Как получить высшее образование в Японии?

Система образования в колледжах и в ВУЗах в Японии

Японские колледжи можно приравнять по статусу к нашим профессиональным средним школам. Они делятся на младшие колледжи, технологические колледжи и специализированные колледжи. Около 600 младших колледжей предлагают двухгодичные образовательные программы в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить обучение в университете со второго или третьего курса. Прием в младшие колледжи осуществляется на основании аттестата об окончании полной средней школы. Абитуриенты сдают вступительные экзамены и, все реже, тест First Step Achievement Test.

Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Количество поступающих на них в три раза превышает количество мест в год. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. Предлагаются такие предметы, как домоводство, литература, языки, образование и здравоохранение.

В технические колледжи можно поступить после окончания средней или старшей школы. В первом случае продолжительность обучения составляет 5 лет, во втором — два года. В колледжах такого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. В Японии насчитывается около 60 технологических колледжей, в которых обучается около 55 тысяч студентов. Выпускники таких институтов находят работу в компаниях и исследовательских центрах, связанных с разработкой передовых технологий и ноу-хау. Технические институты также готовят специалистов для торгового флота.

Специальные учебные заведения предлагают годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и т.д. Количество таких учреждений, в большинстве своем частных, достигает 3 500, но их выпускники не имеют права продолжить обучение в высшем учебном заведении, младших классах или техникуме.

Выпускники средней школы могут получить высшее образование в университетах и институтах Японии. Система высшего образования включает следующие четыре основных типа учебных заведений:

-Университеты полного цикла (4 года);

-Университеты ускоренного цикла (2 года, студенты специализируются в таких областях, как бизнес, литература, иностранные языки и образование);

-Профессиональные колледжи (максимум 3 года обучения и предназначены для тех, кто хочет получить высокотехническое образование);

-Технические институты (продолжительность обучения — 5 лет и дают широкое техническое образование).

На медицинских и ветеринарных факультетах обучение длится 6 лет. В основном это частные учебные заведения. После завершения 4-летнего основного обучения выпускник может начать обучение в магистратуре или докторантуре. Продолжительность магистерской программы составляет 2 года, а докторской — 5 лет.

В Японии насчитывается около 600 университетов, в том числе 425 частных. Общее число студентов превышает 2,5 миллиона человек. Наиболее престижными государственными университетами являются Токийский университет (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), Киотский университет (1897 год, 10 факультетов) и Осакский университет (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных университетов наиболее известны университеты Чуо, Нихон, Васеда, Мэйдзи, Токай и университет Кансай в Осаке. Кроме них, существует значительное количество «карликовых» университетов с 200-300 студентами на 1-2 факультетах.

Поступление в государственные университеты возможно только после окончания средней школы. Прием осуществляется в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают Общий тест успеваемости первого этапа, который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто прошел тест, допускаются к вступительным экзаменам, которые проводятся непосредственно в университетах. Тех, кто набрал самые высокие баллы по тестам, принимают в самые престижные университеты страны.

Стоит отметить, что частные университеты устанавливают свои собственные вступительные экзамены. В лучших частных университетах есть начальные, средние и старшие школы и даже детские сады. Если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до средней школы в системе соответствующего университета, он будет зачислен туда без экзаменов.

Характерной особенностью образовательного процесса в японских университетах является четкое разделение на общеобразовательные и специальные дисциплины. В течение первых двух лет все студенты получают общее образование, изучают общие дисциплины — историю, философию, литературу, социальные науки, иностранные языки, а также проходят специальные курсы по своей будущей специальности.

Информация о системе получения знаний

Получение образования для японца является целью его жизни. Благодаря этому есть возможность обеспечить себе будущее. Уже с первых лет появления ребенка на свет идет его обучение навыкам чтения и счета.

Кратко система образования в Японии состоит из периодов:

  1. Дошкольное воспитание.
  2. Начальная школа.
  3. Среднее обучение.
  4. Старшее учреждение.
  5. Высшее образование.

Учеба начинается с апреля месяца. Образовательный год состоит из 3 семестров:

  1. Весеннего. Он продолжается с апреля до середины июля.
  2. Летнего. Он длится с сентября до середины декабря.
  3. Зимнего. Он начинается с января и заканчивается в последних числах марта.

Между семестрами проходят каникулы. Самые длительные из них летние, которые длятся 30 дней. В конце учебного года учащимися сдаются экзамены.

Дошкольное воспитание

Пока ребенку не исполнилось 3 года, дошкольное образование не является обязательным. Просто часто родителям не с кем бывает оставить малыша в рабочее время. До 6 лет японские дети посещают следующие заведения:

  1. Ясли. Здесь учебная подготовка не ведется. Ребенок сюда ходит до 3 лет.
  2. Детский сад. Это место, где ребенок обучается чтению и счету до 6-летнего возраста.

Попасть в ясли могут дети только малообеспеченных родителей. При этом мать и отец должны работать не меньше 4 часов в день. В детских садах ребенок находится до 14−00 часов дня. Здесь, кроме процесса обучения, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей детей.

Начальная школа

Японская система образования предусматривает поступление детей с 6 лет в начальную школу. Если она относится к государственному заведению, то обучение в ней бесплатное. Существуют и частные школы, где плата за учебу довольно высокая.

Обучение в таких школах продолжается в течение 6 лет. В начальные годы закладывается база основных наук, таких как японский язык, математика, музыка. Затем вводятся дополнительные дисциплины. Это, могут быть, научные и гуманитарные предметы.

На этом этапе обучения школьная форма еще не вводится. Однако во время прогулок обязательно должны присутствовать желтого цвета панамы, зонтики и дождевики. С их помощью дети не потеряются на улице.

Среднее обучение

На следующем этапе получение среднего неполного образования является обязательным. Получить его можно бесплатно в государственных и частных заведениях. Продолжается оно в течение 3 лет. В школах ведется изучение государственного языка, естественных и гуманитарных наук. Кроме того, добавляется иностранный язык, труд, музыка и физкультура.

В середине семестров ведется тестирование по некоторым наукам, а после их окончания учащиеся сдают экзамены, касающиеся всех основных дисциплин.

Старшее учреждение

Получив среднее образование, японцы могут на этом остановиться. Однако статистика показывает, что 95% человек желают продолжать получение образования. На этом этапе посещение учебных заведений уже платное, но, не продолжив учебы, невозможно поступить в вуз.

Теперь, кроме основных наук, изучаются еще и специализированные дисциплины. В течение учебного года учениками 5 раз сдаются экзамены. После окончания школы проводится тестирование для желающих поступать в вуз.

Вместо посещения старших школ можно поступать в профессионально-технические колледжи. Срок обучения в них составляет 5 лет. После их окончания человек сразу же получает специальность.

Высшее образование

В Японии насчитывается порядка 730 высших учебных заведений. Большинство японцев стремятся получить в них образование. Здесь учеба состоит из этапов:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура.

Сначала идет изучение основных наук, а затем к ним добавляются профессиональные дисциплины. В качестве нормативных единиц выступают баллы. На первом этапе их количество должно составить интервал 124−150.

На втором этапе учебы в магистратуре нужно набрать 30 баллов. Кроме того, здесь сдаются экзамены, и выполняется дипломная работа. На основании полученных результатов студенту присваивается степень.

Все высшие учебные заведения в Японии платные. Только самым одаренным студентам удается получать стипендии.

Студенческая жизнь

Студенты в Японии

Следует также рассказать о том, что собой представляет жизнь студента японского университета. Сами японцы шутят, что поступить в ВУЗ сложно, а учиться в нем – легко. И в этих словах есть немалая доля истины. Дошкольное и школьное образование в стране – это настоящая мясорубка, заставляющее детей вызубривать огромные объемы учебного материала и сдавать бесконечные тесты. Однако пытка заканчивается вступительными экзаменами. Стоит их сдать, и многое меняется.

Следует начать с того, что преподаватели в большинстве ВУЗов не стремятся выжимать соки из учащихся, справедливо предполагая, что если человек хочет учиться, то он будет учиться. При этом каждый университет предоставляет студентом прекрасную возможность получить как общие, так и специальные знания – первые два года преподаются общенаучные дисциплины, в дальнейшем же начинается специализация. При этом (по крайней мере в теории) после конца второго года обучения, студент имеет право изменить специальность, и даже факультет.

Помимо учебы в университетах присутствует огромное количество кружков по интересам, в которых найти занятие по душе сможет любой человек. Спорт, танцы, пение, книги, даже популярные в Японии аниме и манга. Студент с любыми вкусами найдет единомышленников без малейших проблем.

Также следует заметить, что большая часть учащихся подрабатывает в свободное время (часто по ночам), из-за чего многие из них банально отсыпаются на парах, не обращая внимания на преподавателей.

Обучение для иностранцев

Японское образование может получить любой человек, независимо, из какой страны он прибыл. Для его получения можно выучить японский на родине, поехать в страну, пройти специальные подготовительные курсы для поступления. Главным условием для поступления является наличие прошедшего обучения в своей стране в течение 12 лет (11 лет школы и 1 год в университете).

Также для иностранцев есть 2 варианта получения высшего образования в стране Восходящего солнца:

  1. Полное образование (4-6 лет + обучение в аспирантуре, магистратуре).
  2. Двухлетнее образование в ВУЗе. Необходимо знать английский язык, такая учёба будет дешевле, и поступить будет проще.

По обмену

Для иностранных студентов японское государство предусмотрело способ получения высшего образования – «по обмену». Этот вариант подразумевает, что студент будет обучаться один год в Японии, знакомиться с культурой, историей страны и жить в выбранной семье или в студенческом городке.

Такой способ обучения открыт для молодёжи с 18 лет при условии полного физического и психологического здоровья.

Гранты

От японского образования не стоит ожидать больших и частых стипендий, наиболее частая награда учащимся представлена в виде гарантированного дальнейшего трудоустройства на высокооплачиваемую работу. В Японии эту награду очень ценят из-за наличия системы пожизненного найма.

Но особо отличившимся студентам иногда назначают стипендии: на бакалавриате они могут доходить до 400$ в месяц, а в аспирантуре до 800$. Но учитывая стоимость обучения, это очень мало, и не покроет никаких расходов.

Обучение в средней школе (младший уровень)

Традиционно проходить этап средней школы японские дети начинают с двенадцатилетнего возраста. Весь период обучения занимает три года и тоже входит в схему обязательной учёбы. Изучаемые предметы:

  • алгебра и геометрия,
  • японский язык (дополнительно английский),
  • биология,
  • химия,
  • геология,
  • география,
  • физика,
  • обществоведение,
  • история,
  • искусство,
  • трудовые навыки,
  • физическая культура.

В рамках дополнительного классного часа изучаются: история края, религия, валеология, пацифизм и др. Непременным атрибутом учащегося средней школы является школьная униформа. Так же как в классах начальной школы, практикуется уборка помещений силами учеников.

В государственных школах девочки и мальчики учатся в общем классе

Как правило, государственные учебные заведения работают по схеме общих классов, где юноши и девушки занимаются совместно. Однако есть ряд частных школ, практикующих раздельное обучение. Наряду с обычными учебными заведениями, существуют средние школы для детей с ограниченными возможностями.

Уровень старшей средней школы

Совершенствование образования обеспечивают средние школы старшего уровня, представляющие собой, скорее, класс гуманитарных либо технических училищ. На этом уровне обучение начинается с пятнадцатилетнего возраста и длится на протяжении трёх лет. Образование в рамках средней школы старшего уровня обязательным уже не является. И всё же около 95% японцев традиционно проходят эту ступень обучения.

Видео про японские школы

https://youtube.com/watch?v=z2zfg9b4rgE

Школы государственной и частной принадлежности существуют примерно в равном количестве. Независимо от статуса, за обучение нужно платить. Основная цель старших школ — подготовка учеников к поступлению в вуз. Наряду с общими предметами обязательного изучения, учащимся преподают:

  • информатику,
  • иностранные языки,
  • агрономию,
  • медицинские основы,
  • основы промышленности,
  • торговое дело,
  • рыбный промысел,
  • экономику,
  • политологию,
  • социологию,
  • этику.

На базе старшего уровня средних школ хорошо развита внеклассная деятельность. После основных часов обучения молодёжь посещает различные клубы и секции:

  • дзюдо,
  • кэндо,
  • кюдо,
  • атлетические,
  • каллиграфические,
  • политико-экономические.

В средней школе старшего уровня города Нанао ребята носят униформу «Матроска»

Одно из обязательных требований в процессе учёбы — наличие школьной униформы. Поддержание чистоты и порядка в школьных помещениях возлагается на учеников.

История развития высшего образования Японии

Становление высшего образования Японии приходится на конец XIX столетия, эпоху правления Мэйдзи. До этого времени, высшего образования в стране, по сути, не существовало. Оно ограничивалось только несколькими высшими школами, созданными для обучения представителей аристократических слоев населения и военных. Замечание 1

Среди особенностей системы высшего образования Японии можно отметить ее американскую направленность – возникновение первых университетов происходило под влиянием американских тенденций развития образовательной системы.

История становления системы высшего образования Японии, включает несколько основных этапов:

  1. Открытие первого японского высшего учебного учреждения – университета. Это произошло в 1877 году в Токио. Его открытие положило начало формированию американизированной образовательной системы Японии. Токийский университет состоял из четырех основных факультетов: естественнонаучный, медицинский, юридический и литературный. Каждый из них предполагал разделение на отдельные направления обучения – прототип современного деления факультета на специальности. Процесс обучения в университете делился на два этапа: подготовительное обучение -4 года и основное обучение по специальности – 4 года. Постепенно количество университетов росло и число учащихся в них увеличивалось. Высшее образование было доступно только для привилегированных слоев населения. Однако, тенденции развития высшего образования постепенно вели к пересмотру государственной политики в этой области, расширению сети высших учебных заведений и их доступности более широкому кругу лиц.
  2. Законодательное утверждение системы высшего образования. В 1918 году издается положения о высшем образовании Японии. Целевым назначением высшего образования стало изучение теории разных областей знаний и проведение практических исследований, а также ориентация обучения на патриотическое развитие личности учащегося. Количество факультетов в университетах было расширено до восьми штук, введены научно-исследовательские центры, а также появились первые курсы послеуниверситетского обучения, ориентированные на получение специалистами ученой степени. Сеть университетов и колледжей Японии росла и расширялась. Система подготовки претерпевала изменения, отвечающие тенденциям и потребностям общества.
  3. Введение единонаправленной подготовки специалистов после Второй мировой войны. Находясь на этапе восстановления после поражения в войне, страна стремилась быстрее выйти из кризиса и завоевать лидирующие позиции в мире. Акцент делался на подготовку специалистов в системе высшего образования. Помимо государственных университетов активное развитие получают частные. Они действуют в соответствии с единой государственной направленностью подготовки специалистов высшего звена. Правительство контролировало содержание образовательных программ и методы обучения каждого учреждения.
  4. Эпоха научно-технического развития. Резкий рост научно-технических технологий приводит к повышению потребности в квалифицированных научных специалистах, а соответственно, требования к системе высшего образования растут. Сеть высших учебных учреждений активно расширяется, но, поскольку, университет является достаточно проблематичным и затратным учреждением, упор делается на открытие сети колледжей. Поступление в государственные университеты и колледжи происходит на конкурсной основе, а это приводит к тому, что большинство абитуриентов, не прошедших отбор поступают в частные учебные заведения. Это расширяет их значимость и количество частных учебных учреждений в системе высшего образования Японии начинает расти стремительными темпами. Таким образом, платное высшее образование вошло в норму и сохранило приоритетные позиции по сей день.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 2

Система высшего образования Японии основывается на принципе приоритета общеобразовательной подготовки студентов. Японцы рассматривают образование, как способ подготовки к жизнедеятельности, а не к профессиональной деятельности.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Вопрос о демократизации школ остается в центре дебатов о государственной и образовательной политике в ведущих странах мира. Сильным стимулом для демократизации школьных систем является общественное движение. Его участники настаивают на улучшении материального положения школы, поднимают вопрос о модернизации школьного образования как необходимости для социального прогресса. В дискуссию о демократизации школ вовлечены не только профессиональные ученые, но и представители политических партий, профсоюзов и родительских ассоциаций. В этом случае происходит сотрудничество образовательных сил разной направленности. Во Франции, например, эти вопросы поднимают влиятельные педагогические ассоциации: группа «Новое образование». Кооператив за современную школу, Ассоциация учителей, Ассоциация родителей учащихся государственных школ и т.д.

Следует отметить два взаимоисключающих подхода к пониманию демократизма в государственной школе. Одна основана на идее эгалитаризма и единообразия. До конца 1980-х годов это была официальная доктрина школьной политики в бывшем СССР и в значительной степени в Японии. Сторонники эгалитарного подхода утверждают, что все дети равны от рождения. Они считают, что невозможно обеспечить качественное образование каждому отдельному ученику, и предлагают, учитывая интересы и способности групп учащихся, усилить принципы единого образования. В образовательной практике это привело к тому, что тех, кто преуспевает, не поощряют.
Однако многие педагоги, выступающие против такой системы образования, являются сторонниками антиэгалитаризма. Йоширо Канемацу (Япония) пишет, что любая система образования выполняет две функции — правильное воспитание и социальный отбор. Первая функция — это приобретение знаний, навыков и формирование характера. Второй — распределение различных профессий и социальных классов. Канемацу считает, что школа должна эффективно выполнять обе функции и тем самым отвечать задачам демократического образования. Если целью первой функции является получение общего образования для всех, то пафос второй функции заключается в диверсификации образования, то есть в обучении в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами. Антиэгалитарный подход к демократизации предполагает необходимость преемственности образовательных уровней и в то же время основывается на идее плюрализма, вариативности и диверсификации общего образования. Этот подход сегодня разделяют ведущие страны мира. В результате открывается перспектива формирования поливалентной структуры общеобразовательной школы по целям, содержанию и типам учебных заведений.

Особенности демократической системы образования:

  1. равенство членов общества к образованию, то есть его доступность независимо от социального статуса, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.
  2. децентрализация школьной системы, т.е. право местных властей управлять финансами и подбором преподавательского состава.
  3. преемственность на всех уровнях школ. Он обеспечивает содержательную связь между предметами на начальном, основном и всех средних уровнях и облегчает детям изучение более сложного материала на каждом новом уровне.
  4. право родителей и учащихся на выбор школы.
  5. образовательный процесс, который развивает людей, способных свободно и творчески мыслить и работать.

Экзамен в Японии

Студент не может сдать экзамен

Это звучит как шутка, но это правда. Ученикам в Японии очень повезло, потому что такая привилегия существует только в Японии. Помните ли вы, что происходит в других школах по всему миру, если вы провалили экзамен? Да, это довольно нежелательная ситуация или даже какой-то кошмар для тех, кто хочет принять участие в выпускной церемонии и получить диплом. Даже если студент не проходит все тесты, у него все еще есть реальная возможность принять участие в выпускной церемонии в конце года. Но результаты тестов имеют значение, когда ученик все еще хочет поступить в среднюю школу и университет.

Остановимся подробнее на требованиях, которые предъявляются россиянам при поступлении в учебные заведения Японии.

В зависимости от учебного заведения и срока обучения условия поступления различны.

Во-первых, российское полное среднее образование составляет 11 лет (полная средняя школа), а для того чтобы поступить в ВУЗ Японии или в школу японского языка сразу на долгосрочный курс обучения необходимо иметь 12 лет полного общего школьного образования. Поэтому сразу после окончания 11 летней средней школы поступить напрямую в японское учебное заведение сложно. Поэтому выпускникам российской основной школы необходимо:

1) выбрать японский ВУЗ или школу японского языка со специальным подготовительным отделением для иностранных студентов — бекка, такие учебные заведения имеют лицензию на обучение студентов с 11 летнем основным образованием. В таких учебных заведениях студенты учат японский язык и готовятся к поступлению в ВУЗ. После 1 -2-х летнего обучения на подготовительном курсе, студенты поступают в университет или колледж.

2) студенты российских ВУЗов могут поступить на долгосрочный курс (от 6 мес до 2х лет) в школу японского языка, колледж или университет, если у них общее образование составляет более 12 лет. То есть можно поступить сразу после 1го курса. Многие выбирают этот вариант, то есть поступают в школу японского языка на долгосрочную программу (от 1 года), после этого поступают в университет или колледж Японии и продолжают получение образования по специальности.

3) Для поступления в колледж или университет Японии напрямую из России (без подготовительного курса в школе японского языка, находящейся на территории Японии) необходимо иметь более 12 лет общего образования и как минимум 2 уровень квалификационного экзамена по японскому языку «Нихонго Норёку Сикен» (Japanese Language Proficiency Test). Многие ВУЗы требуют 1 уровень (самый высший) JLPT. Такой уровень знания японского языка достигается за 4-5 лет обучения в российском университете на отделении японского языка. Поэтому если молодые люди из России и других стран планируют поступить в японский ВУЗ, они должны очень усердно учить японский язык. Такой же уровень знаний японского языка достигается при обучении на долгосрочных курсах в школах японского языка. Тем, кто начал учить язык с нуля, необходимо учиться около 2х лет, тем, кто поступил со знанием японского не ниже среднего, достаточно 1 года.

Многие студенты, уже окончившие ВУЗ в России, поступают сразу в аспирантуру в университеты Японии (для аспирантуры общий период обучения должен составлять не менее 16 лет). Некоторые поступают в те ВУЗы, которые требуют знания японского языка не ниже 2 уровня JLРT, некоторые выбирают ВУЗы, в которых можно учиться на английском языке и параллельно изучают японский.

Переезд

Я – столичная жительница и не представляла себя ни в каком другом городе, кроме столицы. Поэтому выбор был один – Токио. На этапе самостоятельного поиска университета и научного руководителя можно было подать запросы в три университета. Исследовательскую работу я планировала делать по своей второй специальности – маркетинг и реклама, поэтому выбирала лидирующие ВУЗы в этой сфере. Меня готовы были принять все три университета, в которые я написала, однако окончательный выбор был сделан не мной, а Министерством образования Японии.

Поскольку программа финансируется японским государством, никаких сложностей с подготовкой документов нет, виза тоже открывается японской стороной. Фактически, после передачи приглашения от университета в посольство, всю остальную процедуру подготовки к поездке сделали за меня. Необходимо было просто прийти в назначенное время в посольство и получить визу, билет на самолет в Японию и пакет документов для оформления в университете по прилету.

Студентов из разных стран по обеим программам сначала делят на группы по уровням знания японского языка с помощью письменного теста. Также дополнительно можно выбрать и посещать любые пары по специальности и даже вне ее.

Поначалу были сложности с японским, так как в университете в Киеве мы учили литературный японский, а в Японии все общаются на просторечье. В целом, учиться очень легко и интересно, сильно расширяется кругозор и полностью меняется мировоззрение.

Эта была моя вторая поездка на учебу в Японию (в 2005-2006 я год отучилась в японском университете по программе Министерства образования Японии), поэтому я знала, чего ожидать. В этот раз я летела с твердым намерением остаться здесь, а также позже вызвать к себе мужа. Я не знала, как отреагирует на это японская сторона, насколько распространена практика перевоза семьи, какова процедура приглашения членов семьи и насколько реально супругу остаться в Японии для совместного проживания и дальнейшего трудоустройства. Но оказалось, что это достаточно распространенная  практика, так как программа предполагает участие выпускников разных возрастов, а также достаточно длительное пребывание в Японии.

Известно, что получить визу в Японию самостоятельно практически невозможно, так как необходимо иметь благонадежного гаранта – резидента Японии, имеющего стабильный доход, денежные сбережения, платящего все налоги, готового за вас поручиться и сделать вам приглашение. Однако для стипендиатов государственных программ гарантом выступает университет и Министерство образования Японии, поэтому супружеская виза делается без проблем.

Со стороны родителей тоже никаких препятствий не было. Они очень хотели, чтобы мы получили иностранный опыт и зацепились заграницей. Конечно, грустили, так как это означало жить далеко друг от друга и встречаться лишь раз в несколько лет. Друзья отнеслись с пониманием к нашему выбору, а теперь многие уже и побывали в Японии благодаря нам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий