История и историческая ценность объекта
В 1937 году Соломоном Гуггенхаймом был создан Фонд поддержки современного искусства, и именно это стало началом развития истории сети музеев этого промышленника, родом из Америки. Сначала открылся музей в Нью-Йорке, а в 1979 году племянница Соломона – Пегги, открыла филиал Фонда в Италии. Следующим стал культурный центр в Бильбао, для строительства которого были выделены средства испанского Министерства культуры.
Официальное открытие музея Гуггенхайма состоялось в 1997 году, а его здание было спроектировано Фрэнком Оуэном Гери. По неофициальным данным, бюджет строительства здания составил около 170 миллионов евро, но эти траты уже с лихвой себя окупили, поскольку с момента своего открытия музей приносит в городскую казну немалые суммы.
Кто-то ассоциирует здание музея с гигантским кораблем, цветком, самолетом или птицей. Внешняя отделка состоит из титановых пластин, похожих на рыбную чешую, которая переливается на солнце. Изгибы металла, из которых состоит фасад здания, украшают стеклянные вставки.
josemad — stock.adobe.com
Наследство Дарриды в катакомбах Гери
Музей в Бильбао на своих стенах собрал тяжелый налёт памяти, чтобы показать ржавыми пластинами Ричарда Серры, какой осадок оставил век, на похоронах которого играл саксофон, а рождение осветила сигнальная ракета с «Титаника». Гери находит способ передать эмоциональную впечатлительность своих современников. XX век — тяжёлый, тучный, грозный, и экспозиция выглядит монотонной, озябшей, как весь музей, закованный во льды стекла. Посетитель не забудет угрожающую белизну свернутых над ним листов огромной бумаги, чувство неустойчивости, тупика и нехватки воздуха. Внутри музей — что-то между египетской пирамидой и тонущим кораблем.
Организаторы ловко вплели сюда Энди Уорхола. Его «Мерлин» — пощёчина удешевлённому растиражированному искусству. И ему удобен придуманный Гери формат пещеры. Намекая на мумификацию искусства, Уорхол говорит с завистью к Пикассо, знавшему её живой: «здесь покоится муза, питавшая вдохновением все стороны света». Музей — пещера, уходящая под Монпарнас. Вход в неё охраняет огромный паук. Под его похожим на моток ниток брюшком редкий посетитель согласится, что здесь права нового искусства заявлены с философским благородством. Луиза Буржуа нашла такой образ идее Мамфорда: человек попадает в социальную материю, как в паутину, и не замечает, что она затягивает, опутывает и отравляет.
В своих мемуарах племянница Соломона Пегги пишет, что фонд изменил её восприятие фамилии, сделав из «Гуггенхайм» отдельную страну. Как королевство Лихтенштейн. Гери учёл эту особенность и внешнюю архитектуру подстроил под это восприятие. Пегги поддерживала искусство, казавшееся ненормальным (Поллока, Ротко). Её отец оправдывал амбиции Эйфеля и столь же убеждённо доверился надёжности «Титаника». То, как закрепилась в Париже Эйфелева Башня, утвердило право нового искусства на существование, и тонкий танцующий центральный холл напоминает знакомые, идущие крест-накрест опоры. Последние главы XIX века Джордж Паркер и Альберт Эйнштейн дописывают почти одновременно.
Подобные пластинам Ричарда Серра конструкции Эдуардо Чилида под остроумным названием: «Советы Космосу V» и Ансельм Кифер: «Падающие звёзды» (1995).
Обложки и страницы журналов, 1948-1984
Энди рисовал незамысловатые картины и делал коллажи еще в детстве. В 50-х годах, когда Уорхолу было чуть больше двадцати лет, он начал активно заниматься творчеством, одновременно работая над коммерческими заказами. Тогда же к нему переехала его мать, чтобы заботиться о нем. В первой квартире Уорхола в Нью-Йорке они спали в общей спальне. Юлия жила с Энди до 1971 года, до тех пор, пока помощь по уходу не понадобилась ей самой, и Уорхол не отправил мать в Питтсбург к братьям.
Работая в рекламе, Энди познакомился с кинорежиссером, бывшим арт-агентом Эмилем де Антонио. «Де», как называл его Энди, рассказывал Уорхолу о современном искусстве, советовал больше рисовать и даже оценил несколько картин. Он познакомил Энди с влиятельными людьми, которые смогли за маской коммерции разглядеть искусство в работах молодого художника. Они отсматривали его картины и организовывали выставки.
Уорхол был одержим красивым успешным романистом и драматургом Трумэном Капоте и пытался всячески привлечь его внимание. В 1952 году в Галерее «Хьюго» (Hugo Gallery) состоялась первая выставка Уорхола «Пятнадцать рисунков, основанных на трудах Трумэна Капоте», на которую Капоте, вопреки ожиданиям Энди, не пришел
Три года спустя эта выставка проводилась в Нью-Йоркском Музее современных искусств
Сам Капоте говорил об Энди так: «Просто безнадежный, рожденный неудачником, самый одинокий, самый лишенный друзей человек, которого я когда-либо видел в своей жизни»
Три года спустя эта выставка проводилась в Нью-Йоркском Музее современных искусств. Сам Капоте говорил об Энди так: «Просто безнадежный, рожденный неудачником, самый одинокий, самый лишенный друзей человек, которого я когда-либо видел в своей жизни».
Экспозиции музея
Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.
Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.
Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.
Вид вниз с третьего этажа:
План музея Гуггенхайма в Бильбао
Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)
Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.
Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.
С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.
Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.
На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.
Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.
Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.
Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки
Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.
Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.
Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.
Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.
Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.
Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление
______________________
Level.Travel запустил продажу туров в Гоа и Тайланд
Промокоды для покупки туров будут действовать до 31 декабря:
- LT-HAPPY-TH на 5000 ₽ – на туры в Таиланд, от двух взрослых;
- LT-HAPPY-IN на 3000 ₽ – на туры в Гоа (Индию), от двух взрослых.
С 6 декабря Level.Travel запускает акцию с беспроцентной рассрочкой на 120 дней. ______________________Свои путешествия я организую с помощью этих сайтов:
- авиабилеты – Aviasales
- отели – Booking и Hotellook
- туристическая страховка – Cherehapa
- такси/трансфер – KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто – Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
- экскурсии – Tripster и Sputnik
- туры – Travelata и YouTravel.Me
Архитектура музея
Очень скоро после открытия здание стало одним из самых впечатляющих. Дизайн музея и его строительство полностью соответствуют стилю Фрэнка Гери. Утверждают, что музей не содержит ни одной плоской поверхности во всей своей структуре. Часть здания пересекается с поднятым мостом, а снаружи покрыто титановыми пластинами и известняком, который было очень трудно найти определенного цвета.
Если смотреть со стороны реки, здание похоже на корабль. Это было сделано, чтобы отдать дань уважения портовому городу Бильбао, в котором находится музей. Его блестящие панели напоминают чешую рыбы. Однако, если смотреть сверху, здание имеет форму цветка. Для своего дизайна команда Гери интенсивно использовала компьютерное моделирование структур, необходимых для поддержания здания, получая формы, которые было бы невозможно выполнить несколько десятилетий назад.
Интерьер музея
Интерьер музея менее сложен, чем его внешний вид, но также имеет изогнутые элементы. Главный вход в музей находится в конце внешней лестницы, которая начинается с площади и спускается до уровня первого этажа. Над дверями входа находится застекленная стена. Часть первого этажа – подвал, он закрыт для публики. От входа вы попадаете прямо в холл, огромную комнату высотой 50 метров. Отсюда вы можете пройти к большой комнате, которая имеет форму лепестка, к прямоугольной комнате и к террасе, которая находится на северной стороне.
В музее есть лифты, пешеходные дорожки и лестницы, которые соединяются с верхними этажами. Самый большой зал музея – Большой зал, известный также под названием “Рыбный зал” из-за своей внешней формы. В нём находятся художественные произведения огромных размеров. Некоторые из них помещены временно, а некоторые постоянно. Почти в каждом зале музея есть световые люки, которые дают очень интересный зенитный свет.
Коллекции и выставки музея Гуггенхайма
В музее часто проводятся выставки работ из штаб-квартиры Гуггенхайма в Нью-Йорке, а также другие произведения, заимствованные одним или несколькими международными музеями. Но музей в Бильбао также занимается и работой по покупке и выставке произведений современного искусства, которые составляют его собственную коллекцию.
С помощью холдинговой компании музей Бильбао собирает соответствующие примеры современного искусства от местных и международных авторов в целях создания собственной коллекции, хотя критерий отбора формируется в соответствии с Фондом Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Экспонаты в музее часто меняются и содержат в основном работы, выполненные на протяжении всего 20 века, причем традиционные живописные произведения и скульптуры составляют меньшинство по сравнению с другими художественными форматами, инсталляциями и электронными форматами. В последние годы, в соответствии с общей политикой центров Гуггенхайма, были включены выставки древнего искусства. Так, были выставлены рисунки Микеланджело, древняя живопись из Санкт-Петербургского Эрмитажа, гравюры Дюрера (2007) и подборка живописи и старинных предметов из Венского Музея истории и Искусств (2008).
Музей, особенно во время его строительства, подвергался многочисленной критике со стороны различных секторов баскской культуры, поскольку средства на его строительство поступали исключительно из бюджетов Департамента культуры Правительства Басков. Многие требовали, чтобы бюджет поступал из других областей в качестве промышленности, поскольку они считали, что это, прежде всего, инвестиции в бизнес, а не культурные инвестиции.
Однако большая часть критики была отклонена неожиданным успехом, который здание и сам музей имели во всем мире, принося городу огромную выгоду и положительно влияя на имидж Бильбао на международном уровне.
Что можно увидеть снаружи?
Даже не заходя в музей, посетители могут увидеть первые и очень необычные экспонаты.
Оригинально и мило выглядит огромная (13 метров в высоту!) скульптура щенка терьера, превращенная по прихоти автора (Дж. Кунса) в огромную, вечно цветущую клумбу. Это произведение является уникальным, увидеть его можно только в Бильбао. А вот представленный рядом букет гигантских тюльпанов того же автора является одной из пяти авторских копий, но от этого она не становится менее красивой.
Шокирует посетителей огромная скульптура паучихи, установленная у входа в музей. Автором этой устрашающей скульптуры является Луиза Буржуа. Особенно зловеще выглядит паучиха на заходе солнца, когда скульптура отбрасывает гигантскую тень.
Но оригинальные скульптуры – это не все, чем музей может удивить посетителей. Например, установленная по периметру машина по производству облаков практически не видна. Но когда запускаются форсунки и здание начинает окутывать плотный туман, вид создается действительно сказочный. Так что посетителям не стоит спешить заходить в здание, лучше немного погулять и дождаться очередного сеанса запуска облаков. Правда, эффектное зрелище можно наблюдать только в безветренную погоду. Изобретателем этой удивительной машины является Фуджику Накайа.
Идея создать огненные фонтаны и разместить их по периметру здания музея принадлежит Иву Кляйну. Но это зрелище можно увидеть только в темноте. А вот фонтаны водные, которые пускают струи прямо из-под земли по какому-то непредсказуемому ритму, можно наблюдать и в дневное время.
Необычные скульптуры
Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками». Автор этой скульптуры Луиза Буржуа, наверно, стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.
Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Надо отдать должное автору скульптуры и цветоводам, ухаживающим за цветочной «шерстью» щенка. Органично подобранные оттенки создают очень симпатичный облик гигантского изображения милого щенка-терьера.
Вызывает восхищение наружная инсталляция тюльпанов, изящно изготовленных из тончайшей стали, покрытых блестящей краской разных цветов: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров.
Как создавался?
Начинается история создания музея в далеком 1937 году. Именно тогда богатый промышленник по имени Соломон Гуггенхайм решил отойти от дел и заняться меценатством. По его инициативе был создан первый музей современного искусства, расположенный в Нью-Йорке.
Намного позднее, благодаря инициативе племянницы основателя был открыт небольшой филиал в Венеции. Намного позднее по инициативе Министерства культуры Испании было решено открыть большое отделение в Испании.
Но если музей в США создавался на основе коллекции шедевров искусства, которая собиралась основателем на протяжении десятков лет, то испанский филиал начали строить буквально «с нуля». То есть, сначала было построено здание, а потом стали формировать фонды, из которых составлена основная экспозиция.
Поэтому в испанском музее настоящих шедевров, которые можно признать культурным наследием человечества, не так много. Впрочем, это не делает собрание экспонатов менее интересным. Залы музея открыты для выставки работ молодых авторов, которым нужно себя проявить.
Нужно сказать, что на первом этапе план организаторов был довольно скромным. Планировалось открыть всего несколько залов в помещении самого министерства. Однако потом было решено строить отдельное здание, пригласив для работы одного из самых известных современных архитекторов. Конечно, при этом, стоимость проект выросла в разы, но и результат получился потрясающим.
Сегодня музей ежегодно посещают до миллиона посетителей, поэтому затраты на его создание давно окупились и в казну города поступает чистый доход.
Выставки [ править ]
В музее, в частности, представлены «крупномасштабные работы и инсталляции современных художников для конкретных мест», такие как змея Ричарда Серра длиной 100 метров (340 футов) , а также представлены работы баскских художников », а также жилые дома Подборка произведений »из собрания современного искусства Фонда. В 1997 году музей открылся «Музеями Гуггенхайма и искусством этого века», обзором из 300 произведений искусства 20-го века от кубизма до искусства новых медиа. Большинство произведений происходило из постоянной коллекции Гуггенхайма, но музей также приобрел картины Виллема де Кунинга ,Марк Ротко и Клиффорд Стилл и заказали новые работы Франческо Клементе, Ансельм Кифер , Дженни Хольцер и Ричард Серра .
Выставки часто меняются; в музее обычно проходят тематические выставки, посвященные, например, китайскому или русскому искусству. [ необходима цитата ] Традиционные картины и скульптуры – меньшинство по сравнению с инсталляциями и электронными формами. Изюминкой коллекции и ее единственной постоянной экспозицией является The Matter of Time (включающая более раннюю работу, Snake ), серию скульптур из погодоустойчивой стали, спроектированную Серрой, которая размещена в 130-метровой галерее Arcelor (ранее известной как Рыбная галерея, но переименованная в 2005 году в честь производителя стали, спонсировавшего проект). Коллекции обычно посвящены авангардному искусству., Абстракция ХХ века и беспредметное искусство. Когда музей объявил о проведении в 2011 году выставки «Световой интервал», показа произведений искусства, принадлежащих греческому бизнесмену Димитрису Даскалопулосу , который также является попечителем музея, это вызвало критику, среди прочего, из-за слишком большой кураторской власти для серьезного благотворителя. В 2005 году Оливье Берггрюэн и Ингрид Пфайффер организовали ретроспективу Ива Кляйна . В 2012 году выставка Дэвида Хокни привлекла более 290 000 посетителей в музей.
Тюльпаны по Джеффа Кунса
Щенок по Джеффа Кунса перед зданием музея
Цена билетов и график работы
Большую часть года Guggenheim Museum работает со вторника по воскресенье. Свои двери для всех желающих он открывает в 10:00, а закрывается в 8 часов вечера. В разгар туристического сезона (в июле и августе) рабочий день музея длится с 10:00 до 20:00, но уже даже в понедельник. 25 декабря и 1 января культурный центр закрыт, а в канун новогодних праздников здесь короткий рабочий день – с 10:00 до 17:00. Что касается стоимости билетов, то она следующая:
- входной билет для взрослых – 12€;
- для детей младше 12 лет в сопровождении взрослых – бесплатно;
- для студентов до 25 лет – 7€;
- группы из 10-15 человек должны заплатить за вход 10€.
Музей снаружи
Бытует мнение, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – само здание музея. Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. Здание обязательно надо обойти, поскольку с каждой новой точки оно предстает совершенно в другом виде.
Его очертания напоминают и рыбу, и корабль, и цветок розы, и некое взвихренное пространство. Большая часть поверхности музея покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Много стекла. Часть музея, повернутая к деловому центру города, имеет более строгие очертания и облицована известняком из Гранады.
Пожалуй, самый выигрышный вид на музей Гуггенхайма — с противоположной стороны реки, от университета Деусто.
Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого фантасмагорического строения. Во-первых, с музеем соединяется высокий мост Салве – мост буквально пронзает музей. Опора моста – ярко-красного цвета.
Под мостом на берегу реки возвышается металлическая паучиха Луизы Бурже – знаменитая скульптура под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в Стокгольме перед входом в музей современного искусства. Потом – в Москве, перед выставкой Луизы Бурже. И вот – третья встреча. Почему-то с каждым новым разом она мне нравится все меньше и меньше.
С другой стороны музея Гуггенхайма – со стороны городских кварталов – сидит симпатичный 12-тиметровый Щенок (Puppy). Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Щенок, безусловно, очень мил. Я бы сказала, что это самая позитивная часть музея Гуггенхайма в Бильбао.
Еще одна поделка Джеффа Кунса – букет разноцветных тюльпанов из нержавейки. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.
Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.
Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку.
Букингемский дворец в Лондоне
Британские монархи знали толк в красивых зданиях, и Букингемский дворец в Лондоне тому подтверждение. Основное здание, построенное для герцога Букингемского в 1703 году, было продано королю Георгу III для королевы Шарлотты в 1761 году. В 19 веке здание расширили архитекторы Джон Нэш ( John Nash ) и Эдвард Блор (Edward Blor), и дворец стал резиденцией королевского дома со времени вступления на престол королевы Виктории.
Перед главными воротами дворца в 1911 году был установлен мемориал королевы Виктории, созданный скульптором сэром Томасом Броком (Thomas Brock).
Зеленая комната — бывшие покои королевы Шарлотты
Белая гостиная имеет потайную дверцу, через которую любит входить нынешняя королева Англии
Самыми роскошными комнатами дворца считаются тронный зал, зеленая гостиная, картинная галерея, парадная столовая и бальный зал. Хотя и другие комнаты, где и сегодня живет королевская семья, поражают воображение туристов со всего мира.
Три шедевра из коллекции музея
Львиная часть экспонатов состоит из авангардных работ, инсталляций и абстракции. Некоторые из них пользуются большей популярностью у посетителей чем другие:
- «Суть времени» Ричарда Сери занимает отдельный зал. Экспонат представлен в виде закрученных листов стали, из которых образуются странные коридоры. Этой композицией автор показывает свое отношение к изменению временного предела.
- Знаменитое шелкографическое полотно «Мэрилин Монро» более известное как «Диптих Мэрилин» американский художник выполнил в стиле поп-арт через 7 дней после смерти великой актрисы. Критики нелестно отзывались относительно данной работы, однако время все расставило по своим местам – критики давно канули в лету, а шедевр и по сей день посещает огромная толпа ценителей настоящего искусства.
- Серия «Тени» Уорхола, в состав которой входит 102 полотна. На полотнах с помощью губки и красок художник изобразил силуэты реальных событий.
Серия «Тени» Уорхола
Собор Святой Софии в Стамбуле
Когда-то церковь, позже мечеть, а теперь и музей — Собор Святой Софии — является архитектурным шедевром и прекрасным примером византийской архитектуры VI века. Построенная в течение пяти лет, эта церковь несколько раз перестраивалась из-за пожаров и разрушений после землетрясений, но до сих пор является одним из прекраснейших зданий в мире.
Для постройки собора использовался самый лучший материал того времени, а также фрагменты древних построек, свозимых к храму со всех концов света, а для украшения использовали золото, слоновую кость и серебро…
Мозаика собора представляет собой уникальный пример искусства Византии. В 1985 году собор Святой Софии был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что увидят посетители музея
Внутренне пространство музея является гармоничным продолжением его внешней конструкции. Такие же плавные лини перетекают из одного зала в другой.
Если остальные филиалы музея Гуггенхайма создавались вокруг уже имеющейся коллекции, собрание этого пополнялось со временем. Тут редко можно встретить работы всемирно прославленных художников и скульпторов. Однако и без них не обошлось. Есть, например, принты Энди Уорхола. В зале кубизма представлены работы Пикассо. Картины Дали выставлены в зале, посвященном сюрреализму. Но по большей части в музее представлены не картины, а современные инсталляции.
Интерьер и экспонаты
Интерьер музея представляет собой постоянно меняющееся пространство. Основа коллекции — произведения современного искусства начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь выставлены работы Марка Ротко, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Энди Уорхола. В музее можно увидеть шедевры и современных испанских художников: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антанио Саура, Хуан Муньос.
В музее Гуггенхайма много интерактивных экспонатов, с которыми посетители могут контактировать с помощью видеоарта и инсталляции.
При этом в культурном комплексе выставляются и работы мастеров, чей гений проверен временем. Здесь были временные выставки рисунков Микеланджело, гравюр Дюрера из коллекции Государственного Эрмитажа.
Третий этаж занимает постоянная экспозиция с картинами художников середины прошлого столетия. Еще в трех залах представлены работы различных направлений – от кубизма до сюрреализма. Здесь можно увидеть работы Пикассо, Модильяни, Кандинского и др.
На первом и втором этажах организовываются временные выставки. Например, там можно увидеть работы Луизы Бурже. Ее инсталляции представляют собой маленькие пространства, куда нужно заглядывать словно в замочную скважину, чтобы увидеть странный предмет, наводящий на раздумья.
Наиболее впечатляющая работа Ричарда Сери «Материя времени» — скульптурная группа, которая поражает масштабами и весит до трех тонн. Она представляет собой некие закругленные коридоры, двигаясь которыми по спирали, оказываешься в замкнутом пространстве.
В других залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса.
Несколько залов занимают работы немецкого художника Ансельма Кифера. При написании картин он использует не только краски, но и подручные материалы, например шелуху от семечек.
Впечатляет выставка «Прыгающие волки»: 90 волков размером в натуральную величину прыгают на огромную стеклянную стену, бьются о нее, отряхиваются, идут обратно и прыгают снова.