Сущность миграционной политики государства
Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция. Замечание 1. Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется
Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.
Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:
- Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
- Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Миграционная политика государства 410 руб.
- Реферат Миграционная политика государства 230 руб.
- Контрольная работа Миграционная политика государства 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах
Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги
Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.
Замечание 2
Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.
Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.
Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.
Проблемы реализации миграционной политики Российской Федерации
На территорию Российской Федерации традиционно прибывает значительное число граждан из государств, которые ранее входили в состав Советского Союза. Указанное обусловлено разнообразными причинами, в том числе исторической общностью этих территорий, характером и объемом хозяйственных и экономических связей между ними.
Современный опыт миграционного управления, как в России, так и в зарубежных государствах, позволяет констатировать, что использование миграционной политики как инструмента манипулирования общественным мнением от чрезмерной либерализации до чрезмерного ужесточения нельзя признать эффективным.
По данным органов внутренних дел, ведающих вопросами миграции в России, число регистрирующихся лиц без гражданства или с иностранным гражданством ежегодно растет; фактически современное российское общество уже не способно обеспечить собственные интересы без постоянного притока мигрантов.
Здесь важно понимать, миграционные притоки лиц без гражданства или с иностранным гражданством важны для современного государства, они связаны с такими позитивными последствиями:
- прежде всего, обеспечивается прирост населения, в том числе молодежи. Возрастной состав многих развитых и развивающихся государств сегодня демонстрирует тенденцию старения населения. Указанное в полной мере распространяется и на Россию, то есть фактически сокращается число лиц трудоспособного возраста. Одним из направлений преодоления названной проблемы является привлечение лиц трудоспособного возраста из других государств. Когда прибывающие на территорию государства мигранты – это лица среднего возраста, которые прибывают для получения работы, создают семьи, у них рождаются дети, то результатом их прибытия становится увеличение численности населения;
- значительное число лиц, прибывающих из зарубежных государств, прибывают в качестве трудовых мигрантов: когда такие мигранты высококвалифицированные специалисты, а не лица, согласные на осуществление низкоквалифицированной работы, их прибытие поддерживает экономику и др.
Несмотря на значительное число мигрантов, ежегодно прибывающих в Россию, по прогнозам службы статистики население страны сокращается и будет сокращаться дальше. В части миграционных процессов это значит, что среди лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, основную долю составляют нелегалы и трудовые мигранты, которые, заработав необходимый объем денежных средств, возвращаются в государство, что фактически не влияет на демографические показатели в стране.
Мигранты в Россию прибывают из стран, в которых наличествует сложная экономическая, политическая или санитарно-эпидемиологическая ситуация, что является предпосылками для нелегального пребывания на территории России, развития и утверждение в среде мигрантов криминогенных факторов и пр.
Замечание 1
Указанное обуславливает необходимость привлечения в страну в качестве трудовых мигрантов высококвалифицированных специалистов и организации борьбы с распространением незаконных процедур привлечения мигрантов на территорию страны.
Миграция в России и ее структура
Миграция в России включает в себя и потоки – как в страну, так и из страны. Внутренняя миграция в России уступает внешней. Этому способствовала программа по возвращению соотечественников, благодаря которой в страну вернулись более 150 тысяч человек. Российское законодательство не разделяет мигрантов на иммигрантов и трудовых мигрантов. Легальными мигрантами являются иностранные граждане, получившие вид на жительство или временный вид на жительство сроком на 9 месяцев и более, а также лица, переехавшие на территорию Российской Федерации и получившие гражданство.
Большую часть движений составляют трудовые мигранты. Сегодня число иммигрантов в несколько раз превышает число эмигрантов. Основной поток трудовых мигрантов в Россию приезжает из следующих стран:
- Узбекистан.
- Украина.
- Казахстан.
- Таджикистан.
- Армения.
- Кыргызстан.
- Молдова.
- Азербайджан.
- Беларусь.
- Китай.
- Джорджия.
- Туркменистан.
- Германия, Латвия, США и Литва.
В 2019 году более 360 тысяч человек получили российское гражданство. Около 92 тыс. человек прошли программу добровольного переселения. Приглашения для иностранных граждан были оформлены на сумму 436 тыс. штук. Более 16 миллионов человек были включены в миграционный регистр. Разрешения на работу получили около 100 тыс. иностранных граждан. Разрешения на временное пребывание получили около 200 тысяч человек, вид на жительство – 151 тысяча человек, въезд в Россию был запрещен примерно 200 тысячам человек. Все показатели ниже, чем за тот же период 2018 года.
Произошли также изменения во внутренней миграции. Статистические исследования показали, что около трети россиян скоро начнут переезжать из городов в пригороды. Это вызвано появлением возможностей работать вне офиса (“удаленно”).
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Смешанная экономика в Италии – характеристики, преимущества, недостатки и особенности
- Альтернативная стоимость и альтернативные издержки – корреляция терминов, подходы к толкованию и история
- Приватизация – концепция, определения, принципы и подходы
- Антисипативный метод начисления процентов – сущность и понятия
- Олигополия в политике – условия, примеры и особенности
- Структура секторов экономики – сферы, сектора, особенности и отрасли
- Экономика отрасли инфокоммуникаций – понятие, потенциал и сектор коммуникации
- Управление и экономика фармации – источники формирования средств и концепция
«Миграционная политика — вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем»
В соответствии с подписанным сегодня президентским указом, новая концепция государственной миграционной политики принята из-за необходимости актуализировать цели, задачи и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Эти параметры были определены исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
Отмечается, что миграционная привлекательность России определяется устойчивым социально-экономическим положением в стране, сохранением исторических и культурных связей народов стран СНГ, взаимными безвизовыми поездками и учреждением Евразийского экономического союза. Так, в 2012—2017 годах миграционный приток в Россию компенсировал естественную убыль населения и «стал источником дополнительных трудовых ресурсов» для экономики страны.
«Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн человек (3—4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов)», — говорится в документе.
На фоне существенного роста миграционной активности у внешних границ России за последние годы были усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры противодействия незаконной миграции и меры ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Также по теме
«Строят стену для своих же граждан»: почему на Украине ужесточили ответственность для россиян за нарушение границы
Украинские депутаты ужесточили наказание для россиян за незаконное пересечение границы. Теперь правонарушителям может грозить до…
«Основным источником восполнения населения РФ и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических и связанных с ними экономических проблем», — отмечается в тексте концепции.
При этом эффективность реализации предусмотренных КГМП мер увязана с проводимой Россией государственной политикой в сфере социально-экономического развития, промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, регионального развития, обеспечения безопасности государства и государственной молодёжной политикой, а также с внешней политикой страны.
Среди основных принципов российской миграционной политики указаны комплексность решения поставленных задач, приоритет интересов РФ и российских граждан, постоянно проживающих на её территории, учёт многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения страны, а также участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики и финансовая обеспеченность мер по её реализации.
В число задач миграционной политики входят совершенствование механизмов, регулирующих добровольное переселение в Россию на ПМЖ как соотечественников, так и иных лиц, которые «способны успешно интегрироваться в российское общество», а также въезд в страну и пребывание на её территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи.
- РИА Новости
Понятие и сущность миграционной политики
Национальная миграционная политика любого государства призвана защищать интересы граждан, связанные с мигрантами, ограничить поток низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, обеспечить защиту прав работающих мигрантов, регулировать вопросы присвоения и лишения гражданства, права на проживание. Она также определяет, какие типы миграции возможны, требуется ли (и если да, то какая) в данной ситуации иностранная рабочая сила.
Большое количество стран дает возможность проживания на своей территории только людям, имеющим рабочий контракт с какой-либо зарегистрированной организацией. Такой тип миграции не позволяет остаться надолго – срок пребывания ограничен сроком действия трудового договора.
До 1993 года въезд и выезд из страны для граждан России (и до этого СССР) был жестко регламентирован, однако с 1 января 1993 года каждый россиянин имеет право получить заграничный паспорт сроком действия на 5 лет (а с 2010 года – и на 10 лет) и свободно выезжать из страны, жить на территории других государств. Наиболее частыми направлениями для эмиграции наших сограждан являются США, Канада и страны Европы.
Главные тенденции и проблемы миграционной политики
Государственная миграционная политика – это деятельность, направленная на регулирование миграций и иммиграций населения. Многие развитые страны, такие, как Австрия, США, Италия, Германия, Испания, Португалия в последние десятилетия проводят протекционистскую политику, направленную прежде всего на защиту интересов собственных граждан и экономики.
Во втором десятилетии XXI века в связи с мировым экономическим кризисом и ухудшением ситуации во многих – прежде всего развивающихся – странах, широкий размах обретает экономическая миграция. Большое количество беженцев из стран Северной Африки, на территории которых ведутся военные действия, получают легальный статус во многих странах Европы.
Распространена эмиграция и в других востребованных направлениях – США, Россия, Австралия, Великобритания, Канада.
Также получила развитие бизнес-миграция, то есть переезд предпринимателей, связанный с поиском более политически и экономически стабильных мест для развития собственного дела.
Миграционные законодательства ужесточаются, и в противовес им возникают новые способы и каналы нелегальной миграции: иностранцы остаются на территории государств дольше разрешенного срока или и вовсе прибывают нелегально, соглашаются на низкооплачиваемую работу, уходят в криминальную деятельность, дестабилизируя экономическую и социальную жизнь.
Для ограничения нежелательных миграций существуют разные инструменты иммиграционной политики. Основные из них:
- Установление обязательных требований, которым должен соответствовать приезжий рабочий (стаж, возраст, образование, опыт).
- Ограничение допустимого количества зарубежных рабочих посредством установления квот.
- Законы, не позволяющие иностранным гражданам претендовать на определенные должности.
- Перечни востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
- Меры наказания за трудоустройство нелегальных мигрантов как для них самих, так и для работодателей, нанимающих их.
Сущность и цели
Миграционная политика регулирует границы права и этики, в рамках которых создаются законы и программы миграции населения.
Концепция миграционной политики в документах федерального уровня должна содержать принципы, управляющие миграционными процессами по всей территории РФ.
Для этого важно обосновать цели, используя разные подходы с точки зрения:
- привлечения трудовых ресурсов;
- типа демографического развития;
- геополитических интересов страны;
- национальной безопасности.
Миграционная политика государства имеет территориально-дифференцированный характер, в зависимости от чего выделяются такие цели:
- привлечение мигрантов на поселение;
- обеспечение рабочими новых промышленных объектов;
- стабилизация населения отдельных регионов;
- стимуляция миграционной активности местных жителей;
- ограничение притока мигрантов в ряд районов.
Поставленные цели помогут контролировать состав мигрантов, а характер их расселения использовать на благо страны.
Основные проблемы
Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция. Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки. Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.
Второй глобальной проблемой миграционной сферы РФ являются нелегальные мигранты. Нелегалы есть в любой стране, и везде власти стараются искоренить данное явление. Люди из-за рубежа незаконно пересекают границу или въезжают легально, но решают не оформлять свой дальнейший статус в стране. Эти лица создают конкуренцию на рынке труда, т. к. готовы работать за минимальную оплату. Местные жители с высокой квалификацией остаются на улице из-за таких практически бесплатных работников. Нелегалы не платят налоги, но пользуются всеми социальными благами. Что отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране.
Чтобы сократить количество незаконных мигрантов, за нарушение миграционного законодательства их ждет крупное административное взыскание. Согласно административному кодексу РФ, сумма штрафа за нарушение миграционного порядка варьируется в зависимости от характера, степени и длительности совершения противоправных действий. Сумма санкций, обычно, составляет около 2000-5000 рублей. Если нарушение совершено повторно, то сумма увеличивается в два раза. При серьезных нарушениях или систематическом пренебрежении российскими законами иностранца ожидает выселение, депортация или выдворение, которое сопровождается ограничением на въезд. Таким лицам будет запрещено въезжать в Россию на протяжении трех, пяти или десяти лет.
Основные направления миграционных потоков в России
Миграционная ситуация в России является прямым отражением особенностей современного этапа социально-экономического и политического развития страны.
В последние два десятилетия возникла новая поляризация российского миграционного пространства. Все территории Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока, за редким исключением, начали терять население. Это сломало тенденцию к колонизации, которая продолжалась несколько веков.
Феномен стал известен как “Западный дрейф”. Западное дрейфование – это растущее движение значительных масс людей, в основном в западном направлении, наблюдаемое в евразийском масштабе с 1960-х годов. ЗП рассматривается в двух аспектах: локальном – относительно территории России, когда каждая более восточная территория является демографическим донором соседней западной; и глобальном (межконтинентальном), что делает территорию РФ пространством демографического транзита.
В 2007 году миграционная география России сохранила уже сложившиеся черты. В Центральном федеральном округе скопилось большинство мигрантов (66,4%). Четыре других европейских округа (в том числе Уральский) вместе получили гораздо меньший (в 1,7 раза) прирост, чем только Центральный. Сибирь и Дальний Восток продолжали сокращать численность населения, хотя их потери уменьшаются.
В связи со снижением темпов роста населения России за счет внешней миграции, что было особенно заметно в начале этого десятилетия, чистая миграция по всем федеральным округам, за исключением Центрального округа, приблизилась к нулю. Чем ниже миграционный рост населения России, тем больше мигрантов сконцентрировано в Центральном округе. В 1991-1995 годах этот округ поглотил 36% положительного сальдо миграции в стране; в последующие пять лет – половину, а в 2001-2005 годах – только увеличение миграционного прироста в 2006 и 2007 годах сократило его долю до 75% и 66% соответственно.
В 2007 году 2,0 миллиона человек, или 1,4% населения России, переехали в Россию. Внутренняя мобильность поддерживается на этом уровне уже шесть лет. В реальности миграционная мобильность намного выше. По оценкам, в стране насчитывается около 3 млн. внутренних трудовых мигрантов, которые фактически постоянно проживают как в местах, отличных от места их регистрации, так и в сезонных условиях. Такие мигранты существуют почти во всех региональных центрах. Трудности в решении жилищных проблем отпугивают россиян от переселения в свою страну, возрождая феномен внутренней миграции, столь характерный для конца XIX – начала XX веков. Несмотря на большие масштабы внутренней миграции, федеральные округа получают большую часть своего миграционного прироста от мигрантов из стран СНГ.
Что касается внутренней миграции, то все округа, за исключением Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Притока извне едва ли хватит, чтобы компенсировать эти потери только в европейских регионах; о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все государства теряют население на Западе и набирают его за счет притока с Востока. В 2000-х годах. (в том числе и в 2007 году) такой перевод населения был сохранен примерно на том же уровне, но по сравнению с 1990-ми годами он значительно сократился.
Основной причиной такой динамики стало завершение массового переселения населения с Севера, а также обратная миграция демобилизованных солдат из воинских частей, расформированных после распада СССР.
Цели и модели миграционной политики современного государства
Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.
Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.
На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.
Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:
- Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
- Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
- Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
- Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.
Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.
К таким мерам следует отнести следующие:
- выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
- выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
- лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.
Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).
Главные тенденции и проблемы миграционной политики
В законодательстве перечисляются основные направления миграционной политики РФ, затрагивающие сферы:
- Расширения возможностей для переселения на ПМЖ (упрощение процедуры получения РВП, ВНЖ и натурализации, соцзащита).
- Создания механизмов привлечения и использования трудящихся-мигрантов.
- Образовательной миграции.
- Пресечения незаконного движения.
Возникли и определенные проблемы миграционной политики России.
Некоторые мигранты переходят на нелегальное положение. Это влияет, в частности, на экономическую ситуацию в стране, ведь ежегодный ущерб от неуплаты налогов превышает 200 млрд рублей.
Управляющая система
Организованная трудовая миграция — один из факторов, влияющих на развитие страны.
Управление осуществляют следующие субъекты миграционной политики:
- Главное управление по вопросам миграции (бывшая ФМС) при МВД;
- Министерство иностранных дел;
- Федеральная служба безопасности;
- Министерство юстиции;
- Роструд и др.
Министерство внутренних дел, а также Минздравсоцразвития занимаются разработкой политики.
ГУВМ координирует миграционные процессы, среди которых:
- принятие решений о выдаче/аннулировании разрешений на привлечение иностранных сотрудников;
- лицензирование услуг по трудоустройству россиян за границей;
- расследование административных правонарушений,
- дактилоскопическая регистрация;
- депортация/выдворение иностранцев.
Деятельность миграционного ведомства контролирует МВД.
Действия мирового сообщества
Хотя миграция приносит прибыль мировой экономике и повышает производительность труда принимающих стран, некоторые опасаются ее отрицательных последствий. В январе 2012 года появился Международный центр миграционной политики (MPC). Его цель — исследование вопросов глобальной миграции для управления этим процессом.
МРС разрабатывает и внедряет миграционную политику, оценивает влияние миграции на экономику и общество. Планируется создание специалистами в области демографии и права баз данных для организации эффективных систем наблюдения в разных регионах.
Направления миграционных потоков
Исторически сложилась ситуация, когда миграционные потоки в России были центробежными. Другими словами, население покинуло центры и крупные города и переместилось на окраину. В 20 веке основным направлением миграции был восток. Оседали Дальний Восток и Сибирь, росло население Крайнего Севера. Но с середины шестидесятых годов увеличился приток людей в Москву, Московскую и Ленинградскую области. В 90-е годы в связи с экономическими преобразованиями миграционный поток изменил направление. Около миллиона человек переехали с Дальнего Востока в центральную часть России. Положительное сальдо населения Западной Сибири сохранилось только благодаря притоку мигрантов из Казахстана и Центральной Азии.
Произошли также изменения в миграции из сельской местности в города. За последние пятнадцать лет динамика миграции увеличилась. Увеличились показатели как прибытия, так и отъезда. Некоторое снижение наблюдалось только в кризисные годы. В период с 2005 по 2016 год произошли изменения в миграционных потоках. Миграция внутри субъектов Российской Федерации сократилась, а межрегиональное движение, напротив, возросло.
За последние 15 лет миграция в России приобрела следующие характеристики:
- Рост внутренней миграции.
- Увеличение внешней миграции.
Причины роста темпов внутренней миграции объясняются ослаблением условий внутреннего перемещения. Произошли изменения в организации, инфраструктуре и информационных системах. Кроме того, граждане имеют возможность удовлетворять свои жизненные потребности в субъектах Российской Федерации. Увеличение числа движений считается разумным в условиях рыночной экономики. Проблема заключалась в том, что некоторые федеральные округа лишились значительной части населения, поэтому государство вкладывает средства в регионы для привлечения миграционных потоков населения.
Продолжается рост внешней миграции. Динамика оттоков значительно уступает притокам. Причиной стабилизации роста иностранных граждан стало относительное экономическое спокойствие в стране
Рост курса доллара привел к снижению покупательной способности среднемесячной заработной платы, что важно для трудовых мигрантов из соседних стран. Ожидается, что к 2025 году рост внешней миграции поставит более 300 тыс
человек ежегодно.
О видах миграции РФ
Официально миграционное законодательство современной России было основано 12.12.1993 года. Вместе с ним позднее было принято несколько постановлений, законопроектов, межправительственных соглашений и нормативных документов, регулирующих перемещение иностранцев в России
Важно отметить Федеральный закон «О порядке выезда из РФ въезда в РФ» датированный 15.08.1996№ 114-ФЗ, «О гражданстве Российской Федерации», принятый 31.05.2012№ 115-ФЗ, а также «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002№ 115-ФЗ. Основная концепция утвержденных законов заключается в предоставлении прав жителям страны свободно перемещаться и выбирать место проживания
Контроль указанных процессов производит миграционная служба. Любое нарушение миграционного законодательства она обязана пресекать.
Разобраться во всех юридических нюансах и вопросах самостоятельно может оказаться не просто. Изначально необходимо знать, в чем состоит на законодательном уровне миграционное право, существующие типы миграции, их отличие, влияние экономику, демографию и социальную стабильность РФ. Условно миграцию можно различать по следующим критериям:
- Причине переезда, когда принять сложное решение людей заставляет ряд факторов, в том числе семейные неурядицы, политическая обстановка, военные действия, тяжелая экономическая ситуация и т.д.;
- Продолжительности пребывания, когда иностранцы въезжают в Россию на постоянное место жительства или временно, с возможностью последующего выезда на Родину;
- Организационному фактору, зависящему от конкретных обстоятельств, делающих процесс принудительным, индивидуальным или массовым;
- Поставленным целям, когда причиной могут быть внешние и внутренние факторы. В последнем варианте человек принимает решение поменять место жительства внутри страны, без выезда за границу.
Все перечисленные варианты учитывает миграционное право РФ. Отдельно стоит остановиться на трудовой миграции. Она может быть отнесена к каждому перечисленному случаю и отличается лишь своей направленностью. Основной ее идеей является поиск оптимального рабочего места с соответствующей оплатой труда. Иностранцам в России трудоустроиться можно после заключения договора, оформления трудового патента или получения разрешения. Выходцам из государств, входящих в Таможенный Союз, предоставляются особые привилегии и льготы.
https://youtube.com/watch?v=tagi2X18qa4
Программы и механизмы внедрения законов
С учетом целей разрабатываются программы, которые стимулируют или сдерживают миграционную активность, создают условия для принятия решений, отвечающих интересам государства.
Существуют следующие инструменты миграционной политики:
- Требования к рабочим-иностранцам (сертификат об образовании, стаж, возраст, состояние здоровья).
- Введение квот на импорт рабочих.
- Временные ограничения.
- Законы, запрещающие иностранцам занимать некоторые должности.
- Перечень востребованных профессий.
- Географические приоритеты.
- Комплекс санкций по отношению к нелегальным трудящимся-мигрантам, поставщикам незаконной рабочей силы, работодателям, использующим нелегалов.
- Программы репатриации, стимулирующие отток мигрантов.