Религия в жизни современной Германии

Религиозные процессы Германии в наши дни

Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.

Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.

На вопрос Какая вера в Германии? заданный автором Ирина Ланская лучший ответ это Традиционные религии Германии – это Христианство и Иудаизм.Большая часть немецкого населения официально принадлежит к Христианской конфессии: Евангелическо-Лютеранская 32% (преимущественно северная, восточная и центральная Германия) , Римско-католическая церковь 31,7% (западная и южная Германия) , Православная церковь 1,14% и небольшая доля верующих из христианских сект.Германия была христианизирована в эпоху франков, “святую политику” провел основатель империи – Карл Великий.Реформация проводилась с начала 16-го века в Германии и Швейцарии, ее инициаторами выступили Мартин Лютер, Ульрих Цвинглис и Иоганнес Кальвин. Она сформировала религиозный ландшафт на всем немецкоязычном пространстве.Законом ФРГ закреплена свобода мышления, совести и религии.Наибольшим влиянием в Германии пользуются два вероисповедания: лютеранство и католичество. Лютеранство, названное так по имени своего основателя Мартина Лютера (1483-1546), является одним из течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическими церквами. В 1948 году в городе Эйзенахе возникла Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии в результате объединения германских лютеранских церквей отдельных земель. К Евангелической Церкви Германии принадлежит около 34% от общего количества верующих в стране. Территориально евангелисты преобладают в Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных земляхРимско-католическая Церковь объединяет около 38% верующих. Католики преобладают среди верующих в Северной Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии. При этом в Южной Баварии практически все население – католики.Также на территории Германии распространены следующие религиозные течения: Ислам – 1,7%, Новоапостольская Церковь – 0,5%, Греческая Православная Церковь – 0,4%, Свидетели Иеговы – 0,2%, Православная Церковь – 0,2%, Иудаизм – 0,06%.Германия – светское государство, однако, в ней существует налог на Церковь, от уплаты которого освобождаются только те, кто официально заявил о своем атеизме. В Конституции страны провозглашено право каждого гражданина на свободное вероисповедание. Население Германии не обладает высокой религиозностью, что подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.

Ответ от ОсовелыйКатолицизм.

Ответ от Consulкатолики

Ответ от ЕвропейскийБольшынство католики, но если такими темпами Россия будет туда валить то православие будет доминировать:))

Ответ от Простегатьевреи они еврее.

Ответ от НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКАна первом месте католики, потом лютеране, потом православные, ну и дальше мусульмане и прочие

Ответ от ВеликолепнаяПротестанство и католизизм.А ещё там много сект.

Ответ от ИринаВ Германии существет множество самых разнообразных религиозных конфессий, самые многочисленные: католицизм (более 25 млн), протестантизм (более 24 млн), ислам (более 3 млн), новоапостольская церковь (более 360 тыс), помимо этого, ещё более 80 различных вероисповеданий. К русской православной церкви принадлежат более 150 тысяч. Эти данные на конец октября этого года.Кстати, я Вам послала (правда, на немецком) полную информацию.

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем

Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание

Переход немцев на английский язык

Случаи полного перехода на английский язык, как у Куно, вряд ли были единичными, но массовыми они в первом поколении не смогли стать. Иное дело второе поколение. Немецкие дети в Америке были, как правило, двуязычны. Пример этому для фабричного городка Клинтона приводил, в частности, В. Либкнехт. Он же, противопоставляя в языковом отношении детей из немецких кварталов их родителям, восклицает: «А дети!… Ганс и Грета говорят только по-английски. Они учатся немецкому языку лишь в школе, а выученный в школе немецкий для них чужой язык, и изъясняются они на нем неохотно. В том, что это так, меня заверяют со всех сторон…» Быть может, в этой характеристике есть элемент риторического преувеличения, но она подразумевает и двуязычие: Либкнехт имеет в виду, что родители говорят на ломаном языке или на смеси языков, а правильному немецкому языку дети учатся только в школе.

Этот факт тревожил В. Либкнехта, как и многих его современников в Америке. В 1895 г. Зорге сообщал в «Neue Zeit», что немецкие социалисты в США устраивают во многих местах субботние и воскресные школы для своих детей, чтобы восполнить недостатки образования, получаемого теми в государственных школах, и особенно — научить их немецкому языку. Требование ввести немецкий язык в государственные школы выдвигалось немецкой группой очень настойчиво. Повторил его и В. Либкнехт. Упорная борьба по этому поводу велась несколько десятилетий и в конце века привела к ряду поражений для немецкого языка в школах средних штатов, где наиболее кучно располагалось немецкое население.

Это, разумеется, еще более усиливало господство английского языка над потомками иммигрантов. Представитель второго поколения американских немцев Адольф Зорге писал Энгельсу, с которым отец его переписывался на немецком языке, уже по-английски. Второму поколению английский язык был доступнее немецкого. Символическим признанием этого факта было первое богослужение на английском языке в лютеранской церкви — этом оплоте немецкого языка, — которое состоялось в 90-х годах в Сен-Луи, крупном немецком центре. Надо полагать, что среди прихожан уже преобладали в те годы потомки иммигрантов.

Религия Германии: история и современность

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем

Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание

Дохристианская Германия

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов.

Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви.

Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления.

Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские.

Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности.

Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма.

Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году.

Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Влияние религии на повседневную жизнь граждан Германии

Современный мир способствует развитию облачных коммуникаций, что приводит к стиранию различий между расами и вероисповедованием, приоритетной становится сама личность человека, а не его религиозная принадлежность к той или иной конфессии. Большая часть населения страны причисляет себя к представителям определенной религии, но в обычной жизни религиозные аспекты не доминируют над общепринятыми социумными нормами. В государственных школах страны проводятся уроки религии, их ведут представители католической и лютеранской церкви. Если родители несовершеннолетнего ученика или он сам принадлежит в другой конфессии, либо не исповедует никакую религию, то посещения таких занятий не обязательно, их заменяют на уроки этики. Однако в стране есть религиозные праздники, такие как 31 октября – День Реформации, его предложили ввести на землях Ганновера, Любека, Гамбурга и Бремена. Такой вопрос был поднят в связи с неравным количеством праздничных дней, чем в католических землях.

Традиционно, воскресные дни считаются днями посещения церкви и по воскресеньям трудно найти в стране работающие магазины, даже те, кто не посещает церковь, проводит этот день в кругу семьи и своих друзей.

Пиковая эпоха и ритуалы

Церемонии движения включали проповеди, и политические гимны.

В своем эссе « Вотан » 1936 года швейцарский психолог Карл Юнг говорит об Ergriffenheit , объясненном в английской версии как «состояние захвата или одержимости», и характеризует Германию как «инфицированную … катящуюся к погибели». Однако Юнг рассматривает Движение за немецкую веру как «порядочных и благонамеренных людей, которые честно признают свой Ergriffenheit и пытаются смириться с этим новым и неоспоримым фактом». Он высоко оценивает книгу Хауэра Deutsche Gottschau как попытку «построить мост между темными силами жизни и сияющим миром исторических идей».

На пике движения у движения было около 200 000 последователей (менее 0,3% населения). После прихода к власти нацистов он получил права гражданской терпимости от Рудольфа Гесса , но никогда не получил льгот от нацистского государства, за которое проводил кампанию Хауэр. Однако в годы, последовавшие за отречением Хауэра от своего титула ( фюрера ), Движение в значительной степени служило придатком НСДАП .

Развитие Немецкого движения веры вращалось вокруг:

  • пропаганда идеологии « кровь и почва »
  • синкретизм христианских обрядов с языческими эквивалентами; наиболее излюбленным языческим божеством является солнце, как видно из флага движения веры
  • культ личности Гитлера.
  • распространение скандинавского язычества по всей Германии.

Подобные движения оставались активными в Германии с 1945 года за пределами основных образовательных и социальных структур.

История

В 1933 году почти 60 миллионов жителей Германии принадлежали либо к католической церкви (20 миллионов членов), либо к протестантской церкви (40 миллионов членов). Многие христиане изначально были привлечены к поддержке нацизма из-за акцента на «позитивном христианстве», отмеченном в статье 24 Национал-социалистической программы 1920 года . Однако две различные протестантские фракции возникли, когда немецкие христиане разделились по политическим мотивам. « Немецкие христиане » ( Deutsche Christen ) вышли из Немецкой евангелической церкви, строго придерживаясь националистических и расовых учений нацистов и в конечном итоге подчиняясь авторитету фюрера. Второй фракцией была «Исповедующая церковь», которая выступала против «немецких христиан» и присягала «Богу и писанию, а не мирскому фюреру». Исповедующая церковь предприняла действия, чтобы противодействовать объединению НС всех немецких людей в единую протестантскую церковь (немецких христиан) с целью «деиудаизации» христианства. Якоб Вильгельм Хауэр основал Движение за немецкую веру в ответ на нацистское правительство, которое намерено внушить детям христианство и попытаться объявить вне закона всякую критику веры. Хауэр был критиком традиционного христианства, но был вынужден создать Движение за немецкую веру, чтобы сохранить свободу совести. Такие группы, как Движение за немецкую веру, возникли из-за отсутствия консенсуса в немецкой протестантской церкви. Исповедующая церковь думала и опасалась, что теология, которой учил Карл Барт, была слишком поляризующей, заставляя молодых немцев отходить от традиционного протестантизма и присоединяться к более радикальным группам, таким как Движение за немецкую веру.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей .

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Храмы в Германии

Храмы Германии во многом уникальны и заявляют об этом хотя бы тем, что не имеют аналогов во всем мире. И речь даже не о знаменитых достопримечательностях, как например, Кельнский собор. Уникальность в том, что храмы, созданные за многие столетия в разных уголках Германии, имеют особенности и неповторимый облик. А часть из них, утратив свое первичное значение превратились в замечательные культурные площадки.

К примеру, именно в Германии самая высокая храмовая колокольня в мире, которая расположена в Ульме. Она поднимается в небо на 162 метра, а подъем на смотровую площадку Ульмского собора состоит из 768 ступеней. Шпайерский собор – самая большая церковь в стиле романтизма во всем мире. Ее длина – 134 метра. И построен этот храм как символ мощи и силы власти кайзера.

Таких уникальных объектов, связанных с церковью и религией в Германии предостаточно. Но времена меняются и часть храмов стали из-за малого количества прихожан перепрофилировать в музеи, как это сделали в Штральзунде. Из здания бывшего монастыря сделали великолепный музей океанографии, пользующийся популярностью у туристов из разных уголков Германии.

Еще один пример — Мариенкирхе в Нойбранденбурге, которая стала концертным залом. Здесь проводят концерты симфонических оркестров и предлагают выступления коллективов, исполняющих классическую музыку.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Родила ребёнка – получай зарплату!

Уровень рождаемости в ФРГ – один из самых низких в мире. Каким образом федеральное правительство Германии пытается мотивировать граждан к повышению рождаемости? (05.02.2007)

По оценкам, в 2018 года рождаемость в ФРГ увеличилась лишь умеренно (со 785 тысяч до максимум 805 тысяч новорожденных). В то же время смертность за тот же период выросла более заметно – с 932 тысяч в 2017-м до 950- 70 тысяч в 2018 году). В результате так называемый дефицит рождаемости увеличился со 147 тысяч в 2017-м до 150-180 тысяч в 2018 году.

Миграционное сальдо

За отчетный период в Германию переехало на 340-380 тысяч человек больше, чем выехало из страны. В 2017 году так называемое миграционное сальдо было значительно выше и составляло 416 тысяч человек. Миграционное сальдо сокращается в Германии уже третий год подряд, отмечают статистики. В настоящее время оно находится на уровне 2012 года – то есть периода до массового наплыва нелегальных беженцев в ФРГ.

Статистическое ведомство обнародовало эти сведения на основе данных о рождаемости и смертности по сентябрь 2018 года и о миграции – по август минувшего года. Статистика за оставшиеся месяцы вычислялась на основе оценок и трендов. Окончательные данные по численности населения в ФРГ за 2018 год будут обнародованы летом 2019 года.

Папы Германии [ править ]

Папа Лев IX был одним из восьми немецких пап.

Восемь пап были либо из Германии, либо из германских племен. Папа Бонифаций II , остгот , служил первым германским папой с 530 по 532 год. Следующим немецким папой был Григорий V (папа 996-999). В 11 веке было пять немецких пап, в том числе Лев IX , канонизированный как святой.

Папа Бенедикт XVI (ушел в отставку в 2013 году), бывший кардинал Йозеф Ратцингер, немец из Баварии . Канцлер Германии Ангела Меркель в своем 9-страничном обращении на конференции Баварской католической академии на тему «Политические действия, основанные на христианской ответственности» отметила, что энциклика Бенедикта XVI « Каритас в Веритате» указала путь вперед в нынешнем экономическом кризисе. [ необходима цитата ]

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в современной Германии

В современной Германии, как и более столетия назад, большинство жителей исповедуют католицизм и протестантизм, однако также большой процент граждан этой страны считают себя атеистами. Постоянно увеличивающееся количество иммигрантов из восточной Европы, ближнего Востока и некоторых стран Азии и Африки также повлияло на религиозную ситуацию в Германии – в государстве значительно вырос процент людей, исповедующих ислам, буддизм и иудаизм. Если проанализировать религию Германии в процентном соотношении верующих разных конфессий, картина будет примерно следующей:

  • адепты Римско-католической церкви  – 37%
  • протестанты (евангелисты, баптисты и др.) – 35%
  • люди, считающие себя верующими, но не принадлежащие ни к одной конфессии и атеисты – 20%
  • мусульмане – 3.5%
  • адепты иудаизма – 0,4-0,5% 
  • верующие, исповедующие другие религии – прибл. 4%.

Интересно, что религия в Германии существенно зависит от территориального признака, так как в восточной части страны преобладает количество атеистов и агностиков, а в западной – христиан. Причина такому явлению кроется в исторических событиях, происшедших в ХХ веке, а именно – в оккупации восточной части Германии военными силами СССР. Когда после поражения во Второй мировой войне восточная часть Германии перешла под власть СССР и на этой территории была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), здесь повсеместно насаждалась советская идеология, отличавшаяся нетерпимостью к религии. В ГДР в послевоенное время распространялась атеистическая идеология, поэтому немцы, живущие на этой территории, постепенно перенимали такое мировоззрение, отказываясь от веры.
 
Западная Германия, Федеративная Республика Германии (ФРГ) в послевоенное время не так зависела от внешних факторов, как ГДР, поэтому здесь сохранись и традиции, и религия Германии. После падения Берлинской стены, разделяющей ФРГ и ГДР, в 1989 году произошло объединение восточной и западной Германии, однако насаждение в ГДР атеизма на протяжении более 40 лет не прошло бесследно. Поэтому несмотря на тот факт, что с 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ, значительная часть людей, проживающих на территории, бывшей оккупированной СССР, до сих пор являются сторонниками атеистического восприятия мира. 
 

Что касается людей, исповедующих ислам, иудаизм и религии востока, они в основном проживают в крупных городах Германии. Это объясняется тем, что большая часть этих людей являются иммигрантами, приехавшими из других стран в поисках лучшей жизни. Иммигранты селятся в больших городах, так как в них проще найти работу, поэтому закономерно, что сейчас во всех мегаполисах Германии есть общины выходцев из других государств, и члены этих общин соблюдают традиции своей родины и исповедуют традиционную для них религию.
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий