Слайд 6История приобретения коллекцийИстория приобретения коллекций началась с правления саксонского курфюрста Фридриха
III Мудрого (1486–1525), который стал покупать различные раритеты, а также давал заказы таким выдающимся художникам как Л.Кранах и А.Дюрер При Августе I, в 1560, была образована кунсткамера – универсальное собрание всякого рода редкостей и природных диковинок, изобретений механиков, драгоценной посуды, украшений, старинных монет, а также картин, которые составляли меньшую часть коллекций. Среди живописных произведений здесь преобладали картины религиозного содержания и династические портреты. Собирательская деятельность приняла особый размах в середине 17 в., когда были приобретены такие шедевры как Еврейское кладбище Я. ван Рейсдаля, произведения П.П.Рубенса, Паоло Веронезе и ряд других. Важнейший этап в истории коллекции наступил в годы правления Августа II Сильного (годы жизни 1670–1733), короле Польском и курфюрсте Саксонском. Он поставил цель создания выдающейся коллекции, не уступающей тем, какие он видел в Италии и Франции. При Августе П были приобретены такие шедевры как Царство Флоры Пуссена, Спящая Венера Джорджоне и др. Агенты Августа III (годы правления 1733–1763), среди которых были настоящие специалисты в области искусства, скупали все лучшее, что появлялось на аукционах Парижа, Рима, Амстердама, Праги и др. городов Европы. Величайшей удачей Августа III было приобретение в 1745 в Италии у герцога Моденского д”Эсте коллекции, в которой насчитывалось ок. 100 картин (среди них Святая ночь Корреджо, Динарий кесаря Тициана, Портрет Шарля де Солье Г.Гольбейна Младшего, Мадонна с семейством Куччино П.Веронезе и др.) В то же время было приобретено 288 картин из собрания Валленштейна (в т.ч. картины Вермера Дельфтского, Ван Дейка, Ф.Хальса); из императорского собрания в Праге серия притч Д.Фети, картины П.П.Рубенса, Валантена и др. В Париже были куплены Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях, Саския с гвоздикой. Почти все картины Рембрандта поступили в коллекцию в это время. По поручению короля Саксонии граф Франческо Альгаротти стал приобретать произведения Ф.Тьеполо, Пьяцетти. Он приобрел знаменитую Шоколадницу Лиотара. Только в 1742 Август Ш купил 700 картин. Вершиной его собирательской деятельности была покупка в 1754 в монастыре Святого Сикста в Пьяченце Сикстинской мадонны Рафаэля Санти. С начала семилетней войны (1756–1763) собирательство коллекций прервалось на 100 лет. Во время войны часть картин была размещена в разных замках и дворцах, некоторые из них были повреждены.
Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США) отели поблизости
Этот музей произведений искусства создан американским коллекционером и меценатом Соломоном Гуггенхаймом и назван в его честь. Он находится в Нью-Йорке, на Манхэттене в месте, называемом «музейной милей». В 1937 году появился фонд Гуггенхайма. Открывая доступу публики свою коллекцию, банкир надеялся заинтересовать американцев творческим поиском абстракционистов (Мондриан, Кандинский). В 1943 году строительство нового здания музея поручили самому известному американскому архитектору Фрэнку Райту, которому к тому времени было уже 76 лет. Он задумал создать белоснежное строение с закруглёнными формами, отойдя от сложившихся стереотипов музейной архитектуры. Согласно проекту посетителей должен был поднимать на верхний этаж лифт, а затем они по внутренней спирали постепенно спускались бы вниз, по пути осматривая экспозиции, расположенные как на самом спуске, так и в залах, примыкающих к нему. И в самом деле, здание музея Гуггенхайма стало одним из ярчайших творений архитектуры прошлого века, вызвав среди знатоков волну восторженных отзывов. В музее Гуггенхайма периодически устраиваются масштабные выставки, темой которых является показ искусства континентов и цивилизаций («Искусство африканского континента», «Пять тысячелетий Китая», «Империя ацтеков» и пр.). В 2005 году там состоялась выставка «Россия», на которой были представлены шедевры русского искусства, начиная с XIII века и до настоящего времени. Среди всего многообразия там были выставлены работы Брюллова, Репина, Иванова, Врубеля, Крамского, Серова. Это была самая масштабная и богатая шедеврами выставка русского искусства за всё время существования США.
Главные достопримечательности Дрездена
Альбертинум
5,00
Художественный музей, открытый в 1887 году в здании бывшей Оружейной палаты. Возведенное в стиле Неоренессанса, здание было названо в честь авторитетного знатока искусств – короля Саксонии Альберта.
…
1 отзыв
Военно-исторический музей Бундесвера
5,00
Один из крупнейших военных музеев Германии, основан в 1877 году. Коллекция Военно-исторического музея Дрездена насчитывает более миллиона предметов, включая образцы крупногабаритной техники. В залах у…
1 отзыв
Зелёные своды
5,00
«Зелёные своды» – это бывшая родовая сокровищница князей Веттинов, превращенная в музей. Собрание драгоценностей начало формироваться еще в XVI веке, но самые ценные предметы появились в коллекции в X…
3 отзыва
Галерея старых мастеров (Дрезденская картинная галерея)
5,00
Дрезденская картинная галерея – самый известный музей города, расположенный в одном из павильонов дворца Цвингер. Основу его собрания составляют картины, приобретенные саксонскими правителями в XVIII …
2 отзыва
Немецкий музей гигиены
5,00
Немецкий музей гигиены – научный и культурный центр, созданный в 1912 году с целью пропаганды здорового образа жизни среди населения. В настоящее время его коллекция насчитывает 45 тысяч экспонатов, р…
1 отзыв
Дрезденский кафедральный собор Святой Троицы
5,00
Кафедральный собор Дрездена – действующий католический храм, построенный в 1697-1754 годах саксонскими курфюстами Фридрихом Августом I и Августом II. Современно здание воссоздано из оригинальных фрагм…
1 отзыв
Театральная площадь
5,00
Главная площадь исторического центра города, расположенная на берегу Эльбы. Ансамбль Театральной площади Дрездена сформировался в XVIII-XIX веках, он представляет собой яркий образец саксонского барок…
1 отзыв
Цвингер
5,00
Цвингер – архитектурно-парковый ансамбль в историческом центре Дрездена. Состоит из четырех главных зданий, три из них построены архитектором Маттеусом Пёпельманном в 1732 году, четвертое возведено в …
2 отзыва
Церковь Святого Креста
5,00
Старейший христианский храм города, построенный в 1215 году. Церковь Святого Креста в Дрездене на протяжении своей истории неоднократно горела, последний раз она была разрушена в 1945 году. Современно…
1 отзыв
Фрауэнкирхе
5,00
Фрауэнкирхе – действующий евангелическо-лютеранский храм, освященный в честь Пресвятой Богородицы. Церковь была возведена в 1726-1743 годах по приказу короля Польши и Саксонии Августа Сильного, полнос…
3 отзыва
Замок Морицбург
5,00
Загородная резиденция саксонских курфюстов, расположенная на озере в 14 км от Дрездена. Возведена в XVI веке курфюстом Морицом, а позже расширена Августом Сильным. Замок Морицбург и примыкающая к нему…
1 отзыв
Саксонская государственная опера (Опера Земпера)
5,00
Оперный театр, созданный в 1841 году, назван в честь построившего его архитектора Готфрида Земпера. До конца Втoрой Мировой войны был крупнейшим театром Дрездена и главной сценой для одного из старейш…
3 отзыва
Дрезденская оружейная палата
5,00
Военный музей, созданный на базе королевского Арсенала. Собрание Дрезденской оружейной палаты начало формироваться в XVI столетии, впоследствии оно неоднократно дополнялось. Сейчас в музее можно видет…
3 отзыва
Дрезденский замок-резиденция
5,00
Дрезденский замок-резиденция – старейшее сооружение города. Современный замок возник в результате многочисленных перестроек старой городской крепости, возведенной на берегу Эльбы еще в XIII столетии. …
2 отзыва
Замок Пильниц
4,00
Замок Пильниц – летняя резиденция саксонского курфюста Августа Сильного, построенная в XVIII веке по проекту Маттеуса Пёппельмана. Архитектурный ансамбль расположен на берегу Эльбы и включает в себя т…
2 отзыва
Городской Музей Дрездена
5,00
…
1 отзыв
Блистательный Цвингер – архитектурное творение барокко
«Барокко» в переводе с итальянского – «причудливый», «склонный к излишествам». Здания, построенные по законам барокко, обильно украшают причудливые и живописные архитектурные детали.
Цвингер поражает великолепной, вызывающе пышной красотой. Светлое золото камня-известняка и архитектурные силуэты, шум искрящихся каскадов и изысканные цветочные клумбы, изящная лепнина и каменная резьба сливаются в мелодию пластики.
Архитектурный облик Цвингера
Комплекс сооружений Цвингера, будто сказочное королевство. В центре Цвингера – прямоугольный двор с фонтанами, цветущими клумбами и старинными фонарями. Периметр пространства обрамляют одноэтажные арочные галереи с плоской крышей и павильонами в форме подковы.
У входной арки – конная статуя создателя Цвингера, курфюрста Августа II. Входная арка – Коронные ворота – необычной архитектуры: соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Купол венчает позолоченная польская корона – атрибут власти Августа Сильного, которую поддерживают четыре позолоченных орла. Окружают купол 8 скульптур в человеческий рост.
Павильоны комплекса
Самая высокая часть Цвингера – Павильон на валу. Здание, окружённое ровными рядами колонн, украшено аллегорическими фигурами, вводящими тщеславного Фридриха Августа в круг римских богов. Венчает павильон Геракл, в образе которого изображён курфюрст, держащий небесный свод, пока титан Атлас ходил за золотыми яблоками.
Слева от входа – Французский павильон, названный так потому, что на верхнем этаже в то время размещались полотна французских живописцев. У входа в павильон – грот Нимфебат (Купание нимф), подлинная роскошь саксонского барокко.
В струях фонтанов и нишах каменных стен, в замкнутом дворике, замерли статуи танцующих красавиц, за которыми с восторгом наблюдают сатиры – необыкновенные божества. На откосе старинного крепостного вала – гроты с фонтанчиками и скульптурные композиции, с террас из чаши в чашу ниспадают журчащие водопады.
Чудесное творение архитектора Готфрида Земпера – Павильон колокольчиков. Здесь устроены часы-куранты с колокольным звоном, который производят сорок колоколов разных размеров из позолоченного фарфора. Каждый колокол – со строго выверенной тональностью звучания.
Куранты воспроизводят мелодичный звон каждые четверть часа, затем полчаса и полный час, причем разными мелодиями. В праздники колокольчики исполняют торжественную музыку.
Дом «Музыка дождя»
Город предлагает своим гостям удивительные впечатления, которые нельзя получить больше нигде в мире. Речь идет о рукотворном чуде — доме «Музыка дождя». Удивительное пятиэтажное строение покрашено в чистый голубой цвет. Фасад дома оборудован сложной водосточной системой. Вода, стекая с крыши во время дождя, проходит множество труб, воронок и перепадов. Так рождаются красивые нежные звуки, складывающиеся в мелодию.
Интересно, что вода очень похоже имитирует мастерскую игру на разнообразных музыкальных инструментов. Многие туристы собираются здесь в дождливую погоду и подолгу наслаждаются необычными звуками. Производит впечатление фасад здания. Идея дизайна появилась у группы архитекторов, побывавших в Санкт-Петербурге и очаровавшихся чудесными дворцами этого города.
Достопримечательность расположена довольно далеко от исторического центра, поэтому долгое время оставалась в стороне от проверенных годами маршрутов. Но постепенно ситуация меняется, и все больше путешественников приходят сюда насладиться музыкой природы в исполнении городского дома.
Общественный транспорт Дрездена
Чтобы добраться до центра, нам пришлось использовать общественный транспорт Дрездена. Мы уже почти добрались от отеля до автобусной остановки, когда увидели, что наш автобус вот-вот отправится. А что вы делаете, когда видите автобус нужного вам маршрута, пытающийся уехать у вас из под носа? Правильно – пытаетесь его догнать. Купили билеты у водителя и довольные, что успели, отправились в путь. Кстати, если вы путешествуете семьей и хотите сэкономить на общественном транспорте, то покупайте семейный билет. Он стоит всего 8 евро, а действует на двоих взрослых и на 4-х детей в возрасте от 6 до 14 лет. Если бы мы покупали билеты на каждую поездку, то заплатили минимум по 2 евро с человека за одно перемещение. Дорога туда-обратно для двух взрослых полностью окупает стоимость семейного билета.
Кстати!Если вы планируете, или только что подумали о том, чтобы посетить Дрезден, находясь в Праге или ее окрестностях, настоятельно рекомендуем почитать, какими способами выгоднее всего добраться из Праги в Дрезден в нашей подробной инструкции.
От района Брисниц до центра всего 10-15 минут езды. Минут через пять у нас появились первые сомнения – а туда ли мы вообще едем?! А спустя 10 минут стало понятно, что едем мы не в центр Дрездена, как собирались, а наоборот! Пришлось нам выходить из прохладного автобуса и ждать другой. Вот что бывает, когда спешишь!
Шедевры
Раннего Возрождения
Вот потрясающая рафаэлевская Сикстинская мадонна в сонме ангелов, перед лучезарной, божественной красотой которой русские солдаты, обнаружившие шедевр в одном из ящиков, безмолвно сняли пилотки. Это произведение Высокого Возрождения. Непревзойденное полотно Тициана «Динарий кесаря» с поразительной проницательностью демонстрирует неожиданную для мирского понимания коллизию нравственного выбора, предложенного Христом.
голландские натюрморты
На антитезе вечно обновляющейся природы и неминуемой конечности человеческой жизни строится картина Якоба ван Рейсдаля «Еврейское кладбище».
Украшают экспозицию галереи и полные движения «охотничьи» полотна фландрийского художника Рубенса, и жанровые картины Яна Брейгеля Старшего. Франция представлена в Дрезденском музее картинами Николы Пуссена. Здесь нашла место знаменитая «Шоколадница» Жан-Этьена Лиотара. Картины Мурильо и Веласкеса представляют испанскую школу живописи.
Шедевры Дрезденской картинной галереи
Хотя в стенах галереи находится огромное количество мировых шедевров, все же можно выделить наиболее известные картины. Сокровища дрезденской галереи — это:
- «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Именно эта работа считается одной из самых восхитительных картин художника. На полотне изображена Мадонна, держащая на руках маленького Иисуса. Мадонна с младенцем находятся на небесах, и создается впечатление, что она вот-вот шагнет навстречу к своим наблюдателям. Ее взор направлен непосредственно на вас, и пройти мимо этой картины невозможно. Также на холсте нарисованы Папа Сикст II и Святая Варвара.
- «Шоколадница» Лиотара. Хотя картина была написана в 1745 году, она совмещает в себе и старинные нотки, и мотивы XIX века. На полотне изображена юная девушка, держащая поднос с чашками горячего шоколада и стакан воды. Несмотря на многочисленную критику, которая опирается на то, что это не портрет, а постановочная сцена, картина глубоко запала в душу многим ценителям искусства.
- «Спящая Венера» Джорджоне. На этой всемирно известной картине изображена богиня любви, которая приняла расслабленную позу и отдыхает в тени скалы. На первом плане художник запечатлел с минимальными деталями драпировки, а вдалеке отобразил пейзаж с небольшой деревней и величественными горами. Хотя великий Джорджоне не смог самостоятельно дописать полотно, его закончил ученик мастера, не менее знаменитый Тициан. Этот художник тоже задействовал описанный пейзаж в своих работах.
- «Святая ночь» Корреджо. На этом полотне нарисована одна из наиболее узнаваемых сцен из Библии: поклонение пастуха недавно рожденному Иисусу. Ценность и известность этой работе приносит достоверность изображения ночной сцены, что дает ощущение связанного со светом пространства. Корреджо удачно показал процесс оживленного разговора пастуха со служанкой, а также момент, где Мария переживает первые, самые радостные материнские чувства.
- «Динарий кесаря» Тициана. Как отмечалось, Тициан был учеником Джорджоне, и взял от наставника лучшие навыки. Это полотно посвящено библейскому сюжету, в котором Фарисей пытался обмануть Иисуса. Цель картины — не отобразить весь сюжет, а лишь продемонстрировать лица героев с их личными эмоциями и жестами, именно поэтому фигуры изображены на все полотно. Автор непревзойденно и в свойственной себе манере показывает истинные обличья персонажей, их понимание добра и зла, честности и фальши. Хотя холст небольшого размера, он всегда притягивает взгляды и заставляет задуматься.
История
Мейсенская марка 1206–1288 Чешское королевство 1288–1316 Маркграфство Бранденбург 1316–1319 Мейсенская марка 1319–1423 Курфюршество Саксония 1423–1697 Польша-Саксония 1697–1706 Курфюршество Саксония 1706–1709 Польша-Саксония 1709–1763 Курфюршество Саксония 1763–1806 Королевство Саксония 1806–1871 Германская империя 1871–1918 Веймарская республика 1918–1933 Третий рейх 1933–1945 Германская Демократическая Республика 1949–1990 Федеративная Республика Германия от 1990
Впервые Дрезден документально упоминается в 1206 году в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона из-за спорных территорий (Acta sunt hec dresdene). Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году (Acta sunt hec … in civitate nostra dresdene).
С 1270 года Дрезден стал столицей маркграфства Мейсен и был ей вплоть до объединения маркграфства Мейсен и курфюршества Саксонии в 1422 году. В 1485 году произошёл Лейпцигский раздел объединённого государства, в результате которого Дрезден снова стал столицей маркграфства Мейсен (причём маркграфы получили титул герцогов Саксонии).
В 1547 году курфюршество Саксония было вновь присоединено к Мейсену, и Дрезден оказался столицей курфюршества Саксонии. Наибольшего расцвета Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла в начале XVIII века при Августе Сильном, который извлекал огромные доходы из управления Речью Посполитой. При нём трудами Пёппельмана и других придворных мастеров центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко.
Дрезден на одной из ведут младшего Каналетто, который в 1740-е годы работал при дворе местного курфюрста.
В XVIII веке Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. Во время Семилетней войны Дрезден был захвачен и долгое время удерживался войсками прусского короля Фридриха II. Эта оккупация нанесла большой урон городу, в частности в 1760 году была разрушена Кройцкирхе.
26—27 августа 1813 года в ходе Шестой коалиционной войны при Дрездене произошло крупное сражение между французской армией под командованием Наполеона I и Богемской армией союзников под командованием Карла Шварценберга, победу одержали французы; в этой битве погибли два русских генерала (Ф. А. Луков и А. П. Мелиссино). В результате наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров.
Во время революции 1849 года восставшие горожане во главе со С. Борном и М. Бакуниным изгнали из Дрездена короля, который смог вернуть себе власть, призвав на помощь прусского короля. В 1892 г. несколько предместий присоединены к городу.
Дрезден после англо-американских бомбардировок
В конце Второй мировой войны Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке. С 13 по 14 февраля 1945 года центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. В это время Дрезден был переполнен беженцами, спасавшимися от боевых действий Восточного фронта, среди которых было много женщин и детей. По ряду причин город практически не был защищён зенитными орудиями, а авиация ПВО не смогла взлететь. Число жертв составляет от 100 до 200 тысяч человек (некоторые источники сообщают о ещё большем их числе), большинство из которых погибло в результате возникшего огненного смерча. Серьёзно пострадал дрезденский замок-резиденция, Цвингер и Опера Земпера были практически разрушены, несколько позднее обрушился купол Фрауэнкирхе. Одним из немногих выживших в этой бомбардировке стал американский писатель Курт Воннегут, впоследствии написавший знаменитый роман «Бойня номер пять», рассказывающий о вышеописанных событиях. После войны в Дрездене находился штаб и некоторые части 1-й гвардейской танковой армии СССР, а также гарнизонное кладбище.
После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины были просто снесены. На месте города фактически образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Власти ГДР построили вокруг восстанавливаемого исторического центра современные (на тот период) проспекты и многоэтажные здания. Восстановление центра заняло почти сорок лет — для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново — они заметно выделяются светлым оттенком камня. Многие ключевые здания были воссозданы только после объединения Германии. Впереди восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт.
Коллекция картин
Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:
- Рафаэль;
- Тициан;
- Рембрандт;
- Ян ван Эйк;
- Рубенс;
- Вермеер;
- Джорджоне.
Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность
Сикстинская мадонна
Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.
Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.
Шоколадница
Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.
Та самая Шоколадница
Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.
Новое время в жизни Цвингера
В 2017 году обновили интерьеры комплекса, стены залов – голубого и красного цветов, картины выставлены на зелёном фоне и бархатисто-сером. В 2019 году обустроили Музей скульптуры с коллекциями античных и средневековых изваяний.
Сегодня архитектурное чудо – дворцовый комплекс Цвингер – важная достопримечательность Дрездена, где приятно провести время, любуясь изящными сооружениями гуляя по ухоженному внутреннему двору с фонтанами и клумбами.
Традиция музея – симфонические концерты в залах, которые проводят музыканты Дрезденской оперы. Музыкальная программа каждого концерта посвящается одной из знаменитых картин собрания.