Основные тенденции современной миграции рабочей силы

Иммигранты в экономике России

Основными факторами привлекательности России для иммигрантов стали:

  • Общее оживление экономики, расширение предложения рынка труда.
  • Сложное экономическое положение стран-участниц СНГ, высокий уровень безработицы и экономической отсталости.
  • Демографическая ситуация в России

Нехватка рабочих кадров стимулировала приток иностранной рабочей силы, преимущественно из бывших союзных республик СССР. Доля зарубежных работников увеличивалась, особенно в начале двухтысячных, когда в стране наблюдался общий экономический подъем. В определенный момент число иммигрантов составило 3% работников рынка труда по официальным данным, и около 10% по неофициальным.

В стране сохраняется положительная тенденция увеличения числа иммигрантов, причем большая часть из них не является официально трудоустроенной, а значит, не выплачивает налоговые отчисления в государственный бюджет. Мировой экономический кризис повлиял на уменьшение притока иммигрантов.

Основная проблема, связанная с иммигрантами в России, сложилась в области знания законодательства страны и национального языка. Кроме того, было совершено большое число краж и мошенничества с целью обогащения иностранными гражданами. Несмотря на это, соотношение числа эмигрантов и иммигрантов останется на том же уровне, а сами потоки мигрантов будут только увеличиваться.

Для оптимизации потока мигрантов в российском законодательстве изменились некоторые положения. Например, для осуществления трудовой деятельности иностранцу необходимо сдать экзамен на знание русского языка, основ истории России и нормативно-правовой базы. При официальном трудоустройстве иностранец получает право на бесплатное медицинское и социальное страхование, различного рода упрощения в осуществлении индивидуального предпринимательства или подготовки к поступлению в вуз.

Замечание 2

Трудовые ресурсы России и международная трудовая миграция

Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. Численность экономически активного населения в феврале 2012 г. составляла 74,7 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. В их числе 69,9 млн человек (93,5% экономически активного населения) были заняты в экономике и 4,8 млн человек (6,5% экономически активного населения) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения официально были зарегистрированы в качестве безработных 1,3 млн человек.

Средний возраст безработных — 35 лет. Молодежь до 25 лет составила среди безработных 26,8%, лица в возрасте 50 лет и старше — 17,2%. Средняя продолжительность поиска работы безработными в феврале 2012 г. составила: у женщин — 8,3 месяца, у мужчин — 7,9 месяца.

К регионам с высоким уровнем безработицы относят Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Костромскую, Архангельскую области, Ингушскую и Удмурдскую республики, Республику Калмыкия, Ненецкий автономный округ. Потенциалом роста безработицы является неполная занятость (работа неполную неделю, отпуска без сохранения заработной платы).

Предполагается, что численность населения в трудоспособном возрасте до 2025 г. уменьшится не менее чем на 10 млн (экспертная оценка). Резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны.

Подготовка трудовых ресурсов в России включает два этапа:

  1. систему традиционного образования (школа, колледж, вуз (бакалавриат, магистратура), аспирантура);
  2. фирменную подготовку (профессиональная переподготовка, повышение квалификации через учебные центры на производстве).

Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством. Единственным реальным источником пополнения населения и трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция.

Более высокий уровень жизни населения в России по сравнению с другими странами СНГ — один из факторов, способствующих притоку в нее иностранных трудовых мигрантов.

Другим фактором притока трудовых мигрантов в Россию является устойчивый спрос на иностранные трудовые ресурсы.

Существует два канала привлечения иностранных трудовых ресурсов в Россию:

  1. официальный — предприятия и организации действуют через Федеральную миграционную службу РФ (ФМС) (до 700 тыс. человек в год);
  2. нелегальный — объемом от 1,5 до 10 млн человек.

Ежегодно из-за уклонения от уплаты налогов иностранными гражданами в России государственному бюджету наносятся убытки около 1 млрд долл. США. Нелегальные мигранты создают криминогенную обстановку, наносят ущерб национальным интересам России.

С 1995 г. действует “Соглашение о сотрудничестве в области трудовой эмиграции и социальной защиты трудящихся мигрантов”, подписанное странами СНГ.

В 1998 г. Международная конференция труда приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Основные принципы декларации: свобода объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрет дискриминации в трудовых отношениях; искоренение принудительного труда; запрет детского труда.

Регулирование внешней трудовой миграции между странами осуществляется также на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Сотрудничество Российской Федерации и МОТ вносит вклад и способствует достижению целого ряда сформулированных ООН Целей развития тысячелетия, включая преодоление бедности, содействие занятости, в том числе занятости и профессиональной подготовке молодежи, а также искоренение детского труда.

Россия на международном рынке труда

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы. С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:

Во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;

Во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения. Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:

  • снижение давления на внутренний рынок труда;
  • минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
  • уменьшение безработицы;
  • финансовые поступления от мигрантов;
  • повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств — участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин. Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Особенности и проблемы трудовой миграции в России

Образование после развала Советского Союза независимых республик привело к возникновению на постсоветском пространстве международной трудовой миграции. Например, если раньше армянин приезжал и на работу в Россию, то он считался внутренним мигрантом. Теперь же аналогичный процесс можно отнести исключительно к международной категории.

Российскую Федерацию сегодня можно считать не только государством-донором трудовых мигрантов, но и государством-реципиентом. Многие россияне уезжают в более благополучные в экономическом отношении страны на заработки. Далеко не всегда можно говорить о том, что предстоящая работа за границей будет соответствовать профессии трудового мигранта. Многие высококвалифицированные российские специалисты часто вынуждены идти на работу, которая предполагает низкий квалификационный уровень. Но оплата даже низкоквалифицированного труда, к примеру, в странах Европейского Союза, будет в несколько раз выше, чем их работы по специальности на родине.

С другой стороны, в Россию направляется трудовой миграционный трафик из республик СНГ. В большинстве стран, относящихся к ближнему зарубежью, уровень жизни населения ниже, что вынуждает их граждан к переезду на работу в Россию, где гораздо легче найти вакансию, чем, например, в странах Европы или США. Плюсами станут и отсутствие языкового барьера, и общее советское прошлое, и практически одинаковый менталитет.

Особенностью международных процессов трудовой миграции в Российской Федерации считается относительно слабое государственное регулирование, конечно, если сравнивать его с подобным в странах Западной Европы или, например, в Канаде. Значительная часть зарубежной трудовой силы в России работает нелегально. Безусловно, государство старается бороться с этой тенденцией, но пока что это борьба идёт с переменным успехом.

В России ведётся борьба с нелегальной трудовой миграцией

В данном случае нельзя не упомянуть и его внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации. Экономическое развитие регионов далеко не равнозначно, поэтому жители относительно слаборазвитых регионов стараются переехать в более экономически благополучные. Основными центрами притяжения трудовых мигрантов в России стали её столица, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Татарстан. Отличительной чертой России, впрочем, наблюдающейся и в других странах СНГ, является существенная разница в оплате труда между соотечественниками, работающими в пределах крупных агломераций и россиянами, занятыми в провинции.

Процессы трудовой миграции постоянно претерпевают изменения. Меняются направления миграционного трафика, изменяются центры притяжения трудовых ресурсов. Прогнозирование на основе возникающих предпосылок ближайшего будущего и отдалённых перспектив в значительной степени помогает правильно расставлять акценты при развитии определённых направлений экономики на глобальном уровне. Но понимание современных тенденций трудовой миграции станет очень полезным и для рядовых граждан, которые намереваются в ближайшем будущем реализовать свои способности и трудовые навыки за рубежом.

Причины миграции рабочей силы

Ученые разделяют причины миграции трудовых ресурсов на две большие группы. К первой относят неэкономические факторы, которые включают в себя различные военные конфликты, преследования по религиозным и политическим убеждениям, стремление в освоении новых пространств, желание воссоединиться с семьей, различные природные катаклизмы. К экономическим факторам относят разницу в уровне экономического развития между странами, состояние внутреннего рынка труда, переходное состояние экономики, интенсивность научно-технического прогресса, требующая дополнительных высококвалифицированных кадров, перераспределение факторов производства в рамках транснациональных компаний.

Замечание 2

Главным мотивом переезда является желание заработать или повысить уровень своего дохода. Еще одним стимулом нематериального характера можно назвать желание повысить профессионализм.

Сейчас трудовая миграция стала явлением повсеместным. В ней участвуют практически все государства мира вне зависимости от степени экономического развития. Рабочая сила движется, как правило, к странам более богатым капиталом. Еще одной причиной движения рабочей силы можно назвать перенаселение планеты, при этом лишь незначительная часть общества имеет достаточный уровень образования и квалификации.

Движение рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику государств. Страны, из которых происходит отток трудовых ресурсов, решают проблему занятости. Так же они увеличивают приток иностранной валюты в виде трансфертных переводов от своих граждан, живущих за рубежом. В некоторой степени все это оживляет экономическую ситуацию внутри страны. Показательно, что доход от экспорта рабочей силы в разы превышает выгоду от экспорта продукции реального сектора.

Проблемы обычно вызывает отток высококвалифицированных кадров, который является двигателем экономического развития государства. Так же возраст трудоспособного населения внутри страны повышается, так как мигрируют в основном молодые люди. Кроме того, уезжающие за рубеж могут вывозить с собой активы, реализовывать имущество и забирать валютные сбережения.

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Виды миграции рабочей силы

Трудовая миграция – это перемещение трудоспособных людей из одного государства в другое на срок более одного года, вызванное экономическими и другими причинами.
Трудовая миграция делится на множество типов, классификаций и потоков. Во-первых, она делится на два основных типа: международное переселение и международная трудовая миграция.
Международная трудовая миграция – это перемещение трудоспособного населения по экономическим причинам, то есть в поисках заработка

Международная переселенческая миграция подразумевает постоянную связь мигранта с родной страной.
Также международная трудовая миграция включает в себя два встречных потока: эмиграцию (для долгосрочного или постоянного проживания в другой стране) и иммиграцию (просто въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее границ).
Также существует два вида трудовой миграции в зависимости от места пребывания: внутренняя (перемещение внутри страны), внешняя (перемещение за пределы страны).
Нельзя обойти вниманием и миграцию высококвалифицированных кадров, или, как ее еще называют, “утечку мозгов”.
По правовому статусу миграция подразделяется на зарегистрированную (легальную) и незарегистрированную (нелегальную).
Помимо вышеперечисленных видов, следует различать добровольную и вынужденную миграцию.
К вынужденной миграции относятся беженцы, покинувшие свою страну исключительно по политическим причинам или из-за сложной экономической ситуации в стране.В условиях нестабильности и снижения темпов роста мировой экономики обостряются прежние противоречия на рынке труда, в социальной сфере, в отношениях между коренным населением и иммигрантами и возникают новые противоречия, связанные с международной миграцией

Ситуация усложняется для всех сторон, чьи интересы затрагивает миграционная составляющая социальных процессов – для коренного населения страны и иммигрантов, для субъектов экономической деятельности и государственных структур.

На фоне общемировых тенденций каждая страна имеет свои специфические механизмы и закономерности миграционных процессов. Особенности миграции в России заключаются в следующем:

Наиболее интенсивные миграционные связи сложились со странами СНГ.

Подавляющее большинство миграционных потоков составляют временные трудовые мигранты, которые, в отличие от иммигрантов в Европе и США, не имеют намерения переехать с семьей в принимающую страну.

Профессиональный и образовательный уровень иммигрантов в России не только значительно ниже, чем у россиян, но и ниже по сравнению с населением их родных стран.

Таким образом, иммиграция является фактором роста трудового потенциала, но снижает его качественный уровень в среднем по стране.

Тем самым усиливается дисбаланс между двумя процессами: мерами, предпринимаемыми государством для повышения качества рабочей силы, и сохранением (а иногда и ростом) сегмента рынка низкоквалифицированного иммигрантского труда. Такая ситуация противоречит стратегической цели модернизации экономики и ее перехода к инновационной модели развития.

Для оценки таких дисбалансов Е.С. Бородушко предлагает опираться на информацию: а) о дисбалансах в уровне квалификации рабочих мест и потенциальных работников по группам профессий и б) дисбалансах в доле титульной нации и трудовых мигрантов в отдельных видах деятельности и территориях Бородушко, Е.С. Принципы и методы оценки дисбалансов в экономической системе как источника угроз национальной безопасности. / Е.С. Бородушко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. – № 1..

Относительно слабый поток эмигрантов из России в экономически развитые страны представлен наиболее активными и профессионально подготовленными категориями населения, что также снижает качество трудового потенциала России.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 3337854

Внимание! Нелегальная миграция становится одной из основных причин ухудшения криминогенной обстановки.

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий