2-й медицинский факультет Карлова университета
Фото из архива 2-го медицинского факультета
Помимо стандартной программы обучения по общей медицине, на 2-м медицинском факультете изучается детская медицина.
Дело в том, что 2-й медицинский факультет Карлова университета возник на основе Факультета детской медицины Карлова университета в Праге. Хотя сегодня факультет предоставляет общее медицинское образование, план обучения сохранил расширенную программу изучения детской медицины. В отличие от студентов других медицинских факультетов, студенты 2-го медицинского подробно изучают педиатрические аспекты в неврологии, гематологии, онкологии, психиатрии, ортопедии, кардиологии, стоматологии и других дисциплинах.
В 2021/2022 академическом году на 2-й факультет было подано 3 596 заявлений от абитуриентов. Экзамены на данный медфакультет в Чехии очень серьезные: по результатам приняли всего 422 человека. Факультет имеет качественную клиническую базу – Факультетскую больницу Мотол с широким спектром пациентов.
Вступительные экзамены проходят в два этапа. Первый тур состоит из теста по биологии, физике и химии и теста на общие предпосылки к изучению медицины. Тест на общие предпосылки проверяет способности логического мышления, понимания объемного научного текста, способности интерпретировать данные графиков, пространственное мышление. Во второй тур переходит 400 лучших абитуриентов. Второй тур – устное собеседование перед комиссией, где абитуриент вытягивает два вопроса. Цель экзамена – проверить коммуникационные способности абитуриента, умение обосновать собственное мнение и продемонстрировать интерес к выбранной специальности.
Абитуриенты, успешно сдавшие строгие вступительные экзамены, показывают высокие результаты во время учебы. На Первом медицинском факультете после первого курса отчисляют очень много студентов. На Втором медицинском факультете отчисления, если верить статистике, очень редки.
2-й медицинский факультет сравнительно небольшой, поэтому его отличает индивидуальный подход преподавателей к студентам (на одного педагога приходится около четырех студентов), и ребята чувствуют себя на факультете, как дома. Студенты начинают работать с пациентами уже с первого курса. Самые способные и талантливые второкурсники могут участвовать в обучении младших коллег.
Сайт факультета: www.lf2.cuni.cz
Ведущие медицинские вузы Чехии
Одни и те же медицинские вузы Чехии, даже факультеты медвузов попадают на разные позиции в различных рейтингах, чешских, европейских и мировых. Поэтому говорить о безоговорочном распределении «мест» некорректно. Однако, сама десятка лидеров достаточно устойчива, и отражает реальное положение дел по квалификации преподавателей, методикам преподавания, наличию современного оборудования, пропорции и качеству практики в настоящих клиниках и больницах.
Карлов университет
Первый медицинский факультет в Праге обучает по специальностям: аддиктология, акушерство, диетология, общая медицина, санитария, стоматология, уход за больными, физиотерапия, эрготерапия.
Второй факультет в Праге: общая медицина, уход за больными, физиотерапия.
Третий пражский факультет: дентальная гигиена, общая медицина, общественное здравоохранение, уход за больными, физиотерапия.
Медицинский факультет Карлова университета в городе Пльзень: общая медицина, стоматология.
Медицинский факультет в Градец Кралове: общая медицина, стоматология, уход за больными.
Университет Масарика в городе Брно
Специальности: акушерство, дентальная гигиена, диетология, здравоохранение, обучение лаборантов, радиологических ассистентов, общая медицина, оптика, стоматология, физиотерапия.
Университет обороны в Брно
Факультет военной медицины стал преемником Военной медицинской академии Яна Евангелиста Пуркине в Градце Кралове. Оба учебных заведения, старое и новое, пользуются уважением среди военных и в медицинских кругах.
Чешский Технический Университет в Праге
Бакалавриат и магистратура посвящены одной единственной специальности: биомедицинская и клиническая техника. Нужно добавить, что это весьма разнообразная и перспективная ветвь медицины, которая включает в себя изучение организма человека, норм и патологий, а также различные методы диагностики, коррекции и лечения заболеваний.
Перспективы выпускников
Чехия заинтересована в специалистах в области медицины так же, как и зарубежные страны
Чешские издания неоднократно обращали внимание на то, что многие выпускники медицинских факультетов используют возможность уехать работать за границу, чтобы получить опыт или остаться в другой стране на более выгодных условиях. Понимая это, государство и сами больницы прилагают усилия, чтобы удержать выпускников и заинтересовать иностранных специалистов
Положение врачей-иностранцев в Чехии
Пражский образовательный центр предлагает специальную программу обучения для абитуриентов, заинтересованных в медицинском образовании. Она включает в себя языковые занятия и профильную подготовку по предметам, необходимых для сдачи экзаменов. На любые вопросы по поводу обучения и вступительных экзаменов смогут ответить наши высококвалифицированные преподаватели. Подробнее …
Хотите остаться в Чехии после завершения обучения в чешском вузе? Подробнее об этом мы рассказали в данной статье >>>>>
3-й медицинский факультет Карлова университета
Фото из архива 3-го медицинского факультета
Обучение на 3-м медицинском факультете Карлова университета отличается своей структурой. Руководство факультета в 90-х годах провело концептуальные изменения и разделило обучение на три цикла, которые, в свою очередь, подразделяются на модули.
Обучение ведется на конкретных клинических ситуациях, благодаря чему студенты развивают логическое мышление и учатся самостоятельно принимать решения. Цели обучения соответствуют программе европейских медицинских факультетов Euroskills, к которой присоединился 3-й медицинский факультет.
Студентам дается возможность понять изучаемую проблематику в широком контексте с точки зрения нескольких взаимосвязанных специальностей. Большое значение придается освоению практических навыков, индивидуальному и самостоятельному подходу к обучению.
3-й медицинский факультет включает в учебные планы гигиену и профилактику, трудовую и туристическую медицину, медицинское право, медицинскую этику, научную методологию и предлагает широкий выбор курсов по выбору.
Студенты работают с пациентами с первого года обучения.
Вступительный экзамен проходит в два тура. Первый тур – тест по биологии, физике и химии. Второй тур – устное собеседование, на котором абитуриент должен интерпретировать популярный научный текст. Также оцениваются коммуникационные способности, способности самостоятельного мышления и общие знания.
В отличие от Первого и Второго факультетов, Третий факультет не издает сборники типовых заданий вступительных тестов.
Сайт факультета: www.lf3.cuni.cz
МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОСТРАВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Остравский университет (Ostravská univerzita) – одно из ведущих высших образовательных учреждений Чехии, осуществляющее подготовку по ряду популярных на современном рынке специальностей. Это самый «молодой» медицинский факультет в Чехии, который, по словам его руководителей, стремится к индивидуальному подходу к студентам. Аудитории оборудованы современной техникой. Возможно обучение на английском и итальянском языках на нескольких специальностях.
Медицинский факультет Остравского университета предлагает широкий спектр профессиональных и практически ориентированных учебных программ, аккредитованных на чешском языке: программы бакалавриата (3 года), программы магистратуры (6 лет), программы продолжающей магистратуры (2 года), докторские программы.
Бакалавриат (дневная форма обучения)
- Эрготерапия (Ergoterapie)
- Физиотерапия (Fyzioterapie)
- Диетология (Nutriční terapeut)
- Охрана здоровья населения (Ochrana veřejného zdraví)
- Медсестра-акушерка (Porodní asistentka)
- Медицинская сестра (Všeobecná sestra)
- Ассистент-лаборант (Zdravotní laborant)
- Фельдшер
Продолжающаяся магистратура (обучение длится 2 года):
- Физиотерапия (Fyzioterapie)Реаниматология (Intenzivní péče)
- Уход за пациентами в акушерстве (Komunitní péče v porodní asistenci)
- Специалист в области охраны здоровья населения (Odborný pracovník v ochraně veřejného zdraví)
- Уход за больными в области гериатрии (Ošetřovatelská péče v geriatrii)
- Уход за больными в области педиатрии (Ošetřovatelská péče v pediatrii)
Магистратура (обучение длится 6 лет):
Лечебное дело
Медицинские вузы: Карлов и Масариков университеты в топе
Несмотря на медицинский профиль, все учебные программы делятся на медицинские и околомедицинские. Так, к «немедицинским» специальностям медвузов относят дипломы: акушеров, медсестер, лаборантов, оптиков, логопедов, протезистов, психологов, физиотерапевтов, ассистентов и десятков других специализаций, которые не связаны с непосредственным и сильным воздействием на тела пациентов. Такие выпускники могут сразу после окончания вуза приступить к работе в клинике.
Студенты медицинских специальностей (а это все, не вошедшие в список «немедицинских»), после окончания основного обучения должны сначала пройти 1-2 годичный курс интернатуры. Только после обширной практики им будет предоставлено право работать по специальности самостоятельно.
Всего в Чешской Республике пять университетов, где можно получить качественное медицинское образование:
- Остравский университет (Ostravská univerzita)
Вступительные экзамены
Итак, закончился учебный год. Сын подал документы на 3 медицинских факультета Карлова университета в Праге (1-й, 2-й, 3-й), Пльзни, Градце-Кралове, а также на медицинский факультет Масарикова университета в Брно. Масариков университет сразу отпал, т.к. экзамены совпадали по срокам с 2-м факультетом в Праге. Позднее выяснилось, что там был еще один день, можно было написать заявление и сдавать, но мы «зевнули».
Первый экзамен был в пятницу, на 1-й медицинский факультет в Карлов университет в Праге. Начало в 9 утра, накануне сын с приятелем съездили и посмотрели, куда подходить. В 9:00 зашли на первый экзамен. Тест из 100 вопросов по химии — 2 часа, затем перерыв в час. Второй тест со 100 вопросами по физике — 2 часа, перерыв в час. Третий тест по биологии со 100 вопросов занял 1,5 часа. Результаты стали известны через 4 дня в личном кабинете на сайте университета, обычно это бывает раньше, но мы писали в пятницу.
В понедельник – медицинский факультет Карлова университета в Пльзни. Уехали туда накануне, переночевали в отеле. Начало в 8:00. Так же три теста, но уже по 50 вопросов, перерывы по 15 минут.
Во вторник первый тур на 2-й медицинский факультет Карлова университета в Праге, в Мотоле: три теста по 25 вопросов на каждый предмет, дается час и 15 минут. После 20-минутного перерыва следует 45-минутный экзамен на логику, включает в себя 25 логических задач.
К этому экзамену по логике в Марианках не готовят, надо это помнить и самостоятельно заниматься, благо, задачники в свободном доступе. Нам же пригодился наш физмат-класс.
Тогда же во вторник мы получили результаты с 1-го факультета: принят. К вечеру пришли результаты со 2-го факультета: прошел на собеседование. На следующий день пришли результаты из Пльзни: принят.
В четверг пошли на собеседование на 2-й медицинский факультет. На собеседование не прошло больше 1 200 человек:
Из прошедших на собеседование СЕМЕРО было из Марианок. Наших русских детей! Это исключительный результат! Второй факультет набирает всего 200 (двести) человек. Конкурс огромный. И наших было семеро!
Тех, кто сдали труднейшие тесты и прошли экзамен по логике! Мы видели, как выходили чешские дети с экзаменов, они говорили, что очень трудно. Прошедших разбили на 2 потока, по 25 групп. Первый поток начинал собеседование в 8:00, в каждой группе было по 10 абитуриентов. Второй поток начал заходить в 13:00, это 150 человек, 25 групп по 6 человек.
Собеседование в нашем случае проходило так — тянул билет, в билете два вопроса: генная инженерия в медицине и принятие решения для продолжения лечения в случае отрицательного прогноза.
На 2-й факультет сын, к сожалению, не прошел, но мы уже изначально мы были настроены на 1-й факультет Карлова университета. Мы с мужем врачи, учились в больших, с историей, институтах. Нам, как никому, понятна значимость преемственности в подготовке врача. Кроме того, 2-й медицинский факультет все-таки больше педиатрический. Короче, наш сын — студент 1-го медицинского факультета Карлова университета.
На вступительные экзамены в Градец-Кралове 21-го июня он не поехал, т.к. главная цель, поступление на 1-й факультет, была достигнута.
Сколько стоит медицинское образование в Чехии
Для того, чтобы понять каким ценным, в прямом смысле слова, может быть чешский язык для студентов, достаточно ознакомиться с ценами на обучение. Как и любое другое, медицинское образование в Чехии платное, если преподавание ведется на английском или любом другом иностранном языке, и бесплатное для обучения на чешском.
Иностранные студенты могут учиться в Чехии бесплатно до 7 лет – чего достаточно для получения степени магистра по большинству медицинских специальностей, а также прохождения интернатуры, если она требуется до начала практической работы.
Если по каким-либо причинам иностранный студент не желает или не может воспользоваться бесплатным обучением на чешском языке, ему придется оплачивать свою учебу. Расценки сильно разнятся, в зависимости от учебных программ, вузов и факультетов. Например, пражские факультеты Карлова университета за обучение по медицинским специальностям на английском языке возьмут от 12 до 13 тысяч евро в год. Нижняя планка оплаты в других вузах и городах Чехии значительно скромнее, но в любом случае речь идет о тысячах евро ежегодно. Поэтому самостоятельное изучение чешского языка или специализированные языковые курсы, несомненно, окупятся.
Зарплаты врачей в Чехии
Заработная плата по окончании обучения – не последний вопрос, который интересует студентов. Одно можно сказать точно: потребность в квалифицированном медицинском персонале есть.
Чешское правительство уделяет особое внимание этой сфере, привлекая специалистов и уровнем зарплаты. Так, в 2019 году, по данным Института медицинской информации и статистики она выросла на 8%
Теперь врачи в среднем получают 77,5 тыс. крон, а медсестры 38 тыс. крон.
Средняя зарплата чешского врача, работающего в государственной клинике, с учётом квалификации, премий и доплат за переработки составляет 62 735 крон (≈2 400 евро), устойчивая сумма – 32 450 крон (≈1250 евро). Зарплата молодого специалиста меньше, составляет в районе 23 000 крон (≈900 евро) и также зависит от полученного образования (только бакалаврское или полное медицинское), места работы (частная или государственная клиника), переработок, премий и стажа.
Предыстория
Позади вступительные экзамены, уже можно писать о своих впечатлениях от прошедшего года. Мы можем, конечно, описать только собственный опыт с обязательной поправкой именно на своего ребенка и нашу семью. Потому, что все наши дети абсолютно разные и каждый родитель знает сильные и, самое главное, слабые стороны своего ребенка. Однако, мы надеемся, что наш опыт поможет вам и вашим детям сделать правильный выбор и, возможно, убережет от ошибок и разочарований.
Наш случай отличается тем, что в Чехии живет и работает наша старшая дочь, она закончила здесь технический вуз несколько лет назад, поэтому выбор страны для получения высшего образования для младшего ребенка был, практически, решен. Однако выбор именно медицинского образования стал для нас неожиданностью, так как наш сын интересовался химией и думал поступать в ВШХТ в Праге, а туда вступительные экзамены сдавать не нужно. Но после 10 класса он вдруг круто изменил свои планы и решил поступать в медицинский институт.
Получать медицинское образование в России мы сочли нецелесообразным. Вот тут мы приняли очень непростое решение, которое я считаю очень рискованным и не могу посоветовать поступать так же.
Однако постараюсь объяснить наши мотивы. Итак, мы приняли решение не сдавать ЕГЭ. То есть не сдавать профильные предметы вообще. Сдать только русский язык и базовую математику. Таким образом мы отсекали возможность поступать в этом году в российские вузы. Это был непростой выбор, т.к. сын учился в физико-математическом классе гимназии.
Само собой разумеется, что химия и биология преподавались «не очень». В течение 11-го класса он занимался дополнительно по этим двум предметам, готовясь к вступительным экзаменам по чешским учебникам, купленным сестрой в Праге. К тому времени мы уже в течение года занимались чешским языком по скайпу с чешским преподавателем (скорее для знакомства с языком, чтобы понимать, что перед ним стоит). Сын переводил вопросы, и они с репетиторами прорабатывали эти темы.
Подготовительные курсы чешского
Выбором подготовительного отделения мы занимались за полтора года до поступления и сознательно выбрали UJOP Карлова университета, оформляли документы через Подебрады.ру, несмотря, что это могла сделать наша дочь, однако нам понравилась организация работы этой фирмы, и мы не разочаровались, четкая работа ребят вызывает огромное уважение. Хотелось бы отдельно поблагодарить Илью Рудомилова за фантастическую обязательность и предусмотрительность. Практически все сложности и подводные камни прекрасно освещены на его сайте, которым он постоянно занимается и обновляет. Это нечасто встретишь.
Документы, подготовленные с помощью ребят, к собеседованию в посольстве были отличными, в январе мы уже получили студенческую визу. Собеседование не запомнилось, прошло быстро, доброжелательно, родителей в посольство не пустили, несмотря на несовершеннолетний возраст, но это не оказалось нужным.
В сентябре мы приехали в Марианские Лазни. Заблаговременно мы забронировали комнату в общежитии Осборн с двухместным размещением. Есть второе общежитие, Балморал, оно немного подороже, но в нем удобства в номере, в нашем случае в номере была только раковина. Эти два корпуса соединены переходом, в котором находится столовая, кормят дешево и доброкачественно. Не знаю, как еда нравилась девочкам, но мальчишки были довольны.
Можно обедать за 60 крон (три блюда) и ужинать, ужин стоит подороже и не комплекс, а по меню. Можно готовить самостоятельно. Кухня на каждом этаже. Большие холодильники.
Комнаты небольшие, но удобные. Чисто. Постельное белье меняют раз в 10 дней. Есть прачечная, где можно за монетки постирать и высушить одежду. Нет нужды говорить, что Марианские Лазни — это курорт, очень красивый и спокойный город.
За безопасность своих детей можно быть абсолютно спокойными. НО! Призываю всех, кто думает отправлять свое дитя в нежном возрасте в другую страну для тяжелого труда. Оцените своего ребенка максимально объективно. Какова его стрессоустойчивость, как он может самоорганизовываться. Как быстро он сходится с людьми и не сильно ли он подвержен чужому влиянию. Как реагирует на агрессию.
Наш сын достаточно эмоционален, часто не умеет выходить из конфликтных ситуаций, может быть нервозен. Склонен перекладывать свою вину на других или обстоятельства. Кроме того, он болезненно боится не оправдать наших надежд. Я не знаю, чем бы закончился для нас этот год, если бы мы не имели возможности постоянно проведывать его.
Дважды за год на месяц мы отправляли в санатории в Марианки бабушек, он часто общался с сестрой. И все равно, я могу сказать, что это был очень тяжелый год. Наш мальчик фантастически работоспособен, усидчив и обязателен. Это тоже не совсем плюс, потому, что к концу года он практически не отдыхал, перестал ходить в бассейн (он занимался плаванием и это ему очень хорошо всегда помогало расслабится).
Серьезно болел он однажды. Это потребовало назначения антибиотиков (по страховке, после обращения к врачу) и дополнительного лечения, уже по назначению нашего пульмонолога.
Возможно ваш ребенок гораздо лучше нашего может адаптироваться к всякого рода психологическим и физическим препятствиям, тем лучше, Вам не потребуется часто его навещать. Можно общаться по скайпу, вайберу и т.д. Мы наблюдали детей, которые гораздо легче переносили «тяготы» студенческой жизни. Девочки, как мы заметили, гораздо лучше адаптируются. Из 12 лучших студентов по окончании обучения всего трое — мальчики. Мы не хотим никого пугать, но нужно помнить, что в Чехии легкие наркотики находятся в свободной продаже.
Что требуется для поступления в чешские медицинские вузы
Вступительные экзамены все абитуриенты, и чешские, и иностранцы, сдают на общих условиях. При поступлении на медицинские специальности нужно сдать экзамены по химии, биологии и физике. Кроме того, некоторые вузы добавляют TSP (тест на логику и внимательность). Очень редко бывает также экзамен по латыни, но он достаточно поверхностный, не для проверки глубоких знаний.
Отличия для иностранцев заключаются в двух основных требованиях:
- Нострификация (заверенный перевод на чешский язык) аттестата о среднем образовании при поступлении на бакалавриат, а если речь идет о магистратуре – то и диплома бакалавра, полученного за пределами Чехии.
- Подтверждение знания чешского языка на уровне B2 или выше (свободное общение и чтение газет), а также (хоть это и не входит в официальные требования, но на самом деле необходимо для поступления) знание переводов на чешский язык основных профессиональных и смежных терминов, названий, определений.
В остальном поступление и учеба в вузах Чехии для иностранцев ничем не отличается от граждан Чехии. Включая возможность подавать заявления в несколько вузов одновременно, а также получить образование бесплатно в том случае, если преподавание ведется на чешском языке. Именно поэтому есть смысл потратить немного времени (обычно около года) на изучение чешского языка.
Впрочем, чешский язык необходим не только для экономии, без него о большинстве учебных программ страны придется забыть. В Чехии есть программы обучения на английском языке, в том числе по медицинским специальностям. Но это исключение, а не правило. Пожалуй, для русских абитуриентов это даже скорее преимущество. Нам чешский доступнее, чем многим другим иностранцам, из-за общих корней и схожести языков.
На вступительных экзаменах ничем нельзя пользоваться — ни словарем, ни даже калькулятором. Поэтому подготовка к сдаче вступительных экзаменов для будущих врачей не пустая формальность. Абитуриент должен переводить с чешского и обратно названия частей тела и органов, химических элементов, физических процессов, другие профессиональные термины и определения. Иначе даже располагая необходимыми знаниями, будет сложно понять вопросы и грамотно на них ответить.