В Танахе
Исходно в Библии “гер” — иноплеменник, живущий среди иного по этническому происхождению или по вере населения. Многочисленные наставления любить гера, не обижать, не притеснять и не обманывать его часто сопровождаются в Библии напоминанием о том, что евреи в Египте также были герами (Исх. 22:20; 23:9; Лев. 19:33–34: Втор. 10:19 и многие другие). Однако в Талмуде и последующей раввинистической литературе, а также в современной лексике этот термин означает только “нееврея, принявшего иудаизм”, то есть прошедшего гиюр.
В библейскую эпоху не существовало формальной процедуры гиюра; принятие еврейской религии было частью приобщения человека к народу Израиля (ср., например, кн. Рут 1:16: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом»). В Книге Эстер (Эсф.) говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями (комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми).
Уже в Танахе содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта “многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними” (Исх.). Мидраш называет их герами , и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена Рут-моавитянка (Руфь.) и Наама-аммонитянка (3Цар.), и от них происходят все еврейские цари дома Давида после Шломо. Согласно еврейской традиции, стали евреями Итро и Рахав , и их потомство было известно в народе . После разрушения Северного царства ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. кутим (4Цар.), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями ).
Кто может исповедовать иудаизм
Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличается от индуизма и других национальных религий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: принадлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратившегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих намерений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитированный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправлять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.
Что такое гиюр
Если обратиться к Википедии,мы найдем следующее определение слову “гиюр”: обращение нееврея в иудаизм,а также связанный с этим обряд. Непросвещенные читатели могут задаться вопросом: как неевреи типа меня в принципе могут жить в Израиле,если закон страны позволяет приезжать сюда на ПМЖ только лицам еврейской национальности(вопрос о рабочих визах опустим).
Объяснение простое: по закону Израиля “О возвращении” евреем считается человек,родившийся от матери-еврейки или принявший иудаизм,и он не принадлежит к другой религии. И если первая часть — “родившийся от матери-еврейки” – на практике означает,что достаточно хотя бы одной прабабушки-еврейки в семье,чтобы репатриироваться в Израиль,в религиозном плане эта фраза интерпретируется буквально: национальность передается только по матери. А поскольку Израиль — страна религиозная,этот факт влияет на многие аспекты жизни.
Граждане Израиля,которые являются неевреями с религиозной точки зрения,не могут жениться в стране(при этом брак,заключенный за границей,страна признает), быть похороненными на одном кладбище с евреями,а иногда даже быть принятыми на работу,хотя это бывает крайне редко. Кроме того,это влияет и на статус будущих детей. Родственников не выбирают,но религию выбрать можно,решило еврейское сообщество,и позволило желающим пройти обряд посвящения в евреи. Гиюр можно проходить не только в Израиле,но и в других странах мира,в том числе в России,Беларуси и Украине. Главное,чтобы судьи,которые будут выносить решение по вашему случаю,были “аккредитованы” главным раввинатом Израиля. Судом называется экзамен,в ходе которого три рава проверяют истинность ваших намерений стать евреем и действительность соблюдения еврейских заповедей. Но об этом ниже.
А какие бывают гиюры?
Сегодня существует несколько течений иудаизма, которые проводят гиюры: ортодоксальное (сюда входят и так называемые литовские евреи, и хасидские общины разного толка, и религиозные сионисты), консервативное и реформистское.
Если очень упрощать, разницу можно сформулировать примерно так.
Для ортодоксального течения важно не только чтобы вы знали галаху, религиозный закон, но и чтобы вы жили в соответствии с ним. Свои законы есть для всех сфер жизни еврея, но в процессе гиюра самыми важными становятся законы Шаббата (что запрещено и разрешено в субботу), кашрута (что и как можно есть, а что нельзя есть совсем, какие продукты можно покупать и как их готовить)
А женщины ещё изучают законы цниюта, связанные со скромностью (как следует себя вести, и в частности одеваться), и миквы — чистоты семейной жизни.
Кандидат, проходящий гиюр в ортодоксальной общине, начинает соблюдать заповеди в процессе учёбы
Для бейт-дина (суда, состоящего из трёх раввинов) будет крайне важно, какова степень вашего погружения в соблюдение традиций и пока вы учитесь, и после того как вы присоединитесь к общине. Теудат герут, удостоверение о принятии иудаизма, в ортодоксальной общине вы получите не сразу, а примерно через год после того, как пройдёте раввинский суд.
У консервативного и реформистского движений другой взгляд на процесс гиюра, хотя можно сказать, что консерваторы уделяют больше внимания изучению галахи и её соблюдению, чем реформисты. Эти течения появились в результате эмансипации евреев и смещения акцента с соблюдения галахи на отношения между людьми. Так что раввины таких общин больше смотрят на то, правда ли человек хочет быть частью еврейского народа, понимает ли он, что еврейство — это особое мировоззрение и система ценностей, и на то, насколько искренни мотивы кандидата. Это важнее, чем формальное соблюдение Шаббата или кашрута, и часто гиюр в консервативной или реформистской общине занимает меньше времени, чем в ортодоксальной.
Гиюр в Израиле
Для тех, кто хочет пройти гиюр в Израиле, я расскажу немного о том, как это происходит здесь.
Кто может пройти гиюр?
Любой человек, вне зависимости от национальной и расовой принадлежности, изначального вероисповедания и пола, может пройти Гиюр. Отдел Гиюра при Министерстве Главы Правительства занимается исключительно обращениями граждан Израиля.
Прохождение Гиюра
Все услуги, оказываемые Отделом Гиюра при Министерстве Главы Правительства – бесплатные, за исключением оплаты за запись на учебу. Для новых репатриантов (по-моему в течение первого года пребывания в стране) запись осуществляется бесплатно.
Порядок прохождения Гиюра включает в себя: учебу на курсах по подготовке к Гиюру (на русском языке или на иврите — по вашему выбору), обращение и слушание дела в Раввинском Суде, обрезание, микве и получение удостоверения о прохождении Гиюра.
Для получения дополнительной информации звоните по тел.: 02-5450100 — информационная линия Отдела Гиюра при Министерстве Главы Правительства.
Для записи:
Мой личный опыт и рекомендации
Пожив в Израиле некоторое время и прочувствовав атмосферу еврейских праздников, теплых семейных традиций, я решила, что хочу узнать больше об этих традициях, об истории еврейского народа. Я записалась на курсы гиюра на русском языке в своем городе.
В Израиле сам курс гиюра длится около года при вечерних занятиях 2 раза в неделю по 3 часа. При этом ученики проходят 2 предварительных собеседования в бейт-дине (раввинатском суде) и собеседование-экзамен по окончании курса.
Конечно, проходят с первого раза очень немногие. Собеседование проводят трое раввинов. Их задача определить искренность намерений человека, т.е. действительно ли он готов исполнять заповеди и вести еврейский образ жизни. Точнее, на момент итогового собеседования человек должен уже хотя бы несколько месяцев соблюдать Шабат, кашрут, посещать синагогу, одеваться соответственно законам Торы, молиться и т.д.
Поэтому многим раввины назначают дополнительное собеседование через несколько месяцев, чтобы посмотреть, действительно ли человек серьезно настроен, и насколько ему это правда важно и нужно. Иногда этот процесс занимает несколько лет. Можно обижаться на «вердикт» судей, но ведь согласно законам иудаизма, если они примут в евреи человека, нечистого в своих намерениях и желающего стать евреем в своих корыстных целях, то на их душу ложится грех
Поэтому задача раввинов рассказать человеку о тяготах еврейской жизни, убедиться, что он понимает, на что идет, и т.д
Можно обижаться на «вердикт» судей, но ведь согласно законам иудаизма, если они примут в евреи человека, нечистого в своих намерениях и желающего стать евреем в своих корыстных целях, то на их душу ложится грех. Поэтому задача раввинов рассказать человеку о тяготах еврейской жизни, убедиться, что он понимает, на что идет, и т.д.
Что касается самих курсов, то учеба эта очень интересная! У меня были чудесные учительницы, замечательная группа. Со многими сокурсниками мы остались хорошими друзьями после окончания курса. Были сыграны уже 2 свадьбы и еще 3 готовятся. Мы изучали заповеди Торы, историю праотцов, философию иудаизма и многое другое.
Если у вас есть супруг/а или парень/девушка, то вы должны обязательно посещать курсы вместе. Это считается обязательным условием прохождения гиюра. Ведь как вы сможете соблюдать еврейские традиции в своей семье, если, скажем, ваш муж абсолютно не поддерживает это ваше желание?
Выбирайте свой Путь и слушайте своё сердце. Счастья вам!
<form id=”polls_form_2″ class=”wp-polls-form” action=”/index.php” method=”post”>
Почему вы хотите пройти гиюр?
- <input id=”poll-answer-6″ type=”checkbox” name=”poll_2″ value=”6″/> <label for=”poll-answer-6″>Мой супруг(а) еврей(ка)</label>
- <input id=”poll-answer-7″ type=”checkbox” name=”poll_2″ value=”7″/> <label for=”poll-answer-7″>По религиозным соображениям</label>
- <input id=”poll-answer-8″ type=”checkbox” name=”poll_2″ value=”8″/> <label for=”poll-answer-8″>Чтобы репатриироваться в Израиль</label>
- <input id=”poll-answer-9″ type=”checkbox” name=”poll_2″ value=”9″/> <label for=”poll-answer-9″>Мне нравятся традиции иудаизма</label>
- <input id=”poll-answer-10″ type=”checkbox” name=”poll_2″ value=”10″/> <label for=”poll-answer-10″>Чтобы иметь возможность пожениться в Израиле</label>
- <input id=”poll-answer-11″ type=”checkbox” name=”poll_2″ value=”11″/> <label for=”poll-answer-11″>Я не хочу проходить гиюр</label>
</form>
Жизнь после принятия иудаизма
Невозможно обобщить сущность иудаизма в одной небольшой статье, но вот несколько главных принципов:
Иудаизм — религия добрых дел, благотворительности здесь уделяется особое внимание. Среди евреев принято делать цдаку (денежное пожертвование) и проявлять хэсэд — милосердие.
Евреи верят в то, что своими делами можно сделать мир лучше
Процесс исправления, ли улучшения, мира называется «тиккун олам».
Иудаизм считает, что все люди рождаются духовно чистыми, со свободной волей, и сами выбирают между добром и злом.
Иудаизм поощряет свободу религиозной мысли.
В иудаизме подчёркивается ценность семьи и единения всех евреев.
После совершения гиюра человек становится евреем. Он должен следовать еврейским традициям и продолжать деятельность в общине. Поэтому примерно в течение 9-12 месяцев он проходит испытательный срок, и только после этого раввин может дать ему рекомендацию для получения свидетельства о гиюре. Эту рекомендацию новообращённый отправляет в Главный раввинат.
️ Мы уже говорили о том, что принятие гиюра чем-то напоминает принятие другого гражданства. Эту фразу можно воспринимать буквально: человек, совершивший гиюр, получает право на репатриацию в Израиль и получение израильского гражданства. Но этот путь — далеко не самый простой способ заполучить паспорт Израиля.
Во-первых, в этой стране готовы принимать во внимание гиюр, проведённый только в определённых общинах, и ортодоксальные общины всё ещё пользуются большим доверием, чем реформистские. Во-вторых, совершившие гиюр должны соответствовать ряду требований
Они обязаны предоставить рекомендательное письмо от раввинского суда и написать что-то вроде резюме о том, почему они совершили гиюр. В письме от раввинского суда должен быть в деталях описан процесс обращения: какие дисциплины человек изучал, сколько длился учебный курс. Кроме этого, потребуется свидетельство о гиюре и письмо от раввина или председателя общины, к которой принадлежит репатриант, с описанием деятельности новообращённого после гиюра
Во-вторых, совершившие гиюр должны соответствовать ряду требований. Они обязаны предоставить рекомендательное письмо от раввинского суда и написать что-то вроде резюме о том, почему они совершили гиюр. В письме от раввинского суда должен быть в деталях описан процесс обращения: какие дисциплины человек изучал, сколько длился учебный курс. Кроме этого, потребуется свидетельство о гиюре и письмо от раввина или председателя общины, к которой принадлежит репатриант, с описанием деятельности новообращённого после гиюра.
МВД Израиля требует, чтобы новообращённый был активным членом своей общины на протяжении как минимум 9 месяцев до гиюра и 9 месяцев после. Продолжительность учебной программы должна быть не менее 350 часов. Только при выполнении всех этих требований будет считать обращение в иудаизм искренним и даст разрешение на репатриацию.
Что спрашивают на суде
Даже если вы найдете все вопросы за все года обучения гиюру,вы никогда не можете знать наверняка,что вас спросят на суде. Экзамен проходит только в устной форме и оцениваются не только и не столько выученные даты и знаковые имена,сколько ваше искреннее желание стать частью еврейского народа. Я прошла суд с первого раза,но знаю несколько людей,которые пытались сдать этот экзамен и два,и три раза.
Секретов успешного прохождения гиюра не так уж много: ходить на занятия и самостоятельно читать много литературы на тему,верить и соблюдать,регулярно посещать синагогу и сопровождающую семью. Конечно,от волнения на суде это вас не оградит. Но если вы каждый день читаете основные ежедневные молитвы и каждую пятницу и субботу ходите в синагогу,то в конце концов уловите систему и сможете пересказать ее на экзамене.
Для меня самым сложным было выучить молитвы на иврите
У меня ушел почти до год на окончательное понимание того,как и в каком порядке читаются молитвы и почему важно соблюдать основные заповеди. Возможно,если бы удалось найти сопровождающую семью раньше,разобраться со многими темами удалось бы намного быстрее
На экзамене могут спросить недельную главу,13 принципов веры,имена наших проотцов и самых известных геров того времени,основные заповеди,порядок чтения молитв и сами молитвы,как вы соблюдаете законы кашрута и субботы,праздники и т. д. И,конечно,имя,которое вы хотите взять(из Танаха). Выучить это и многое другое непросто,но при должном желании посильно.
Недействительность гиюра
Основная причина для признания недействительности – это неискренность намерений соблюдать еврейские заповеди со стороны тех, кто решил пройти обряд гиюра. При этом кандидат в геры должен хотеть соблюдать все без исключения заповеди
Но одного только желания их соблюдать мало – важно понимать божественный источник их порождения и их связь с гиюром
Произнесение одной только декларации о намерениях соблюдать заповеди мало, важное условие ее действительности – одобрение кандидатуры со стороны раввинского суда, а само по себе произнесение бессмысленно. Ошибочное или неполное принятие обязательств Торы также бессмысленно и признается недействительным. Аналогичным образом признаются недействительными консервативный и реформистский гиюр в Москве
Эти иудейские течения не признают божественного возникновения заповедей и самого обряда, потому их идеи не признаются ортодоксальными евреями. Их заблуждение в том, что принятые на себя заповеди – лишь правило поведения в обществе, которое может быть изменено в результате изменений, произошедших в этом обществе в течение определенных промежутков времени
Аналогичным образом признаются недействительными консервативный и реформистский гиюр в Москве. Эти иудейские течения не признают божественного возникновения заповедей и самого обряда, потому их идеи не признаются ортодоксальными евреями. Их заблуждение в том, что принятые на себя заповеди – лишь правило поведения в обществе, которое может быть изменено в результате изменений, произошедших в этом обществе в течение определенных промежутков времени.
Например, прогрессивный иудаизм считает, что иудейские каноны должны трансформироваться в современных условиях, и это с точки зрения ортодоксов заблуждение. Такая позиция нашла отражение и в проводимых ими обрядах.
Например, ритуал реформистов ограничивается только бритом. Консервативные суды требует и прохождения твилы. В контексте вопроса репатриации на Землю обетованную остро встает вопрос, какой гиюр признается в Израиле.
А в Израиль-то можно будет уехать?
Прямым мотивом гиюра не должно быть желание переехать в Израиль, но среди потенциальных евреев, конечно, есть и те, кто хочет в перспективе вернуться на родину новообретённых предков.
Израиль долго принимал только тех, кто прошёл ортодоксальный гиюр. Репатриация по консервативному или реформистскому гиюру была очень сложной и требовала юридической поддержки, но 1 марта 2021 года после 15 лет слушаний ортодоксальные, консервативные и реформистские гиюры, пройденные в диаспоре, наконец уравняли. Теперь достаточно записаться на консульскую проверку в стране исхода и вместо родословной подать документы о том, что вы прошли гиюр любого типа.
Как найти курс и учителя
Когда я только решила,что хочу пройти гиюр,то понятия не имела,куда обращаться с таким запросом. Объявления о наборе в группы почему-то начали активно выскакивать в Фейсбуке уже после начала моей учебы. Если у вас нет знакомых в Израиле,которые могут направить в нужную организацию,есть несколько способов найти курс гиюра в вашем городе:
- Обратиться в местную синагогу: там могут порекомендовать контакты учителей
- Зайти на сайт Натива и оставить свои контакты,чтобы с вами связался координатор курса
- Воспользоваться сарафанным радио(мой случай)
Независимо от того,какой способ поиска вы выберете,учеба будет бесплатной. И на выбор вам предложат посещать занятия раз или два в неделю по три часа. Все книги и необходимые материалы вам дадут. Количество часов занятости в неделю напрямую влияет на продолжительность курса: либо полгода,либо год. В армии гиюр проходят намного быстрее.
В моем классе было порядка 20 человек,когда мы начинали курс,а до экзамена дошла только половина. Со временем люди отсеиваются по разным причинам.
Во времена Второго Храма
О формальной процедуре перехода в иудаизм можно говорить начиная с эпохи Второго Храма. Эзра и Нехемия, стремясь предохранить вернувшихся изгнанников от религиозного синкретизма вследствии переселения в Эрец-Исраэль значительных масс чуждого населения, настаивали на резком обособлении евреев от окружающих народов и вели непримиримую борьбу против смешанных браков. Это, однако, не означало принципиального отказа от прозелитизма. Так, среди вновь принявших завет названы и те, кто «отделились от народов иноземных к закону Божьему, жены их, сыновья их и дочери их…» (Нех. 10:28).
С возникновением царства Хасмонеев и с расширением его границ начинается тенденция массового принудительного обращения в иудаизм покоренных народов, в частности, идумеев (см. Эдом) Иохананом Гирканом I, итуреев Аристобулом I и части населения тех территорий, которыми овладел Александр Яннай.
См. также статью: Происхождение еврейского народа
В талмудическую эпоху появляется глагол легайер (от гер) — `обращать в иудаизм`, откуда и современный термин гиюр.
Гер-тошав
В Талмуде фигурирует особый тип полу-прозелита — гер-тошав (буквально `гер-житель`; ср. Лев. 25:35, 47), отличающийся от гер-цедек (полного прозелита). Это означало не становление евреем, но обязательство соблюдения 7 законов Ноевых и получения права жительства в еврейской Стране
Почему евреи «избранный народ», кто их избрал и не было ли подтасовок во время выборов
Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической традиции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказывались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.
другие религии
11 вопросов про ислам
Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль
9 вопросов про буддизм
Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год
Частые вопросы о православии
Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Этноним дня
Швед, шведкаСсылка дня
Старые журналы и редкие книгиПропаганда дня
Немцы — красноармейцам
Архив
Что такое гиюр
Вы уже поняли, что такое гиюр: говоря простыми словами, это — обращение в иудаизм. Но за этой кажущейся простотой на самом деле стоит сложный процесс внутренней трансформации. Человек должен начать думать так, как еврей, и чувствовать, как еврей. Иудеи понимают, что этого невозможно достичь в одиночку, и поэтому переход в иудаизм сопровождается интеграцией человека в ту среду, где он может жить, как еврей.
️ Обращение заключается не только в изучении еврейской истории, традиций и верований, но и в погружении в жизнь еврейской общины. Цель состоит в том, чтобы новообращённые начали чувствовать себя, как дома. Но и религиозный аспект тоже важен: принятие иудаизма имеет смысл только тогда, когда нееврей действительно хочет исповедовать эту религию.
Люди выбирают иудаизм по разным причинам. Для одних этот шаг является результатом долгих духовных поисков, для других — желанием вступить в брак с евреем или еврейкой. Среди главных мотивов можно назвать следующие:
- Иудаизм даёт человеку ответ на его вопросы.
- Принятие гиюра вызвано желанием разделять религиозные убеждения партнёра.
- Человек хочет, чтобы в семье соблюдались еврейские традиции, а дети имели еврейскую идентичность.
- Человек хочет ощущать себя евреем и репатриироваться в Израиль.
Однако, какими бы ни были эти мотивы, на первом месте должно быть искреннее желание быть евреем. По этой причине некоторые раввины следуют традиции, согласно который ищущий обращения должен быть трижды отвергнут. Лишь тот, кто будет по-настоящему настойчив и докажет свою заинтересованность, будет допущен к гиюру.
Иудаизм или иудаизмы
Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее традиционного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные направления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сначала оно находилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его приверженцы стремились не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистическому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых восходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посредники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распространился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающегося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Виленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.
Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврейскую религию более европейской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское общество: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослужении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Палестину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники реформизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая женщина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм популярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значительно ниже.
В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший промежуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консерваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка богослужения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — некоторые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.
Жизнь после принятия иудаизма
Русские, прошедшие гиюр и принявшие иудаизм, имеют основание для репатриации в Израиль. Причём имеют право сделать это, находясь в своей стране или в Израиле. В первом случае необходимо обратиться в „Сохнут“ по месту жительства. Адреса представительств на территории РФ, Украины и Беларуси можно посмотреть здесь: http://www.jewishagency.org/ru/representatives_fsu. Находясь в Израиле для получения статуса репатрианта, нужно обратиться в МВД.
Прошение о статус репатрианта удовлетворяют только при прохождении ортодоксального гиюра. Те, кто приняли реформистский гиюр в Москве, не могут вернуться на родину иудеев. Независимо от способа подачи заявления на репатриацию, нужно предоставить следующие бумаги:
- свидетельство гиюра (его получают по почте после принятия иудейства);
- рекомендательные письма от судьи Главного Раввината России, еврейской общины и раввина-учителя;
- собственное описание всех этапов подготовки и обрядов гиюра в подробностях.
Репатриация после гиюра возможна только при ведении религиозного образа жизни и активного участия в общине. При рассмотрении заявки МВД тщательно проверяет все детали. Если неевреи, принявшие иудаизм, соответствуют всем требованиям, они получают ВНЖ в Израиле.