Берлинский кафедральный собор

Архитектура

Хотя протестантизм базируется на простоте и аскетизме, Кафедральный собор подчеркнуто блистает монументальностью и роскошью. Величественное здание высотой 116 м создает ощущение ничтожности человека перед Богом. Даже неверующие люди испытывают у собора некий трепет. Естественным дополнением столь величественного здания стал его 85-метровый купол.

Центральный и единственный фасад собора обращен на юг, к Люстгартену. Главное место на нем занимает огромный арочный портал с портиком длиной 80 метров. По всей поверхности фасада расположено множество изваяний, лепнины и резных деталей.

Между колоннами можно увидеть статуи евангелистов и других библейских персонажей. Скульптуры над порталом принадлежат Вильгельму Видеманну.

Здесь перед посетителями предстают аллегорические символы Правды и Милосердия, а также знаки альфы и омеги (символов Иисуса Христа). Сам Иисус в авторстве Фрица Шапера изображен с картин судного дня.

С двух сторон от фасада над зданием возвышаются башни. Западные пики немного выше восточных. Колокольня находится на северо-западе и состоит из новых и очень старых колоколов. Старейший колокол (Вилснак) был отлит еще в 1471 году. Три двери Кафедрального собора изготовлены из бронзы, их украшают рельефы с изображением Христа при жизни и после воскрешения.

Архитектура Берлинского кафедрального собора интересна в любой сезон и время суток. Днем сочная зелень лужаек и парка располагают к отдыху на природе. А стены, покрытые налетом старины, дышат благородством. Если есть возможность, стоит полюбоваться на здание в ночное время. Приятная неяркая подсветка оживляет древние образы и таинственные тени.

Интерьеры

После столь мощного экстерьера туристы ожидают от помещений Берлинского кафедрального собора особой помпезности. Но первое, что поражает – это масса свободного пространства и чувство легкости. За счет купола в главном зале возникает ощущение парения. Хотя драгоценных украшений предостаточно, все оформлено в меру и каждая деталь на своем месте.

По бокам от лавок для прихожан располагается колоннада с резными пилястрами. Главный алтарь находится в восточной части собора. Он выполнен из мрамора Фредериком Августом Спуллером еще в 1850 г. И отличается роскошным оформлением с позолотой.

Вверху установлена главная гордость собора – орган. Он напоминает целый дом. Сооружение из 7 269 труб извергает прекрасную музыку, которая ласкает слух и заставляет трепетать душу. По бокам от органа располагаются хоры. Над прихожанами словно парят изваяния известных протестантов, закрепленные наверху стен. Большинство элементов интерьера выполнены из белого мрамора и отделаны золотом.

Апсиды украшены искусной мозаикой с изображением святых. Многочисленные витражи наполняют свет красками и создают ощущение торжественности. Любителям художественных произведений доставит удовольствие лицезреть прекрасные картины на религиозные темы.

Вдоволь насмотревшись на оформление помещений, туристы могут подняться по длинной лестнице на крышу собора. С просторной смотровой площадки открывается удивительно яркая панорама центра Берлина и реки Шпрее.

С этой точки стоит сделать еще несколько фотографий, которые дополнят историю познавательного путешествия.

Берлинский кафедральный собор служит еще и усыпальницей для представителей династии Гогенцоллернов. В крипте находится почти сто захоронений взрослых и детей, поэтому туристов просят соблюдать тишину и почтение. Некоторые саркофаги украшены необычными скульптурами с символическим значением, которые поражают своей художественной ценностью.

История Бранденбургских ворот

Этот архитектурный памятник был создан по приказу Фридриха Вильгельма в 1788-1791 годы архитектором К. Г. Лангхансом, который был представителем берлинского классицизма. Высота ворот достигает 26 метров, а их ширина составляет 11 метров. Бранденбургские ворота исполнены в древнегреческом стиле и представляют собой классический портик с дорическими колоннами. Сверху ворот изображена четверка лошадей, которой управляет богиня Виктория. Колесницу создал и воплотил в жизнь немецкий скульптор Иоганн Готфрид Шадов.

До падения стены

Во времена Эпохи Возрождения ворота были только частью крепости города и выполняли исключительно практическую функцию. Но позже, в конце XVIII века, усилиями Карла Готтгарда Лангганса, они были обращены в монументальную Триумфальную арку, и положили начало классицистической традиции в архитектуре Пруссии.

Ворота украсили скульптурой, изображающей богиню победы Викторию на колеснице, запряженной 4 лошадьми. Эта работа скульптора Иоганна Готфрида Шадова получила название «Квадрига победы». Именно этот элемент архитектуры принимал на себя впоследствии наибольший урон.

Первым квадригу побеспокоил Наполеон. Завоевав Берлин, он распорядился перевезти колесницу с ворот в Париж. После победы над Наполеоном её вернули в Берлин и украсили Железным крестом.

Позже у ворот праздновали свою победу солдаты: победители в Франко-прусской войне, контрреволюционеры. Здесь ликовали национал-социалисты после победы в выборах в 1933 году. После, во времена Второй мировой войны, так бережно сохраняемая квадрига была полностью разрушена и восстановлена только спустя более 10 лет: в 1958 году. С 1945 по 1957 год на её месте развевался флаг СССР.

13 августа 1961 года — на момент возведения Берлинской стены — ворота и квадрига были полностью реставрированы. Теперь их венчал флаг ГДР и построенное ограждение закрывало вид на исторически важный объект обеим частям страны.

После падения стены

В 1989 году надобность в Берлинской стене пропала, и постепенно её демонтировали, снова объединив воротами западную и восточную часть столицы Германии. Сначала часть оставили на память, но на неё постоянно покушались вандалы: пытались разрушить её, исписывали граффити и т. д.

Сейчас от стены у ворот не осталось и следа. С 1990 года Бранденбургские ворота стали символом единства немецкого народа и получили второе название — Ворота Мира. Они стали частью современной Парижской площади Здесь постоянно проводят городские праздники разного масштаба.

Сбоку вы обнаружите «Зал молчания» — он оборудован в первую очередь для жителей современной Германии. Здесь они могут молчаливо поразмышлять и почтить память своих предков, которые из поколения в поколение переживали ряд трагических событий. Кто-то из них впоследствии погибал, кто-то хранил память о прошедшем, и теперь каждый может в зале у ворот отдать им дань уважения.

История строительства

Инициатива возведения Бранденбургских городских ворот принадлежала Фридриху Вильгельму II Прусскому, который хотел облагородить подход к бульвару Унтер-ден-Линден. Проект сооружения разработал Карл Готтгард Лангганс, вдохновившись Пропилеями афинского Акрополя. Иоганн Готфрид Шадоу создал самое известное украшение для сооружения — Квадригу.

Строительство длилось с 1788 по 1791 год. Основной материал — известняк, который впоследствии покрасили ослепительно белой краской. Монументальные ворота имели высоту 26 м, длину 65,5 м и глубину 11 м.

Интересный факт: первоначальное название сооружения — «Ворота мира».

Возведение арки

Строительство Бранденбургских ворот началось в 1789 году по указанию короля Фридриха Вильгельма II (Friedrich Wilhelm I), а завершилось в 1791 году.

Автором проекта был немецкий архитектор Карл Лоттгард Лангганс (Carl Gotthard Langhans), который взял за образец парадные ворота, открывающие вход в Афинский акрополь. Стиль объекта – берлинский классицизм.

Согласно изначальному замыслу, Бранденбургские ворота должны были символизировать мир и стать своеобразными Вратами мира.

В период Второй мировой войны

Во время правления Гитлера ворота стали считаться олицетворением власти нацистской партии. При строительстве Берлинской стены они превратились в ее часть.

С 1945 по 1957 годы на воротах был флаг СССР, затем – флаг ГДР. После 1989 года арка стала символом объединения Восточного и Западного Берлина.

В период Второй мировой войны ворота были существенно повреждены, но к 1956 году их полностью восстановили. Статую Виктории пришлось создавать заново по оригинальным слепкам: ее взор направлен в восточную сторону.

Как добраться до Берлинского кафедрального собора

Собором в прямом смысле этого слова он никогда и не был, так как Берлин никогда не являлся местом, где прибывал католический епископ. Когда в 1930 году была создана католическая епархия в Берлине, Кафедральный собор уже числился протестантской церковью.

Собор строился с учётом того, что он будет представлять собой главный собор протестантов в Европе. Для освобождения площадки под строительство решено было снести собор Шинкеля построенный в 1822 году. Строительство собора велось по проекту немецкого архитектора Юлиуса Карла Рошдорфа относящегося к самым знаменитым архитекторам Германии второй половины XIX века. Образцом создания Кафедрального собора послужил собор Святого Петра считающимся одним из крупнейших сооружений Ватикана. Строительство собора (с 1894— 1905г.г.) заняло одиннадцать лет. Строился собор как придворная церковь прусских королей из династии Гогенцоллернов и как главная церковь прусских протестантов. Оформление выполнено в готическом стиле.

Украшенный снаружи силезским гранитом собор представляет собой величественный монумент в богатом убранстве. Пышность и величие сооружения подчёркивается многоярусными колоннадами, изобилием скульптур и куполами сложной формы. Стены здания украшают фрески и барельефы. Высота здания вместе с куполом с момента строительства составляла 114 метров. По боковым крыльям величественного купола, высота которого на сегодняшний день – 85 метров расположились две часовни.

За весь исторический период назначение здания периодически менялось, то это был главный храм Евангелической церкви, то доминиканский монастырь. Какое – то время здесь размещался католический приход, что и послужило присвоением зданию статуса собора.

Пострадавший от авианалётов и бомбёжек во время Второй Мировой войны обезглавленный и с выбитыми окнами Кафедральный собор простоял бездействуя почти 50 лет. В 1949 – 1953 г.г. над куполом была возведена временная крыша. В 1975 году началась реконструкция, после чего уже в 1980 году открываются для проведения службы свадебный зал и баптистерий. В 1984 году приступили к восстановлению главного молитвенного зала. В ходе реконструкции высота собора была занижена и на сегодняшний день составляет 98 метров.

6 июня 1993 года по завершении реставрации состоялось торжественное открытие возрождённого собора. На церемонии открытия присутствовал Гельмут Коль.

Пышность внутреннего убранства собора не соответствует эстетическим идеалам протестантской простоты и скромности и скорее напоминает католическую церковь. Главный алтарь работы Фредерико Августа Стуллера выполненный в позолоченном оформлении заполнен фигурками апостолов. В витражах работы Антона фон Вернера отображены сюжеты из Нового завета, поражающие своей естественностью. Особую красоту интерьеру придают картины лучших прусских художников

Особое внимание привлекает резная кафедра для чтения проповедей. Стены и потолок собора украшают завораживающие элементы лепнины и мозаики

Шедевром Кафедрального собора является орган работы Вильяма Зауэра. Богато украшенный орган, смонтированный из 7000 труб, прекрасно вписался в окружающий его интерьер. Внутренняя часть купола в отличие от наружной поражает своей лёгкостью и воздушностью. Под куполом сооружена смотровая площадка, открывающая великолепную панораму окрестностей.

Для туристического обзора открыт доступ в фамильную усыпальницу династии Гогенцоллернов где сохранены 70 из 89 захоронений. Здесь же находятся роскошные саркофаги курфюрста Великого и его жены Доротеи.

Перед собором разбит парк, представляющий собой зелёную лужайку в центре которой расположился фонтан.

Берлинский Кафедральный собор относится к числу музеев, которые включены в список всемирного наследия.

За весь исторический период назначение здания периодически менялось, то это был главный храм Евангелической церкви, то доминиканский монастырь. Какое – то время здесь размещался католический приход, что и послужило присвоением зданию статуса собора.

История возникновения достопримечательности

Немецкий собор был построен в 1780 – 1785 гг. и представлял собой целое архитектурное сооружение, включающее в себя купольную башню и Немецкую церковь. Последняя из них сооружена в 1701-1708 гг. в стиле барокко. Над созданием проекта работал известный в те времена архитектор Мартин Грюнберг. Церковь появилась практически одновременно с Французским собором, во времена, когда происходила масштабная реконструкция самой площади Жандарменмаркт. Четкие указания, относительно строительства отдавал Фридрих II, в те времена король Пруссии.

В качестве образца для строительства служила площадь, которая находится в Риме и имеет название Пьяцца дель Пополо. Она известна своими церквями – близнецами, с непревзойденными куполами.

Прежде чем приступать к строительству Немецкого собора, был тщательно расчищен участок, на котором до этого находилось Швейцарское кладбище.

Изначально здание имело пятиугольную форму у основания и полукруглые апсиды. Внутри него был размещен типичный протестантский алтарь, который совмещался с кафедрой проповедника.

Значительно позже Георг Кристиан Унтер, занялся перестройкой здания. В результате чего появилась восточная куполообразная башня. Она создана в традициях палладизма согласно с разработками, которые принадлежат Карлу фон Гонтарду. И по своему внешнему виду является подобной парижской Церкви Святой Женевьевы.

Купол увенчан статуей отображающей воинскую доблесть. В 1817 году произошло историческое событие, а именно две конгрегации Немецкой церкви вошли в состав единой Евангелистской церкви Пруссии.

Во время мартовской революции в 1848 году, погибло большое количество жителей Берлина. В северной части Немецкой церкви выставили их гробы и провели панихиду в молитвенном зале.

Внутренняя роскошь

Конечно, снаружи собор, или, как его ещё называют, Berliner Dom, выглядит внушительно. Однако внутри нет ничего, что могло бы “давить” на посетителей. В здании царит совершенно особенная, лёгкая атмосфера. Внутри очень просторно, светло и красиво – искусные витражи, которыми украшены стены, так и притягивают взгляды. Персонажи, которые на них изображены, кажутся живыми. Кстати, автор этих витражей – Антон фон Вернер

Отдельным вниманием следует отметить старинный алтарь, сделанный из мрамора. Он был создан в далёком 1850 году Фредериком Августом Стуллером. А проповеди читаются за кафедрой, которую можно смело назвать настоящим произведением искусства, потому что вряд ли где можно увидеть такую уникальную и совершенную резьбу по дереву

Также внутри имеется орган, созданный самим Вильямом Зауэром. Его габариты поражают, точно так же, как и неповторимая стилистика

А проповеди читаются за кафедрой, которую можно смело назвать настоящим произведением искусства, потому что вряд ли где можно увидеть такую уникальную и совершенную резьбу по дереву. Также внутри имеется орган, созданный самим Вильямом Зауэром. Его габариты поражают, точно так же, как и неповторимая стилистика.

История строительства

Домский собор был построен в 1905 году. До него в ХV веке на этом месте находилась церковь Святого Эразма как часть нового королевского дворца. В 1456 году ее возвели до уровня коллегиальной церкви, а в 1539 году Мартин Лютер и Иоаним II начали реформацию и она стала лютеранской. В этой церкви проходили придворные церемонии и приходские служения.

Позже, в ХVIII веке, церковь Святого Эразма снесли. Король Фридрих Великий поручил архитектору Иоганну Боуману построить новый храм к северу от дворца в стиле барокко. Из усыпальниц вынесли гробницы, а собор снесли. В 1750 году по проекту Боумана был сооружен собор Шинеля. Церковь представляла собой королевскую усыпальницу и была частью Берлинского замка.

75 лет спустя король Карл Шинкель представил планы по строительству нового храма. Работы начались, но из-за ограниченных финансовых возможностей их приостановили.

В 1893 году Вильгельм II, принадлежавший к династии Гогенцоллернов, приказал снести старую недостроенную церковь и построить новую. Он считал, что главный собор страны должен соответствовать его величеству, и захотел превзойти храм Святого Петра в Риме, что у него впоследствии и получилось.

Над проектом работал известный архитектор Юлиус Рашдорф.

Над дизайном церкви работали известные прусские художники и мастера.

Во время Второй мировой войны Берлинский собор разрушили в ходе бомбардировок: действие зажигательной бомбы повредило купол. Доступ к этому месту был сложным, поэтому из-за пожара уничтожилась вся конструкция. Части горящего сооружения врезались в церковь, и огонь распространился до склепа. За одну ночь прекрасное строение превратилось в руины.

В 1975 году начались ремонтные работы по постройке защитного купола, чтобы обезопасить церковь от еще больших повреждений. Реставрация длилась почти 20 лет. В ходе реконструкции храм потерял 16 м прежней высоты, были демонтированы королевская усыпальница и главный купол, а внутренний дизайн заметно упростили.

Общая информация

Если вы уже бывали в Берлине, наверняка видели величественное сооружение с куполами зеленого цвета. Архитектура и оформление церкви напоминает церковь Святого Петра, построенная в Ватикане, а над внутренним убранством религиозной достопримечательности трудились искусные прусские мастера.

Посещение церкви можно совместить с осмотром столичных музеев, поскольку в пешей доступности от собора находится пять интересных достопримечательностей Берлина.

Здание Берлинского собора прекрасно известно и узнаваемо во всем мире, во многом благодаря своей строгости, элегантности и зеленой крыше. По мнению создателей церкви и архитекторов, она должна была стать местом, где собираются все европейские лютеране. Несмотря на протестантские учения, проповедующие сдержанность и аскетизм, внешнее и внутреннее убранство собора получилось роскошное и богатое.

Интересные факты:

  • строительство продолжалось 11 лет, и было завершено в 1905 году;
  • для достопримечательности выбрали место, где раньше располагалась другая церковь в неоклассическом стиле, но так как он не нравился императору Вильгельму, власти приняли решение снести здание, а затем построить новый собор;
  • над проектом работали два немецких специалиста – Отто и Юлиус Рашдорфф;
  • многие туристы отмечают, что богатое убранство не оставляет давящего ощущения, каждую деталь хочется внимательно изучить и оставить в памяти;
  • до начала Второй Мировой войны Берлинский собор считался самым высоким зданием в столице Германии – его высота была 114 метро, к сожалению, во время боевых действий сооружение пострадало и сегодня его высота составляет 98 метров;
  • интересная достопримечательность церкви – орган, сконструированный местным мастером Вильгельмом Зауэром;
  • здесь находится усыпальница династии Гогенцоллерном, поэтому внутри просят соблюдать тишину;
  • под куполом оборудована площадка, откуда открывается один из лучших видов на столицу;
  • после осмотра достопримечательности можно прогуляться и отдохнуть в парке Люстгартен.

Внутреннее убранство

Внутри собора – огромное яркое пространство. Дневной свет преломляют витражи, с сюжетами Нового Завета. Игра света оживляет изображённое на них и создаёт ощущение торжественности.

Интерьер поражает убранством:

  • мраморные колонны с резными пилястрами,
  • резная кафедра,
  • золочёный центральный алтарь, к которому ведёт широкая лестница.

Алтарная перегородка украшена фигурами апостолов, престол – из оникса и мрамора, отделанного золотом.

Купольный свод расписан сюжетами Нагорной проповеди. С левой стороны от алтаря – кафедра для проповедей, сделанная из дуба.

Украшает собор церковный орган, который звучит глубоко, стройно и изящно, благодаря 7269 трубам. Созданный в 1903 году и установленный на мраморных опорных колоннах орган напоминает большой музыкальный дом.

В соборе великолепная акустика, здесь часто проводят концерты, в том числе и органные. Собор – фамильная усыпальница династии Гогенцоллеров. 89 членов монаршей семьи упокоено в склепе, гробницы которых покрыты парчой и бархатом.

В настоящее время храм содержится за счёт собственных средств. Торжественно вновь открыли собор 6 июня 1993 года. Собор, выстроенный после Второй мировой войны практически заново, находится под охраной ЮНЕСКО.

Внутри собора

Торжественное открытие храма для посетителей состоялось в 1993 году. Тогда его внутреннее убранство буквально поразило всех своим великолепием. Такое впечатление интерьер здания производит даже на нас, современных искушенных туристов.

Попадая внутрь храма, вы оказываетесь в ярком и светлом пространстве. Дневной свет, попадающий туда, преломляют витражи работы Антона фон Вернера. Игра света как будто оживляет персонажей, изображенных на них. Ценителям и знатокам живописи, наверняка, понравятся картины, украшающие интерьер собора.

Сложно пройти мимо еще одной детали – мраморного алтаря. Алтарь был создан в 1850 году Фредериком Августом Стуллером. Это центральное место здания по художественной ценности, и по назначению.

Алтарь Berliner Dom

Отдельного внимания также заслуживает орган храма. Он был создан руками известного немецкого мастера Вильгельма Зауэра во время строительства здания. Инструмент был сконструирован именно для этого храма с учетом всех его акустических особенностей. И это самый большой орган Германии, состоящий из 7269 труб. Согласитесь, впечатляет.

Гармоничное продолжение прогулки по храму — его смотровая площадка. С неё открывается живописный вид на город и площадь перед собором. Площадка находится под самым куполом.

Чтобы насладиться видами, вам придется преодолеть двести семьдесят ступеней. Наградой будут прекрасные фотографии, которые вы сделаете, и возможность поближе рассмотреть две часовни, находящиеся по бокам от площадки.

С этой точки виден парк Люстгартен, расположенный по соседству с собором. В парке можно отдохнуть после экскурсии.

У Люстгартена богатая история. В разное время он был местом проведения торжественных парадов, демонстраций, просто местом отдыха горожан. Знаменитое украшение парка — огромная каменная чаша весом около 75 тонн.

Орган Собора

Орган Берлинского Кафедрального Собора назвали «Орган Зауера» в честь его создателя, мастера из Франкфурта-на-Одере Вильгельма Зауера. На момент начала работы храма в 1905 он был самым большим органом в Германии, с 7 269 трубами и 113 регистрами:

Услышать «в живую» орган мы не смогли, но при подъеме на второй этаж есть место (с отличным обзором, фото ниже сделано оттуда), где можно посидеть и послушать в наушниках ряд записей.

Крипта, саркофаги

Не смотря на то, что в подвале Кафедрального Собора есть крипта (в ней располагаются останки представителей династии Гогенцоллернов), несколько саркофагов почему-то стоят наверху:

Белый саркофаг на фото ниже принадлежит кайзеру Фридриху Третьему. Эта историческая личность правила Германской Империей всего 99 дней в 1888, взойдя на трон уже смертельно больным.

Тот год известен в истории страны, как «Год трех императоров» — на троне тогда успели смениться 3 монарха. Ими были первый кайзер Германии Вильгельм Первый (похоронили в Берлине, в Мавзолее дворца Шарлоттенбург), вышеупомянутый Фридрих Третий и последний кайзер Германии Вильгельм Второй (расстался с властью в 1918, похоронен в Голландии).

Крипта Кафедрального Собора Европы является одним из самых значительных мест захоронений королевских династий в Европе.

Гогенецоллерны, о которых идет речь, были курфюрстами Бранденбурга, королями Пруссии, а затем и кайзерами Германской Империи.

В общей сложности крипта содержит 94 захоронения, первые из которых относятся еще к концу 16 века, а последние – к началу 20 века.

Общественный доступ в крипту открыли после восстановления в 1999. Восстановление части гробов продолжается до сих пор.

Музей на втором этаже

На втором этаже можно зайти в музей Кафедрального Собора, описывающего его историю еще с первой версии здания. Впечатляют искусно сделанные макеты зданий, демонстрирующие не только их внешний вид, но и внутреннюю отделку. Кое-где, чтобы обеспечить возможность просмотра внутри макета, сделали специальные зеркала.

Смотровая площадка

Под куполом Berliner Dom оборудована смотровая площадка, чтобы подняться к ней, нужно преодолеть 270 ступеней. Сверху открываются виды бульвара «Под липами» и впечатляющая панорама Берлина.

Люстгартен

Перед церковью разбит парк Люстгартен (Lustgarten — «парк утех»), это все что осталось от теперь уже несуществующего Городского дворца. В центре парка установлен фонтан, который окружают ухоженные газоны.

На видео ниже можно посмотреть некоторые из макетов:

Во второй части этой заметки я рассказываю о впечатлениях при подъеме на купол Берлинского Кафедрального Собора.

Внешний и внутренний вид

Собор находится на музейном острове Берлина, пожалуй, самом богатом достопримечательностями месте во всей Германии.

Храм построен из силезского мрамора. Во внешнем виде завораживают нефы с зеленым куполом, арочные проемы и большие колонны, множество статуй святых и скульптуры ангелов. Внутренний и внешний интерьеры украшены живописью с иллюстрациями из Нового Завета и историями церковных реформаций, витражами на окнах и мозаикой. В первоначальном виде сохранился алтарь — работа известного мастера Фредерика Стуллера, престол сделан из оникса и итальянского мрамора.

Должное внимание стоит уделить органу Сауэра. Инструмент можно услышать дважды в день во время поклонения, по воскресеньям в религиозных служениях и на концертах. В соборе есть два хора — берлинский Домканторий и Домнор Берлин, которые дают многочисленные концерты и создают уникальную атмосферу для посетителей

Ежегодно в храме проводится International Organ Summer – фестиваль, куда приглашают звезд представить программы, написанные специально для органа Сауэр

В соборе есть два хора — берлинский Домканторий и Домнор Берлин, которые дают многочисленные концерты и создают уникальную атмосферу для посетителей. Ежегодно в храме проводится International Organ Summer – фестиваль, куда приглашают звезд представить программы, написанные специально для органа Сауэр.

График работы собора и экскурсии

Собор работает каждый день. С понедельника по пятницу — с 9.00 до 19.00. По воскресеньям и праздничным дням его двери открыты с 12.00 до 19.00. В летнее время (с апреля по сентябрь) график работы продлен до 20.00.

Следует учитывать, что во время службы посещений нет. Туристам разрешено заходить не менее, чем за час до закрытия.

Время работы церкви может изменяться в связи с проведением концертов и выступлений.

Стоимость входа — 7 евро, цена для студентов, школьников, безработных и групп из 20 и более человек — 5 евро. Опционально можно посетить такие экскурсии:

  • Парк Люстгартен. Один из фасадов храма выходит на Люстгартенскую площадь с прекрасным парком, фонтаном и множеством скульптур. Парк Люстгартен (нем. Lustgarten — «парк утех») — единственное, что осталось от величественного берлинского королевского дворца.
  • Склеп Гогенцоллернов. В соборе есть крипта — королевская усыпальница, в которой находятся около 90 саркофагов с мощами королей династии Гогенцоллернов, среди них — гробницы Иоанна III и Вильгельма II. Интересно, что над гробницами Фридриха I и его жены работал известный немецкий скульптор Андреас Шлютер.
  • Обзорная площадка. Под центральным куполом собора находится смотровая площадка, откуда открывается изумительный вид на Берлин. Чтобы подняться на нее, нужно пройти 270 ступеней. Также в соборе предусмотрен лифт для людей с ограниченными физическими возможностями, который расположен слева от входа и обозначен знаком.

Помимо этого, в храме есть панорамный тур: он включает в себя посещение смотровой площадки, музея и склепа Гогенцоллернов. Предусмотрена услуга аудиогида (английский, французский, итальянский, русский и испанский язык), стоимость составляет 3 евро.

Для детей и взрослых предлагают игривой интерактивный тур по всему зданию — «Охота за сокровищами в Берлинском соборе».

Возведение и основание

Кафедральный собор был построен в 1465 году на месте церкви святого Эразма, которая являлась частью нового королевского дворца . В 1456 году она стала коллегиальной, а в 1539 году после реформации Мартина Лютера и Иоанима II получила статус лютеранской. Здесь проходили пышные придворные церемонии и приходские богослужения. В середине XVIII века гробницы из усыпальниц храма перенесли, а само здание было снесено.

В период с 1747 по 1750 год вместо соборной церкви к северу от дворца кайзера возвели собор Шинеля в стиле барокко. Такое указание король Фридрих Великий дал архитектору Иоганну Боуману. Церковь была частью Берлинского замка и представляла собой королевскую усыпальницу.

Через 75 лет король Карл Шинкель представил планы по возведению нового храма. Строительные работы начались, но затем были приостановлены из-за ограниченных финансовых возможностей.

В 1893 году недостроенное здание церкви по приказу императора снесли. На этом месте через год начали возводить новый храм. Главным архитектором стал Юлиус Рашдорф.

На строительство церкви из казны император выделил 11,5 млн. марок. Торжественное открытие состоялось в 1905 году.

По замыслу архитекторов Домский собор должен был стать главным храмом всех европейских лютеран и служить придворной церковью правящей династии. В здание перевезли саркофаги представителей рода.

Берлинский кафедральный собор

  • Местоположение: Am Lustgarten
  • Режим работы: ежедневно с понедельника по субботу в 9:00–20:00; воскресенье – 12:00-20:00.
  • Вход: 7€, по скидке – 4.

Данный собор – главное место Берлина для проповедующих протестантство, являющееся визитной карточкой города благодаря своей красоте, величественности, оригинальности исполнения архитекторов и мастеров, многие годы работающих над храмом. Здание переживало множество перестроек, начиная с 1451 года, современный вид оно приобрело только в 1894–1905 г. Реконструкции были самыми различными: одни делали собор довольно скромным, не выделяющимся, другие же подарили ему истинное величие барокко, благодаря которому он известен и популярен до сих пор.

Собор как усыпальница Гогенцоллернов

Главная придворная церковь древнего рода Гогенцоллернов служит также усыпальницей для членов франконской ветви германской княжеской и императорской династии, которая уже XI веке владела поместьями в Швабии. В нишах соборного нефа за решетками расположены сияющие золотом роскошные саркофаги курфюрста Бранденбурга Фридриха Вильгельма и его супруги Доротеи, а также гробницы работы Андреаса Шлютера, в которых нашли последнее пристанище первый король Пруссии Фридрих I и София Шарлотта — возлюбленная жена великого кайзера.

Спустившись в крипту собора, вы обнаружите сводчатое помещение, освещенное приглушенным светом. В нем всегда царит тишина. Здесь упокоены 90 представителей монархической семьи. Все стили искусства, начиная с поздней готики и заканчивая романтизмом, отражены в саркофагах и гробах из камня, металла и дерева. Самое старое захоронение относится к 1499 году. Последним членом императорского рода, погребенным в склепе в 1915 году, стала дочь принца Адальберта Прусского, прожившая всего несколько дней после рождения.

Архитектура

Хотя протестантизм базируется на простоте и аскетизме, Кафедральный собор подчеркнуто блистает монументальностью и роскошью. Величественное здание высотой 116 м создает ощущение ничтожности человека перед Богом. Даже неверующие люди испытывают у собора некий трепет. Естественным дополнением столь величественного здания стал его 85-метровый купол.

Центральный и единственный фасад собора обращен на юг, к Люстгартену. Главное место на нем занимает огромный арочный портал с портиком длиной 80 метров. По всей поверхности фасада расположено множество изваяний, лепнины и резных деталей.

Между колоннами можно увидеть статуи евангелистов и других библейских персонажей. Скульптуры над порталом принадлежат Вильгельму Видеманну.

Здесь перед посетителями предстают аллегорические символы Правды и Милосердия, а также знаки альфы и омеги (символов Иисуса Христа). Сам Иисус в авторстве Фрица Шапера изображен с картин судного дня.

С двух сторон от фасада над зданием возвышаются башни. Западные пики немного выше восточных. Колокольня находится на северо-западе и состоит из новых и очень старых колоколов. Старейший колокол (Вилснак) был отлит еще в 1471 году. Три двери Кафедрального собора изготовлены из бронзы, их украшают рельефы с изображением Христа при жизни и после воскрешения.

Архитектура Берлинского кафедрального собора интересна в любой сезон и время суток. Днем сочная зелень лужаек и парка располагают к отдыху на природе. А стены, покрытые налетом старины, дышат благородством. Если есть возможность, стоит полюбоваться на здание в ночное время. Приятная неяркая подсветка оживляет древние образы и таинственные тени.

Интерьеры

После столь мощного экстерьера туристы ожидают от помещений Берлинского кафедрального собора особой помпезности. Но первое, что поражает – это масса свободного пространства и чувство легкости. За счет купола в главном зале возникает ощущение парения. Хотя драгоценных украшений предостаточно, все оформлено в меру и каждая деталь на своем месте.

По бокам от лавок для прихожан располагается колоннада с резными пилястрами. Главный алтарь находится в восточной части собора. Он выполнен из мрамора Фредериком Августом Спуллером еще в 1850 г. И отличается роскошным оформлением с позолотой.

Вверху установлена главная гордость собора – орган. Он напоминает целый дом. Сооружение из 7 269 труб извергает прекрасную музыку, которая ласкает слух и заставляет трепетать душу. По бокам от органа располагаются хоры. Над прихожанами словно парят изваяния известных протестантов, закрепленные наверху стен. Большинство элементов интерьера выполнены из белого мрамора и отделаны золотом.

Апсиды украшены искусной мозаикой с изображением святых. Многочисленные витражи наполняют свет красками и создают ощущение торжественности. Любителям художественных произведений доставит удовольствие лицезреть прекрасные картины на религиозные темы.

Вдоволь насмотревшись на оформление помещений, туристы могут подняться по длинной лестнице на крышу собора. С просторной смотровой площадки открывается удивительно яркая панорама центра Берлина и реки Шпрее.

С этой точки стоит сделать еще несколько фотографий, которые дополнят историю познавательного путешествия.

Берлинский кафедральный собор служит еще и усыпальницей для представителей династии Гогенцоллернов. В крипте находится почти сто захоронений взрослых и детей, поэтому туристов просят соблюдать тишину и почтение. Некоторые саркофаги украшены необычными скульптурами с символическим значением, которые поражают своей художественной ценностью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий