Как пользоваться туалетом в самолете?
Очень важно соблюдать правила эксплуатации, чтобы не допустить поломки. Ведь в воздухе, на большой высоте починить туалет будет довольно затруднительно, а неисправность одного элемента может привести к выходу из строя всей санитарной системы на борту. anews.com
anews.com
Поэтому следует придерживаться определенных правил:
Если вы летите впервые и не знаете простых вещей, как открывается дверь, или как закрывается изнутри, или вас беспокоят какие-либо другие вопросы данного плана, лучше сразу уточните их у бортпроводников. Те с радостью вам помогут и всему научат. Не вставайте с места раньше времени. В момент взлета, набора высоты, при турбулентности и при посадке рекомендуется сидеть пристегнутыми в своем кресле. Поэтому в данные моменты туалет лучше не посещать. А если такая ситуация застала вас врасплох, следует быстро покинуть санитарную комнату и вернуться на место. Бортпроводники всегда объявляют, когда можно пользоваться туалетами и покидать кресло. Внимательно их слушайте
Очень важно не бросать различные вещи, даже небольшого размера, в унитаз. Например, гигиенические прокладки, тампоны, подгузники, салфетки и пр
Они забивают систему и выводят ее из строя. Поэтому для таких предметов всегда установлены урны. Пользуйтесь ими! Некоторых волнует вопрос, если покурить в туалете самолета, что будет. Лучше не испытывать судьбу и не пробовать подобных вещей. Курить на борту категорически запрещено, даже в санитарной зоне
На любое количество дыма среагирует система пожарной безопасности, что повлечет за собой серьезные проблемы Обратите внимание на то, что если кабинка занята, то надпись над ручкой указывает на это или подсвечивается красным
Когда же туалет свободен, светится зеленый знак Очень важно при входе внутрь закрывать ручку таким образом, чтобы другие вас не побеспокоили. Чтобы не попасть в очередь, рекомендуется воспользоваться санузлом за 10-15 минут до начала подачи еды или же через 15-20 минут после этого
Тогда не придется ожидать слишком долго и вы не помешаете бортпроводникам разносить обеды. Поскольку на большинстве современных авиалайнеров установлена система слива за счет сильного потока воздуха, нужно обязательно закрывать крышку унитаза перед тем, как вы нажмете кнопку смыва отходов. Пугливые пассажиры думают, что подобный сильный шум, который появляется при этом, означает частичную разгерметизацию борта. На самом деле это лишь внутренний поток воздуха в системе
Чтобы не попасть в очередь, рекомендуется воспользоваться санузлом за 10-15 минут до начала подачи еды или же через 15-20 минут после этого. Тогда не придется ожидать слишком долго и вы не помешаете бортпроводникам разносить обеды. Поскольку на большинстве современных авиалайнеров установлена система слива за счет сильного потока воздуха, нужно обязательно закрывать крышку унитаза перед тем, как вы нажмете кнопку смыва отходов. Пугливые пассажиры думают, что подобный сильный шум, который появляется при этом, означает частичную разгерметизацию борта. На самом деле это лишь внутренний поток воздуха в системе.
Видео: туалет в самолете.
Туалеты в самолете довольно удобные, поэтому дискомфорт в процессе путешествия вы испытывать не будете. Об удобстве пассажиров продумали разработчики авиалайнеров. С вашей же стороны остается лишь придерживаться установленных правил.
Как устроен санузел
Туалет в авиалайнере имеет небольшие габариты. Здесь находится следующее оборудование:
- унитаз;
- раковина;
- специфический водопровод, подающий воду в кран умывальника и бачок унитаза;
- отводы канализации;
- мусорное ведро;
- раскладной столик для пеленания.
Расположение туалета в самолете зависит от вида авиалайнера. В России перевозку пассажиров осуществляют транспортные средства импортного и отечественного производства. В первом случае это Боинг и Аэробус, во втором – Туполев и Ильюшин. В каждом из них санитарная комната расположена по-разному.
Иностранные авиалайнеры оборудованы туалетами, число которых составляет от 3 до 11. Больше всего санузлом размещено в двухпалубном Боинге марки 747. Здесь представлено 11 санитарно-гигиенических комнат.
Расположение такое:
- на верхней палубе находится 3 санузла;
- на нижней палубе – 4 туалета, расположенных в середине салона;
- впереди и сзади салона – по 2 санитарно-гигиенические комнаты.
Боинг марки 767 оснащен пятью туалетами, располагающимися следующим образом:
- в бизнес-классе – 1;
- в середине салона – 2;
- в переходе между бизнес и эконом-классом – 2.
Аэробус марки 330 на борту имеет 8 туалетов. Расположение:
- в бизнес-классе – 2, по одному в начале и конце;
- переход между двумя классами – 4 санузла;
- в конце авиалайнера – 2.
Аэробус марки 320 оборудован тремя санитарно-гигиеническими комнатами. Расположение:
- в конце авиалайнера – 2;
- в начале самолета – 1.
В отечественных самолетах
Авиалайнер Туполев модификации 204-100 оснащен четырьмя санитарно-гигиеническими комнатами. Расположение:
- впереди салона – 1;
- посередине авиалайнера – 1;
- в конце борта – 2.
Посмотрите на фото, как располагаются санузлы в авиалайнере Туполев 204-100.
Другие модели отечественных транспортных средств оборудованы тремя туалетами.
Вода в самолетах, что и как
Уборная в самолёте
На воду есть паспорт соответствия и контрольный талон. Поверьте, она проходит тщательный контроль. На А-320 необходимо 200 л воды, и незадолго до вылета автомобиль заправляет ее в бак. Как правило, заправка происходит до конца, другими словами, до того момента, пока вода не начинает выливаться из бака через специальный дренажный шланг. Затем H2O распределяется на раковины, умывальники и кипятильник. Также в этой модели небольшое количество жидкости отводится на слив в туалете. В отличие от А-320, в самолете Ту-154 вода для смыва отдельная. Хотя этот факт и пытаются скрыть, но вода из раковины сливается за борт. Умылся или помыл руки – пустил в свободный полет немножко воды. Внизу фюзеляжа самолета располагается специальный сливной патрубок, при помощи которого этот процесс и осуществляется.
Баки для сбора отходов туалета самолёта
На более старых моделях Ту-154Б и Ту-154М есть три бака (передний – вестибюль, середина салона – кухня-буфет, задние – туалеты). Баки находятся под потолком, и жидкость туда поступает самотеком. Этот достаточно сложная система и доставляет множество неудобств. К примеру, в этих моделях баки нужно заправлять по отдельности. В более современных летательных аппаратах жидкость, направленная в бак, распределяется по кипятильникам, раковинам и другим пунктам под давлением, которое создается в баке при помощи воздушных компрессоров.
А теперь вернемся к теме туалета. Понятно, что с отбросами все состоит также неправильно. Например, в А-320 отходы поступают в отдельный бак на 170 л, а вот в Ту-154М немного другая картина.
Комфортные спальные места
За неприметной запертой дверью прямо напротив бортовой кухни находится потайная комната для стюардесс. Женщинам сложно работать столько часов на ногах. К тому же они обязаны всегда выглядеть хорошо и носить туфли на каблуке. В связи с этим им нужно где-то размещаться на отдых во время длительных перелетов.
Распланировать день: как справиться с тревогой, возвращаясь на работу в офис
Практика благодарности и щедрость: изменение денежного мышления
В каких странах Европы выгодно покупать жилье: обзор рынка недвижимости
Период отдыха часто регулируется тарифными договорами авиакомпаний, а также, как правило, правилами безопасности.
В некоторых небольших самолетах, которые летают на средние и большие расстояния, иногда есть место в бизнес-классе, зарезервированное для экипажа. Однако у больших самолетов есть свое купе.
На борту 787-9 Qantas (самолета Project Sunrise) находятся шесть узких коек.
Каждая койка разделена мягкими перегородками и занавесками, что обеспечивает каждому члену экипажа хотя бы небольшой уровень конфиденциальности. Возможно, он не такой, как на земле, тем не менее полезен, учитывая, что на самолете сложно говорить о полноценном спальном месте. Также каждая койка на этом рейсе была оснащена подушкой, простыней и одеяло, а также личным вентилятором.
Удивительно, сколько коек поместилось в пространство самолета. Несмотря на то что комната довольно тесная, в ней достаточно места для того, чтобы отдохнуть и продолжить работу. Кстати, на обратном пути в главную каюту есть и зеркало. Поэтому работники самолета могут не переживать, как они выглядят после отдыха.
Причина шестая
Еще одной из причин того, почему в самолетах не выдают парашюты, является то, что во время полета салон, как известно герметичен. На той высоте, где летают пассажирские лайнеры, из-за разности давления внутри и снаружи открыть дверь самолета практически нереально. Однако предположим, что в результате аварии произошла разгерметизация — если это случилось на высоте 10 тысяч км, то все пассажиры потеряют сознание или даже умрут на протяжении 30 секунд. Маловероятно, что в течение этого ничтожно малого времени кто-то успеет надеть кислородную маску, парашют и добраться к выходу.
Но даже если предположить, будто вы имеете нереально сильного ангела-хранителя и все вышеперечисленные причины вас не коснулись, представьте, что вас ждет внизу: тайга, пустыня, ледяной бескрайний океан или просто хоздвор какого-нибудь тракторного завода. Проще говоря, шанс на то, что вы приземлитесь, ничего себе не переломав, и в том месте, где вас максимально быстро найдут люди, способные оказать первую медицинскую помощь, ничтожно мал. Так что применение парашютов в пассажирских самолетах просто нецелесообразно.
Куда деваются канализационные отходы. Куда девается все то что мы смываем в унитазе?
Когда на земном шаре было намного меньше людей, чем сегодня, использованная вода и отходы отводились из жилых домов и промышленных предприятий по канализационным трубам и сбрасывались в большие водные массивы. Удаление сточных вод в те времена заключалось в том, что стокам давали возможность смешиваться с соленой или пресной водой, которая должна была их разбавлять.Сегодня в нашем сверхнаселенном высокоразвитом мире сточные воды, для того чтобы не отравлять мировые запасы воды, должны пройти процесс очистки. При разложении (распаде) отходов – под действием бактерий – потребляется большое количество кислорода, и если бы такое разложение происходило в реке или озере, то живущим в них растениям и животным не хватало бы необходимых для жизни газов – кислорода и углекислого газа. Некоторые виды отходов, например экскременты людей и животных, содержат еще и вредные бактерии. Если такие бактерии будут накапливаться в больших количествах и люди будут контактировать с ними, то это может вызвать инфекционные заболевания.
Поэтому, когда вы смываете туалет или спускаете в канализацию грязную воду, сточные воды направляются на предприятие очистки сточных вод. Это делается для того, чтобы защитить вас и окружающую среду. Сточные воды по трубам из вашего дома попадают в расположенные под землей канализационные трубы большего диаметра – иногда таких размеров, что сточные воды текут по ним, как река. (Случается, что в канализационную сеть сбрасываются также накопившиеся подземные и ливневые воды.) По пути на очистные сооружения стоки из жилых домов и промышленных предприятий населенного пункта сливаются в один поток.
(В некоторых населенных пунктах, где жилые дома и предприятия располагаются или когда-то располагались далеко друг от друга и где систему канализации содержать практически невыгодно, стоки часто сбрасываются в огромные септик-тенки – колоссальные резервуары, установленные под землей возле каждого домовладения. Большая часть нечистот разлагается в септик-тенках под действием бактерий, но эти резервуары приходится довольно часто опорожнять и очищать.)
Когда сточные воды поступают на очистные сооружения, они фильтруются через большую металлическую решетку. Эта решетка отделяет крупные предметы, которые не подлежат переработке. Небольшие камни и песок также отфильтровываются. После очистки и высушивания эти материалы можно использовать в строительстве и при ремонте дорог. После этого «благоухающие», имеющие консистенцию супа сточные воды, пропущенные через решетку, поступают в огромный резервуар-отстойник, где твердые частицы со временем опускаются на дно. Этот грязный осадок поступает в резервуар специальной обработки, в котором им питаются бактерии, превращая его в безвредные вещества.
В процессе этого разложения образуется газ метан. Этот газ используют как топливо для производства пара, который обеспечивает питание для насосов, работающих на предприятии, занимающемся очисткой сточных вод. Получающийся в результате этих процессов осадок богат питательными веществами и может использоваться как удобрение.Жидкая часть сточных вод после отделения осадка подается на загрузку фильтра, где проходит очистку. Здесь очистка происходит таким образом: вода просачивается через слой загрузки – камней, покрытых бактериями, и бактерии съедают все оставшиеся отходы. Чистую воду, которая получается в результате всего этого процесса, сбрасывают в реки, озера или моря.
Как работает туалет на борту воздушного лайнера?
На современных пассажирских лайнерах устанавливают биотуалеты. В канализационной системе есть баки, куда смываются все отходы. На разных моделях объем таких баков различается. На Аэробусе А320 он рассчитан на 170 л, а в Ту-154 один — на 115 л, а второй — на 280 л.
Баки заполняются во время рейса, а по прилету их удаляют.
В баки опускаются определенные химикаты или мешочки с ними для обезвреживания и удаления всех неприятных запахов.
Принципы работы отличаются от модели. Так в Аэробусе А320 отбросы засасываются в бак мощным потоком воздуха. Поэтому при сливе и производится такой сильный звук.
Схема канализиционой системы в Ту-154.
На других лайнерах отходы смываются водой в баки. Воду внутрь закачивают перед вылетом. Затем она под давлением, которое создается воздушными компрессорами, распределяется по всем потребителям.
Есть и другие системы замкнутого типа. Жидкость, которая фильтруется после смыва отходов, направляется затем на повторную очистку унитаза. Ее дезинфицируют для этого.
Когда лайнер прибывает в точку назначения, к нему подъезжает машина с огромным гофрированным шлангом. По этому шлангу все попадает в машину. Если к стенкам бака что-то прилипло или застряло внутри, то и баки, и туалеты промываются.
В машине отходы отвозят и сливают в огромные ямы, предназначенные для этих целей.
Сливное отверствие у самолета, к которому крепится шланг.
О том, как устроен туалет в самолете, вы теперь знаете. Для его использования существуют специальные рекомендации, которые следует соблюдать.
Как устроен современный туалет в самолете
В наше время используется система, включающая в себя емкости, куда в самолете уходят отходы из туалета при смыве.
Соответственно, туалетом смело можно пользоваться, а пугающие истории о том, как людей присасывало вакуумом – сказки, не более того, и волноваться не о чем, если, конечно не нажимать кнопку слива, сидя верхом на унитазе. При нажатии этой кнопки появляется необычно громкий шум, который связан как раз с открытием клапана. При этом создается разница в давлении, между туалетом и баком.
Такой принцип работы на сегодняшний день появляется и в поездах нового поколения.
Также у многих самолетов отличается сама система работы туалетных комнат.
У одних, как к примеру, А-320, вода для слива используется та же, что идет из крана, и вообще используется в общей системе водоснабжения, а отходы всасываются в отведенный для этого бак с помощью вакуумного рычага.
А в остальных моделях современной авиации работает замкнутая система. Для смыва в ней предназначается специальная емкость, в которую перед полетом заправляют воду. Во время полета люди пользуются услугами уборной, смывают свои достижения в еще один бак, отведенный для этого, а оттуда отходы вместе с водой попадают в специальную систему фильтрации, которая отделяет крупные частицы от жидкости, после чего жидкость, очищенная, продезинфицированная и обеззараженная специальными химикатами, отправляется обратно в бак смыва.
Чтобы унитаз не засорялся
Очень важно понимать, что вся система канализации в туалете очень четко продумана и рассчитана на определенные отходы органического характера. Если же в унитаз попадают предметы больше и крупнее, да еще и те, что не поддаются разложению, система загрязняется и выходит из строя
Нередко причиной проблемы становится человеческий фактор. Если пассажиры выбрасывают в унитаз памперсы, много бумаги, тампоны и т.д., они могут разбухнуть и закупорить собой все пространство. У техников возникнет ряд проблем, т.к. система закрытая и достать из нее что-то легко не получится, придется разбирать практически половину. А значит, что несоблюдение просьб выбрасывать мусор в специально предназначенные для этого ведра несет за собой риск вывода из строя туалета на длительное время. Если рейс длительный и беспосадочный, это может стать настоящей катастрофой.
Туалет как элемент высоких конструкторских технологий
Казалось бы, ну туалет как туалет, какие здесь сложности? Но, оказывается, всё это дело контролирует множество разнообразных датчиков и систем (датчик уровня заполнения бака, температурные датчики и т.д.). Также все магистрали и приемный бак необходимо постоянно прогревать, чтобы все это “богатство” не замерзло по пути домой, иначе дело будет плохо, и пассажиры будут не очень довольны.
Вся информация с датчиков передается на главный контроллер, с которого данные о любом отклонении от заданных параметров передаются пилоту в кабину.
А чистится все это дело изящно и просто: раз в неделю в унитаз засыпается мелкая крошка и в добавок наливают химикат, затем смывают. Все это дело очищает трубу, а заодно и приемный бак. Остатки втягивает в себя ассенизационная машина.
Где находится
В зависимости от типа самолета, его модели и комплектации количество таких комнат существенно отличается. Но даже в самых маленьких из них есть хотя бы один или два туалета. В любом случае он непохож на привычные нам кабинки, установленные где-либо в общественных местах. Он гораздо меньше, компактнее и имеет ограниченное число дополнительных приспособлений.
Здесь обычно есть только непосредственно унитаз с крышкой и специальной системой слива, небольшая раковина с минимальным набором моющих средств, урна. В некоторых комплектациях также предусмотрен столик для пеленания младенцев. Он прикреплен к стенке и является откидывающимся
Но такие есть не в каждом самолете, поэтому, если для вас важно его наличие, поинтересуйтесь заранее, в каких авиалайнерах они предусмотрены. airlines-inform.ru. airlines-inform.ru
airlines-inform.ru
Чтобы не создавать больших очередей и максимально улучшить комфорт перелета для пассажиров, на многих самолетах установлено сразу несколько туалетов. Таким образом, вы подходите к тому, который расположен ближе к вашему креслу, не стоите в длинной очереди и справляете нужду в нужное время.
Так, в Боинге-737 или в авиалайнерах типа ТУ-154, А-320 и других похожих по размеру, установлено лишь три санитарные зоны. Одна из них находится у входа в самолет, а остальные в хвосте. На более крупном транспортном средстве, например, в Боинге-767 их уже пять штук. Один – в начале салона, где обустроен бизнес-класс, два – в конце и еще столько же в проходе между разными зонами комфорта.
Больше всего туалетов можно найти на огромных самолетах типа Боинг-747. Он сам по себе является двухпалубным и рассчитан на большое количество пассажирских мест. Поэтому и укомплектован достаточным числом санитарных комнат. Так, на верхней палубе, где размещен бизнес-класс, их три. В начале салона на нижнем ярусе есть еще два и в хвосте самолета также пара туалетов. Больше всего таких кабинок установлено посередине – в количестве четырех штук.
А вот, например, в советских старых авиалайнерах, особенно предназначенных для военных целей, нет специальной комнаты для летчиков. У них для таких случаев были индивидуальные писсуары, которые герметично закрывались. Более серьезную нужду приходилось терпеть до посадки. Но такие варианты уже устарели и обычно на военных самолетах установлены небольшие туалетные кабинки или санбачки, в зависимости от модели.
О туалетах в самолетах и связанных с этим проблемами
Очистка туалета самолёта
На протяжении всего полета отходы хранятся в специальном резервуаре. В А-320 отбросы из унитаза удаляются при помощи вакуума. Другими словами, они попросту засасываются в бак. Не стоит экспериментировать с этим, поскольку в теории можно присосаться к унитазу. В баке Ту-154 есть фильтр, который задерживает крупные частицы. Все остальное используется для слива. В течение полета постоянно увеличивается концентрация нечисти в воде. Чтобы данная субстанция не издавала неприятных запахов, в нее добавляют химические реагенты, а точнее небольшие мешочки, которые сбрасываются прямо в унитаз. У них схожий принцип действий с биотуалетами. В Boeing-737 система работает по тому же принципу, и фекалии гоняются по кругу на протяжении всего полета. Жидкость в обязательном порядке заправляется перед каждым взлетом.
Вся эта система имеет одну общую проблему – человеческий фактор. К примеру, кто-то уронил в унитаз крупную вещь, и тогда у техников могут возникнуть серьезные проблемы. Если это крышка от чайника или косметичка, то самолет может выйти из строя на долгое время! Здесь не тот санузел, который можно разобрать за считанные минуты, поскольку к трубам в самолете достаточно сложно добраться. Если роняют нечаянно – это понятно, случиться может с каждым, но когда туда засовывают тампон или подгузник… Эти вещи впитывают воду и набухают, нанося огромный ущерб всей системе.
Спецтранспорт для очистки туалетов самолёта
Как только самолет прибывает в пункт назначения, к нему сразу подъезжает автомобиль с гофрированным шлангом, который подключается к специальному отверстию. Оно предназначается для опустошения бака. В любой момент шланг может порваться и содержимое вылиться. Уже бывали случаи, когда содержимое выливалось на людей.
В случае, если что-то не получилось, застряло по невиданным причинами или прилепилось к стенкам резервуара – содержимое туалетов и баков промывается.
В военных самолётах
Унитаз самолёта Ту-142М (на крышке лежит эксплуатационная ведомость).
Мочеприёмник писсуара, рабочее место к/к, с-т Ту-22М3
Военные самолёты производства СССР до 1980-х годов (даже с большой продолжительностью полетов), как правило, не имеют туалета: у каждого члена экипажа имеются герметично закрывающиеся ёмкости для мочи (т. н. «писсуар», «санбачок»). На случай необходимости дефекации каких-либо мер не предусмотрено.
Иногда бывают конструктивные отличия. Например, на Ту-22М два писсуара установлены в подполье кабины, к которым подведены четыре шланга с насадками, от каждого рабочего места членов экипажа.
Некоторые военные самолёты производства СССР (например, Ту-142) всё же имеют бортовые туалеты, однако их конструкция достаточно архаична, что затрудняет пользование ими.
Экипажи транспортных военных самолетов часто самостоятельно оборудуют туалетные места, если они не предусмотрены конструкцией. Например, на военно-транспортных самолётах типа Ан-12, для оправления надобностей пассажиров, на палубу грузовой кабины ставятся обычные хозяйственные, пластмассовые или оцинкованные 8-12-литровые вёдра с крышками и (или) пластиковые бутылки.
С 2000-х годов на борт старых транспортных самолетов стараются брать переносные туалеты. Изменение конструкции авиатехники категорически запрещено, поэтому на боевых машинах ничего не меняется.
Военные самолеты более поздних выпусков штатно оснащены туалетным оборудованием, конструкция которого зависит от класса машины и способа посадки членов экипажа. Так на Ил-76М и Ан-124 установлены полноценные туалетные комнаты от пассажирских лайнеров, на Ту-160 имеется небольшой туалетный модуль в гермокабине, на Су-34 применяются санбачки для каждого из членов экипажа.
Самый сложный и самый дорогой советский самолёт ДРЛО А-50 с лётным экипажем в 15 человек изначально был без санузла — ставилось обычное ведро в корме лайнера. Только после вмешательства Главного маршала авиации П. С. Кутахова воткнули бортовой туалет весьма непритязательной конструкции…
Где находится туалет в самолёте
Количество и расположение санитарных комнат на воздушном судне зависит от числа вмещаемых пассажиров, схемы размещения баков для отходов.
В разных самолётах разное расположение и количество кабинок. Например, в Boeing-767 пять санузлов: один в секторе для VIP-клиентов, два – в классе эконом, и ещё два – между ними. Аэробус Boeing-747 предлагает пассажирам 11 санитарных комнат: по две в противоположных частях самолёта, три – на втором ярусе, четыре – в средине салона.
В отечественных Ту-154 и Як-42 предусмотрено по три биотуалета: один при входе в пассажирский салон, два – в хвостовой части. Самолёты типа Як-40, CRJ200 оснащаются одним санузлом в хвосте самолёта.
В зависимости от модификации самолёта, года производства и авиакомпании, количество туалетов и их расположение может отличаться. Как правило, санузлы находятся в конце салонов. Бортпроводник с радостью объяснит и покажет вам их нахождение.
Если у человека имеются проблемы со здоровьем или страх перелёта, требующие частое посещение кабинки, стоит изначально приобрести билет на место недалеко от туалета, чтобы не создавать неудобств другим пассажирам.
Расположение санузлов в салоне
Первое, что интересует пассажира в этом вопросе — сколько уборных на борту и где они находятся. Эти параметры зависят от типа лайнера и числа посадочных мест. На внутренних и международных направлениях в основном летают авиалайнеры от Boeing и Airbus, из российских — гражданские модели Туполева и Ильюшина.
Удобства в импортных лайнерах
В зарубежных машинах количество туалетов — от трех до одиннадцати.
В этом отношении двухпалубный 747-й Boeing лидер комфорта — в нем 11 санузлов:
- три на верхней палубе;
- четыре в середине салона на нижнем уровне;
- два в носовой части и столько же в хвостовой.
На борту его 767-й аналога всего пять уборных:
- один в начале бизнес-класса;
- два посередине экономичного класса;
- два в переходе между ними.
Из самолетов Airbus лучше всего оснащен 330.
В его салоне предусмотрено восемь туалетов:
- по одному в начале и в конце бизнес-класса;
- четыре на переходе между экономом и бизнесом;
- два в хвостовой части.
Менее удобная в этом отношении 320-я версия, где на 200 пассажирских мест предусмотрено три кабинки:
- две из них в конце салона;
- одна у кабины экипажа.
Отечественные машины
До недавнего времени в парке российских авиакомпаний дорабатывали свой срок самолеты советского производства, где требования к комфорту сводились к минимуму. Самые распространенные лайнеры этой категории — мало и среднемагистральные АН-24 и ЯК-42, но крупнейшие компании их не применяют. В первой модификации санузел всего один в начале салона, во второй их два — в начале и конце. Последнее время самолетный парк пополняется более комфортными моделями — ТУ-204-100, SSJ-100 и МС-21.
Первый вмещает четыре уборных:
- один у кабины экипажа перед бизнес-классом;
- еще один на переходе из бизнеса в эконом;
- два в хвостовой части лайнера.
Один из самых комфортабельных российских самолетов — производства Росавиапрома SSJ-100 (Sukhoi Superjet или же Сухой Суперджет). Он перевозит до сотни пассажиров, на которых приходится три санузла — пара кабинок в хвосте, одна у кабины пилотов. Аналогичную схему расположения удобств имеет новинка от Иркутского авиационного завода Иркут МС-21.
Принцип работы
Очевидно, что содержимое не смывается в открытое пространство на высоте. Сама система сконструирована по типу биотуалетов и имеет сложную конструкцию. Чтобы понять, куда деваются отходы, нужно знать технические особенности устройства.
kenh14cdn.com
Так, вся схема предполагает наличие баков разного объема. В зависимости от размеров самолета, его вместительности, дальности перелетов, на которые он рассчитан, отличается и общая емкость – от 115 литров до 280 л на самых крупных моделях. Постепенно по мере выполнения рейса они заполняются отходами.
В этих баках также находятся и дезинфицирующие средства для обезвреживания поверхностей и воздуха. В результате неприятный запах почти не чувствуется. Принцип слива отличается в разных моделях.
В одних он предполагает мощный поток воздуха, идущий снизу, от чего и появляется очень сильный пугающий шум. Таким образом, отходы засасываются внутрь бака без чрезмерного использования воды, что очень экономно. Но учтите, что в целях безопасности нужно помнить, как смывать туалет в самолете. Для этого сначала тщательно закройте крышку унитаза и только потом нажимайте на слив.
В других самолетах еще остался прежний тип туалетов, когда система очищается за счет напора воды. Ее в нужном объеме закачивают перед полетом в таком количестве, которого должно хватить на целый рейс. В отдельных авиалайнерах могут применяться и другие системы слива, но эти две самые распространенные на сегодня.
В конце пути в аэропорту к самолету подъезжает специальная машина, которая соединяется с баком на борту толстым гофрированным шлангом. В него сливают отходы, иногда дополнительно промывают потоком воды, чтобы со стенок системы также все поснимать. Уже потом данная машина едет к ямам, предназначенным для утилизации.