Проблема нелегальной миграции в современном обществе

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Если законодательство страны не признаёт право почвы, то все дети, которые рождены иностранными гражданами на её территории, также являются нелегалами.

Что такое незаконная миграция

Несмотря на то, что мировой уровень законов в этой сфере значительно был ужесточён, проблема незаконной миграция в Россию продолжает существовать, а количество мигрантов с каждым годом увеличивается.

Действия по незаконному пересечению границы РФ, согласно действующего законодательству, считаются преступлением, ответственность за которое содержится в ст. 322.1 УК РФ. Кроме того, возможно наложение административных штрафов, в соответствии со ст. 18.9, 18.10 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения будут являться общественные отношения, на которое лицо оказывает своё посягательство, то есть отношения, которые регулируют порядок управления тем или иным государством.

Объективная сторона выражается в посягательстве во внешней среде, предполагает совершение определённых действий, направленных на достижение нужного результата.

Субъектом данного правонарушения является гражданин того или иного государства, который совершил опасное деяние, выражающееся в незаконном пересечении границы.

Субъективная сторона заключается в отношении самого лица к совершаемому преступлению.

Несмотря на то, что получить всю разрешающую документацию для проживания в РФ не так и тяжело, многие лица продолжают пребывать на её территории незаконно. Основной причиной служит экономия на оформлении бумаг, при этом общий показатель эмигрантов, по отношению к 2016 году, был снижен более чем в 1,5 раза. Однако стремительно растёт количество мигрантов с Центральной Азии, в связи с этим по статистике 2017 года резко возросло количество депортированных граждан.

К сожалению, на сегодня подсчитать количество незаконных мигрантов очень затруднительно.

Статья 322.1 Уголовного кодекса РФ «Организация незаконной миграции»

Статья 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»

Права нелегалов

Человек, находящийся на территории страны нелегально, в любом случае имеет меньше прав, чем гражданин этого государства. В Россию наибольшее количество мигрантов приезжает из Центральной Азии. В середине 2016 года их было примерно четыре миллиона человек.

Как правило, незаконные мигранты живут в дешевых общежитиях или на складах предприятий. Прав у них нет никаких, если не заключен официальный договор с работодателем, и социально эти люди не защищены. Отмечают, что нелегалы иногда могут попадать в трудовое рабство, а их работу некоторые наниматели оплачивают с большими задержками, иногда не оплачивают совсем.

Ответственность за организацию нелегальной миграции

Практически во всех странах организация нелегальной миграции относится к уголовно наказуемым деяниям. В качестве санкции обычно предусмотрено лишение свободы, иногда срок может составлять десять и более лет.

В контексте рассматриваемой темы следует определиться с тем, что же, с точки зрения права, представляет собой организация и содействие нелегальной миграции. К уголовной ответственности лицо может быть привлечено, если оно занималось организацией незаконного пересечения границы государства и дальнейшего незаконного нахождения мигрантов на территории определённого государства. Наказание понесут также и те, кто организовывал транзит нелегалов через территорию страны.

Законом предусмотрено, что организатором будет считаться человек, занимавшийся планированием, подбором участников, а также непосредственным руководством нелегальной миграции.

В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность и за содействие нелегальной миграции. Лица, в отношении которых может быть открыто уголовное производство, в данном случае могут быть помощниками организаторов, отвечать за логистику, размещение мигрантов и т. д. То есть, выполнять вспомогательные функции.

Ответственность за организацию нелегальной миграции в России предусмотрена Статьёй 322.1 УК РФ. Максимальная санкция статьи предусматривает до семи лет лишения свободы и штраф до полумиллиона рублей.

Организация нелегальной миграции в России уголовно наказуема

В последние годы борьба с нелегальной миграцией в Российской Федерации ужесточается, что приносит свои плоды. Тем не менее только в Москве, по оценкам муниципальных властей, сегодня треть мигрантов являются нелегалами.

Почему нелегальная трудовая миграция продолжает процветать в России? Например, средняя заработная плата в России в октябре 2018 составила 42 тыс. рублей. Но с этой суммы необходимо уплатить налоги. Нелегальный мигрант, например, из Таджикистана, готов работать за 30 тысяч. Эта сумма, по меркам его родной страны, является очень солидной. К тому же работодателю нет необходимости платить отчисления за работника в госбюджет. Выгодно ему это или нет? Конечно, выгодно. Как выгодно и нелегальному трудовому мигранту, которому нет необходимости платить за оформление разрешения на работу и так далее. Подобная ситуация актуальна и для других стран.

Истоки нелегальной миграции

Как нетрудно догадаться, нелегальная иммиграция — это преступление, связанное с пересечением государственных границ или нарушением режима пребывания в той или иной стране. Вообще человек, желающий перебраться жить за границу, должен обратиться в иммиграционную службу, получить разрешение на проживание или сразу ВНЖ.

Несколько лет «санкционированного» проживания — и путешественник может оформлять ПМЖ (постоянное место жительства), а затем получать гражданство.

На данный момент больше всего кочевников направляется в европейские страны и США из Сирии, Ирана, Ирака, Сомали и государств Чёрной Африки. Некоторые из них добираются и до России — и, увы, каждый второй работает здесь неофициально. Если вы хотите тщательнее разобраться, что такое миграция вообще и в современном мире в частности, читайте другие статьи на нашем сайте.

Но далеко не все мигранты готовы тратить время и деньги на получение документов — им гораздо удобнее пойти на риск и оставаться в тени. Бывает и такое, что человек перебирается за рубеж вполне легально, а затем перестаёт продлевать ВНЖ. Обобщая случаи незаконной миграции, можно выделить три типа таких преступлений:

  • по степени продуманности — организованные и стихийные; первый тип актуален в первую очередь для трудовых мигрантов, второй — для беженцев;
  • по количеству человек, перебирающихся за рубеж, — индивидуальные и групповые;
  • по способу пересечения границы — через неохраняемую территорию, через официальный пограничный пункт по поддельным документам или через официальный пограничный пункт по подлинным документам (в последнем случае мигрант становится нелегальным в тот момент, когда его виза или разрешение на проживание заканчивается).

Почему появляются нелегальные мигранты

Вполне естественно, что люди стараются узнать, как нелегально иммигрировать и задержаться в другой стране, не от лучшей жизни. Часто нарушители перебираются за границу вместе с семьями, и примерным гражданам развитых государств это кажется глупым. И действительно, кочевники серьёзно рискуют, ведь сотрудники иммиграционной службы могут применить к ним следующие меры:

  • наложение штрафа: так, в Японии за пребывание в стране без соответствующих разрешений с человека могут потребовать 300 000 йен — на 2016 г. это приблизительно 2 580 €;
  • лишение свободы: в Израиле, например, мигранты сидят в тюрьмах до установления личности, а прохождение официальных процедур занимает примерно месяц;
  • депортация из страны.

Более серьёзные меры применяют к людям, способствующим нелегальной миграции и нанимающим сотрудников, не оформивших соответствующих бумаг. Такую деятельность могут оценить тюремным сроком до четырёх лет. И всё же причины, по которым люди нелегально переезжают за рубеж сами или содействуют в этом другим, довольно веские:

  • экономическая выгода – в большинстве развитых стран существует значительный спрос на «дешёвый» неквалифицированный труд, и для приезжих из восточных и африканских государств работа с большими рисками всё равно более выгодна, чем труд на родине;
  • безопасность — нелегальные мигранты бегут от стихийных бедствий, войн, от притеснений по религиозным убеждениям, и проблемы, связанные с нарушением законов, кажутся им несущественными, ведь главное — спастись;
  • личные причины — укрыться за границей нередко стремятся люди, которые на родине нарушили закон или столкнулись с недоброжелателями.

Также появлению нелегальных приезжих в развитых государствах способствуют лазейки в законах и недостаточно строгие наказания, с одной стороны, и коррумпированность органов, занимающихся проблемами мигрантов, с другой. Что касается не самих кочевников, а преступников, организующих поставки дешёвой рабочей силы, то их привлекают в первую очередь лёгкие деньги. По статистике, нелегальная миграция — одна из самых доходных форм чёрного бизнеса.

Социальные проблемы миграции

Определение 1

Миграция – процесс социальный, представляющий совокупность перемещений населения между населенными пунктами, районами и целыми странами.

Наибольшее значение в социальном отношении имеет безвозвратная (стационарная) миграция, представляющая собой не только пространственное перемещение людей, но и их территориальное перераспределение.

Безвозвратная миграция выступает начальным этапом формирования состава населения, его приживаемости в конкретном районе. Мигрант на стадии обустройства и адаптации в районе вселения является новоселом.

В структуру миграционного процесса входят: формирование мобильности, перемещение, адаптация к новому месту жительства.

С социальной точки зрения к функциям миграции относятся:

  • функция повышения подвижности – обеспечение пространственной подвижности, сменяемости состава населения различных районов и мест жительства отдельных лиц;
  • функция перераспределения – перераспределение численности населения в результате различного размещения между отдельными территориями (с учетом природных зон, экономических районов, типов поселений) производительных сил; имеет два аспекта – межпоселенный и межтерриториальный;
  • функция селекции населения – изменение качественных показателей населения различных территорий, связанное с неравномерной миграцией разных социально-демографических групп.

Интенсивность миграции на определенной территории зависит от численности населения и от общего числа перемещений. В течении определенного времени в перемещениях могут участвовать как одни и те же, так и разные люди. Поэтому общее число переселений и количество мигрантов – величины неидентичные. Более социально активным является более подвижное население.

Миграция трудовых ресурсов в направлениях, выгодных для страны, выступает значительным фактором повышения производительности труда. Такая миграция позволяет наиболее полно использовать квалификационную подготовку, профессиональные навыки мигрантов, направлять высвобождающиеся трудовые ресурсы в места, где в них возникает наибольшая потребность.

Замечание 2

Суть социального значения миграции заключается в специфическом обеспечении различных перемещений членов общества, проявляющихся в изменении социального положения.

Внутренняя миграция ведет к перемещению людей из одних социальных групп в другие. Так, миграция сельского населения в города ведет к тому, что большая часть жителей села приобретает новые, часто более сложные специальности, занимает более высокое социальное положение.

Миграция играет большую роль в осуществлении социальной селекции. В сельской местности выбор сфер приложения труда ограничен, поэтому переселение в город дает возможность сельским жителям получить более высокую квалификацию. Их последующее социально-профессиональное продвижение предотвращает конфликты на почве несоответствия между степенью одаренности человека и его общественным положением, способствует социальному прогрессу.

Без вины виноватые

 Причины, по которым люди решаются на переселение – постоянное или временное – в другую страну могут быть разными. Это и простое желание заработать, а иногда – попытка укрыться от военного или религиозного конфликта, протекающего в странах их происхождения. В любом случае трудовые мигранты сталкиваются в развитых странах с целым комплексом трудностей. Проблемы с документами, разрешающими пребывание и/или трудовую деятельность, автоматически создают для иностранных рабочих сложности с законом в государстве пребывания. Еще хуже, когда отсутствие необходимых документов заставляет их переходить в разряд нелегалов, что не позволяет им заниматься квалифицированной работой. Таким образом, людям остается лишь соглашаться на такие рабочие места, которые местные граждане игнорируют по причине низкой оплаты труда и отсутствия карьерных перспектив. Общими проблемами для мигрантов являются бедственные условия проживания, отсутствие социальной защищенности, раздраженная реакция со стороны местного населения на их пребывание.  Еще одной страшной действительностью нелегальной миграции является торговля людьми – в мире отсутствует точная статистика пропавших без вести людей, отправившихся работать в другие страны. Транснациональная организованная преступность в своих интересах использует факт незаконного пересечения границ государств, продавая мигрантов в рабство.   Сталкиваясь с отношением к себе, как к людям «второго сорта», мигранты замыкаются в своих диаспорах, если государства-реципиенты не способны решить вопрос их равномерного расселения среди коренного населения страны. «Врастание» в жизнь новой страны существенно осложняется различиями в религии и национальных традициях. Нежелание мигрантов инкорпорироваться в местную культуру и отсутствие у местного населения встречного желания принять их как равных приводят к росту экстремизма и насилия, что наглядно продемонстрировали события конца 2005 года во Франции (впрочем, в 2009 году французские мигранты снова бастовали), Бельгии и Германии. Учитывая последние тенденции, а также рост числа незаконных мигрантов из Северной Африки, благополучным европейским странам еще придется столкнуться с новым витком «проблемных» мигрантов. Первым сигналом уже в текущем году стали разногласия на межгосударственном уровне в рамках Евросоюза, причиной которым послужил неконтролируемый миграционный наплыв уроженцев из охваченных нестабильностью североафриканских стран.

Законодательное регулирование миграционных процессов и правовая основа борьбы с незаконной миграцией

История международного правового регулирования миграции весьма парадоксальна. Вторая половина минувшего века была отмечена усилиями мирового сообщества, направленными на правовую защиту мигрантов. Начало нынешнего века охарактеризовалось международными усилиями, направленными на создание правовых заслонов для нелегальной миграции.

Меры, предпринимаемые государствами, являющимися центрами для нелегальной миграции, можно условно разделить на следующие категории:

  • борьба с причинами нелегальной миграции,
  • ограничение миграционных потоков и установление максимального контроля над ними на международном уровне,
  • законодательное регламентирование борьбы с нелегальной миграцией внутри принимающей страны и одновременно создание правовых механизмов социальной помощи мигрантам.

Борьба с причинами нелегальной миграции заключается, с одной стороны, в устранении факторов, способствующих её возникновению. С другой стороны, происходит борьба с организаторами нелегальной миграции.

Власти высокоразвитых в экономическом отношении стран стараются выделить гуманитарную помощь странам-донорам беженцев, находящимся в депрессивных регионах мира. Это может быть гуманитарная помощь для населения стран, где не прекращаются вооружённые конфликты, поставка продовольствия в регионы, охваченные голодом, оказание помощи государствам, пережившим стихийное бедствие и так далее.

Борьба с нелегальной миграцией становится эффективной тогда, когда перекрываются ее каналы. Каналы создаются организаторами нелегальной миграции. К борьбе с ними подключён Интерпол, а также специальные службы и силовые структуры многих государств. В первую очередь речь идёт о тех странах, которые более всего страдают от миграционного кризиса. Правительство этих государств выделяет дополнительные средства для усиления охраны границ, в том числе инженерно-техническими средствами. Также значительные средства выделяются странам, сквозь которые проходит нелегальный миграционный трафик.

Рассмотрим сказанное на примере Италии. В 2018 году на усиление патрулирования и охрану морской границы Италией выделено дополнительно 280 млн евро. Рим направил на строительство лагерей для беженцев в Нигерии и Чаде 180 млн евро, на эти цели также выделено 140 млн евро Марокко. Королевство же, в свою очередь, обязалось способствовать не только строительству лагерей для беженцев, но и значительному усилению охраны своей морской границы, препятствуя отправке нелегалов на европейский континент.

С берега Марокко до Испании — рукой подать, поэтому Европа просит североафриканское королевство обезопасить свои морские границы от нелегальных мигрантов

В последние годы наметилась тенденция значительного ужесточения иммиграционного законодательства в странах Европейского Союза, а также усиления иммиграционного контроля.

На волне борьбы с проблемой нелегальной миграции во многих европейских странах начали приходить к власти праворадикальные партии. Европейский кризис мигрантов также во многом определил результаты всенародного референдума в Соединённом Королевстве о выходе его из состава Европейского Союза.

Квоты на приём вынужденных мигрантов, принятые большинством стран Евросоюза, также относятся к правовому регулированию нелегальной миграции.

После победы Дональда Трампа на президентских выборах американским Конгрессом принят пакет законов, направленный на существенное ограничение притока вынужденных мигрантов из африканских и ближневосточных стран, которые пытаются приехать в США с перспективой запроса статуса беженца.

Одной из форм правового регулирования нелегальной миграции является заключение межгосударственных соглашений между странами, принимающими мигрантов, и странами-донорами. Они предусматривают квоты на приём мигрантов, а также легализацию тех, кому повезло в них попасть. Подобным образом часть нелегальной миграции стараются узаконить и контролировать, одновременно ужесточая санкции в отношении нелегалов.

В то же время международно-правовым регулированием предусматривается соблюдение прав человека на свободу выбора места проживания, свободу передвижения и защиту от любых форм дискриминации, в том числе трудовой.

На перевозке нелегальных мигрантов через Средиземное море дельцами зарабатываются миллиарды долларов

Как обстоит дело в других странах, наиболее привлекательных для нелегалов

В мире существует несколько центров притяжения для нелегальных мигрантов. Это могут быть не только отдельно взятые страны, но и целые межгосударственные формирования, наподобие Евросоюза, ситуация в котором описана выше. Вкратце дадим характеристику остальных центров притяжения нелегалов.

Соединённые Штаты Америки

В Соединённых Штатах нелегальная миграция приобрела масштабы национального бедствия. Официальные оценки правительства США говорят о том, что на территории страны сегодня находятся около 12 млн нелегалов. Неофициально говорят о 40 млн человек. Большинство тех, кто прибыл нелегально, пересекли мексиканскую границу. 90% из них имеют мексиканское или латиноамериканское происхождение. Эта категория нелегалов составляет примерно треть от их общего числа в США. Остальные же 70% представлено теми, кто легально приехал в Соединённые Штаты, а после остался проживать в них по просроченным разрешительным документам.

Стена между США и Мексикой не всегда защищает от нелегалов

Южная Корея

Оценки южнокорейских властей свидетельствуют о том, что на территории страны сегодня находится не менее 3 млн нелегальных мигрантов. Подавляющее большинство из них составляют нелегальные трудовые мигранты из ближневосточных государств, Китая и Северной Кореи.

Китай

Китай является как страной-донором мигрантов, так и одним из мировых центров их притяжения. Оценки китайского правительства совпадают с оценками международных экспертов: сегодня в КНР не менее 50 млн (!) нелегальных мигрантов (большинство из них — трудовые). Около 90% представлено выходцами из Индии и Пакистана. Также около 300 тыс. нелегалов прибыло в КНР из России. При этом в Китае легально трудоустроены только 8 млн иностранных специалистов.

Австралийский Союз

В Австралии ситуация выглядит следующим образом: легально трудоустроены 3,2 млн иностранцев, нелегально же в стране, по оценкам её правительства, находятся около 5 млн иностранцев, которые тоже относятся к этой категории. Для этой страны характерно ежегодное увеличение легальной миграции (минимум на 300 тыс. человек). При этом каждый год на Зелёном континенте становится на 9% меньше мигрантов нелегальных. Этому способствует существенное ужесточение иммиграционного законодательства австралийскими властями.

Израиль

Власти Израиля оценивают количество нелегальных мигрантов в стране примерно в 2 млн человек. Большинство из них представлено выходцами из стран СНГ и работает без оформления у местных работодателей. В последние годы израильские власти существенно повысили меры безопасности и ужесточили правила въезда для иностранцев. Периодически возникающая военная угроза периодически значительно снижает количество нелегальных мигрантов в стране.

ЮАР

Южно-Африканская Республика, входящая в G-20, считается целью нелегальных мигрантов практически со всего африканского континента. Властями страны приняты беспрецедентные меры к охране государственных границ с соседними африканскими государствами, а также усилению миграционного контроля на территории страны. Только в 2017 году штат миграционной полиции увеличен почти на 20%.

Особенности Российской Федерации

Россия является одновременно и центром притяжения для мигрантов, и их донором. Она входит в двадцатку мировых центров притяжения, а также в двадцатку стран-доноров. На данный момент точное количество нелегальных мигрантов в России неизвестно. Напряжённая обстановка в некоторых странах СНГ и в мире вынуждает переезжать в Российскую Федерацию множество людей. Эксперты считают, что в начале 2018 года на территории Российской Федерации пребывало не менее 10 млн граждан других стран. Из них около 40% были нелегалами.

Появление в российском иммиграционном законодательстве новых норм, значительно его ужесточающих, способствует уменьшению количества нелегальных мигрантов, в частности, трудовых.

Особенностью Российской Федерации является то, что, по оценкам её миграционного ведомства, около 83% иммигрантов представлено гражданами республик СНГ, имеющих право безвизового въезда на российскую территорию. Поэтому ситуация выглядит неоднозначно. Если говорить о трудовых мигрантах, то больше всего их в России из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы и Украины.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий