За какими специальностями ехать в Индию?
Хотелось бы также остановиться на том, чему, собственно, можно научиться в Индии, какие именно навыки, профессии можно получить в образовательных учреждениях этой страны. Ответ также прост — можно освоить любую профессию, но предпочтения нужно отдавать образовательным программам в сфере подготовки IT-специалистов, MBA, программам в сфере подготовки управленческих кадров и лингвистике. Ну и, естественно, нет лучшего места на земле для изучения восточной культуры, восточных религий и языков.
IT-индустрия Индии, надо сказать, идет семимильными шагами. Несмотря на техническую отсталость 60% производственных предприятий страны, Индия является крупнейших экспортером программного обеспечения и электрооборудования (особенно для ракетоносителей и всего, что связано с освоением космоса) и активно внедряет современные разработки в практическое производство и реальный сектор экономики. Большинство преподавателей в технических вузах страны прошли в свое время подготовку в лучших университетах мира, стажировались в компаниях с мировыми именами, а затем привезли свои знания и опыт на родину для передачи другим и приумножения этих знаний.
История индийского образования
С незапамятных времён Индия была крупнейшим культурным и образовательным центром во всём мире. Именно в Индии в 700 году до н. э. в Таксиле был основан первый в мире университет. Индийские учёные дали жизнь таким важным наукам, как алгебра, тригонометрия. Индийский учёный Щридхарачария ввёл понятие квадратных уравнений. Не стоит забывать и о том, что санскрит – древний индийский литературный язык – лёг в основу всех индоевропейских языков. Аюрведические медицинские практики, пришедшие к нам из Индии, применяются сегодня во всём мире. Ещё один интересный факт: искусство кораблевождения тоже родом из Индии – оно зародилось здесь ещё 4000 лет до н. э. Примечательно, что в современном слове «навигация», имеющем общий корень во многих славянских и европейских языках (англ., нем., фр. navigation, итал. navigatione), – индийская этимология: в его основе – санскритское «навгатих» (кораблевождение). Концепция современного образования в Индии направлена на воспитание разносторонне развитого человека, умеющего ценить красоту, искусство и богатое культурное достояние страны.
В основе современной образовательной системы лежат ориентация на потребности народа, сохранение родного языка и культурных традиций. Одним из основных направлений социальной политики страны сегодня является повышение общего уровня образования населения, поэтому в штатах повсеместно строятся школы, пропагандируется обучение детей в школах в противовес домашнему образованию и работе с ранних лет.
Система «учитель – ученик»
Старинные индуистские трактаты отображают исследовательский процесс обучения, где учителя и ученики совместно ищут истину, рассуждая и прибегая к вопросам. Впрочем, эти тексты всего лишь запечатлели еще более раннюю устную традицию, в которой взаимоотношения гуру (учителей) и шишья (учеников) стали чуть ли не основным религиозным компонентом индуизма. В традиционных индийских текстах одни учат, другие учатся, причем не всегда поучающие изначально выше по положению. В системе гурукул любой, кто хотел учиться, шел в дом гуру и просил о том, чтобы его учили. Если гуру принимал его в качестве шишья, новоиспеченный ученик помогал ему по дому, заодно обучаясь хозяйствовать. А гуру тем временем рассказывал обо всем, о чем ребенок хотел узнать: от санскрита до священных текстов и от математики до метафизики. Ученик оставался у него столько, сколько хотел, до тех пор как гуру не почувствует, что уже преподал ему всё, что знает сам. Обучение было природным, жизненным и не сводилось к запоминанию отдельной информации. А вообще индийский путь преподавания понимается как священный долг, миссия, этический акт, социальное обязательство, от надлежащего выполнения которого зависит благосостояние общества. Учитель ведет ученика из тьмы невежества к свету знаний, снимает крышку с лампы обучения и выпускает на волю свет. Санскритское andhakara (‘тьма’) означает не просто интеллектуальное невежество, но духовную слепоту, которую учитель должен иметь возможность ликвидировать. Древняя философия образования даже считала знание третьим глазом человека
Сегодня само слово «Учитель» звучит в Индии весьма респектабельно, ведь все понимают важность роли такой личности и для образования, и для общества всей страны. День учителя празднуется 5 сентября, в день рождения доктора Сарвепалли Радхакришнана, и это дань памяти великого учителя. В Индии педагоги доброжелательны, широко мыслят, вдохновляют студентов и оказывают им большую помощь в построении их карьеры
За известностью многих индийцев стоит огромный вклад их учителей, да и среди самих учителей немало прославленных людей. Индийские профессора славятся тем, что не ограничиваются чтением лекций, а еще и помогают своей аудитории выстраивать взаимосвязи с изучаемой предметной областью (в том числе после занятий и на дополнительных курсах). Благодаря такому интегрированному подходу, студентам становится интереснее учиться, легче проявлять любопытство и вольготнее творить. Кстати, и система гурукул не исчезла в Индии до сих пор. Современные гуру считаются воплощениями знаний, этики и заботы, а в образе шишья усилился волевой компонент, но это по-прежнему полный уважения ученик, который считает своего учителя маяком, озаряющим верный путь.Истории математики в Индии.Научные достиженияиндийской математикишироки и многообразны. Уже в древние времена учёные Индии на своём, во многом оригинальном пути развития достигли высокого уровня математических знаний. В I тысячелетии н. э. индийские учёные поднялиантичную математикуна новую, более высокую ступень. Они изобрели привычную намдесятичную позиционную системузаписи чисел, предложили символы для 10 цифр (которые, с некоторыми изменениями, используются повсеместно в наши дни), заложили основы десятичной арифметики,комбинаторики, разнообразных численных методов, в том числе тригонометрических расчётов. АняПодготовка учителейпедагогической квалификации школьных учителей
Условия жизни для студентов
Необходимо отметить, что, несмотря на высокий уровень образования в Индии, жить здесь не так уж и легко. Это связано с различиями в условиях, к которым мы привыкли. Например, если взять питание, то вы не найдёте привычного мяса, хлеба или кисломолочных продуктов. В Индии есть только птица и лепёшки. В аптеках не продаётся йод и другие обычные лекарственные средства.
С дорожным движением здесь также проблемы. Светофоры и пешеходные переходы установлены только в крупнейших городах. На улицах можно увидеть много нищих и грязных людей. Те, кто считает себя брезгливым, не смогут прожить в Индии.
Почему Индия?
Анна: Основатели «Рыбаков Фонда» поняли, что их амбициозные задумки должны быть представлены не только в России, но и за её пределами. Тогда мы задали евразийскую рамку и подумали, что именно в Индии рынок образования подходит для того, чтобы с него начать. Во-первых, из-за численности населения: только официально здесь проживает 1,3 миллиарда человек, и среди них представлены потребители всех слоёв — богатые, средний класс, бедные. Это и люди, желающие образовываться, и те, кто ещё не знает о своём желании.
Второй фактор — географическое положение и взаимодействие Индии со странами-партнёрами. Мы входим с этой страной в БРИКС и другие международные организации, что даёт больше возможностей для синергии, для совместного достижения целей.
В-третьих, собственно: Индия — почему бы и нет?
Борис: У этой поездки была предыстория. На конференции EdCrunch мы познакомились с генеральным директором транснациональной образовательной платформы edX, Анантом Агарвалом. Он и пригласил нас посмотреть своими глазами на образовательную систему в Индии.
Это может быть интересно
Северное сияние: секреты успеха школьных реформ в Финляндии
Нам был интересен опыт — как развернуть образование в открытых средах с помощью университетов, интернета, образовательных центров, центров сертификации. Индия — одна из передовых стран по этой части. Сегодня в Индии огромная армия программных инженеров, которые смогли выйти на глобальный рынок труда благодаря новым формам образования. Собственно говоря, мы поехали на это образовательное чудо посмотреть.
Здесь вырастает образовательное чудо: это одна из центральных улиц города Нимрана, на подъезде к кампусу NIIT University.
Особенности среднего образования
Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса.
Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень – 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11 – 12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить своё образование в университете и получить специальность
Несмотря на то что каждый гражданин Индии имеет право получить бесплатное полное среднее образование, в стране существует система частных школ, где может вестись углублённое изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам. Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях
Средняя стоимость обучения в частной школе составляет от 100 до 200 долларов в месяц, а иногда и выше.
Это интересно:
- во всех средних школах учащимся предоставляется бесплатное питание;
- именно в Индии находится самая большая в мире (!) школа, в которой обучается более 32 тысяч учащихся.
Русские школы в Индии
Сегодня в Индии функционируют только три полноценные русскоязычные школы: две начальные школы при Генеральном консульстве РФ в Мумбаи и Ченнаи и одна средняя общеобразовательная школа при Посольстве Российской Федерации, располагающаяся в Нью-Дели.
Альтернативными способами получения образования для русскоязычных детей, проживающих вместе со своими родителями на территории Индии, являются дистанционное обучение, семейное обучение или экстернат. , где сегодня проживает наибольшее количество русскоязычных семей, есть практика создания частных дошкольных заведений с русскоязычным педагогическим персоналом. Но, как правило, такие детские учреждения создаются в частном порядке по инициативе родителей и не работают систематически.
Образование в Индии глазами очевидца. Фотографии
Школьная жизнь в Индии начинается довольно рано: уже в возрасте трех с половиной лет индийская кроха облачается в форму, надевает ранец и в сопровождении мамы отправляется на свой первый урок. Все дело в том, что в Индии нет детских садов, привычных нашему пониманию.
Под крышей общеобразовательной школы обучаются детки ясельного возраста, а также младшей и старшей группы.
Продолжительность школьного дня для самых маленьких составляет от двух до четырех часов, в течение которых дети нараспев заучивают английский алфавит, счет, стихотворения, делают первые попытки письма.
Школа-детский сад для самых маленьких
В первый класс идут в возрасте 6-7 лет. К тому времени большинство индийских детишек, посещавших школу, уже могут читать. Обязательное обучение включает в себя 10 классов, а 11-й и 12-й можно закончить либо в школе, либо в колледже. Первые два года в колледже посвящены изучению общих предметов, и лишь потом молодые люди определяются со специализацией.
У каждой индийской школы — своя школьная форма, в которую входят не только рубашки, юбки, жакеты и брюки, но даже носки, галстуки и ботинки. Самые маленькие обязательно носят бейджи, на которых указано их имя и адрес. Как правило, малышей приводят в школу родители, но если учитель не уследит, и ребенок уйдет со школьного двора и заблудится, такой бейдж сослужит неплохую службу.
Также у каждой уважающей себя школы есть свой транспорт — за определенную плату ученик может воспользоваться услугами школьных автобусов. Они могут отличаться по размеру и году выпуска, но неизменным признаком всех школьных автобусов является желтый цвет, отличающий их от красных рейсовых, курсирующих по городским маршрутам.
Школьные автобусы в Индии
Учебные предметы
Список школьных предметов не очень отличается от перечня дисциплин, преподаваемых в России. Как и российские школьники, индийские ученики изучают историю, географию, изобразительное искусство, основы права, химию, физику, биологию, математику и информатику.
Предметы гуманитарного цикла включают в себя английский язык, хинди и местный язык определенного индийского штата. Изучение литературы не входит в школьную программу отдельным предметом: в рамках изучения английского языка дети лишь немного знакомятся с произведениями британских классиков.
Как правило, небольшие рассказы читаются полностью, а объемные произведения подаются в виде пересказа сюжета.
На уроке
Трудового обучения тоже нет, что обусловлено особенностями индийского общества: несмотря на то, что традиционное деление на касты уже давно запрещено законом, многие и по сей день считают ниже своего достоинства взять в руки рабочий инструмент.
Для выполнения домашнего задания большинство родителей нанимает репетитора. Детям бывает сложно самостоятельно справиться с необходимым объемом, а в семье, в силу языкового барьера, и помочь-то некому: обучение проводится на английском, в то время как в повседневной жизни люди общаются на хинди и других индийских языках.
Система оценивания знаний
А вот система оценивания существенно отличается от нашей: оценки за устные ответы практически не выставляются, да у учителя и нет возможности опросить 60-70 человек.
Именно такое количество детей в классе считается нормальным даже в самых престижных школах. Поэтому оцениваются письменные контрольные работы, регулярно проводимые после изучения каждой темы.
В конце каждого семестра проводятся комплексные экзамены, оцениваемые по 100-балльной шкале.
Даже в престижных школах Индии учатся по 60-70 детей в классе
Портреты учеников, набравших наивысшее количество баллов в выпускных классах, развешивают по городу на билбордах и остановках метро, а также распечатывают на городском транспорте вместо привычной всем рекламы банковских ссуд или очередного болливудского блокбастера.
Лучшие ученики школы
На основании полученных на выпускных школьных экзаменах, производится набор в колледжи и университеты: чем выше итоговый балл, тем более престижные учебные заведения откроют перед индийским выпускником свои двери. Вступительных экзаменов в Индии нет.
Во дворе индийских вузов
Несмотря на жесткую критику индийского образования в некоторых западных изданиях, такая система неплохо функционирует в условиях страны, да и за рубежом специалисты из Индии часто бывают востребованы.
Об авторе: Анна Александрова, филолог, Индия, г. Мумбаи. Фото автора.
Читайте далее:
Продолжение статьи “Образование в Индии”.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Докторантура в Индии
Срок получения степени в докторантуре варьируется в зависимости от университета и составляет 3-5 лет. Академический год длится с июля по май. Учебная программа часто начинаются с выполнения курсовой работы. Это позволяет студенту глубже погрузиться в предметную область и приобрести необходимые исследовательские навыки. Курсовая работа может быть завершена к концу первого года обучения или раньше, если у студента уже есть соответствующая квалификация на магистерском уровне. После этого кандидат PhD готовит синопсис проекта будущей диссертации и начинает сотрудничество с научным руководителем.
Для получения степени необходимо пройти несколько этапов. Сначала студент сдает диссертацию в своем учебном заведении. В Индии этот этап более значим, чем в докторантурах некоторых других стран. Проверкой занимаются несколько преподавателей, которые могут запросить исправления и повторную сдачу работы, прежде чем допустить студента к внешнему экзамену.
После одобрения диссертации на университетском уровне работа передается одному или нескольким внешним экзаменаторам, которые рассматривают ее в устной форме. В Индии эта процедура называется «открытой защитой» (open defense). Мероприятие проводят в торжественной обстановке перед аудиторией, которая включает сокурсников, преподавателей, семью и друзей студента.
Помимо диссертации кандидаты PhD должны опубликовать работу в рецензируемом научном журнале.
Важная особенность: в Индии выдают не только стандартные степени PhD, но и особые специализированные. Например, Fellow Programme in Management (FPM) или Doctorate in Pharmacy (Pharm D).
Требования для поступления
Кандидат должен обладать степенью магистра в соответствующей предметной области и подтвердить свободное владение английским языком.
Процесс поступления обычно выглядит так:
- Университет определяет, сколько мест доступно для программ докторантуры. Количество мест на следующий год публикуется на сайте университета осенью текущего года в качестве «уведомления»;
- После первичного одобрения заявки соискатель докторской степени должен пройти тест на соответствие требованиям к исследованиям: это письменный экзамен, подтверждающий, что у поступающего есть необходимые знания и опыт для проведения исследований в выбранной дисциплине;
- После получения удовлетворительного результата теста поступающий проходит собеседование;
- Если результат теста и собеседования подтвердили высокую подготовку поступающего, университет также может запросить план и цели будущего исследования (research proposal).
Академическая карьера
Некоторые индийские университеты следуют трехуровневой академической системе в американском стиле (Assistant Professor, Associate Professor, Professor) со строгими требованиями к должностям начального уровня. Для того чтобы занять должность Assistant Professor, необходимо иметь как минимум 3 года постдокторской деятельности (postdoc). Кандидаты с меньшим опытом занимают «контрактную» позицию, схожую с должностью «без срока пребывания» (non-tenure track) в американских университетах.Повышение до должности Associate Professor возможно на четвертый год работы, хотя чаще это происходит не раньше шестого. Для этой должности кандидат должен иметь определенное количество публикаций в научных журналах, рекомендации рецензентов в Индии и за рубежом, а также выдающиеся результаты в преподавании. Дальнейшее повышение до должности Professor требует уже меньше усилий.Другая часть индийских университетов предлагает два пути вхождения в академические круги. Один из них — через прямой отбор университетом, второй — через отбор централизованной комиссией. Конкурс основан на баллах, которые кандидат получал в магистратуре, а также результатах Национального теста на соответствие требованиям (National Eligibility Test — NET) и собеседовании.
А в российское образование никто не хочет инвестировать?
Анна: Хотеть и сделать — это не одно и то же.
Борис: У нас рынок 146 миллионов человек. В Азии мы самые маленькие.
Анна: Численность — это один момент, но есть ещё и политика. Существующие эмбарго, ограничения играют свою роль
Инвесторы с большой осторожностью участвуют в сделках. Ещё один фактор — инфраструктура
Теперь у нас доступ к интернету больше, чем раньше, но многие территории вне зоны покрытия. То есть даже из тех 146 миллионов не все имеют доступ к тому, о чём мы говорим.
Тем не менее, в индийском метро мы встретили мальчика-индуса, который ехал в Саранск учиться в медицинском вузе.
То есть у нас есть привлекательные возможности для получения образования, но для инвестиций — всё-таки мало.
Обучение по специальной программе
Не так давно у абитуриентов из России появилась возможность пройти обучение в индийском государстве по специальной программе ITEC. Эта программа отлично подходит каждому, кто желает усовершенствовать полученные знания и навыки. Также принять участие в программе может тот, кто желает повысить свою квалификацию.
Продолжительность курсов варьируется от 14 дней до 52 недель. Главным преимуществом этой программы является то, что платить за перелет, питание и проживание участнику не нужно. Принять участие в программе можно, заполнив и отправив анкету-заявление. Подать заявление на участие в программе можно в индийском дипломатическом учреждении. Скачать анкету можно на официальном сайте индийского посольства.
Окончательное решение относительно принятия иностранного студента за руководством университета. Если студент не соответствует основным критериям, то его заявление отклоняется.
Гранты предоставляются выпускникам российских университетов, а также абитуриентам и соискателям ученой степени по любой из дисциплин, преподающихся в индийских университетах. Студенты и выпускники медицинских ВУЗов на получение грантов рассчитывать не могут.
Также, есть интересные предложения поехать в Индию бесплатно по программе ITEC, обучаться разнообразным наукам — английскому языку, хинди, экономике и т.д на 2-3 месяца. Почитать и выбрать обучение, которое Вам нравится, можно здесь — Программа обучения в Индии. Вам оплачивают проезд, проживание и питание. Эта программа направленная на развития индийской культуры в России, но для того, чтобы попасть в рамки данной программы — нужно заполнить анкету, отправить её и ждать ответа…
Вот выдержка из программы ITEC:
«В рамках программы участники получают бесплатное образование в лучших индийских вузах и с целью получения опыта развития Индии специализируются в таких областях как банковское дело, СМИ, международные отношения, менеджмент и малый бизнес. ITEC также предлагает обучение персонала в оборонной сфере в таких престижных институтах Индии как Национальный Военный Колледж в Дели (National Defence College in New Delhi) или Колледже по обучению военного персонала в Тамил Наду (Defence services Staff College in Tamil Nadu).
Все обучающие программы ведутся только на английском языке. Правительство Индии покрывает все расходы на обучение, включая международный авиа перелет, расходы на проживание (жилье и питание) и также расходы на обучение в институте. Обучающиеся по программе также получают стипендию или пособие на каждодневные нужды. Около 2000 участников со всего мира обучаются в Индии каждый год в рамках программы ITEC. Это не только обучающая программа, но также и инструмент для развития двусторонних контактов и дружбы между Индией и ее друзьями по всему миру.
Единственными условиями участия в программе являются возраст – от 25 до 45 лет — и знание английского языка, поскольку все курсы ведутся на английском языке. Люди, однажды принявшие участие в программе ITEC, не имеют право на повторную стажировку в рамках этой программы.
Визы для студентов программы ITEC оформляются бесплатно в дипломатических представительствах Индии в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.
Институт осуществляет организационные мероприятия по встрече участников программы в Индии. Участникам предоставляется общежитие/гостиница и выплачивается ежемесячная стипендия, максимальный размер которой составляет 5000.00 индийских рупий. Сумма может несколько отличаться в зависимости от выбранного вуза, т. к. из нее вычитается стоимость еды. Участникам программы рекомендуется иметь при себе собственные деньги на личные расходы. В среднем будет достаточно 300.00 долларов США в месяц (текущий обменный курс 48 рупий за 1 доллар). Институты организуют экскурсионные поездки с посещением местных достопримечательностей и образовательные туры, например, при прохождении стажировок в вузах в Дели, студенты посещают Тадж Махал и Агру.»
По-моему — это может быть вполне интересным опытом!