Детские дошкольные учреждения в Германии

Адаптация – это дело всей семьи

Начнем с того, что в Германии с садиками «все не так»: чтобы попасть в дошкольное учреждение не нужно никаких медосмотров, достаточно заключения педиатра, в самом саду нет привязки к полученным прививкам. Однажды наши знакомые предупредили нас: «Вы же знаете, что в детский сад дети могут прийти больными? Мама принесет пакет с лекарствами и все, бегом на работу». Меня это скорее пугало, чем радовало, волнения добавлял и языковой барьер.

Второе важное решение — отсутствие кружков и дополнительных занятий для младшей на ближайшие полгода (а по факту получилось, что на год), потому что привыкание к саду стало для нас приоритетом. Мы договорились, кто будет контактировать с воспитателем и заведующей, кто отвозить, и кто ‒ забирать ребенка. Стало сразу намного проще, появилась ясность мыслей

Затем мы обсудили перемены с детьми. Младшей мы купили книжки о жизни в садике, стали их читать и обсуждать, что нас скоро будет ожидать

Стало сразу намного проще, появилась ясность мыслей. Затем мы обсудили перемены с детьми. Младшей мы купили книжки о жизни в садике, стали их читать и обсуждать, что нас скоро будет ожидать.

Частные сады в Германии ландшафтный дизайн

Жители Германии подходят к ландшафтному дизайну с особой скрупулезностью, создавая даже на маленьком земельном наделе, удивительной красы сад с аккуратным и ухоженным домиком. Ведь большинство людей обожают проводить свободное время на лоне живописной природы, наслаждаясь чистым воздухом, яркими красками изысканных цветов и всевозможной формы клумб. При этом каждый хозяин, продумывает на своем участке абсолютно все, до самых мелочей, которые наполняют обычную повседневную жизнь комфортом. Ведь даже обычная парковка во дворе должна гармонично вписываться в общую композицию.

Сам двор должен быть оборудован удобными беседками для умиротворенного отдыха, с милыми аккуратными дорожками, украшенными декоративными, подстриженными газонными или карликовыми кустарниками. Украшают и благоухающими цветами в причудливых горшках разной формы или садовыми фигурками гномов, эльфов.

Некоторые предпочитают украшения делать с витражами, используя ненужные, старинные предметы, которые ранее были в обиходе. А если участок разбит на несколько зон, то при отделении используют настоящие живые изгороди, которым легко придать любую форму при стрижке.

Особое внимание уделяется площадке барбекю, оборудуя ее всем необходимым, чтобы было удобно готовить, при этом не мусорить. Обязательно на земельном участке должна быть садовая мебель (диванчики, кресла, качели или столы со стульями), которая тоже подбирается по стилю, она не должна нарушать гармоничный баланс. При этом в Германии не делают четкий акцент, только на свои традиции, при разработке дизайна они учитывают и стили других стран, отдавая предпочтение тому проекту, который больше подойдет к конкретным пожеланиям семьи

Поэтому можно встретить элементы японской культуры, в виде бонсай или искусственного озера, оформленного природными материалами (крупный камень, галька)

При этом в Германии не делают четкий акцент, только на свои традиции, при разработке дизайна они учитывают и стили других стран, отдавая предпочтение тому проекту, который больше подойдет к конкретным пожеланиям семьи. Поэтому можно встретить элементы японской культуры, в виде бонсай или искусственного озера, оформленного природными материалами (крупный камень, галька).

Частные сады в германии ландшафтный дизайн которых продуман с целью обеспечения комфортного отдыха, а не постоянной и кропотливой работы, должны дарить комфортно, быть практичными и функциональными. Для этого подбираются неприхотливые деревья, которые не занимают много места и легко переносят холод в зимнее время. Частные сады в германии ландшафтный дизайн которых просто завораживает, обеспечит полноценным отдыхом всю семью, не откажутся порадовать визитом и любимые друзья.

Как выбрать детский сад в Германии

Обращаться за информацией о наличии мест в детских садах в регионе следует в ведомство по делам детей и молодёжи Jugendamt. Они отвечают за предоставление полной информации по всем дошкольным учреждениям в своём регионе, включая данные о методиках и концепциях воспитания. Кроме того, можно обращаться напрямую в детские сады. Срок нахождения места в дошкольном учреждении составляет до полугода. Вопрос надо начинать решать сильно заранее.

Не стесняйтесь также расспрашивать соседей, коллег, знакомых. Немцы охотно делятся информацией о детских садах, няньках и дневных мамах, потому что понимают, как нелегко в Германии найти подходящее место для маленького ребёнка.

Если место нашлось, нужно немедленно там зарегистрироваться. Обычно это означает заполнение одного листочка с личными данными родителей и ребёнка. Во многих садиках регистрация не означает начало посещения, особенно при переезде. Бывает, что приходится занимать место ещё не ушедшего из группы ребёнка, регистрироваться и ждать, пока оно освободится.

Наш ребёнок пошёл в садик с четырёх лет. Сначала только на час с мамой, потом на два часа, а примерно через полгода – на четыре. Одновременно мы стали в очередь на место в хорошем частном детском садике, в который было очень сложно попасть. Получилось перейти туда только через полтора года. Так что это тоже может быть вариантом: сначала найти любое место, но продолжать поиски чего-нибудь получше.

Расторжение договора

Учитывайте необходимость заранее разорвать контракт с воспитательным учреждением. Договор о посещении ребенком детского сада определяет срок, по истечению которого соглашение может быть расторгнуто – 1-6 месяцев. При посещении ребёнком садика больше года, период сокращается.

Если просто заявить, что ребёнок переходит в другой садик, текущий потребует заплатить за указанные месяцы вперёд. Лучше заранее уведомить об уходе, а не срываться с места в один день.

С 2018 действует решение суда, что детский сад должен назвать существенные причины, объясняющие, почему требуется соблюдение срока уведомления.

Если в контракте ничего не указано, по закону срок уведомления составляет 1 месяц.

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Детские сады в Германии

Детские сады в Германии. В статье рассказывается об организации детского дошкольного учреждения в Германии. Какие есть детские сады в Германии, как формируются группы, распорядок дня, питание, дневной сон и другие важные вопросы работы детского сада освещены в данной статье.

Многие родители после принятия решения о переезде на длительное время или даже навсегда в другую страну задумываются о том, как их ребенок будет себя чувствовать в новой обстановке.

Ведь независимо от цели и срока вашего переезда ребенку придется вливаться в новый коллектив в новой стране, заводить новых друзей и учиться жить по правилам нового места жительства.

Речь, конечно же, идет о детских садах.

В Германии можно выделить четыре вида детских садов:

Религиозные детские сады в Германии (подавляющее количество) – в свою очередь, бывают католические и протестантские (евангелистские). Как понятно из названия, детские сады отличаются в зависимости от того, к какой церкви они принадлежат.

  • Государственные детские сады в Германии — бывают не во всех населенных пунктах, не являются религиозными.
  • Детские сады по системе Монтессори — как правило, относятся также к протестантским детским садам, так как исповедуют именно эту религию.
  • Частные детские сады в Германии — например, детский сад при русском обществе или детский сад крупной компании.
  • В крупных городах Германии ощущается дефицит мест в детских садах, поэтому у родителей обычно нет выбора, в какой детский сад отдать ребенка — отдают туда, где есть место.

Впрочем, не стоит беспокоиться, если вы, например, являетесь атеистами, а ребенок попал в католический детский сад — ни о каком насильственном насаждении религии не может быть и речи. Отнесение детских садов к религиозным весьма условно.

Детские сады в Германии делятся на ясли и, собственно, сад для детей постарше. Ясли — удовольствие дорогое и может обходиться родителям от 300 до 600 евро в месяц. Но, даже, несмотря на такие расценки, ясли есть не при каждом детском садике, и попасть в ясли еще сложнее, нежели в обычную группу.

В ясли в Германии берут детей в возрасте от шести месяцев до трех лет. Дети от трех лет и старше ходят в обычную группу. Как правило, в Германии дети посещают детский сад до шестилетнего возраста. Но не редки и случаи, когда ребенка оставляют в детском саду еще на один год по медицинским показаниям или по желанию родителей.

Вообще, деление на группы в детских садах весьма условное. В течение дня дети курсируют из одной группы в другую. В детских садах отсутствует строгое нахождение только в своей группе.

Обычно в группе два воспитателя и один практикант. У воспитателей равные позиции и оба они занимаются детьми одинаково. Практикант помогает им. По сути, он выполняет те же функции, но за меньшие деньги.

Большую часть времени дети в саду предоставлены сами себе. В немецких детских садах отсутствуют обязательные занятия. Исключение составляют лишь дошколята, с которыми проводят подготовку к школе.

В немецких детских садах питание организовано лишь в обед. На завтрак и полдник дети едят то, что принесли с собой из дома. Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, что их малыш будет есть в саду. Чаще всего родители кладут детям нарезку из овощей и фруктов, йогурт и хлебобулочные изделия. Это ребенок будет есть на завтрак.

В немецких детских садах крайне редко бывает своя кухня и повар, поэтому обед привозят в специальных автомобилях. Стоимость обеда не входит в общую плату за посещение детского сада и оплачивается отдельно обычно непосредственно компании, привозящей еду.

Родители вправе отказаться от обеда и забрать ребенка до него. В таком случае им не придется платить за обеды.

Послеобеденный сон не является обязательной частью воспитания в немецких детских садах. В некоторых садиках нет даже специальной комнаты для сна. Вопрос о том, будет ли ребенок спать после обеда, решают только его родители.

Если они скажут воспитателям, что ребенку нужен сон, его будут укладывать спать. Если родители не настаивают на дневном сне ребенка, никто его заставлять не будет.

 Воспитание детей в Германии

В немецком садике царит дух свободы и уважения личности ребенка. Поэтому заставлять что-либо делать – это не про немецкий детский сад. Ребенок вправе сам решать, что ему делать, с кем и когда. Однако это не мешает поддерживать дисциплину.

Это большая редкость и это сразу становится поводом для разговора с участниками конфликта.

Дети в немецком саду учатся жить вместе, играть вместе, помогать друг другу и уважать друг друга.

Детские сады в Германии

Слайд 2В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без каких-либо профессионально

подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим.
Считается, что воспитание как объективный процесс начало складываться в период первобытного человека.
Со временем в обществе стала формироваться потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни.
Сначала воспитанием занимались представители старшего поколения, воспитательные отношения не ограничивались сферой труда.
Взрослые учили детей соблюдать сложившиеся правила, требования, запреты.

Воспитание, как объективный процесс…

Особенности ландшафтного дизайна в Германии

Все характерные черты ландшафтного дизайна той или иной страны напрямую зависят от климата и тех ландшафтных традиций, которые складывались на протяжении нескольких сотен лет. Германия отличается умеренным континентальным и умеренным морским климатом. Это значит, что зима редко бывает с сильными морозами, а лето нежаркое (средняя летняя температура – 19°С). Большое количество осадков, туманы, отсутствие резких перепадов температур делают Германию комфортным местом для произрастания тепло- и влаголюбивых растений.

Германия, наряду с другими западноевропейскими странами, имеет сильную ландшафтную традицию, а также развитую культуру выращивания растений. Эти факторы во многом объясняют те особенности ландшафтного дизайна, которые бросаются в глаза при посещении современных немецких садов.

1. Создавая сады, немцы редко используют годовалые саженцы.

Купить и посадить 10-, 20-, 30-летнее дерево в порядке вещей. В Германии существует большое количество питомников с историей в несколько сотен лет, которые специализируются на выращивании крупномерных деревьев. Технология отработана и доведена до совершенства. В течение всей жизни деревья периодически пересаживают для формирования компактной корневой системы. Таким образом растение легче переносит стресс при транспортировке и быстрее адаптируется на новом месте. Кроме пересадок, все деревья подвергаются регулярной формовочной стрижке. В результате формируется плотная симпатичная крона. Создать взрослый сад за один сезон – это повседневная реальность в жизни буржуа.

2. Весна в Германии наступает рано, уже в феврале.

Поэтому немцы не так зациклены на хвойных породах, которые иногда по полугоду держат всю структуру сада. Основная масса деревьев и кустарников в саду – это лиственные.

3. Так распространенные в России туи в Германии еще надо поискать.

Почему-то они у них не в почете, возможно из-за того, что они не такие пластичные, как, например, сосны. Немцы очень увлечены топиарным искусством. Из сосен и тисов выстригаются бонсаи, штамбы и шпалеры. Карликовые горные сосны Gnom, Mops, Pumilio, а также карликовые ели Nidiformis и Echiniformis сажаются группами или в ряд, как у нас шаровидные туи.

4. Повсеместно используются стриженые живые изгороди.

В Германии запрещено ставить высокие сплошные заборы между участками, а вот посадить сплошную непроглядываемую живую игородь – пожалуйста! Часто можно встретить сад, ландшафтный дизайн которого составляет лишь газон и изгородь по периметру. В качестве таковой используются лавровишня, самшит, тис, граб, бук.

5. Германия – это рододендроновый рай.

Встречаются экземпляры, достигающие 4 метров в высоту. Даже стриженые изгороди из рододендронов можно встретить прямо в центре города. В Бремене создан целый парк рододендронов где представлены не только различные сорта рододендронов, но и другие любители кислых почв и полутени: гортензии, пиерис, леукотоэ, гаультерия. Среди гортензий особенно в почете крупнолистные синих расцветок.

6. Масштабность посадок.

Немцы не любят мельчить, как мы, и сажать по одному растению. Один вид растения сажается как минимум по 5 штук, даже если сад небольшой. Может быть меньше видового разнообразия, но все равно это будут крупные, читаемые пятна.

Образовательные модели детских садов в Германии

Любой детский сад в Германии имеет свою образовательную модель. Прежде чем записать ребенка в детсад постарайтесь максимально точно узнать, что преподают детям и как с ними занимаются. Чаще всего педагогическое развитие деток зависит от спонсоров. Вы должны понимать насколько образование в детском саду соответствует ценностям вашей семьи.

Для того, что бы лучше понять что имеется ввиду – опишу каждую известную мне модель дошкольного образования.

Детский сад Монтессори

Детский сад Монтессори назван в честь итальянского педагога Марии Монтессори. Основополагающий принцип этой концепции заключается в том, что дети рассматриваются как независимые личности. Уверенность в себе и независимость должны развиваться с самого детства. Девиз концепции: “Помогите мне сделать самому”.

На практике это означает, что ребенок сам решает, во что он хочет играть и в какое время. В таких детских садах не развито групповое общение, редко проводятся мероприятия, в которых принимают участие все дети. Малышам предоставляется возможность самим решить, что они хотят делать.

В этой модели педагоги являются лишь проводниками. Но это не значит, что дети предоставлены сами себе. Им помогают, но не настаивают на выполнении каких-либо действий.

Интегративный детский сад

В таких детских садах в одной группе могут находится, как обычные дети, так и дети с инвалидностью или какими-либо нарушениями в развитии. Цель состоит в развитии толерантности. Каждый ребенок может чему-то научится у другого.

Принцип концепции не делить детей на больных и здоровых, ко всем относятся с одинаковым уважением и серьезностью.

Поскольку дети с различными отклонениями учатся совместно с обычными детьми с детского сада, то отчуждение от них в обществе становится редким явлением. Они не чувствуют себя “особенными” и не боятся контактировать с обществом. Также приобретается уверенность в себе и своих силах, которые так необходимы для дальнейшей жизни.

Детский сад Вальдорфа

Основателем вальдорфского детского сада был австрийский педагог Рудольф Штайнер. Эта модель считается не столько воспитанием в детском саду, сколько концепцией всей жизни. На переднем плане находится ребенок и его духовное развитие. Принцип: дети имитируют добропорядочное поведение взрослых.

Важную роль играет связь с природой. Дети играют исключительно с натуральными игрушками и узнают о разных временах года. Главным также является искусство подражания.

Лесной детский сад

Идея создания лесных детских садов пришла в Германию из Скандинавии. Как правило, это полностью открытая территория

Поэтому основное внимание сосредоточено на природе. Но в Германии даже такие детские сады должны иметь как минимум одну закрытую комнату. Основополагающий принцип: научить детей ответственно относиться к природе

Основополагающий принцип: научить детей ответственно относиться к природе.

В лесном детском саду дети должны узнать, что человек – это часть природы. Также в приоритете уважительное отношение к другими людям.

Двуязычные детские сады

Двуязычный детский сад, как следует из названия, основан на том, что общения с детьми происходит на нескольких языках. Эти детсады особенно популярны в районах, где преобладают иностранцы. Такое многоязычие в детских учреждениях в Германии набирает все больше популярности. По статистике за последние десять лет их количество увеличилось почти втрое. Принцип модели: понимание всех культур мира.

В современном мире умение говорить на разных языках приобретает все большое значение. Дошкольники легко воспринимают и поддаются обучению другим языкам.

Двуязычные детские сады также способствует многонациональному образованию.

Ну в таких детских садах масса плюсов, во первых, дети изучают язык в простой и игровой форме, закладываются навыки для дальнейшего изучения. Кроме того, ваш ребенок научится адекватно воспринимать другие культуры, ну и развитие межнациональных связей – не последнее что вы получаете в этом случае. Ну и среди минусов можно отметить нехватку специалистов со знанием двух языков, нет документального подтверждения правильности этой методики. Надо еще помнить то, что не все дети предрасположены к изучению языков, требования в таких детских садах достаточно повышенные.

Без инструкций и шаблонов

Воспитатели должны планировать свою работу с детьми, но обязательных отчетов и письменных планов нет. Дети должны играть без инструкций взрослых и творить без шаблонов.

Одесситка рассказывает, что в немецких садиках сейчас много детей мигрантов. В одной группе могут быть, к примеру, выходцы из Казахстана, Эфиопии и Сирии. Это, безусловно, усложняет работу воспитателей, которым приходится обучать ребенка основам немецкого языка и преодолевать различия в религии и культуре.

Группу, в которой работает Светлана, посещает девочка, которая является одним из отпрысков русского писателя Льва Толстого. Ее отец – принц немецкой земли, где проживает Светлана.  Малышка ее очень любит, тянется к ней, а воспитатели шутят, что девочка чувствует родную кровь.

Очень важно здесь взаимодействие с родителями. Один день в году каждый родитель должен помогать воспитателю в садике. Вместе с мамами и папами здесь проводятся благотворительные ярмарки

При этом ни о каких взносах и сборах денег речи не идет. Родители оплачивают только пребывание в саду, а все нужды сада финансируются государством. О закупке штор, пылесосов и шкафчиков немцы никогда не слышали. Подарки и, тем более, конверты с деньгами для воспитателей, тоже не приняты

Вместе с мамами и папами здесь проводятся благотворительные ярмарки. При этом ни о каких взносах и сборах денег речи не идет. Родители оплачивают только пребывание в саду, а все нужды сада финансируются государством. О закупке штор, пылесосов и шкафчиков немцы никогда не слышали. Подарки и, тем более, конверты с деньгами для воспитателей, тоже не приняты.

Утренники в Германии не похожи на наши театральные постановки со сложными костюмами, в поисках которых Светлана проводила все предпраздничные дни в Одессе. Теперь утренники – это просто праздники, организованные для детей, на которых они поют любимые песенки, танцуют и веселятся.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий