, связанных с судьбой постреволюционной Франции.
Во время войны времён французской революции Ахен в 1793 году был занят французами и по мирному договору в Люневилле 1801 года перешёл к Франции, при этом был сделан главным городом Рурского департамента. В 1815 году город перешёл к Пруссии.
В 1885 году Ахен насчитывал 111 196 жителей, а Ахенский округ — 554 568 жителей, из них 519 753 католика, 20 264 протестанта, 77 христиан других вероисповеданий и 4429 евреев. Весь округ занимал пространство в 4154 км² и имел 11 уездов.
Во время Второй мировой войны Ахен был взят армией США и стал первым немецким городом, взятым силами антигитлеровской коалиции.
Ахен делится на старый внутренний город и на новый внешний; кроме того, есть ещё несколько красивых мест за старой городской стеной.
История[править | править код]
Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).
Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 по инициативе Карла Великого Одоном Мецским в византийском стиле, является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле. За основу были взяты византийские образцы в итальянском городе Равенна: базилика Сан-Витале византийского императора Юстиниана и купольный склеп короля Теодориха Великого.
В середине его лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако, не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был вскрыт по повелению императора Оттона III. По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках. В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова вскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу. Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену. Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.
Ахенский собор на открытке 1900 года
Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. Кроме Карла Великого, в соборе погребён и Оттон III. Сохраняющиеся в ризнице вместе с останками Карла Великого реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывало, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы.
“Ахенский собор”, худ.Ю.Кушевский,2019г.
Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки. В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» (Karlsverein) поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны на царство 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.
За свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался и реставрировался. С ним связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, впустив в собор первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох.
После Карла Великого
Модель для других дворцов?
Внутри купола Оттмарсхайма, Эльзас
Трудно сказать, подражали ли другие дворцы Каролингов дворцам Аахена, поскольку большинство из них было разрушено. Однако постройки Аахена были не единственными, начатыми при Карле Великом: между 768 и 814 годами было построено 16 соборов , 232 монастыря и 65 королевских дворцов. Палатинская капелла Аахена, похоже, была скопирована несколькими другими зданиями того же типа: восьмиугольной ораторское из Жерминьи-де-Пре , построенный в начале 9 — го века для Теодульф , кажется, были непосредственно связаны. Монастырская церковь в Льеже была построена в 10 — м веке по плану небных часовни. Церковь Оттмарсхайм в Эльзасе также имеет центрированный план, но была построена позже (11 век). Влияние часовни Аахена также заметно в Компьене и в других немецких религиозных зданиях (например, в церкви аббатства в Эссене ).
История дворца после Карла Великого
Карл Великий был похоронен в часовне в 814 году. Его сын и преемник, император Людовик Благочестивый , использовал дворец Аахен, не делая его своей исключительной резиденцией. Он оставался там с зимы до Пасхи . В начале 9 века в Эксе состоялось несколько важных соборов . Те 817 и 836 проходили в зданиях, прилегающих к часовне. В 817 году у Людовика Благочестивого родился его старший сын Лотарь в присутствии франков.
После Верденского мирного договора в 843 году Каролингская империя была разделена на три королевства. Затем Ахен был включен в состав Средней Франции . Во дворце жили Лотарь I (840–855) и Лотарь II (855–869). Когда он умер, дворец утратил свое политическое и культурное значение. Лотарингия стала полем соперничества между королями Западной и Восточной Франции . Он был разделен несколько раз и, наконец, попал под контроль Германии при Генрихе I Фаулере (876–936).
Современный вид на Ахенский собор.
Тем не менее, память об империи Карла Великого осталась свежей и стала символом немецкой мощи. В 10 веке Отто I (912–973) был коронован королем Германии в Аахене (936). Церемония, состоящая из трех частей, проходила в нескольких местах дворца: сначала во дворе (избрание герцогов ), затем в часовне (вручение знаков различия Королевства) и, наконец, во дворце (банкет). Во время церемонии Отто сел на трон Карла Великого. После этого и до 16 века все германские императоры были коронованы сначала в Аахене, а затем в Риме, что подчеркивает их приверженность политическому наследию Карла Великого. Золотой Бык 1356 подтвердил , что коронации должны были иметь место в небных часовне.
Отто II (955–983) жил в Ахене со своей женой Феофану . Лето 978 Лотаря Франции привел набег на Аахене , но императорская семья избегала захвата. Говоря об этих событиях, Ричер из Реймса заявляет о существовании бронзового орла, точное местонахождение которого неизвестно:
Ратуша Ахена расположена на месте Зала Совета.
В 881 году набег викингов повредил дворец и часовню. В 1000 году гробница Карла Великого была открыта императором Священной Римской империи Отто III . Согласно двум хронистам XI века, его нашли бы сидящим на троне в короне и со скипетром . Однако Эгинхард не упоминает об этом в своей биографии Императора. В то же время поклонение Карлу Великому стало привлекать паломников в часовню. В XII веке Фридрих Барбаросса поместил тело императора Каролингов в реликварий и ходатайствовал перед Папой за его канонизацию ; эти реликвии были разбросаны по всей империи. Сокровища Аахена начали расти благодаря многочисленным дарам французских и немецких королей и принцев.
Между 1355 и 1414 годами к восточной части часовни была пристроена апсида . Ратуша была построена в 1267 году на месте здания Совета. Во время Французской революции французы заняли Аахен и разграбили его сокровища. Прежде чем выбрать Нотр-Дам де Пари , Наполеон I какое-то время планировал провести свою императорскую коронацию в Аахене. Часовня была восстановлена в 1884. В 1978 году собор, включая часовню, был внесен в список Всемирного наследия по ЮНЕСКО .
Символическая интерпретация дворца
Римское наследие и византийская модель
Базилика Сан-Витале в Равенне была одним из прототипов Палатинской капеллы.
Дворец заимствует несколько элементов римской цивилизации. Аула Палатина следует базилика , план. Базилики в древности были общественными зданиями, в которых обсуждались дела города. Часовня построена по образцам древнего Рима: решетки украшены античными украшениями ( акант ), а колонны увенчаны коринфскими капителями . Император был похоронен в Палатинской капелле в мраморном саркофаге II века, украшенном изображением похищения Прозерпины . Ученые времен Карла Великого прозвали Аахен «Вторым Римом».
Карл Великий хотел соревноваться с другим императором своего времени: Василевсом Константинопольским . Купол и мозаика часовни — византийские элементы. Сам план вдохновлен базиликой Сан-Витале в Равенне , построенной Юстинианом I в 6 веке. Другие эксперты указывают на сходство с церковью Святых Сергия и Вакха , Константинопольским Хризотриклином и главным тронным залом в Большом Константинопольском дворце . Во время религиозных обрядов Карл Великий стоял в галерее второго этажа, как и Император в Константинополе .
Одо из Меца также, вероятно, был вдохновлен Ломбардским дворцом 8-го века в Павии, где часовня была украшена мозаикой и картинами. Хотя он мог побывать в Италии, маловероятно, что он был в Константинополе.
Франкский стиль
Хотя многие отсылки к римским и византийским моделям видны в зданиях Ахена, Одо из Меца проявил свой талант к франкскому архитектору и, несомненно, привнес разные элементы. Дворец также отличается от архитектуры Меровингов крупными размерами и множеством объемов. Свод часовни иллюстрирует подлинный опыт Каролингов, особенно в амбулатории, увенчанной паховым сводом . В то время как византийские императоры сидели на востоке, чтобы наблюдать за офисами, Карл Великий сидел на западе. Наконец, для Северной Европы были характерны деревянные постройки и техника фахверка.
Таким образом, дворец Карла Великого был больше, чем копией классической и византийской моделей: это был скорее синтез различных влияний, как отражение Каролингской империи . Так же, как Каролингское Возрождение , дворец был продуктом ассимиляции нескольких культур и наследия.
Имперская централизация и единство
Планировка небного комплекса идеально воплощала союз двух сил: духовная сила была представлена часовней на юге, а светская власть — залом совета на севере. Оба они были связаны галереей. Со времен Пипина Короткого , отца Карла Великого, короли Каролингов были священными и получили свою власть от Бога. Сам Карл Великий хотел влиять на религиозные вопросы посредством своих реформ и многочисленных вселенских соборов и синодов, проводившихся в Аахене. Установив центр власти и суд в Аахене, Карл Великий знал, что ему будет легче контролировать своих близких. Дворец был сердцем столицы, собирая сановников со всей Империи.
Дворец Карла Великого в Ахене
В 797 году король франков Карл Великий завладел частью Европы. Свою столицу он разместил в Ахене, на севере современной Германии. Там он решил построить дворец, который был бы таким же прекрасным, как дворцы Рима и Византии.
Резиденция со школой
Поместье в Экс-ла-Шапель было настолько обширным, что Карл Великий мог разместить в нем правительство и администрацию своего королевства.
Карл Великий выбрал Ахен (Экс-ла-Шапель), поскольку любил этот маленький городок на севере Германии. В нем били горячие источники, позволявшие купаться даже зимой. Король хотел, чтобы его резиденция была красивой, величественной и богато украшенной, чтобы она могла соперничать великолепием с дворцами Рима и Византии. Король поручил архитектору Одону из Меца воздвигнуть дворец; несколько зданий для королевской семьи, придворных и сановников; бани вокруг горячего источника и капеллу. Как в античном Риме, в банях должен был размещаться бассейн, достаточно большой, чтобы принять сто человек! В королевской резиденции Карл Великий повелел также построить школу, чтобы сановники, помогавшие ему управлять королевством, учились читать, что было редкостью в те времена. Карл Великий заботился о возрождении системы образования и для бедняков. При монастырях и церквах возникали школы. Сам король брал уроки грамматики и начал составлять грамматику немецкого языка. Он также поручил монахам позаботиться о создании в королевской резиденции богатой библиотеки.
Дворцовая капелла
Капелла называлась «дворцовой», поскольку входила в ансамбль дворца. Ее построили не в виде креста, а в форме восьмигранника. Трехэтажная, богато украшенная мозаикой, она была увенчана куполом восемнадцатиметровой высоты. Карл Великий присутствовал на религиозных церемониях, сидя на троне на втором этаже, тогда как придворные находились на первом. Своды часовни были выполнены в романском стиле: камни обтесывались так, чтобы свод имел дугообразную форму. В центре кладки находился замок свода, который поддерживал ее равновесие. Романский стиль распространился по всей Северной Европе. Более трех веков так строили церкви, дворцы и замки.
Эта часовня в романском стиле имела свою особенность: она была восьмигранной формы. Карл Великий велел украсить купол мозаикой, мрамор для которой он вывез из Италии.
Карл Великий присутствует на мессе, сидя на троне, находившемся на втором этаже часовни.
Мрамор из Италии
Чтобы достроить часовню, не хватало мрамора. Это не стало препятствием для Карла Великого, который обратился к папе и получил от него разрешение демонтировать римские памятники, чтобы получить глыбы камней и колонны, которые он приказал доставить из Италии. Карл Великий пожелал также, чтобы его королевский трон был похож на трон Соломона, царя Израиля.
Место захоронения Карла Великого
В ночь на Рождество 800 года в Риме папа короновал Карла Великого императором Западной Римской империи. На следующий год государь въехал в свою официальную резиденцию. Там он и скончался от лихорадки в 814 году. Говорят, что останки Карла Великого покоятся в старинном саркофаге, находящемся в капелле. До нашего времени дворец не сохранился, а капелла стала ядром Ахенского собора.
Мой блог находят по следующим фразам
• чудеса мира
• Индейцы, высотники
• ФАРОССКИЙ МАЯК картинки
• здание парусник где
• тауэрский мост в лондоне
• сады альгамбры
Как добраться до Ахена
Ахен (Aachen) находится в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. На карте этот регион вы найдете в северо-западной части Германии, недалеко от границы с Бельгией и Нидерландами. Добраться до Ахена проще всего железнодорожным транспортом – поездами типа Thalys, соединяющих между собой все столицы и крупные города Европы.
Например, поезд, курсирующий по маршруту Париж – Кельн, останавливается в Ахене каждые три часа. Из Брюсселя поезд доезжает до города за час, из Кельна – за 36 минут, из Парижа – за 2 часа 45 минут.
Из некоторых немецких городов в Ахен курсируют поезда Deutsche Bahn. Воспользоваться ими могут туристы, прилетевшие в Эссен, Дейсбург или Дюссельдорф. К слову, именно в Дюссельдорфе расположен ближайший к Ахену аэропорт.
От главного железнодорожного вокзала Ахена до собора можно дойти пешком за 15-20 минут.
Вход бесплатный, разрешено фотографировать. Любой турист может заказать экскурсионную программу на немецком или английском языке – она стоит 4 евро для взрослых и 3 евро для детей. Больше можно узнать на официальном сайте собора.
Зал Совета
Расположение зала во дворце (красный)
Расположенный к северу от дворцового комплекса, большой зал Совета ( aula regia или aula palatina на латыни) использовался для размещения речей, произносимых Императором один раз в год. На это мероприятие собрались высшие должностные лица Каролингской империи, сановники и иерархия власти: графы , вассалы короля, епископы и аббаты . Общее собрание обычно проводилось в мае. Участники обсудили важные политические и правовые вопросы. Капитуляры , написанные аманюансами канцелярии Ахена , подытожили принятые решения. В этом здании также проходили официальные церемонии и прием посольств . Описывая коронацию Людовика, сына Карла Великого, Эрмольд Черный заявляет, что там Карл Великий «заговорил со своего золотого престола».
Константин базилика в Трире, Германия , вероятно , использовали в качестве образца для Зала Совета Аахен
Размеры зала (1000 м 2 ) подходили для приема нескольких сотен человек одновременно: здание было разрушено, но известно, что его длина составляла 47,42 метра, ширина — 20,76 метра, высота — 21 метр. метров высотой. План, кажется, основан на римском aula palatina в Трире . Строение было кирпичным, по форме напоминало гражданскую базилику с тремя апсидами : самая большая (17,2 м), расположенная на западе, была посвящена королю и его свите. Две другие апсиды, северная и южная, были меньше. Свет проникал через два ряда окон. Внутренняя часть, вероятно, была украшена картинами с изображением героев как древних времен, так и наших дней. Деревянная галерея опоясывала здание между двумя рядами окон. Из этой галереи можно было увидеть рынок, который проходил к северу от дворца. В здание входила галерея с портиками на южной стороне зала. Южная апсида прорезала середину этого входа.
После Карла Великого
Модель для других дворцов?
Внутри купола Оттмарсхайма, Эльзас
Трудно сказать, подражали ли другие дворцы Каролингов дворцам Аахена, поскольку большинство из них было разрушено. Однако строительство Аахена было не единственным сооружением, начатым при Карле Великом: 16 соборы, 232 монастыри 65 королевских дворцов были построены между 768 и 814 годами.Палатинская капелла Ахена, похоже, была имитирована несколькими другими зданиями того же типа: восьмиугольной ораторское искусство из Germigny-des-Prés, построенный в начале 9 века для Теодульф Орлеанский кажется, были напрямую связаны. В Соборная церковь из Вассал был построен в X веке по плану небной часовни. Оттмарсхайм церковь в Эльзас также имеет центрированный план, но был построен позже (11 век). Влияние часовни Ахена также обнаруживается в Компьень и в других немецких религиозных зданиях (например, в церкви аббатства г. Эссен).
История дворца после Карла Великого
Карл Великий был похоронен в часовне в 814 году. Его сын и преемник, Император Людовик Благочестивый, использовал дворец Ахен, не делая его своей исключительной резиденцией. Он оставался там с зимы до того как Пасхальный. Несколько важных Советы проводились в Эксе в начале 9 века. Те 817 и 836 проходили в зданиях, прилегающих к часовне. В 817 году у Людовика Благочестивого родился старший сын Lothair в присутствии франкского народа.
После Верденский договор в 843 году Каролингская империя была разделена на три королевства. Затем Ахен был включен в Средняя Франция. Лотарь I (840–855) и Лотарь II (855–869) жил во дворце. Когда он умер, дворец потерял свое политическое и культурное значение. Лотарингия стал полем соперничества между королями Запад и Восточная Франция. Он был несколько раз расколот и, наконец, попал под контроль Германия под Генрих I охотник (876–936).
Современный вид на Ахенский собор.
Тем не менее, память об империи Карла Великого осталась свежей и стала символом власти Германии. В 10 веке Отто I (912–973) был коронован королем Германии в Аахене. (936). Церемония, состоящая из трех частей, проходила в нескольких местах дворца: сначала во дворе (выборы герцоги), затем в часовне (вручение знаков различия Королевства), наконец, во дворце (банкет). Во время церемонии Отто сел на трон Карла Великого. После этого и до 16 века все немецкие императоры были коронованы сначала в Аахене, а затем в Риме, что подчеркивает их приверженность политическому наследию Карла Великого. В Золотой Бык 1356 г. подтвердил, что коронация должна состояться в небной часовне.
Отто II (955–983) жил в Аахене со своей женой. Феофану. Летом 978 г. Лотарь Франции возглавил рейд на Аахен но Императорская семья избежала захвата. Относительно этих событий, Богатей из Реймса заявляет о существовании бронзового орла, точное местонахождение которого неизвестно:
Ратуша Ахена расположена на месте Зала Совета.
В 881 г. Викинг Рейд повредил дворец и часовню. В 1000 году император Священной Римской империи Отто III открыл гробницу Карла Великого. По словам двух летописцев XI века, его нашли бы сидящим на троне, в короне и в руках. скипетр. Однако Эгинхард не упоминает об этом в своей биографии Императора. В то же время почитание Карла Великого стало привлекать паломники в часовню. В 12 веке Фредерик Барбаросса поместил тело императора Каролингов в реликварий и ходатайствовал перед Папой за его канонизация; то реликвии были разбросаны по империи. Сокровища Аахена начали расти благодаря многочисленным дарам французских и немецких королей и принцев.
Между 1355 и 1414 гг. апсида был добавлен в восточный конец часовни. Ратуша была построена в 1267 году на месте здания Совета. Вовремя французская революция, французы заняли Ахен и разграбили его сокровища. Перед выбором Собор Парижской Богоматери, Наполеон I какое-то время думал о проведении своей императорской коронации в Аахене. Часовня была восстановлена в 1884 году. В 1978 году собор, вместе с часовней, был внесен в список памятников архитектуры. Объект всемирного наследия к ЮНЕСКО.
Фото и описание
Один из ярчайших памятников эпохи императора Карла Великого – капелла, которая известна как Дворцовая – ценна для архитектуры города тем, что является едва ли не единственным уцелевшим фрагментом императорского дворца. Также стоит отметить, что именно в этой капелле долгих шесть столетий происходили такие важные события, как коронации императоров, правивших в Священной Римской империи. Сегодня капелла – одна из важных частей памятника, который занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дворцовая капелла появилась одновременно с самим Аахенским дворцом, чье строительство датируется 792 годом. Отождествляя собой строгие архитектурные черты романских построек, церковь, тем не менее, была светлой и уютной даже в своем каменном величии. Традиционная для тех времен восьмигранная форма основания в плане, симметрия, купол – все это сразу же выдает в капелле черты ранней византийской культуры. Интересными в этой капелле являются не только фрески – причем и сюжеты, и исполнение, но также и настоящий императорский трон, на котором восседал некогда сам Карл Великий. Для него привозили специальный мрамор, по которому выполнялась инкрустация.
В сегодняшней иерархии архитектурных памятников тех далеких времен, которые вне всяких сомнений стали эпохой расцвета Аахена, капелла Карла Великого привлекает внимание туристов тем, что в ней и сегодня ощущается небывалая мощь самого императора
Экономика в XIX веке
Жилой квартал в центре Ахена
Главный вокзал Ахена
Благосостояние Ахена в те годы находилось в связи как со знаменитыми ещё с древних времён минеральными источниками, так и со значительно развитой, особенно благодаря открытию в то время громадных залежей каменного угля, промышленностью и оживлённой торговлей. Уже в XII веке золотые, серебряные и граверные изделия Ахена пользовались хорошей репутацией. Особенно процветало также суконное производство. В обоих городах — Ахене и Буртшайде — в 1872 году насчитывалось: 62 суконные фабрики, 26 прядильных заведений, 13 заведений для прядения наволочных сетей, 9 чесальных фабрик, 18 фабрик для изготовления иголок и булавок, 16 табачных фабрик, 3 перчаточные фабрики; кроме того, в нём много чугунолитейных заводов, фабрик для производства машин, сукнострижных ножниц и паровых котлов и множества других вещей. Благодаря своему положению при соединении многих железных дорог, Ахен стал также очень оживлённым торговым центром. Кроме произведений местной промышленности, торговля производится ещё шерстью, хлебом, вином, кожей, мехами, деревом, металлами, каменным углём и т.п. Он служил хлебным рынком для Бельгии и средоточием многих горнозаводских обществ.
Борьба со смертной скукой
Вынужден повториться: и тут местные жители берут пример с Карла Великого, который любил, отдыхая от ратных и государственных трудов, повеселиться и подшутить над приближенными (часто весьма грубо). Вот и ахенцы всегда были большими мастерами розыгрышей. Иные хватали через край. Из преданий следует, что «фирменное» здешнее чудовище — тот самый Бахкауф, который ревностно оберегал пресные воды, был в то же время решительным противником горячительных напитков и пожирал всякого не в меру набравшегося и особенно шумного гуляку, если тому случалось столкнуться с ним на темной улице, особенно вблизи какого-нибудь фонтана или купален. Правда, после уже известной нам встречи с Пипином Коротким монстр «числился погибшим», но все же время от времени всплывал (в прямом и переносном смысле) и давал о себе знать. К примеру, в начале 1605 года по городу поползли слухи, что в горячем ключе на горе Бюхель вновь объявилось чудовище, правда, людей оно теперь не ест, но грабит. Отцы города всполошились и отправили в ночную разведку стражников. Те доложили, что грабежом действительно занимается страшный зверь с кривыми клыками и острыми когтями, поймать же его никак не удается. Продолжалось это довольно долго и завершилось самым малопочтенным образом
Однажды диковинный зверь напал на сильно подгулявшего кузнеца, но тот, будучи человеком недюжинной силы, отважно вступил в единоборство и в конце концов с помощью сбежавшихся на шум соседей его скрутил. Ряженым чудищем оказался стражник Ганс Пальман (тот самый, что предводительствовал городской разведкой). «Шутник», как лаконически сообщает хроника, был «взят под стражу, высечен рутенами и изгнан из города Ахена навсегда»
«Шутник», как лаконически сообщает хроника, был «взят под стражу, высечен рутенами и изгнан из города Ахена навсегда».
Но это крайность. А так — сегодня в Ахене масса вполне обычных культурных «аттракционов», какие можно найти в любом европейском городе. Местный театр, к примеру, даже пользуется некоторой славой за пределами Германии. Однако самое интересное — это те мероприятия, которые проходят только здесь, придавая городу сугубо индивидуальное обаяние.
Например, февральский карнавал. Дело поставлено на широкую ногу: ведает им специальная городская Карнавальная комиссия, созданная еще в начале XIX столетия. Причем праздник этот столь важен и любим ахенцами, что они называют его «пятым временем года». Все начинается всегда в один и тот же день — 11 февраля. Потом две недели идут разнообразные концерты и балы-маскарады, а в качестве заключительного «аккорда» публике предлагается Детский костюмированный парад. Центральное же событие карнавала — вручение еще одной городской премии, медали «За борьбу со смертельной серьезностью». Поощряют ею «за остроумие и человечность, проявленные при исполнении служебных обязанностей». Идея экзотической награды возникла еще в 1950 году, когда городской прокурор Дугдаль на время карнавала постановил отпустить на поруки всех подследственных. Карнавальный комитет был так поражен этим поступком (город тогда входил в английскую зону послевоенной оккупации, и времена стояли «невегетарианские»), что решил отметить своеобразную заслугу прокурора перед человечеством — новой премией, которая с тех пор исправно присуждается отличившимся в этом смысле политикам, юристам, дипломатам и прочим деятелям.
И вот еще что: приезжего уже на вокзале в Ахене встречают бронзовые фигуры лошадей, которые далее будут попадаться ему по всему городу в самых разных видах — гранитных, плетенных из соломы, пряничных. И даже перед новым зданием университета красуется синий конь с огромным компакт-диском на спине. Дело в том, что Ахен всемирно знаменит своими международными состязаниями по конному спорту. Ежегодно в конце лета на местный ипподром, который ценится как один из лучших в мире, съезжается вся лошадиная элита. Многие светские дамы специально возвращаются пораньше из отпуска, чтобы показаться на этом мероприятии в традиционных широкополых шляпах.