Незавершенное совершенство: храм Саграда Фамилия

Фасады Храма Саграда-Фамилия

Проект храма Святого Семейство предполагал строительство трех фасадов: северного фасада Рождества Христова, южного фасада Страстей Христовых и восточного фасада Славы Божьей. Причем Гауди хотел начать строительство базилики именно с Фасада Рождества.

Фасад Рождества Христова

Фасад Рождества Христова

Строительство фасада Рождества началось в 1894 году и закончилось в 1932 году, уже после смерти архитектора. Он состоит из трех порталов и четырех колоколен. На этом фасаде показана человеческая сторона Иисуса и его семья, а также изображены важнейшие эпизоды жизни Христа.

Гауди представляет рождество как триумф жизни и созидания и воплощает его в камне, изображая пышную природу и динамические скульптурные группы. Мотивы из повседневной жизни, к которым относятся изображенные здесь домашние животные, голуби, черепахи и другие животные и птицы, чередуются с мистическими символами, такими как Древо Жизни, привносящее в композицию фасада сакральный смысл.

Порталы фасада Рождества посвящены богословским добродетелям и членам Святого Семейства. В центре фасада находится портал Любви, увенчанный башенкой в форме кипариса, в нише которого изображен Иисус, возлагающий на Деву Марию корону за любовь к Богу. Правый портал посвящен Вере, воплощенный в образе Девы Марии, а левый — Надежде.

Две высокие колонны, разделяющие порталы Веры и Надежды от портала Любви, посвящены святому Иосифу и Деве Марии. На них стоят пары ангелов с трубами, возвещающие Рождество Христово. Центральная колонна, разделяющая надвое центральные врата, посвящена Иисусу Христу.

Фасад Страстей Христовых

Фасад Страстей Христовых

По задумке Гауди, в противоположность фасаду Рождества, который демонстрирует радость и жизненную силу, фасад Страстей должен был отражать горечь страдания. Поэтому архитектор спроектировал фасад, лишенный пышного декоративного убранства, с угловатыми схематичными скульптурами и голыми стенами. Все это должно было напоминать о страданиях Иисуса Христа.

«Возможно кому-то этот фасад покажется слишком экстравагантным, но я хотел, чтобы он вселял ужас и для этого не пожалею светотени…» — говорил архитектор своим близким.

Предвидя неоднозначное восприятие своей идеи, архитектор решил начать его строительство только после окончания фасада Рождества. Но смерть Гауди, и начавшаяся вскоре Гражданская война, не позволили воплотить в жизнь проект, который сохранился лишь на некоторых сохранившихся после пожара рисунках и эскизах.

После нескольких лет реставрации начальных эскизов, чертежей и макетов Гауди, в 1954 году началось строительство фасада Страстей.

Сегодня строительство фасада практически закончено и представляет собой следующую конструкцию: портик фасада опирается на шесть наклонных колонн, напоминающих мощные стволы исполинских секвой, и увенчан большим фронтоном, который поддерживают 18 колонн в форме костей.

Выполнение скульптур фасада Страстей были поручены каталонскому скульптору Жозепу Марии Субираксу. Проведя год за изучением творчества гения, Субиракс, подобно Гауди, поселился в храме, и полностью ушел в работу.

Скульптурные группы фасада Страстей, созданные Субираксом, получили угловатые формы фигур, подчеркивающие драматизм сцен. Расположенные на трех уровнях, они выстроены в хронологическую цепочку, изогнутую в форме буквы «S», и изображают различные сцены Страстей Христовых — от начинающейся внизу Тайной вечери и кончающейся наверху сценой положения во гроб, символизируя тем самым Крестный путь.

Стиль Антонио Гауди

Дом Батльо принято рассматривать в контексте модернизма, как, впрочем, и все остальное творчество Гауди. Однако сам творец не привязывался ни к какому направлению и вообще не ограничивал себя ни в чем, создав собственный архитектурный стиль, в котором одновременно присутствуют элементы барокко, готики, арт-нуво и модерна. Он отказался от прямых линий, отдав предпочтение волнистым очертаниям, параболическим аркам и изгибам, наполненным тайным смыслом.

Одним из главных инструментов мастера стала игра света и цвета, позволяющая добиться потрясающего эффекта, благодаря которому все его творения кажутся сказочными, фантастическими. Все эти особенности в полной мере воплощены в Доме Батльо в Барселоне.

Саграда Фамилия внутри

Гауди сумел создать атмосферу счастья. Вот это чувство, когда бабочки в животе и слезы на глазах. Энергетика в церкви просто бешеная. Никакие фотографии, никакие ролики и рассказы вам не подарят эти эмоции. Их нужно испытать.

Колонны

Ни одной иконы, подвесной алтарь, кроны деревьев, сквозь которые струится свет разных цветов радуги. Поднимите голову вверх – кувшинки, ромашки, звезды

Колонны – просто взрыв мозга. Во-первых, они все находятся под уклоном. Все уходят под землю на 20 метров.

Во-вторых, поскольку колонны «несут» на себе разную нагрузку, толщина сечения, высота и материал разные.  «Деревья» в сердце храма сделаны из железобетона и обшиты прочными базальтом и гранитом. Те, что дальше – облицованы уже песчаником. Кроме того, сами «кроны» – это не только красиво, но еще и стабилизация центра тяжести.

Все несущие колонны церкви схематичноЦентральные колонны держат центральные башни. Все логично. Каждая соответствует своему евангелисту (Иоанн, Матвей, Марк, Лука)

Гауди считал, что Саграда Фамилия должна стать тем храмом в Барселоне, в котором ничего не отвлечет от молитвы. Ну я уже отвлечена. В сказке где-то между «Белоснежкой» и «Алисой в стране чудес». Хочется смотреть и смотреть.

Витражи

Не фотошоп. Реальные переливы света внутриВсе витражи подчиняются строгой логике и символизируют 4 времени годаХолодный витраж. Здесь отлично видна страсть Гауди к мозаикеСмогли словить игру света на колоннах. А представляете, что видит человек живьем?

Саграда Фамилия – калейдоскоп удивительных образов. К сожалению или к счастью, этот калейдоскоп играет только на солнце. Зато в пасмурную погоду различим рисунок витражей. На одном из них я обнаружила фигуру девушки сидящей, наверное, на берегу озера и протянувшей руки к небу.

Вот так. Ищите символы. Они повсюду.

Алтарь, своды и ворота Славы

Если пойдете без экскурсовода или аудиогида, крепитесь. Потому что разгадывать алтарь придется самостоятельно.

Подвесной алтарь в храме Святого Семейства. Позади внизу один из органов.Христос в двух метрах над землей между колоннами Петра и Павла

Алтарь неслучайно воспарил. В знаменитом соборе вообще нет случайных элементов. Каждый из прихожан должен видеть распятие из любой точки храма.

Белое покрывало над головой Христа – Бог-Отец. Лампады, виноградная лоза и колосья пшеницы символизируют Причастие.

Посмотрите выше. Над алтарем часть того самого «светового фонаря», о котором я рассказывала в фасаде Рождества

Смотрим наверх фото. Конструкция светового фонаря внутри облицована мозаикой из венецианского стекла. В центре различим треугольник – Бог-творец, а напротив зеркало для усиления эффекта.

Когда центральную башню достроят, свет будет не только направленным (на алтарь), но и рассеянным благодаря причудливой геометрии формы, а этот самый треугольник будет считываться только со стороны ворот Славы.

Кроны деревьев упираются в небо. Вот эти темные точки являются окошками, их должны откупорить после окончания строительства башен

С противоположной стороны от алтаря – ворота Славы.

Ворота Славы уже готовы, но ждут своего времени. Перед ними плита с молитвой «Отче наш» на 52 языках

Обратите внимание на инициалы A/G (Антонио Гауди)

Над воротами нависает скульптура «архангела Михаила».

Слева и справа от архангела винтовые лестницы в башни. Справа, слева и над архангелом воссядет хорПод воином и рядом с воротами стоят скульптуры четырех евангелистовПо периметру храма 2 уровня хора. Тот, что выше идет нотной дорожкой песни во славу БогаОтлично видна длина колонны и длина разветвления

Это так непривычно. Обычно, когда перехожу к боковой стороне, вижу алтарь. А здесь его нет. Второй алтарь находится только в крипте, где захоронен Гауди. Но, увы, туда не пускают. И оттуда наверх тоже. Есть только один способ попасть в крипту, вместе с прихожанами со стороны входа в районную церковь.

Что необходимо знать туристам

Casa Batllo найти несложно – дом расположен на Passeig de Gracia, 43, Barcelona, на территории, известной под названием «Квартал Раздора», он же Illa de la Discòrdia.

Посетить достопримечательность можно в любой день с 9.00 до 21.00. Последних посетителей пропускают минимум за час до закрытия.

Цена билета в 2019 году варьируется от 15 до 23,5 евро в зависимости от возраста посетителя. Для детей до 7 лет вход бесплатный.

Кстати, если купить билет онлайн, при входе вы получите бесплатный видеогид.

Более детально о видах билетов и их стоимости можно узнать по телефону +34 93 216 03 06 или по е-mail: info@casabatllo.cat.

Как добраться до Дома Батльо

Добраться до этого памятника архитектуры можно следующим образом:

  • на метро зеленой линии L3, фиолетовой линии L2 или желтой линии L4 доехать до станции Passeig de Gracia;
  • на туристическом автобусе (Barcelona Tourist Bus) до остановки Casa Batllo – Fundacio Antoni Tapies. Либо на автобусе City Tours (Barcelona Tours) 7, H10, V15, 16, 17, 22, 24, 28;
  • на поезде RENFE до станции Passeig de Gràcia или поезде FGC до станции Provença.

Чтобы купить билеты на выбранный вами вид транспорта, достаточно обратиться в кассу на вокзале, автобусной станции или в метро.

Доступность объекта для людей с ограниченными возможностями

Посетить Каса Батльо могут и люди с ограниченными возможностями. Это одно из первых мест, которое в паре с ONCE стало тем пространством, которое адаптировано для посещения невидящими людьми.

Так, для людей с проблемами зрения имеются тексты, напечатанные шрифтом Брайля на испанском, каталанском и английском языках. Можно также воспользоваться услугами аудиогида – он включен в стоимость билета и доступен на разных языках, в том числе и на русском. При этом для одного сопровождающего лица вход бесплатный.

Посетителям с проблемами слуха предлагается качественный текст экскурсии по музею в печатном виде – в настоящее время он доступен на трех языках: испанском, каталанском и английском.

Люди, передвигающиеся на коляске, также могут посетить большую часть наиболее значимых помещений.

Дополнительные услуги

Помимо экскурсии, в Доме Батльо вы сможете приобрести различные сувениры, книги, украшения, изделия ручной работы, связанные с творчеством Антонио Гауди и Барселоной.

В вашем распоряжении будет бесплатный Wi-Fi, камеры хранения багажа, детских колясок и других габаритных вещей, которые могут помешать прогулке по дому.

Для людей с ограниченными возможностями предлагаются коляски, адаптированные к параметрам лифта.

Если вы вдруг что-то потеряете, не переживайте – сотрудники музея бережно хранят все находки в течение месяца. Затем найденные предметы реализуются через социальные сети в качестве пожертвований. Подробнее об этом можно узнать на официальном сайте.

В Каса Батльо допускается вход с домашними животными, за которыми во время вашего отсутствия будут присматривать специальные сотрудники.

В доме есть лифт, который в первую очередь предназначен для людей с ограниченными возможностями и беременных женщин.

Поскольку музей является кардиопротективной зоной, там работает специально обученный персонал, который умеет обращаться с дефибрилляторами и может грамотно оказать первую помощь.

Организация экскурсий

В Casa Batllo проводятся групповые и школьные экскурсии. Для того чтобы зарезервировать место в экскурсионной группе, достаточно заполнить форму, перейдя по этой .

Что такое видеогид

Чтобы экскурсия по Дому Батльо стала еще более яркой и запоминающейся, можно воспользоваться видеогидом SmartGuide, который доступен на 11 языках; испанском, каталанском, английском, французском, итальянском, немецком, китайском, японском, русском, португальском и корейском.

С видеогидом вас ждет экскурсия с дополненной реальностью, что сделает визит в музей живым и динамичным, позволив полностью погрузиться в мир творчества Гауди.

BlogReader JSP Portlet

  • Descobrim la Sagrada Família: el portal del Roser

    Des d’inicis del mes d’octubre, els visitants de la Sagrada Família poden tornar a gaudir del…

    Veure més

  • Comissió Teològica i Comissió Artística: assessores del projecte de Gaudí

    Gaudí va definir gran part del programa teològic del conjunt del temple, programa que, des de…

    Veure més

  • La construcció de les torres del temple: així ha anat evolucionant

    Quan la Sagrada Família estigui finalitzada, el 2026, comptarà amb un nombre de torres inusual per…

    Veure més

  • La Sagrada Família, pionera en l’aplicació dels robots de producció a l’arquitectura

    Les columnes de la nau del temple estan dissenyades amb la geometria complexa del doble gir…

    Veure més

  • Els terminals dels Evangelistes: disseny i construcció

    La construcció dels terminals de les torres dels Evangelistes s’ha concebut seguint la mateixa idea…

    Veure més

  • Els terminals dels Evangelistes: la simbologia del tetramorf

    Els terminals, que corresponen a l’últim tram de les torres, són sempre les parts que aglutinen més…

    Veure més

Туристам на заметку

Стоимость посещения величайшего творения 20-го века в Барселоне — 31-90 евро (в зависимости от варианта экскурсии).

Узнать точную цену и купить входной билет в Саграда Фамилия лучше всего онлайн, через интернет на сайте нашего официального партнера ⇒, чтобы не тратить время в очередях.

Следует знать, что продажа билетов прекращается за 30 минут до времени закрытия комплекса.

Время и режим работы по месяцам:

Месяц посещенияЧасы работы
ноябрь — февраль09:00 — 18:00
март09:00 — 17:00
апрель — сентябрь09:00 — 20:00
октябрь09:00 — 19:00
25, 26 декабря, 1, 6 января09:00 — 14:00

Если уж полностью хотите погрузиться в атмосферу великого Гауди — остановитесь в одном из одноименных отелей — «Sagrada Familia».

(Источник — ARCHICRAFT).

История незавершённого строительства

Строительство стартовало ещё в 1882 г. Первый проект церкви создал архитектор Вильяр. Спустя несколько месяцев он не нашёл общий язык с заказчиками, и руководство строительством поручили Гауди. Через несколько лет, к 1889 г. им была завершена начатая Вильяром крипта с украшенным рельефом Благовещения сводом. По получении неожиданного крупного пожертвования анонима, Гауди решил, сохранив планировку церкви в форме латинского креста, основательно переделать проект. Будучи религиозным человеком, он задумал в архитектурной форме выразить основные новозаветные истории. Три фасада – Рождества, Страстей Христовых и Воскресения (Славы), с устремлёнными к Богу массивными колокольнями должны были отображать евангельские сюжеты.

В 1892 г. Гауди начал проектировать северный фасад, посвящённый Рождеству. При жизни он успел завершить строительство его основной части с тремя порталами и 100-метровой башней-колокольней св. Варнавы. В 1911–23 гг. архитектор разработал проект второго фасада – Страстей, но его воздвижение началось уже после кончины Гауди. Строительство возглавил коллега – архитектор Доменек Сугранес, сотрудничавший с зодчим и при постройке других его шедевров. Суградес до смерти в 1938 г. завершил строительство трёх других башен первого фасада.

В 10-е годы XIX в. Гауди набросал эскизы фасада Славы. Следует, однако, иметь в виду, что многие детали существовали только в голове гения. Для некоторых аналогичных расчётов после его смерти пришлось прибегнуть к помощи сверхмощных компьютеров. Гражданская война прервала строительство, возобновлённое только в 1952 г. Была построена лестница фасада Рождества, и он стал подсвечиваться в тёмное время суток. Два года спустя стартовало сооружение второго фасада – Страстей.

В 1961 г. в крипте открылся музей проекта и строительства храма. В 1977 г. были сооружены все четыре колокольни фасада Страстей, декорированные скульптурами уже в XXI в. В этот же период были созданы прекрасные витражи. В 2000 г. началось сооружение последнего фасада – Славы.

В конце XX в. появились главный неф и трансепты. Уже в нашем столетии были построены средокрестия апсиды. На их основе планируется сооружение шести колоколен – 170-метровой в честь Христа, 123-метровой – Девы Марии, и четырёх башен евангелистов высотой 120 м. Основные работы предполагается закончить к столетию смерти Гауди – в 2026 г.

Храм Святого Семейства: что посмотреть

Храм Святого Семейства представляет собой гигантское сооружение с ажурными фасадами, уносящимися ввысь башнями, огромным количеством внешних и внутренних колонн, которые служат опорой для всей конструкции и отдельных элементов. Как и в других проектах Гауди остался верным себе и отказался от возведения несущих стен.

Фасад Рождества

Фасад Рождества с тремя портиками, где расположен главный вход в храм, декорирован каменным кружевом барельефов, в которых просматриваются фигуры апостолов и святых, увенчан четырьмя островерхими башнями, посвященными апостолам Симону, Матфею, Варнаве и Иуде.

  • В центральной части фасада расположен портик Милосердия со сценой Рождества, представленной скульптурной группой, изображающей Деву Марию с младенцем, Иосифа Обручника и ясельных животных.
  • Справа от портика Милосердия расположен портик Веры с барельефами, изображающими библейские сюжеты. Слева портик Надежды с изображениями бегства Иосифа и Девы Марии с младенцем Иисусом от Ирода в Египет, обручение Марии с Иосифом и сценой Избиения Младенцев, при создании которой Гауди использовал тела мертворожденных детей.

Фасад Страстей Христовых

Фасад Страстей Христовых, в отличие от фасада Рождества, лишен декоративных элементов. Каменные барельефы отражают самые трагичные эпизоды жизни Спасителя — Тайную вечерю, арест Христа, поцелуй Иуды, у ног которого извивается Змей-Искуситель.

  • Преисполнены скорби и трагизма сцены бичевания Христа, восхождения Христа с крестом на Голгофу, падения Иисуса под тяжестью своей ноши, всадника Лонгина, пронзающего распятого Христа копьем.
  • Особого внимания заслуживают фигуры трех Марий — Пресвятой Девы, Марии Клеоповой и Марии-Магдалины, Понтия Пилата, с укором взирающего на толпу, Вероники с платом, на котором отпечатался лик Христа.
  • У входа возвышается пятиметровое скульптурное изображение Христа под плетью стражника, над воротами расположены металлические пластины в форме свитков с текстами из Евангелия.
  • В верхней части фасада Страстей — распятие Христа, словно вырастающее из скалы. Над ним — символ ночи, луна, у ног — символ смерти, череп.

Фасад Славы

Строительство фасада Славы началось в 2002 году и пока не закончено. Работы осуществляются по восстановленным чертежам и эскизам архитектора. По замыслу Гауди, в верхней части фасада будет находиться скульптурная группа Святой Троицы, над которой парят облака с ветхозаветными текстами о Сотворении мира. Над фасадом будут возвышаться башни-колокольни.

Высота главной башни Христа составит 172.5 м. Башня Девы Марии планируется менее высокой. Четыре башни пониже будут посвящены евангелистам, 12 — апостолам. Все сооружения трубчатой формы с многочисленными отверстиями, чтобы внутри циркулировал воздух, как в гигантском органе, вместе с колокольным звоном создавая удивительную музыку сфер. Колокольни не должны были нуждаться в звонарях, поскольку Гауди считал, что таких высоких сооружениях колокола должны раскачиваться ветрами.

Интерьеры

Интерьеры Храма Святого Семейства поражают необычной формой поддерживаемого колоннами свода, безупречной красотой витражей, оригинальностью декоративных элементов, присущих только Гауди. В каждой детали прослеживается гениальный художник, ученый и инженер. Оптическая иллюзия развернутого пространства, которая создается при приближении к тем или иным предметам, свет, проникающий через многочисленные окна, погружают в атмосферу благоговения, умиротворения и спокойствия.

Как в большинстве шедевров каталонского мастера, внутри сооружения нет ни острых углов, ни прямых линий. Все подчинено волнам, изгибам, плавным линиям. Стены декорированы лепниной, росписью, мозаичными панно, фресками с библейскими сюжетами. Несущие колонны по спирали возносятся вверх и разветвляются у свода как деревья. В центральной части расположен алтарь с изображением Христа, по обе стороны от него вверх уходят лестницы, символизирующие вознесение от земли к небу. Вокруг — длинные и толстые колонны из красного порфира. Остальные выполнены из базальта. У посетителя создается ощущение, что он попадает в священный дремучий лес, в котором можно найти спасение и утешение.

Важная информация для путешественников

Говоря о том, как добраться до Саграда Фамилия, следует отметить, что это не составит особого труда. Удобнее всего воспользоваться линиями метро L2 и L5, доехав до станции Sagrada Família. Кроме того, до одноименной остановки можно добраться автобусами №№ 19, 34, 43 и 50.

Базилика расположена в Барселоне по адресу: Carrer de Mallorca, 401.

Имейте в виду, что такси непосредственно возле храма не останавливаются, поэтому вам придется некоторое расстояние пройти пешком.

График работы храма зависит от времени года:

  • с ноября по февраль Саграда Фамилия открыт для посещения с 9 часов утра до 18 часов вечера;
  • с апреля по сентябрь время работы увеличивается на два часа – с 09.00 до 20.00;
  • в октябре осмотреть храм можно только до 19.00;
  • в дни зимних праздников, которые приходятся на 1 и 6 января, 25 и 26 декабря, посетить базилику можно с 09.00 до 14.00.

Купить входные билеты в собор можно как в билетных кассах, так и онлайн. Если вы планируете поездку в Барселону, купите и распечатайте билеты заблаговременно – так вам не придется выстаивать в очереди у кассы.

Стоимость билета колеблется от 15 до 29 евро в зависимости от наличия аудиогида (доступны на русском, испанском, английском языках), обширности и продолжительности выбранной вами программы посещения.

Парк-рекордсмен

Siam Park – грандиозный развлекательный центр, который гармонично сочетает водные аттракционы, природный парк и тематический архитектурный комплекс в историческом тайском стиле. Владельцы – немецкая семья Кислинг.

Все строения в парке возведены по проектам, которые были официально одобрены в Таиланде, в открытии комплекса принимала участие тайская принцесса. Siam Park открылся в 2008 году и стал рекордсменом во многих номинациях.

В бассейне для серфинга можно покататься на самой высокой в мире искусственной волне – около 3 метров высотой.

На горки и в бассейны ежедневно поставляется до 700 кубометров опресненной морской воды с подогревом до +25 °C. «Отработанной» водой поливают растения в парке. В комплексе есть аквариум с акулами, бассейн с морскими львами, фешенебельные зоны отдыха, рестораны тайской кухни и даже небольшой плавучий рынок.

Описание фасада Рождества храма Саграда Фамилия

Фасад Рождества Саграда Фамилия – это единственный из трех фасадов, который начал строиться при жизни автора, поэтому он в наибольшей степени отражает индивидуальный стиль каталонского зодчего – правдоподобное изображение людей и животных в реальный рост.

Моделями для будущих скульптур служили реальные объекты. Гипсовые слепки млекопитающих, птиц и рептилий брали с мертвых животных. Формы для статуй людей делали с живых натурщиков.

Метод создания скульптур по гипсовым формам – самый дешевый и позволяет создавать наиболее достоверные формы.

Фасад и все скульптуры вылеплены из песчаника с каменоломен Монжуик. Так называется гора в черте Барселоны.

Фасад Рождества Христова – первый из завершенных фасадов. На протяжении XX столетия он определял облик Искупительного храма Саграда Фамилия в Барселоне.

Архивольты и порталы

Фасад Рождества составляют три архивольтаДугообразная арка над входными или оконными проемами, обычно выходящая из плоскости стены. Архитектурный прием характерен для готического стиля. Внутри архивольтов мы видим три портала, разделенные выступами. Внутри выступы уходят в клуатр, а снаружи, сужаясь, переходят в колонны. Каждый такой столб состоит из шести винтообразно нарезанных цилиндров.

Древо жизни Саграда Фамилия крупным планом

Где находится кипарисовое дерево на фасаде Рождества

Над центральным архивольтом между башнями поднимается кипарисовое дерево, на котором сидят голуби. Кипарис символизирует вечно живущую и процветающую Христову Церковь. А голуби – это верующие, которые пришли к Богу.

Венчает кипарисовое дерево крест Святой Троицы. Он состоит из греческих букв «тау» и «хи» (аналог латинского «икса»). Тау – это первая буква в греческом обозначении бога «Теос», а «Х» – это инициал имени Христа (греч. Χριστός). Верхнюю перекладину креста составляет белый голубь – символ Святого Духа.

Крест Святой Троицы на вершине кипарисового дерева составляют греческие буквы «Τ», «Χ» и Дух Святой в виде голубя

Итак, три крыльца разделяют две колонны. Основание колонн стоит на черепах: морской и сухопутной. С давних времен эти медлительные долгожителиПродолжительность жизни представителей отряда может достигать 150 лет были символом времени и вечности. Вытесанная из глыбы гранита или базальта, в религиозном воображении наших предков черепаха ассоциировалась с чем-то заложенным в камне и потому неизменным.

Колонна между порталами на фасаде Рождества опирается на черепаху – символ вечности и неизменности

По бокам фасада расположены фигуры хамелеонов. По контрасту с черепахами они символизируют изменения во времени. «Ничто не вечно. Все течет, все меняется».

Хамелеоны на фасаде Рождества напоминают об изменчивости вещей

Колонна между порталами Надежды и Милосердия (левая колонна) стоит на морской черепахе и помечена именем Иосифа. Правая колонна (между порталами Милосердия и Веры) опирается на сухопутную черепаху и посвящена Св. Марии.

Капители колонн украшены листьями финиковой пальмы – символ победы Иисуса Христа над смертью. Пальмовые листья покрыты снегом – это намек на время года, когда христиане отмечают Рождество.

Капиталь колонны между порталами на фасаде Рождества оформлена в виде пальмовых листьев

Над листьями видны парные фигуры юношей, дующих в трубы. Это ангелы возвещают миру о рождении Спасителя.

Ангелы трубят с Небес славу рождения Христа Спасителя

Три портала на Фасаде Рождества названы в честь трех теологических добродетелей: веры, надежды и лю… милосердия (исп. la Caridad – милосердие, благотворительность).

Три портала – три входа в храм Саграда Фамилия

Скульптурные группы на порталах

Восточный фасад подает нам человеческую сторону Христа. Поэтому изображают евангельские сюжеты рождения и семейной жизни Иисуса из Назарета. 

Двери порталов на фасаде Рождества

Врата Иисуса на портале Милосердия разделяет средник в виде древа Иессева

Три портала на фасаде Рождества имеют в общей сложности четыре двери. Все потому, что центральная дверь на портале Милосердия двойная. Эцуро Сотоо спроектировал ее из полихромной бронзы и хрусталя. Двери украшают орнаменты из причудливых переплетений растений, насекомых и мелких животных.

Двери портала Надежды украшают рельефные изображения травы. Они отсылают нас к заросшей тростником реке, которую переходили Иосиф и Мария с младенцем, во время бегства в Египет.

Врата портала Веры украшают бутоны и листья диких роз без шипов. Розы без шипов отсылают нас к святому Франциску Ассизскому. Обрызганные кровью святого розы лишились шипов.

Двери портала Надежды украшает рельефный тростникДвери портала Веры – те, что справа фасаде Рождества

Описание фасада Страстей Саграда Фамилия

Западный фасад базилики Саграда Фамилия посвящен Страстям Христовым. Так в христианском богословском учении называют события последних дней и часов земной жизни Иисуса из Назарета, которые завершились его публичной казнью и воскресением.

Крестный путь Христа в скульптурных сценах

выполнены в своеобразной угловатой манере. Их автором является упомянутый выше каталонский скульптор и художник Субиракс.

Порталы и двери

Подобно фасаду Рождества фасад Страстей также имеет три портала. Точно так же они названы в честь трех добродетелей: Веры, Любви, Милосердия – но несут другой смысл.

Портал Милосердия

Портал Милосердия (el Portal de la Caridad), также как и одноименный портал на фасаде Страстей, расположен в центре и имеет две двери. Это крыльцо посвящено Евангелию, а на бронзовых плитах дверей выложены рельефом тексты на латыни. Тексты эти есть ничто иное, как цитаты из Библии. Они повествуют о последних днях жизни Иисуса Христа – то, что называют Страстями Христовыми.

Дверь слева содержит отрывки из Евангелия от Матфея, дверь справа – от Иоанна. Всего на дверях 10 тыс. букв. Но две цитаты выделяются на зеленоватой бронзе желтой позолотой: «I que es la veritat?»«И что есть истина?» и «Jesus de Natzaret, Rei dels Jueus»«Иисус из Назарета, царь Иудейский».

Цитаты из Евангелия от Иоанна выделены на фоне зеленоватой бронзы ярко-желтой позолотой

Дверной проем имеет в высоту 5.28 метра и фактически представляет собой бифорийАрочное окно или проём, разделённый колонкой или столбиком на две части. Двери разделяет каменный средникПоперечный вертикальный или диагональный брусок в оконной раме или дверном проеме. На его вершине рельефная пиктограмма из греческих букв «альфа» и «омега» – божественные символы начала и конца жизни и всего сущего.

Резьба по камню над центральным входом фасада Страстей. Крайние буквы греческого алфавита «А» и «Ω», стилизованные под два треугольника

Дверные створки состоят из двух частей. Верхние зафиксированы статично, а нижние поворачиваются, открывая проход для посетителей.

Открыт правый дверной проем на портале Милосердия

Портал Веры

Крыльцо Веры, или Гефсиманские врата (la Puerta de Getsemaní), посвящены молитве Иисуса в саду оливковых деревьев непосредственно перед его арестом. Двери имеют в высоту 4.41 и в ширину 2.4 м.  

Портал Надежды

Портал Надежды, или врата Тернового венца (исп. Portal de la Coronacion de espinas).

Несущие колонны и верхний портик

Перед порталами вырастают шесть наклонных колонн, по форме напоминающие кости. Они поддерживают огромный пирамидальный фронтон над порталами. Фронтон включает 18 белых колонн в виде костей. Сверху надпись на латыни: «Iesus Nazarenus – Rex Iudaeorum»Иисус Назаретянин – Царь Иудейский.

Венчает фронтон белый латинский крест.

Крест над фронтоном фасада Страстей

Фасад Страстей

Эмоции переполняют при осмотре фасада Страстей Христовых. Его современное виденье было еще в чертежах Гауди 1911 года, он сознательно не захотел использовать орнаментальный декор

Задача архитектора основывалась на том, чтобы приковать внимание зрителей к скульптурам, которые показывают события последних земных дней Христа

Фасад Страстей показывает сцены последних земных дней Христа

Обнаженные наклонные колонны подобны огромным стволам деревьев. Холодные каменные сооружения без украшений символизируют безутешную скорбь. Изваяния Субиракса кажутся грубыми, как будто высекались топором. Великолепные скульптуры обладают огромной эмоциональной напряженностью и располагаются вдоль S-фигурной тропы.

Она размещается внизу слева и указывает путь Иисуса на Голгофу. Вдоль линии видим Via Crucis: сцены Тайной вечери, на которой Христос предвещает свою смерть и воскресение. Чуть правее расположились скульптуры Петра и воинов, далее на уровне– поцелуй Иуды. На заднем плане ученика Иисуса видно изображение змея, символизация подстрекательства дьявола на предательство своего учителя.

Криптограмма с цифрами, которые в суммировании «пятнашек» по вертикали, горизонтали или диагонали дают число тридцать три, т. е. возраст Спасителя, когда он принял смерть. Статуи трех женщин указывают на трехразовое отречение Петра от Иисуса.

Криптограмма из 16 цифр, три сотни комбинаций – сумма чисел по диагонали, вертикали и горизонтали всегда дают число 33 – возраст Христа

Поза Петра и его тело, закутанное в простыню – метафорический знак позорного малодушия. Ecce Homo: на нижнем уровне скульптура Сына Божьего, на голове которого плетеный венок из терна. Вокруг солдаты-стражники, играющие в кости на ризы Иисуса. Пилат на суде умывает руки перед народом и отказывается принять решение о дальнейшей участи Спасителя.

На первом изгибе внизу буквы S три Марии склонились над Христосом, который не выдержал тяжести креста и упал по дороге на Голгофу; Симон несет Крест Иисуса. По центру над воротами изображается сцена повторного падения.

Святая безликая Вероника подчеркивает нерукотворный лик Христа, оттиск на плаще. Завершает уровень статуя солдата Лонгина, форма шлема у него напоминает дымоходную трубу.

Безликая Вероника с платком в руках, которым вытирал кровь и пот на лице Христос

Говорят, что воин проткнул копьем ребра Иисуса, а позже Лонгин принял христианство и мученическую смерть во имя Церкви.

Следующий изгиб линии буквы S направо, где изображается смерть Христоса. Левее Дева Мария на коленях оплакивает Иисуса, а Иоанн утешает ее, на заднем плане видно Марию Клеопову.

Распятие Христа изображается на черном железном кресте, состоит он из двух балок. Это дает резкий контраст на фоне каменного тела, расположенного горизонтально. С торца балки, выкрашенной красным цветом, надпись INRI. Изображение луны – символ ночи, череп – знак смерти. Над распятием раздертая завеса, которая разделяла Иерусалимское святилище от других помещений.

Во время мученической смерти Христа завеса сама порвалась на две части, и многие тела умерших воскресли и явились перед людским взором. Справа вверху богатый Аримафеец Иосиф с Никодимом запечатлены в сцене погребения. Они несут к скале тело Спасителя, замотанное в плащаницу. Мария Магдалена на коленях преклонилась перед входом в гробницу. Над ее головой символ воскрешения, святости – яйцо.

Работа над строительством ведется постоянно, и туристам, которые посетили Саграду Фамилию со 2-го июля 2018 года повезло, они смогли увидеть, как на фасад Страстей устанавливали новый элемент в композицию – крест весом более 18 тонн и высотой 7,5 метра (его можно увидеть на ранних набросках Гауди, которые он делал в конце XIX века).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий