Как стать пилотом пассажирского самолета

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое – целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Как поступить в летную школу

Чтобы стать коммерческим или частным пилотом, нужны самоотверженность, деньги и часы напряженной работы. К счастью, у потенциального пилота есть несколько разных путей для достижения своих целей.

Если вы хотите ходить в школу на полный рабочий день и как можно быстрее получить лицензию пилота, вы можете записаться в школу Part 141 или в курсантскую программу авиакомпании. Если вы хотите сохранить работу во время учебы в летной школе, вы можете посещать школу Part 61, чтобы сохранять гибкость. Еще один способ пройти летную подготовку — пройти военную службу.

Сложно ли поступить в летную школу?

Если ваша карьерная цель — стать пилотом авиакомпании, научиться управлять самолетом — не самое сложное. Большинство небольших региональных авиакомпаний могут запросить степень бакалавра не более двух лет, но если ваша цель — стать капитаном большого коммерческого самолета за один день, вы должны иметь степень бакалавра.

Подробнее: Лучшие летные школы в Пенсильвании – подробное руководство

Что нужно для поступления в летную школу?

  1. Имейте страсть к полетам
  2. Вы должны иметь законченное среднее образование
  3. Медицинская справка
  4. Должно быть 18 лет или старше
  5. Пройти школьную оценку

Лучшие школы пилотов в мире

Наблюдения и советы этой статьи мы подготовили на основании опыта команды лучшие пилотные школы мира следующие:

ВузыДиапазон стоимости обучения
Университет ПердьюЭрсити авиационный колледж$ 10,000- $ 28,000
Университет Северной Дакоты$ 8,000- $ 20,000
Авиационный колледж государственного университета Огайо$ 4,223- $ 10,023
Эмбри-Риддл, авиационный университет, авиационный колледж$ 48,992-51,000
Западно-Мичиганский университет, авиационный колледж$ 10,000- $ 24,000
Сан-Хосе государственный университет колледж авиации$ 270 за кредитную единицу
Академия колледжНет
Отличительный университетНет
Спартанский колледж аэронавтики и технологийНет
Колледж Рио СаладоНет
Аэроизм Летная АкадемияНет
Массачусетский технологический институт$26,725
Технологический институт Джорджии$13,788
Военно-морская академия СШАЭто Бесплатно
Военно-воздушная академия СШАНет

Лицензирование деятельности пилота

Существует 4 основные авиационные лицензии, а также «Рейтинги» – особые дополнения. Основные виды лицензий:

  • PRIVATE PILOT LICENSE (PPL) – лицензия частного пилота. Дает возможность выполнять небольшие перелеты на собственном или арендованном самолете и строго запрещает любые виды коммерческой деятельности.
  • COMMERCIAL PILOT LICENSE (CPL) – лицензия пилота коммерческого самолета. Дает возможность летать с пассажирами за «вознаграждение» и быть капитаном в небольших чартерных компаниях либо вторым пилотом в крупных рейсах.
  • CERTIFIED FLIGHT INSTRUCTOR LICENSE (CFI) – лицензия инструктора и летчика-испытателя, которая дает возможность обучать других пилотов и назначать их квалификацию в соответствии с этой градацией. Пилот с этой лицензией допускается до управления воздушным судном только при наличии лицензии частного или коммерческого пилота.
  • AIRLINE TRANSPORT PILOT LICENSE (ATPL) – дает возможность быть командиром воздушного судна в крупных международных авиакомпаниях и может быть получена после получения CPL либо CFI.

Основные виды рейтингов:

  • INSTRUMENT RATING (IR) – инструмент-рейтинг, на русском чаще называется «Полет по приборам», либо «ППП». Дает возможность управлять ВС в условиях недостаточной видимости, ориентируясь только на показания бортовых приборов. Может быть прикреплена к лицензии PPL, CPL или
  • MULTI-ENGINE RATING (ME) – дает возможность управлять самолетом с двумя и более моторами. Может быть «прикреплена» к PPL, CPL или
  • TYPE-RATING (TR) – получение тайп-рейтинга необходимо для управления самолетом выбранного типа. Также необходимо для работы с самолетом весом более 5700 килограмм либо с любым количеством турбореактивных двигателей. Необходимо наличие PPL, CPL или CFI.

Что нужно для поступления на летчика в ССУЗ и университет?

Чтобы поступить на летчика в ССУЗ, подростку необязательно сдавать ЕГЭ. Он может предоставить исключительно школьный аттестат. Зачислят тех подростков, которые имеют наибольший средний балл.

Чтобы поступить на специальность летчика в университет, подростку в обязательном порядке нужно сдать ЕГЭ. Экзамены по следующим предметам:

  1. Русский язык.
  2. Информатика или физика.
  3. Математика.

Конкретный список экзаменов нужно уточнять в том университете, в который планирует поступить подросток. Вне зависимости от того, куда поступит подросток, он должен отучиться минимум пять лет. Как в университете, так и в ССУЗе. 

Если учиться в ВУЗе, то длительность учебы будет составлять не менее шести лет. А если подросток поступит в ССУЗ после окончания девятого класса, то ему предстоит учиться немного дольше. Пять лет и четыре месяца.

Краткосрочных курсов для летчиков нет

Стать летчиком, пройдя краткосрочные курсы – невозможно. Это очень ответственная профессия. В рамках которой специалисту придется перевозить не только жителей России, но и иностранцев. Поэтому единственный способ получить соответствующее образование – отправиться в ССУЗ или ВУЗ. И отучиться там несколько лет.

Единственные курсы пилотов, которые существуют в России, проводит Аэрофлот. Их длительность – всего 24 месяца. Однако, поступить на них могут только те специалисты, которые имеют техническое образование. В частности, авиационное.

Есть ли женщины пилоты гражданской авиации

Женщины пилоты в России безусловно есть, но летчики сталкиваю с испытаниями: Чтобы женщине работать лётчиком в России, нужно учесть, что этот труд связан с риском для жизни, стрессом. Не каждая может решиться пойти в эту профессию. Девушек-пилотов, хотя и не много, но наравне со своими коллегами мужчинами, они ценятся и уважаются. Целеустремлённая, уверенная в себе женщина-лётчик, может стать лучше иного кандидата. Даже считается, что некоторые девушки пилоты менее подвержены истерике в сложной ситуации, могут оценить обстановку трезво и решительно, а эти качества для пилота как обязательные!

Виды и специализации пилотов

По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, куда пойти учиться после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:

  1. Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
  2. Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
  3. Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
  4. Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
  5. Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
  6. Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
  7. Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.

Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:

  • Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
  • Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
  • Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.

Где учат на пилотов?

Выучиться на пилота можно в ВУЗе, лётном училище или частной лётной школе. Качественное профильное образование можно получить в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Ульяновска, Бугуруслана.

Первый способ: ВУЗ

Высшие лётные учебные заведения финансируются из государственного бюджета, поэтому поступить сюда можно бесплатно при условии успешной сдачи вступительных испытаний. В ВУЗ принимают после окончания полной средней школы. На вступительных испытаниях учитывают результаты ЕГЭ по физике, математике и русскому языку. В 2018 году для поступления на бюджетное отделение СПбГУ ГА необходимо было набрать не менее 192 баллов. Всего абитуриентам было выделено 125 бесплатных мест.

Высшие лётные учебные заведения финансируются из государственного бюджета, поэтому поступить сюда можно бесплатно при условии успешной сдачи вступительных испытаний

Абитуриенты могут выбрать два варианта обучения: 4 года на бакалавриате или 5 лет на специалитете. Поступить на бакалавриат проще, чем на специалитет. В 2018 году стоимость обучения за один учебный год составляла 178 тыс. руб.

Второй способ: лётное училище

Приём в лётное училище проводится на основании конкурса аттестатов. В конкурсе участвуют оценки по всем предметам за 10–11 классы. Обучаться в лётном училище можно на бюджетной основе. Государство обеспечивает студентов учебной литературой, тренажёрами, выплачивает стипендии, иногородним предоставляет места в общежитии.

Полный курс обучения в лётном училище длится 34 месяца. За время обучения учащиеся осваивают специальность, набирают лётные часы и получают квалификацию «Коммерческий пилот». По окончании училища выпускники могут работать в сфере коммерческой авиации.

Третий способ: частная школа лётчиков

Чтобы поступить в частную школу лётчиков, нужно иметь среднее общее образование. При поступлении в школу нет конкуренции. Обучение проводится на платной основе: примерно 50 тыс. руб. за теоретический курс, плюс расходы на практику. Сумма, которую вы заплатите за практические занятия, зависит от модели самолета, выбранной для тренировок.

Чтобы поступить в частную школу лётчиков, нужно иметь среднее общее образование

Учащиеся частной школы получают необходимый набор базовых знаний и навыков, начиная от технического устройства самолёта, заканчивая профессиональным английским. Всего существует три ступени обучения, охарактеризованных в следующей таблице.

Таблица: Ступени обучения в частной лётной школе

СтупеньСертификатКатегория
ПерваяPPLПилот-любитель
ВтораяCPLКоммерческий пилот
ТретьяATPLПилот авиалиний

Пилот-любитель имеет право управлять собственными или арендованными самолётами (к примеру, водить на них родственников, знакомых), но он не может работать в коммерческой авиации. Коммерческий пилот вправе управлять лёгкими самолётами, летать на воздушных суднах с одним двигателем на короткие расстояния. Пилот авиалиний имеет право работать линейным пилотом.

Примечательно, что учащиеся, прошедшие три ступени обучения в частной школе, имеют больше лётных часов, чем выпускники ВУЗов, поэтому у них больше шансов устроиться на работу в крупную авиакомпанию.

Можно ли стать пилотом без образования

Многих людей интересует вопрос о том, как стать пилотом Аэрофлота с нуля. Для того чтобы получить должность командира экипажа воздушного судна, потребуется потратить не менее десяти лет на обучение. Большая часть этого отрезка времени будет потрачена на обучение в вузе. Однако вышеописанный способ является не единственным вариантом стать пилотом гражданской авиации. На территории России действует несколько аэроклубов, где можно пройти обучение на коммерческой основе. Ученики подобных заведений проходят несколько этапов обучения.

На первом этапе претенденту необходимо ознакомиться с теорией и пройти несколько практических тестов. Люди, закончившие эту ступень обучения, получают сертификат летчика-любителя. Наличие этого сертификата позволяет совершать полеты на небольших самолетах. На следующем этапе, выпускники получают допуск к коммерческим полетам. Данный вид лицензии позволяет управлять небольшими лайнерами, которые летают на незначительные расстояния. Для того чтобы получить лицензию, позволяющую управлять любыми самолетами, необходимо окончить третий этап обучения.

Довольно интересен тот факт, что ученики летных школ имеют больше практического опыта в сравнении с учениками вузов. Именно поэтому данные специалисты более востребованы среди крупных авиакомпаний

Важно понимать, что обучение в аэроклубе и оформление всех лицензий потребует крупных денежных затрат. Выбор этого варианта более целесообразен, если человек планирует устроиться на работу сразу же после получения всех документов

Выпускники подобных заведений востребованы как в бюджетных, так и крупных авиакомпаниях. Этот факт объясняется статистикой, которая свидетельствует о том, что количество летчиков, уходящих на пенсию, значительно превышает число людей, что трудоустраиваются в авиакомпании. Недостаток профессионалов на рынке труда приводит к повышенному спросу на выпускников частных учебных заведений.

Отличные зрение и слух, прекрасный глазомер, безупречное психическое здоровье, хороший вестибулярный аппарат — это еще не полный список предъявляемых к пилотам требований

Как стать пилотом «Аэрофлота»

Рассматривая вопрос о том, что нужно, чтобы стать пилотом, необходимо уделить внимание процессу обучения в школе «Аэрофлота». Данная организация является самым крупным отечественным авиаперевозчиком, которая открыла собственную школу

Сотрудники авиакомпании самостоятельно разработали программу подготовки кадров. Стать учеником данной школы могут лишь те претенденты, что имеют коммерческую лицензию. Первый этап обучения проходит на базе ульяновского училища. После этого потребуется пройти несколько испытаний, чтобы получить документ международного образца.

Средняя продолжительность обучения в школе аэрофлота составляет около восемнадцати месяцев. Стоимость подобных курсов составляет около двухсот тысяч рублей. Студенты могут воспользоваться специальным кредитом. В этом случае, выпускнику предстоит отрабатывать свое обучение в течение пяти лет. Ежемесячно с зарплаты работника будет списываться около тридцати тысяч рублей.

Обеспеченные граждане могут пройти ускоренный курс профессиональной подготовки, стоимость которого составляет около семисот тысяч рублей. Примерно половину от этой суммы летчик должен оплатить самостоятельно. Далее можно воспользоваться специальным кредитом от авиакомпании. В летной школе используются лайнеры Diamond Aircraft, что являются легкими самолетами с двумя двигателями. Перед тем как приступить к настоящим полетам, ученикам предстоит провести немало времени в специальных тренажерах.

Как стать пилотом в России

К людям, желающим стать представителями этой профессии, предъявляются самые жесткие требования по сравнению с остальными вакансиями на рынке труда. Сам процесс обучения занимает несколько этапов. Желающие научиться летать, должны получить фундаментальную теоретическую базу и пройти множество практических испытаний. На первом этапе человеку, желающему в будущем пилотировать самолеты, необходимо пройти обучение в специальной академии или вузе. Этот шаг позволит получить хорошую теоретическую подготовку. Как правило, большинство профильных лекций посвящаются устройству авиалайнера, правилам использования основных узлов и приборов, а также оказанию первой помощи. По окончании учебного заведения, выпускник получает документ, подтверждающий наличие доступа к коммерческим полетам.

Для того чтобы стать представителем гражданской авиации, потребуется практический опыт и повышение квалификации. Как правило, специалистам из данной отрасли приходится тратить по несколько сотен часов на тренировочные полеты. Перед тем как устроиться в авиакомпанию, выпускнику летного училища потребуется пройти медицинский осмотр. Наличие любых заболеваний, связанных со зрением, двигательными реакциями и координацией может стать причиной отказа в дальнейшем трудоустройстве

Важно обратить внимание, что в течение нескольких лет выпускник может рассчитывать только на должность второго пилота

Стать пилотом пассажирского самолета или командиром экипажа можно лишь после получения определенного практического опыта

Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что получить удостоверение пилотов могут даже выпускники специальных курсов. Однако данного документа будет недостаточно для того, чтобы устроиться в крупную авиакомпанию

Многих людей, желающих стать представителями данной вакансии, интересует вопрос о том, где готовят будущих летчиков. Самый крупный авиационный институт расположен в столице. Помимо этого, существует высшее авиационное училище, расположенное в городе Ульяновске. Жители Северной столицы могут подать свои документы в Университет гражданской авиации.

Процесс отбора претендентов

Как правило, большая часть студентов учится на бюджетной основе

Важно понимать, что стать учеником одного из вышеперечисленных заведений довольно сложно. Каждому претенденту необходимо пройти строгую медицинскую комиссию

Специалисты, проводящие медосмотр, уделяют повышенное внимание состоянию внутренних органов, среди которых нужно выделить:

  1. Сосудистую систему.
  2. Сердечную мышцу.
  3. Органы дыхания.
  4. Зрительные органы.

Профессия пилота требует огромной выдержки и эмоционального напряжения

Некоторые медицинские специалисты уделяют внимание состоянию вестибулярного аппарата и показателям артериального давления. Ученики летного училища проходят подобные обследования на каждом из этапов обучения

Обучение на пилота гражданской авиации в России может окончиться, если врачи выявят заболевания, препятствующие управлению воздушным транспортом. Следует понимать, что каждый летчик проходит подобную медкомиссию перед очередным рейсом. Данное требование объясняется тем, что представитель рассматриваемой профессии несет ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь клиентов авиакомпании.

Детали обучения

Как мы уже говорили выше, учебный процесс состоит из двух этапов: теории и практики. На первом этапе ученики осваивают строение и комплектацию пассажирских лайнеров

Особое внимание уделяется изучению возможностей данной категории транспортных средств. Студенты вузов должны в обязательном порядке освоить базовые основы метеорологии, аэродинамики и конструкции моторов

Отдельная часть теоретической подготовки посвящена управлению транспортным средством. Практическая часть учебного процесса включает в себя следующие этапы:

  1. Тренировки на специальных тренажерах.
  2. Прыжки с парашютом.
  3. Правила оказания первой помощи.

Помимо этого, студенты будут изучать иностранные языки. Это необходимо для того, чтобы работать на международных рейсах.

Как стать пилотом?

  1. Начать можно с получения лицензии пилота-любителя PPL. Ее выдают авиашколы и аэроклубы после прохождения курсов и налета 40 часов. Образование потребуется все равно, но в училище новичок сможет сэкономить миллион на оплате практики;
  2. С лицензией частного пилота желательно принять участие в программе повышения квалификации и оформить допуск на полет по приборам IFR. Это поможет получить навыки управления самолетом ночью или в плохую погоду;
  3. Далее нужно набрать требуемое количество летных часов. В Европе и США новички устраиваются на работу в авиашколы в качестве инструкторов. В России требования к наставнику выше, поэтому придется просто летать в аэроклубе;
  4. По накоплении 200 часов налета, в числе которых 10 часов полета по приборам ночью и 10 взлетов в аэропорту с башней, следует пройти аттестацию и оформить лицензию коммерческого пилота CPL, дающую право на работу в авиакомпании;
  5. Также можно завершить подготовку на CPL в Европе или в США. Но валидацию такой лицензии новичку без образования Росавиация проводит неохотно, потому владельцу иностранных документов придется поступать на заочное отделение летного училища;
  6. Далее необходимо пройти курс обучения по рейтингу ME, разрешающий управление самолетами с двумя и более двигателями. Все авиалайнеры имеют несколько силовых установок, поэтому навык требуется каждому профессиональному пилоту;
  7. Завершающим этапом является получение лицензии пилота авиалиний ATPL. Такое разрешение требует отличных оценок на аттестации и наличия налета не менее 1500 часов, в том числе 75 часов ночью и 250 часов в качестве командира судна.

Лицензия является доказательством определенной квалификации пилота, но наличие у него специальных навыков подтверждается так называемыми рейтингами, присвоение которых происходит после прохождения курсов дополнительной подготовки. В их числе:

  • Multi-crew Pilot License (MPL). Это программа обучения нюансам командной работы, позволяющая летать первым или вторым пилотом в многочленном экипаже;
  • Jet Orientation Course (JOC). Помогает понять особенности управления самолетом с реактивными двигателями, которые принципиально отличаются от поршневых;
  • Type rating. Включает изучение конструкции, органов управления и правил полетов в экипаже на конкретных типах авиалайнеров вроде Airbus или Boeing;
  • Low Visibility Procedures (LVP). Готовит пилота к взлетам и посадкам в аэропортах при значительном ограничении горизонтальной и вертикальной видимости.

С какого возраста и до какого можно стать пилотом

В России стоит острая нехватка квалифицированных летчиков.
Средний возраст специалистов, управляющих воздушными лайнерами, составляет 38-40
лет. Несмотря на то, что в профессии они могут находиться до 65 лет, приток
молодых кадров необходим гражданской авиации как воздух.

К пилотам предъявляются повышенные требования. Они охватывают
их:

  • здоровье;
  • умственные способности;
  • скорость реакции и не только.

На этом фоне вполне естественными выглядят ограничения по
возрасту для желающих летать. Крайний возраст, по достижении которого можно
пройти обучение по программам CPL/ATPL, 33 года. Специализированные ВУЗы
ограничивают абитуриентов следующим образом:

  • 25 лет на момент подачи заявления;
  • 27 лет для лиц, имеющих профильное образование,
    или направленных авиакомпаниями.

Некоторые заведения понижают эту планку до 23 лет.

Подать документы на поступление ранее 18 лет невозможно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий