Кибуцы в Израиле: традиции и инновации

Равные среди лучших

Кибуц — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, созданная на основе общего имущества, самоуправления, одинаковых условий жизни и работы, разделения продуктов труда поровну между всеми членами. Первые кибуцы появились в начале XX века на территории Османской империи и Палестины — именно здесь, согласно священным текстам, находилась Земля обетованная. Молодые евреи из разных стран приезжали сюда при поддержке Всемирной сионистской организации для создания сельскохозяйственных поселений. Когда в 1947 году ООН приняла план раздела Палестины на еврейскую и арабскую части, кибуцы стали основой для будущего государства Израиль: они смогли обеспечить его продуктами сельского хозяйства и сыграли большую роль в обороне страны во время войны за независимость. В настоящее время только часть кибуцев сохранила традиционную форму, остальные разделили хозяйство на коллективную и частную собственность. Высший орган управления в кибуцах — общее собрание, которое еженедельно на голосовании решает текущие вопросы. Большинство кибуцев сегодня владеют заводами и занимаются турбизнесом.

271 — общее количество кибуцев в Израиле. Примерно 125 из них появилось до образования государства Израиль. Около 60 функционирует по оригинальной модели. Порядка 20 являются религиозными кибуцами.

160 000 человек проживает в кибуцах (~2,1 % еврейского населения Израиля).

47 % сельскохозяйственной продукции Израиля производится в кибуцах.

Вклад в промышленность — 8 %, в туризм — 10 %.

https://vokrugsveta.ua/periodical/schaste-obetovannoe-18-01-2017

Статья Екатерины Сехиной была опубликована в журнале «Вокруг Света» №10, 2016

Законы кибуцев

Главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.

Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных законов:

  • коллективный труд на благо сообщества с целью интенсификации и увеличения производства;
  • принципы самоуправления в распределении работ и времени;
  • равные условия жизни для всех (коммунизм);
  • права всех жителей равны;
  • каждый член сообщества несет ответственность по отношению к другим;
  • все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине;
  • каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях;
  • женщины имеют право открывать новые сферы труда;
  • дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста;
  • пожилые работники имеют обеспечение по старости;
  • при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами;
  • каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.

Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которое ставило целью равенство и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».

Правило «каждому по потребностям» было легко выполнить, пока потребности были скромными

На выжженной солнцем земле у Галилейского моря поселенцам приходилось несладко. Коммунары были вынуждены сражаться и с природой, и с бедуинами. Но их поддерживала вера в новый мир.

— Они были апикойресы — еврейские безбожники. Верили только в землю и работу. Отказались от частной собственности, семьи — всего, что могло отвлечь от строительства новой жизни.

Принципу первых поселенцев «от каждого по способностям, каждому по потребностям» кибуцу удавалось следовать почти сто лет.

Но чем меньше трудностей, тем меньше причин цепляться за старые идеи.

Дгания-Алеф, матерь кибуцев, вступила на путь перемен в 2005 году. Но, как и в прежние времена, здесь продолжают жить не так, как велят традиции или правила, а как решат все члены на общем собрании.

К примеру, в этом кибуце дети не становятся членами по праву рождения.

Достигнув 18 лет, каждый выбирает:

быть активным членом общества или нет.

Но мало захотеть самому — вопрос о приеме в кибуц ставится на общее голосование.

Если большинство будет против, придется смириться.

Дгания — единственный кибуц, где есть касса для «особых случаев», которой может воспользоваться любой член коммуны, если случилось что-то непредвиденное. В эту кассу кибуцники отчисляют деньги всю жизнь. Когда у Тамар обнаружили рак, кибуц оплатил ей не только лечение за границей, но и транспорт, лекарства, проживание за рубежом.

— Здесь работает уже пять поколений, — говорит Тамар, — и праправнуки первых поселенцев знают, что быть членом Дгании — значит не просто пользоваться привилегиями, которые дает наш образ жизни, а нести личную ответственность друг за друга. Многие ставят нам в вину, что мы отказались от принципа «каждому по потребностям, от каждого по способностям». И что такого? Мы по-прежнему принимаем решения все вместе, ведем общее хозяйство. Наш эталонный социализм перерос в эталонную демократию. Нас часто упоминают в статьях и исследованиях. Если снимают передачу, едут в Дганию. Все хотят дать оценку тем идеям, которые принесли на эту землю 100 лет назад 12 молодых ребят. По мне, пусть оценивают. Мы живем, как нам нравится. Именно этого и хотели наши деды.

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • العربية
  • Azərbaycanca
  • Boarisch
  • Беларуская
  • Български
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Čeština
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • 한국어
  • Latina
  • Lëtzebuergesch
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Bahasa Melayu
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • Português
  • Română
  • Sicilianu
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Українська
  • اردو
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • ייִדיש
  • 中文

Жизнь в современных кибуцах

Для кого-то кибуц – загадочное явление израильского общества, для кого-то  —  что-то вроде колхоза. Наверное, лучше один раз увидеть, приехав и посмотрев кибуц своими глазами, оценить и во всем разобраться.

Кибуцы как образ жизни

В Израиле 267 кибуцев и все они открыты для гостей: туристов и волонтеров. А вот попасть в члены кибуца непросто. Только с разрешения общего собрания поселения можно попасть на испытательный срок, кандидатом. Образ жизни в кибуце привлекает и удивляет более всего тем, что община живет большой семьей. Здесь царит атмосфера дружбы, чувствуется общество единомышленников.  А выбор такого образа жизни человек делает осознанно, испробовав свои силы и способности во время кандидатского срока.

Именно здесь видишь воочию прообраз коммуны. В кибуце живут по принципу: от каждого по способностям, каждому – по возможностям кибуца. Доход кибуца распределяется всем поровну. Члены получают все необходимое из общего фонда, деньги внутри кибуца не используются.

Идея общественного ведения хозяйства испытана временем, история кибуца насчитывает 90 лет. Конечно, представления первых основателей коммун претерпели изменения в современном мире. Остались основные принципы организации – использование общих средств производства и общественная форма организации быта.

Только в кибуце

Первое впечатление от кибуца — это поселение сельского типа. А вот планировка и архитектура кибуцев особенная. Это плод многолетнего опыта и фантазии кибуцников. В центре – комплекс общественных зданий: столовая, спортзал, бассейн. Далее по кругу расположена жилая зона. Следующим идет хозяйственный комплекс, промышленные строения,  поля и сады. Неизгладимое впечатление оставляет море зелени, ведь зачастую кибуц располагается посреди пустыни. Архитектуру современных кибуцев разрабатывали известные израильские архитекторы. Недаром на биеннале в Венеции именно архитектура кибуца представляла Израиль, и с немалым успехом.

Здесь любят гостей. Вас обязательно накормят в современной столовой, не уступающей богатым выбором хорошему ресторану. А то, что еда здесь натуральная, здоровая и отлично приготовленная, не вызывает сомнений. Можно выбирать из блюд то, что нравится. Местные жители не платят, а гостям нужно внести небольшую плату вне зависимости от количества съеденного.

В кибуцах есть, что посмотреть. В  Эйн-Геди создан ботанический сад, в Сде Бокер – музей Давида Бен-Гурион, в Эйн-Дор – археологический музей. В кибуцах есть спортивные клубы, танцевальные и драматические коллективы, оркестры.

Победивший коммунизм в отдельно взятом кибуце

Что привлекает в кибуцы людей? И общее хозяйство, и равное распределение дохода, и социальная защищенность. А главное то, что очень редко встречается в мире: взаимная поддержка, коллективный образ жизни, настоящая демократия в управлении, гордость за успехи кибуца.

А достижения кибуцев немалые. Достаточно привести две цифры: около 2% населения, живущих в кибуцах создают 40% сельскохозяйственной продукции страны. Оказывается, они выпускают и промышленную продукцию, причем достаточно сложную. В кибуце Изреэль создан робот для чистки воды бассейна, а со временем родилась компания «Майтроникс», выпускающая его для всего мира. Представьте себе, именно в кибуце запатентован метод капельного орошения, а кибуцы Хацерим, Магаль и Йифтах – мировые лидеры по производству поливных систем с использованием этого метода.

Получается, что такой коллективный способ жизни и деятельности дает отличный результат  в экономической сфере, и делает наполненной жизнь обычного человека. 

История[править | править код]

До создания государстваправить | править код

Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 4068 дней], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1900 дней]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.

Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.

Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара

С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода.
Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).

После создания государстваправить | править код

С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).

Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны.
По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).

Израильские кибуцы: что это такое

Изначально израильские кибуцы представляли собой сельскохозяйственные коммуны. Это — небольшие сообщества, где каждый из членов выполняет определенную, предписанную ему работу. Деньги члены кибуца не получают, но взамен могут пользоваться абсолютно всеми благами, которые предоставляет им кибуц. Отсутствие прямого денежного оборота — это именно то, что радикально отличает кибуцы от множества других подобных сообществ. Кибуцы могут быть общинными (это традиционная форма), обновленными, а также городскими. Помимо этого, кибуцы могут быть как религиозными, так и нерелигиозными. Впрочем, синагоги пристуствуют в каждом кибуце. Организация кибуцев представляет собой нечто вроде модели коммунизма, реализация которой оказалась возможна благодаря небольшому размеру сообществ, а также слаженной работе их членов. В некоторых случаях, члены кибуцев могут получать часть денег на руки — чтобы иметь возможность что-либо покупать вне территории кибуца. Само собой, в функционировании кибуцев не обходится и без проблем, например, довольно часто актуализируется квартирный вопрос. Тем не менее, желающих попасть в кибуц всегда хватает.

Современная жизнь кибуц

Кибуцы сегодня посещает множество туристов, но и среди местных жителей многие проявляют интерес к подобным поселениям, даже если не имеют в планах переселяться в подобные общины и становиться их членами. Это можно пояснить тем, что поселения такого типа лишены городской суеты и пыли, и позволяют отдохнуть и телом, и душой.

Детские праздники кибутцев особенно популярны, как и детские сады — израильтяне уверяют, что в таких детских садах дети имеют возможность чаще бывать на природе и дышать свежим воздухом, и при этом достаточно активно развиваются. Однако если углубиться в вопрос устройства детских садов, то можно сделать вывод, что они вполне схожи с привычными нам учреждениями дошкольного уровня, созданными в СССР.

Но главная особенность поселений в других моментах. В кибуцы в Израиле условия проживания обычно следующие:

  • получить определенные услуги возможно по номеру члена кибуца, которому соответствует индивидуальный счет для этого;
  • прямого почтового сообщения с кибуцами нет, и почту забирают в подобные поселения передвижные почтовые «отделения»;
  • кибуцы могут быть религиозными и нерелигиозными, и это важная деталь для тех, кто выбирает населенный пункт для проживания (для туристов это несущественно обычно);
  • нет никакого строгого контроля за тем, что делает человек в своей жизни и с собственным домом, и управляющий аппарат не ограничивает свободу людей;
  • нет необходимости отчитываться перед управленцами, а управление передано в руки общего собрания (принцип самоуправления).

Ранее в подобных населенных пунктах вовсе отсутствовал денежный оборот, однако со временем жители пришли к логичному выводу, что необходимо зарабатывать деньги извне вместо внутреннего товарооборота. Именно потому на сегодняшний день общедоступными остаются детские сады и праздники, а остальное требует денег и трудоустройства. Чтобы получить жилье и оказание определенных услуг, представители таких общин вынуждены работать, как и все остальные, на предприятиях и заводах, и платить соответствующие налоги на содержание каждого из жителей.

Ранее в кибуцах были популярны общие столовые, прачечные и другие заведения, однако на фоне того, что в поселениях начали ходить деньги, и появился денежный оборот, каждый стал стремиться питаться и стирать самостоятельно, потому подобные организации уже перестали быть актуальными. Это создает множество социальных проблем, связанных в основном с неприятием изменений пожилым населением, а также с неумением в общей массе населения заботиться о себе самостоятельно. Но с каждым годом поселения все более становятся цивилизованными и осовремениваются.

Таким образом возможно говорить, что на сегодня практически исчезла идеологическая составляющая. Появились разные слои населения и жители населенных пунктов пользуются достаточно активно благами цивилизации.

Для тех, кого интересуют кибуцы в Израиле — что это, и как они устроены, можно отметить, что это достаточно современные и красивые, но все еще необычные национальные поселения.

Интересные факты

О жизни и деятельности современных кибуцев Израиля свидетельствуют такие данные:

  • Традиционные отрасли, в которых успешно трудятся кибуцники: сельское хозяйство, производство молока, мяса, фруктов и овощей, что позволяет обеспечивать этими продуктами питания всю страну.
  • Общины уже давно считаются уважаемыми партнерами на экономической сцене мира, они владеют акциями крупных производственных компаний.
  • Компания «Нетафим», в которой трудятся жители трех кибуцей (Хацерим, Йифтах и Магаль), — одна из ведущих в промышленности Израиля, производит оросительные установки и обладает патентом на капельный метод, с помощью которого можно озеленить многие пустынные регионы стран на планете.
  • Учеными кибуца Изреэль в 1983 г. был изобретен робот для очистки воды в бассейне, со временем здесь была основана компания «Майтроникс», ставшая сейчас мировым лидером в области передовых технологий.
  • Первые сандалии начали изготавливать в кибуцах для обеспечения дешевой обувью ее членов, однако со временем их производство выросло в брендовое предприятие «Тева Наот», которое успешно завоевало рынок Европы, США и Японии.
  • Последние 10-летия созданием построек в общинах занимались знаменитые архитекторы мира: Р. Кауфман, Л. Кракауэр, А. Шарон, Ш. Местечкин, Л. Коэн. Архитектура кибуцей была представлена в павильоне Венецианского биеннале в 2010 г. и произвела большое впечатление в мире.
  • Начиная с 1960-х годов в моду вошло волонтерство из других стран: в Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты (в т.ч. и некоторые знаменитости), мечтающие познакомиться с кибуцным духом и направлением жизненного устройства. Пожив несколько месяцев в сообществе, они вернулись к себе домой, став послами кибуцной идеологии, а многие даже остались здесь жить.

В 21 веке наступила эпоха «обновления» в кибуцах: вместо коллективной собственности была введена частная, появилась дифференцированная плата за труд, городской тип общин (в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко и Тель-Авиве), однако солидарность и гордость кибуцников осталась прежней. Поэтому говорить о снижении интереса к кибуцам и их идеологии пока рано.

Сельская жизнь

Израильтяне, проживающие в сельской местности, в основном живут в кибуцах или мошавах . Кибуц – это коллективное сообщество , жители которого работают на благо общества. Хотя многие кибуцы были приватизированы, жители обычно живут общинами. Кибуцы по большей части самодостаточны и имеют свои школы. Большинство кибуцев занимается сельским хозяйством, хотя некоторые перешли на промышленное производство.

Мошав также является коллективным сообществом, но земля делится между жителями, каждый из которых получает равную сумму и должен выращивать свою продукцию. Сообщество поддерживается коллективным налогом, который одинаков для всех жителей, в результате чего хорошие фермеры живут лучше, чем плохие.

Мошава другой тип сельской земледельческой общины в Израиле, но в отличие от кибуцев или мошавы, вся земля находится в частной собственности. Мошав shitufi другого типа кооперативного села в Израиле, где вся продукция и услуги обрабатываются коллективно, в то время как решения потреблений остаются обязанность отдельных домохозяйств.

Коммунальные поселения – это сельские или пригородные города, где все население организовано в кооператив и может наложить вето на продажу любого дома или собственности нежелательному покупателю, обычно работают за пределами города и должны платить только небольшой налог на недвижимость для поддержания жизни города. и его общественные объекты. Большинство домов – это дома на одну семью , хотя в некоторых есть квартиры . Из-за тщательного отбора при продаже недвижимости большинство жителей коммунального поселения разделяют единую идеологию, религиозные взгляды, желаемый образ жизни, а некоторые принимают только молодые пары с детьми. Другие израильтяне, проживающие в сельской местности, живут в домах и небольших общинах, основанных Еврейским национальным фондом и расположенных в Негеве .

Как живут евреи в Израиле?

Уникальность еврейского общества основана в немалой степени на сохранении матриархата. В стране царит настоящий культ женщины. Кроме того, что принадлежность к еврейской крови подтверждается национальностью матери, в Израиле мужчина не смеет поднять руку на женщину. Любое насилие немедленно карается тюремным заключением без каких-либо долгих разбирательств.

Большое влияние на жизнь общества оказывают и религиозные традиции. В шабат страна замирает:

  • Не ходит транспорт;
  • Не работают магазины;
  • Закрываются государственные учреждения.

Во всех остальных сферах жизни евреи чувствуют заботу и поддержку государства, обеспечивающего им рабочие места и социальную защиту. Уровень дохода граждан напрямую зависит от их профессиональной квалификации. А прогрессивная налоговая шкала становится гарантом достойных пенсионных выплат.

Все граждане страны пользуются бесплатными медицинскими услугами и могут получать соответствующее образование. Контролирующие органы строго следят за качеством продуктов, что в сочетании с морским климатом делает жизнь в Израиле очень комфортной.

История кибуцев

Первые кибуцы возникли ещё до Первой мировой войны, когда территория нынешнего Израиля находилась в ведении Османской империи. Период с 1903 по 1914 годы был ознаменован новой волной еврейской иммиграции: переселенцами были, в основном, молодые евреи, вдохновлённые социалистическими идеалами. Некоторые из них принимали участие в революции 1905 года в России и хотели перенести идеи социальной справедливости на землю Израиля.

Эта еврейская молодёжь, среди которой было много выходцев из Российской Империи, начала организовывать сельскохозяйственные коммуны, получившие название кибуцев. Самым первым кибуцем считается Дегания, созданная в 1910 году. Спустя десять лет их было уже 7, а к моменту провозглашения независимости Государства Израиль насчитывалось примерно полторы сотни таких поселений.

Большая часть израильских кибуцев расположена на севере страны, в живописных местах с зелёными полями и пальмами, растущими вдоль дорог. Такая приятная глазу картинка появилась не сразу: первые кибуцники были вынуждены работать по 16 часов в день, осушая болота и выкапывая оросительные каналы. Стол был общим, а ели за ним то, что приготовили сами.

Семья в первых поселениях считалась пережитком прошлого, поэтому дети жили в интернатах и воспитывались тоже сообща. Личной собственности ни у кого не было: предметы гигиены и необходимые вещи люди получали по принципу справедливого распределения.

Желание жить в коммуне было продиктовано не только идеями о равенстве и братстве, но и чисто практическими мотивами. Израиль тех времён представлял собой нищую окраину Османской империи, и еврейские поселенцы были вынуждены сражаться то с засухой, то с малярией, то с набегами арабов. Сообща справляться со всем этим было намного легче.

Кибуцы были основой сельского хозяйства Израиля, но не только: он обеспечивал защиту для первых еврейских поселенцев. На базе кибуцев создавались отряды самообороны. Действовали так называемые «ночные роты», которые должны были отражать нападения враждебно настроенных к кибуцникам арабов. Около 20% высших офицеров Израиля вышли из кибуцев. Премьер-министры Давид Бен-Гурион и Голда Меир тоже были членами этих общин.

Фото первых кибуцев в 20-30 годы XX века

В конце 80-х численность населения в кибуцах начала сокращаться. Израильская молодёжь не хотела заниматься тяжёлым трудом на земле и предпочитала тратить зарплату на себя, а не складывать «в общий котёл». Молодым не нравился консервативный уклад израильских коммун, когда общество диктовало образ жизни и даже определяло, на кого пойти учиться. На собрании могли сказать: «Нам не нужен человек, изучающий литературу, лучше получи сертификат сантехника».

Кроме того, в Израиле случился экономический кризис, когда инфляция достигала трёхзначных значений. Люди боялись, что кибуцы разорятся, а они останутся ни с чем. Они переезжали в город. Израильское общество становилось всё более индивидуалистическим. В этих условиях коммуны должны были измениться, чтобы выжить. Пришлось отказаться от некоторых прежних принципов и признать за своими членами право на частную жизнь.

История Пурима

Евреи отмечают Пурим в память о событиях, по преданию происшедших в древней Персии в 355 году до нашей эры во времена правления царя Ахашвероша. Этого царя мы хорошо знаем из истории Древней Греции под именем Ксеркс, или Артаксеркс.

Во времена Ахашвероша в огромном персидском царстве, в котором царила относительная веротерпимость, жили в том числе евреи, исповедовавшие монотеистическую религию (веру в единого Бога). Все шло хорошо, пока царедворец Аман, обидевшись на уважаемого при дворе еврея Мордехая не замыслил уничтожить всех последователей иудаизма. Дело в том, что Мордехай (который был приближен ко двору за то, что в свое время спас царю жизнь) отказался поклониться тщеславному Аману. Мордехай вовсе не был гордецом, скорее наоборот: будучи богобоязненным, он не мог кланяться никому, кроме Бога. Однако злой Аман затаил обиду и оклеветал перед царем всех евреев.

Ахашверош поверил навету и отдал приказ уничтожить все еврейское население своего царства. Царь даже также кинул жребий, когда должна была начаться резня. Выпало на 13 число месяца адар (конец февраля — начало марта). («Пурим» на иврите означает жребий, отсюда название праздника).

Узнав о страшном жребии, Мордехай уговорил свою племянницу Эстер принять участие в смотринах претенденток на освободившееся место царицы. Мордехай надеялся, что его племянница сумеет переубедить Ахашвероша, и тот отменит кровавый приказ. Эстер, которая была хороша собой, приглянулась царю и стала одной из его жен.

Надо сказать, Ахашверош был довольно суровым властителем: место жены освободилось после того, как он изгнал свою предыдущую супругу — знатную Астинь (Вашти) из древнего уважаемого рода. Царица провинилась, отказавшись танцевать обнаженной во время царского пира.

Юная Эстер сначала колебалась, когда Мордехай потребовал от нее подвига во имя спасения своего народа, но затем решилась. Рискуя не только быть изгнанной, но и лишиться жизни, она явилась перед царем незваной, что по тем временам было неслыханным поступком. Однако красота, роскошный наряд и благоухание девушки (помогли драгоценные благовония) так поразили Ахашвероша, что он согласился принять участие в пире, который устроила для него Эстер. Во время пира молодая царица призналась, что она еврейка и попросила у царя милости и заступничества.

Ахашверош поверил своей жене, велел казнить Амана на виселице, приготовленной для Мордехая, но резню отменить не смог. Царский приказ, скрепленный жребием, отменить не мог даже тот, кто его отдал. Однако в виде особой милости царь разрешил евреям вооружиться и дать отпор погромщикам. В жестоком бою, который произошел 13 адара, как можно догадаться, евреи одержали убедительную победу, иначе праздновать было бы нечего.

Кибуцы в движении кибуцев

  • Адамит (1958)
  • Афек (1939)
  • Афик (1967)
  • Афиким (1932)
  • Альмог (1977)
  • Аллоним (1938)
  • Алумот (1947)
  • Амиад (1946)
  • Амир (1939)
  • Ашдот Яаков Ихуд (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
  • Ашдот Яаков Меухад (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
  • Айелет ха-Шахар (1918)
  • Бахан (1953)
  • Барам (1949)
  • Баркай (1949)
  • Беэри (1946)
  • Бейт Альфа (1922)
  • Бейт Гуврин (1949)
  • Бейт-ха-Арава (1939)
  • Бейт ха-Эмек (1949)
  • Бейт ха-Шита (1928)
  • Бейт Кама (1949)
  • Бейт Кешет (1944)
  • Бейт Нир (1955)
  • Бейт Зера (1921)
  • Бет-Эль (1970)
  • Брор Хаил (1948)
  • Дафна (1939)
  • Далия (1939)
  • Дэн (1939)
  • Дегания Алеф (1910)
  • Дегания Бет (1920)
  • Дорот (1941)
  • Доврат (1948)
  • Двир (1951)
  • Эйлон (1938)
  • Эйлот (1962)
  • Эйн Кармель (1947)
  • Эйн Дор (1948)
  • Эйн Геди (1953)
  • Эйн Гев (1937)
  • Эйн Ха-Хореш (1931)
  • Эйн ха-Мифрац (1938)
  • Эйн-Харод (Ихуд) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
  • Эйн-Харод (Меухад) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
  • Эйн ха-Шлоша (1950)
  • Эйн-ха-Шофет (1937)
  • Эйн Шемер (1927)
  • Эйн Зиван (1968)
  • Эйнат (1925)
  • Эль-Ром (1971)
  • Элифаз (1982)
  • Эрез (1950)
  • Эшбал (1998)
  • Эврон (1937)
  • Эяль (1949)
  • Гаатон (1948)
  • Гааш (1951)
  • Гадот (1949)
  • Гал Он (1946)
  • Галед (1945)
  • Ган Шмуэль (1920)
  • Гат (1941)
  • Газит (1948)
  • Гешер (1939)
  • Гешер ГаЗив (1949)
  • Гешур (1971)
  • Гева (1921)
  • Гевим (1947)
  • Гезер (1945)
  • Гевим (1947)
  • Гилгал (1972)
  • Гинегар (1922), от Дегании Гимел (1920-1922)
  • Гиносар (1937)
  • Гиват Бреннер (1928)
  • Гиват Хаим (Ихуд) (1953)
  • Гиват Хаим (Меухад) (1953)
  • Гиват а-Шлоша (1925)
  • Гиват Оз (1949)
  • Глиль Ям (1943)
  • Гонен (1951)
  • Грофит (1966)
  • Геват (1926)
  • Гвулот (1943)
  • ХаГошрим (1948)
  • Хахотерим (1952)
  • Хамадия (1939)
  • Ханатон (1984)
  • Ханита (1938)
  • HaOgen (1947)
  • Хардуф (1982)
  • Харель (1948)
  • Ха-Солелим (1949)
  • Хацерим (1946)
  • Хацор (1946)
  • Хазорея (1936)
  • Хефциба (1922)
  • Холит (1982)
  • Хокук (1946)
  • Хоршим (1955)
  • Хульда (1930)
  • Кабри (1949)
  • Калия (1974)
  • Кармиа (1950)
  • Кетура (1970)
  • Кфар Блюм (1943)
  • Кфар Гилади (1916)
  • Кфар ха-Хореш (1933)
  • Кфар ха-Маккаби (1936)
  • Кфар ха-Наси (1948)
  • Кфар Харув (1973)
  • Кфар Масарик (1933)
  • Кфар Менахем (1937)
  • Кфар Руппин (1938)
  • Кфар Сольд (1942)
  • Кфар Иегошуа (1927)
  • Кинерет (1913)
  • Кирьят-Анавим (1920)
  • Киссуфим (1951)
  • Крамим (1980)
  • Лахав (1952)
  • Лехавот ха-Башан (1945)
  • Лехавот Хавива (1949)
  • Лохамей ха-Гета’от (1949)
  • Лотан (1983)
  • Маабарот (1925)
  • Мааган Майкл (1949)
  • Маале ха-Хамиша (1938)
  • Маанит (1942)
  • Малкия (1949)
  • Манара (1943)
  • Маоз Хаим (1937)
  • Машабей Садех (1947)
  • Мацуба (1940)
  • Мааян Барух (1947)
  • Мааян Цви (1938)
  • Магал (1953)
  • Маген (1949)
  • Мефальсим (1949)
  • Мегиддо (1949)
  • Мерхавиа (1929)
  • Мезилот (1938)
  • Метцер (1953)
  • Мево Хама (1968)
  • Мисгав Ам (1946)
  • Мигван (1987)
  • Мишмар ха-Эмек (1922)
  • Мишмар Ха-Негев (1946)
  • Мишмар ха-Шарон (1924)
  • Мизра (1923)
  • Наан (1930)
  • Нахаль Оз (1951)
  • Неот Мордехай (1946)
  • Неот Смадар (1989)
  • Нетив ХаЛамед-Хе (1949)
  • Нетцер Серени (1948)
  • Неве Эйтан (1938)
  • Неве Хариф (1987)
  • Неве Илан (1978)
  • Неве Ур (1948)
  • Неве Ям (1939)
  • Нир Ам (1949)
  • Нир Давид (1936)
  • Нир Элиягу (1950)
  • Нир Оз (1955)
  • Нир Ицхак (1949)
  • Нирим (1946)
  • Ницаним (1951)
  • Ор Ханер (1957)
  • Ортал (1978)
  • Пальмахим (1949)
  • Парод (1949)
  • Пелех (1982)
  • Рамат Давид (1926)
  • Рамат ха-Ковеш (1932)
  • Рамат ха-Шофет (1941)
  • Рамат Рэйчел (1925)
  • Рамат Йоханан (1931)
  • Рамот Менаше (1948)
  • Равид (1981)
  • Рейм (1949)
  • Регавим (1948)
  • Решафим (1948)
  • Ретамим (1988)
  • Ревадим (1947)
  • Ревивим (1943)
  • Рош а-Никра (1949)
  • Рухама (1944)
  • Саар (1948)
  • Самар (1976)
  • Сарид (1926)
  • Саша (1949)
  • Сде Бокер (1952)
  • Сде Нахум (1937)
  • Сде Нехемия (1940)
  • Сде Йоав (1956)
  • Сдот Ям (1940)
  • Шаар ха-Амаким (1935)
  • Шаар ха-Голан (1937)
  • Шамир (1944)
  • Шефаим (1935)
  • Шиллер (1927)
  • Шомрат (1948)
  • Шоваль (1946)
  • Снир (1967)
  • Суфа (1975)
  • Тамуз (1987)
  • Тель Кацир (1949)
  • Тель-Ицхак (1938)
  • Тель-Йосеф (1921)
  • Тлалим (1980)
  • Тувал (1981)
  • Цеэлим (1947)
  • Цивон (1980)
  • Цора (1948)
  • Цова (1948)
  • Урим (1946)
  • Уша (1937)
  • Яд Ханна (1950)
  • Яд Мордехай (1943)
  • Ягур (1922)
  • Yahad (1984)
  • Яхель (1976)
  • Ясур (1949)
  • Йехиам (1946)
  • Ифат (1954)
  • Йифтах (1948)
  • Йирон (1949)
  • Изреэль (1948)
  • Йотвата (1957)
  • Зиким (1949)
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий