Особенности чешской архитектуры

Национальный памятник на Виткове (Národní památník na Vítkově)

Рондокубизм был ярким стилем, но он занимал умы архитекторов только десятилетие, постепенно уступив место функционализму. Манифестацией это перелома может служить самый монументальный памятник межвоенного периода, Национальный памятник на холме Витков

Массивная статуя Яна Жижки возвышается над многими районами города, но внимание заслуживает и сам комплекс из-за статуи. Изначально построенный как некрополь в честь героев Первой мировой, он успел побывать и мавзолеем первого коммунистического лидера Чехословакии Клемента Готвальда

Сейчас здесь музей, который необходимо посетить, если вы хотите понять перипетии чешской истории XX века. Хотя даже если вы безразличны к истории, внушительные ар-деко интерьеры вряд ли оставят равнодушными.

1 of 3

Неоклассицизм [ править ]

Корозлукский замок

Хотя позднее барокко на чешских землях в основном связано с правлением Марии Терезии (1740–1780), после ее смерти этот стиль все чаще заменялся неоклассической архитектурой и, в конечном итоге, стилем ампир . О переходе от барокко к неоласицизму свидетельствует реконструкция Пражского Града венским архитектором Николо Пакасси . За ним и Килианом Игнацем Динценхофером последовал Игнац Ян Непомук Паллиарди , в котором уже высокие традиции барокко сочетаются с декором классицизма. Антонин Хаффенекер , еще один архитектор, перешедший от барокко к классицизму (Сословный театр ), связан с Пакасси и Иоганном Бернхардом Фишером .

Во всей Австрийской империи , то есть на чешских землях, не было подходящих условий для столь же успешного развития классической архитектуры, как во Франции или России . В Чехии сложно найти постройку периода раннего классицизма. Причиной медленного развития были идеалы Просвещения, которые больше ограничивали старое, чем новое.

Во время правления Марии Терезии было введено обязательное школьное образование, что явно способствовало образованию населения империи. Ее сын, император Иосиф II , инициировал так называемые реформы Жозефины , в ходе которых были упразднены сотни церквей и монастырей по всей Империи, целые ордена были распущены, а заброшенные здания были преобразованы в офисы, государственные больницы или казармы. В Австрии буржуазия развивалась медленно, она не была достаточно сильной, чтобы протолкнуть перемены и положить конец феодализму, потому что она боялась зверств, имевших место в революционной Франции.. Поэтому классицизм на чешских землях отставал и спорадически проявлялся в менее значимых постройках. Эволюция классицизма из периода барокко очевидна, поскольку фигуративные орнаменты постепенно уходят, а богатство орнамента уступает место зданиям позднего классицизма, которые были преобразованы в строгие линии империи.

Примеры могут включать в себя Духцовский замок , Карлова Коруна , замок Кинжварт .

По рукам да и в баню

Первые общественные бани времён царя Алексея Михайловича предполагали совместное мытьё и женщин, и мужчин, но уже при Екатерине II оно стало резко осуждаться, появились отдельные женские и мужские бани. К XIX столетию их быт устоялся и стал стал особенно интересен.

“Небанными” считались только понедельник и вторник, когда в заведении можно было только купить напитки и перекусить при наличии буфета. По остальным же дням приходила вся обслуга и бралась за работу.

Для начала посетителю предлагалось купить мыло, веник и мочалку из нескольких сортов. Далее, следовало сдать одежду в “раздевальную” и получить жестяной номерок, нанять банщика. Люди этой изнурительной профессии жили исключительно чаевыми и не имели права требовать фиксированную плату.

Поддавать воды на каменку разрешалось только им, и вот почему: нередко, напустив побольше пара, злоумышленники воровали чужие номерки, так что любой, кто брался сам за воду, мог навлечь на себя подозрения.

Помимо банщика можно было воспользоваться услугами мальчишек, которые стригли ногти, срезали мозоли, стригли и брили. В раздевальной порой даже пускали кровь, ставили банки и вырывали зубы.

Нормальным считалось, если такое происходило и в мыльне. В заведениях попроще одежду и вовсе брали с собой в “горячее” отделение, то есть, в парилку.

Если общественная баня состояла из мужской и женской частей, то разделялись только парилки и мыльни, так что когда кто-то выбегал из них на холод, рисковал столкнуться с человеком противоположного пола, впрочем, это не осуждалось. Дети младше 7 лет и вовсе могли находиться где угодно.

Учёные полагают, что в глубокой древности любая изба служила одновременно и баней, и жилищем. Потом, когда времена стали не столь суровы, постройки разделились.

Баня напоминала людям о старом доме ушедших дней, о прародителях, о “золотом веке”, который всем нам свойственно искать где-то в прошлом, отсюда и трепетное отношение к ней. Можно ли поставить в один ряд городское заведение чисто гигиенического толка и деревенский сруб, где рожали, обмывали младенцев и покойников, оплакивали невест? Баня изменилась до неузнаваемости, но это позволило ей остаться в нашей повседневной жизни, иначе, её ждала бы участь полузабытой традиции.

Ампир

Ампир (фр. еmpire – империя) – зародившийся во Франции стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве 1-й трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма; направление в архитектуре, прославлявшее наполеоновскую империю; наряду с использованием типов и форм античности, сохранило и черты древнеегипетской стилистики (египетские сфинксы, резной египетский орнамент). Для сооружений этого торжественного стиля характерно использование дорического и тосканского ордеров, выражающих мощь и величие; применение в качестве декора изображения военных атрибутов. Среди монументальных сооружений этого периода значительное место занимают триумфальные арки и колонны.

В чешской литературе часто ампиром ошибочно называют архитектуру позднего классицизма в любых его проявлениях. Сославшись на авторитетные источники (Э.Похе и др.), отметим, что в Праге ампир практически не проявил себя. На территории Чехии можно найти относительно чистые проявления этого стиля.

Период зрелого пражского классицизма

Архитектура классицизма в Праге никогда даже отдаленно не достигала уровня развития предыдущих стилей, особенно в сравнении с уровнем предшествующего развития динамического барокко, поэтому в некоторых источниках говорится об условности названия «стиль», отдается предпочтение лишь ограничить его временными рамками.

Период, называемый «зрелым классицизмом» связан с именами архитекторов И.Фишера, Й.К.Зобела, И.Паллиарди К.Шмидта, Й.Гаускнехта.

Перелом в развитии классической архитектуры, начавшийся в 1804 году, связан с исчезновением барочных мотивов членений и одновременным уходом деталей французского луисеза.

Второе и третье десятилетие 19 в. связаны с войной против Наполеона и последующим меттерниховским полицейским абсолютизмом. Это эпоха европейского ампира, не проявившегося в Праге в чистом виде, как архитектурное явление (на территории Чехии можно найти проявления относительно чистого ампира).

Со стороны строительной дирекции чешской губернии наступило влияние объединяющих и упрощающих тенденций, которые в некоторых случаях существенно задели архитектурный облик Праги, как это случилось с Новоместской ратушей в 1822 г. или домом № 55 на ул. Мостецкой в 1828 г.

«Триумфом обезличивающей классики» можно без преувеличения назвать то, во что превратилось в результате перестройки здание Новоместской ратуши. Как известно, после объединения пражских городов в 1784 г. это прекрасное здание было решено использовать в качестве суда с тюрьмой. Спустя 10 лет ликвидировали большой зал южного крыла, а в 1806-1811 гг. началась перестройка и расширение комплекса. В 1822 г. был отстранен великолепный позднеготический декор ренессансного блока(см.рубрику Новоместская готика. Благо, неоготическая перестройка исправила эту ошибку, подобие прежнего фасада было восстановлено, а безликий фасад а-ля-классик остался лишь на старых фотографиях).

Кларов приют для слепых – классическое здание с часовой башенкой. Фонд основал профессор А.Клар, строил Павел Клар, его сын, у «целебного» ручья Бруснице. Впоследствии Павел Клар ослеп сам, передав эстафету милосердия уже своему сыну. Сегодня здесь разместилась Геологическая служба.

Примеры этого этапа: несколько домов на Малостранской и Карловой площадях, пиаристская гимназия при костеле св. Креста, Сальмовский дворец на Градчанской площади, первый наемный дом «Платиз» на нынешнем Национальном проспекте.

На рубеже второго и третьего десятилетий появляется костел св. Креста, первая классическая культовая постройка на территории исторической Праги. В этом случае Фишер оказался под влиянием прусского классицизма.

Жилые здания

Древнейшие жилые дома чешских городов были деревянными и не сохранились. Наиболее старые из открытых при археологических раскопках конца XIX в. относятся уже к XII—XIII вв., т. е. к романской эпохе. Они были каменными, двухэтажными, с квадратными или прямоугольными в плане помещениями и крестовыми сводами, которые в более крупных комнатах (быть может, это были мастерские) опирались на один или два столба (рис. 3).

3. Прага. Жилой дом XII — начала XIII в. Реконструкция4. Кутна Гора. «Каменный дом», конец XV в.

Фахверковые городские жилые дома времен готики не сохранились. Зато до нас дошло немало каменных жилых домов этого периода — на Малой стороне и в Старом городе Праги, в Ческом Крумлове, Литомышле, Таборе и других городах. В Таборе, центре гуситского движения, сохранилось несколько жилых домов, в которых наметился переход от готики к Ренессансу. Таковы так называемый «Фронтонный дом» (1532 г.), готический декор фронтона которого имитирует каменную резьбу в кирпиче и гипсе, и дома № 6 и 22 на Ратушной площади, щипцы которых украшены позднеготическими мотивами. Дома — двухэтажные, и в их структуре продолжаются прежние традиции планировки.

От этих простых домов отличается так называемый «Каменный дом» конца XV в. в Кутной Горе, где власть принадлежала немецким патрициям. Дом — трехэтажный с мезонином и производит впечатление монументального здания (рис. 4). Первый этаж открывается двумя высокими, строгими по формам, стрельчатыми арками, а второй и третий объединены сильно выступающим, украшенным резьбой и скульптурой эркером. Отделенный карнизом от третьего этажа фронтон почти сплошь покрыт декором. Чрезмерным применением декоративных мотивов отличается и здание городского водоёма этого богатого города (1493—1495 гг.).

Дом “У Черной Мадонны” (Dům U černé matky boží)

Славная история чешского модернизма началась с кубизма. Хотя кубизм — интернациональный стиль, нашедший своих последователей во многих странах, именно чехи стали активно применять его принципы и в архитектуре. Этот дом с романтичным названием, шокирующе ворвавшийся в самое сердце исторической застройки, является одним из первых примеров такого применения. Творению архитектурного гения Йозефа Гочара суждено было стать культовым местом для чешского кубизма. Поэтому если он вам интересен, обязательно загляните во внутрь здания: в музей и кафе. В музее вы обнаружите впечатляющие живописное и графическое собрания, а также коллекцию мебели. В кафе есть шанс не только посмотреть, но и опробовать кубистическую мебель на практике или насладиться видами города с террасы.

1 of 3

Готическая архитектура в Праге

Как мы уже говорили выше, романский стиль стал готическим во Франции в XNUMX веке. Позже он распространился по всей остальной Европе до XNUMX-го века, чтобы иметь определенное возрождение в XNUMX-м веке. Для этого стиля характерны Остроконечные арки, красочные витражи, ребристые своды и высокие пространства. Этот стиль очень часто используется в церквях, а затем и в университетах. Это говорит о великолепии Бога и знания.

В Праге мы впервые видим готический стиль в Карлов мост, красивый, недавно отреставрированный. Также есть Церковь св. Вита, построенный по заказу Карла IV в 1344 году и вдохновленный французскими соборами, а также Церковь Богородицы перед Тыном. Эта церковь находится в центре старого города и впечатляет, особенно ночью. Он был построен в 1365 году на средства немецких купцов.

Также есть Пороховая Башня 65 метров высотой, построенный Матусом Рейсеком в 1475 году. Он расположен в начале пути коронации и очень аристократичен. Далее следует Монастырь Сан-Агнес-де-Богемия, основан принцессой Агенес Пршемыслидской в ​​1231 году. самое старое готическое здание в Праге и принадлежал к францисканскому ордену. Он также служил склепом этой династии.

La Дом Каменного Колокола Он находится на Староместской площади и является еще одним прекрасным образцом готики в Праге. Он был построен в 80 веке и был полностью отреставрирован в XNUMX-х годах XNUMX века.

Поздний и постмодернизм [ править ]

Социалистический реализм править

В 1950-х годах социалистический реализм (также называемый сорела) был необходим в качестве официального стиля. Характерными по своему духу зданиями являются гостиница « Ялта » на Вацлавской площади или жилой комплекс Поруба в Остраве . Специфической ветвью Сорелы был так называемый сталинский неоклассицизм , который представляет отель International в пражском Дейвице .

Брюссельский стиль править

Однако в конце 1950-х годов новый стиль, известный как «Брюссель», стал популярным в архитектуре (и, конечно, в дизайне), поскольку он был представлен на выставке Expo 58 в Брюсселе . Он отличался округлыми формами и стеклянными фасадами. Типичными зданиями в брюссельском стиле были павильон Czech Expo (ныне не существующий) и здание чешского ресторана (ныне в Letná Park в Праге). Другие важные постройки в брюссельском стиле – это Z-павильон в выставочном центре в Брно , бассейн в Подоли и железнодорожный вокзал в Гавиржове .

Чешский брутализм править

В конце 1960-х чешская версия брутализма пришла на смену брюссельскому стилю. Особо ценятся проекты Веры Махониновой и ее мужа Владимира Махонина (жилой общественный центр в Праге, отель Thermal в Карловых Варах , Котва в Праге, посольство Чехословакии в Берлине).

Знаменитое бруталистское здание Трансгаза , снесенное в 2019 году

Другие здания включают посольство Чехословакии в Лондоне (архитекторы Ян Бочан , Ян Шрамек и Карел Штепански ), отель Intercontinental (Карел Бубеничек и Карел Филсак), здания Карела Прагера (бывшее здание Федерального собрания , Новая сцена Национального театра ). Однако наиболее ценное здание того времени было передатчик и отель на Ештед , по Карелу Губачека .

Постмодернистская архитектура править

Танцующий дом Фрэнка Гери и Владо Милун в Праге, который был инициирован непосредственно Вацлава Гавела , часто упоминается как символ пост-современной архитектуры . Жан Нувель ( Золотой ангел в пражском Смихове ) или Рикардо Бофилл были одними из самых важных архитекторов в Праге того времени.

Другие включают в себя проект преобразования окрестностей станции Масарика , который был подготовлен по Притцкеровской премии победитель Заха Хадид . Среди других проектов наибольшее признание получила Национальная техническая библиотека в пражском районе Дейвице . Широко обсуждается проект нового здания Национальной библиотеки в Каплицкий остались только на бумаге. Среди успешных современных чешских архитекторов – Эва Йиржична , спроектировавшая, например, Оранжерею в Пражском Граде, Злинский конгресс-центр и другие здания за рубежом.

Ранняя чешская готика

Готика, как самостоятельный элемент искусства, появилась в Чехии сравнительно поздно. В первой половине XIII века готическая архитектура достигла своего расцвета в Германии и Франции, а на территорию Чехии она проникла лишь к концу века. Логично, что основные элементы новой архитектуры были заимствованы из более совершенных французских и германских соборов. По этой причине романская архитектура, предшествующая готической, начала постепенно оттесняться.

Первые памятники чешской готики относятся ко второй четверти XIII века. Относительно позднее восприятие Чехией готической архитектуры можно объяснить тем, что многие чешские города в XIII веке еще не обладали развитым самосознанием. В странах Западной Европы в это время мегаполисы являлись крупными заказчиками готических соборов, вдохновителями готического искусства. Каждый город стремился превзойти другие по количеству или великолепию религиозных сооружений. В это время в Чехии процесс градообразования еще не завершился, создание городов еще находилось в стадии формирования.

Первые переходные строения от романской архитектуры к готической были весьма немногочисленны. Это были храмы цистерцианских, францисканских и доминиканских монастырей:

  • Анежский монастырь;
  • Тепельский монастырь;
  • Тршебичский монастырь;
  • Тишновский монастырь.

В этой связи следует заметить, что период ранней готики касался скорее монастырской архитектуры, поскольку в этот период подобные сооружения пользовались поддержкой правителей (королей и крупнейших феодалов).

Как уже отмечалось выше, первые строения в готическом стиле вобрали в себя черты романской архитектуры и некоторые архитектурные приемы западноевропейской готики (ребристые своды, оконные розы). В этих сооружениях сочетались романские галереи и каркасные готические конструкции.

Замечание 1

Наиболее известным примером, в котором отчетливо прослеживается влияние германской готики, является портал «Небесные врата» костела Девы Марии в цистерцианском монастыре.

Чем отличается финская сауна от русской бани

Способ постройки и элементы конструкции этих двух помещений довольно похожи. В обоих случаях присутствуют места для отдыха, парилки, мойки и печи с камнями. После распаривания люди охлаждаются в душе или бассейне. Основные различия финской сауны и русской бани:

  • Финны предпочитают сухой горячий воздух, в то время как русские используют более влажные помещения. В финской сауне температуры нередко достигают 100 градусов при влажности около 20%. Русские парилки подразумевают жару 50-80 градусов со значительной влажностью, доходящей до 70%. Соотношение данных показателей должно подбираться очень внимательно, чтобы не навредить организму.
  • Также финская баня отличается от русской особенностями топки. В первом случае камни разогреваются с помощью специальной печи, которая может работать на дровах или электричестве. Вода для этого не используется, чтобы не спровоцировать повышение влажности. В русской парилке присутствует каменка, в которую часто попадает вода для образования пара.
  • Финские бани-сауны подразумевают отсутствие веников и других привычных банных аксессуаров. В горячем сухом воздухе использование веника не совсем уместно и способно даже вызвать негативные последствия – оставить ожоги. По этой причине подобные процедуры не получили популярности среди финнов.
  • Русские люди привыкли к сильным контрастам температур, поэтому после распаривания в горячей бане они окунаются в водоём с холодной водой или же обтираются снегом. Традиционным завершением банных процедур издавна был прыжок в сугроб. Финны, напротив, предпочитают ополаскиваться после посещения сауны слегка прохладной водичкой из бассейна или душа.

Сауна из дереваИсточник niagara.kiev.ua

Сравнение русской и финской парной

Основные особенности финской сауны:

  • Низкое помещение с потолками, высота которых обычно не превышает 2 метров. Такая конструкция обеспечивает более быстрый и эффективный прогрев комнаты и лучше поддерживает тепло.
  • В финской сауне предусмотрена встроенная система вентиляции воздуха.
  • В печи находится открытая каменка, камни в ней выкладываются наружным способом.
  • В парилке обычно имеется около 4 полок, которые расположены вверху и внизу помещения. Первые используют для отдыха в лежачем положении, а на последних сидя принимают процедуры.

Сауна с камнямиИсточник zhar-i-par.ru

Характеристики русской бани:

  • В помещениях такого типа потолки делают высокими, чтобы более эффективно распределить нагретый пар.
  • Специальная система вентиляции обычно отсутствует, комнату попросту проветривают через дверь.
  • Для создания пара применяют печи с каменкой закрытого типа, дополнительно защищенной сверху решёткой. Между каменкой и парилкой устанавливают герметичную дверь. Чтобы парная полностью прогрелась, должно пройти достаточно времени, поэтому к основным процедурам приступают спустя 3-4 часа.

Финская баня с полкамиИсточник evolutionsport.ru

Архитектура барокко в Праге

Стиль барокко зародился в начале семнадцатого века в Италии и рос вместе с католицизмом и государством. Этот стиль Для него характерны цветочные скульптуры, много цвета, света, теней, картин., красочные фрески и много золота. Итальянская знать и церковь продвигали этот стиль, чтобы он отражал их власть и богатство.

В Праге этот стиль виден в Церковь Богоматери Победы, построенный немецкими лютеранами в 1613 году. Он перешел в руки босых кармелитов в 1620 году. Страговский монастырь Он находится на холме и является вторым по возрасту монастырем в городе. Он восходит к XNUMX веку и представляет собой впечатляющее, тихое и красивое место.

Также есть Никольская церковьс внушительным куполом XNUMX века. В Замок Троя Он окружен красивыми садами и старыми виноградниками. Он был построен на деньги богатой семьи Штернбергов, и вы не можете его пропустить. Лорета Он датируется 1626 годом и умел находиться в руках монахов-капуцинов. Раньше он был местом паломничества и украшен красивыми фресками.

El Штернбергский дворец Он находится на Градчанской площади, он спрятан за дворцом архиепископа. За массивными железными воротами находится эта жемчужина в стиле барокко, построенная в конце XNUMX века.

Ранний классицизм

Прага

При этом в художественном отношении Прага была значительно выше всех центров габсбургской империи, включая Вену.

Вскоре ее великолепный блеск перекрыла тень «йозефинизма» (реализация реформ императора Иосифа II), имевшего поначалу т.с. «приветливое выражение лица».

В 1781 г. была создана комиссия по преображению города, результатом деятельности которой были: засыпка оставшейся части рва между Старым и Новым городами и создание нового проспекта, получившего название «В новых аллеях». Таким образом, в 1788 г. появилась первая пражская внутригородская коммуникация.

Годом позже началось закрытие множества монастырей и костелов, что привело к уничтожению несчетного количества художественных ценностей и утилитарное обесценивание исключительных произведений архитектуры. Ряд известных построек подвергся перестройкам. Облик Праги «не обогатил» и варварский снос таких объектов, как костел Божьего Тела на Карловой площади и Бетлемской капеллы.

Иозефинское бескультурие не ограничилось вмешательством в объекты культового назначения. Недавно обновленному Пражскому граду грозило превращение в казармы, недобрая судьба постигла летний Королевский дворец, дворец «Звезда» и другие постройки.

Холодный взгляд иозефинского рационализма повлиял на развитие художественного облика улиц и площадей. Программа предусматривала отстранение богатого пластического декора прежних стилей и создание простых плоских фасадов строго симметричного характера.

Не надо забывать, что, в отличие от прочих государств, Чехия – страна, где зрелое барокко ярко и выразительно звучало в его динамическом проявлении. Стиль позднего барокко имел силу звучания и после семилетней войны, не утратив жизненную силу и способности решать задачи на высоком художественном уровне.

Что характерно, венский стиль, проявившийся в терезианской перестройке пражского града (арх. Н.Паккаси), не нашел отклика в других пражских постройках.

Лишь в 70-х гг. 18 в. на фасаде Коуницкого дворца объявляются фестоны, типичные элементы французской архитектуры времен Людовиков XV и XIV.

Ротонда св. Креста интересна тем, что стоит на первоначальном своем уровне, ее фундамент не поднимали за годы, что отличает ее от большинства других зданий Староместа. Часовню еще называют Сокровищницей: в 1960 – 1991 в ней хранились драгоценности из собора св. Вита.

Представители раннеклассического стиля: Антонин Гаффенекер, Игнац Паллиарди, Хуммл, Гегеры, Шмидт и др., как правило, долгое время оставаясь верными стилю барокко, ограничивали классицизм лишь применением второстепенных элементов. Постепенно классические детали стали вытеснять барочные элементы.

Проблематика классицизма и особенности пражской архитектуры

Эпоха начала национального пробуждения в художественном отношении совпадает с периодом классицизма.

Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве, обратившийся к формам античного зодчества как к норме и идеальному образцу.

Четкую ориентацию понятия классицизма затрудняет многоликость его внутреннего содержания и географическая адаптация. Прежде всего, это – обращение к трудам Палладио (16 век) и связанного с ним архитектурного стиля 17-18 вв., запустившего корни во Франции, Голландии, Англии и Германии.

Преобладавший в начале века абсолютизм Просвещения превратился в результате реакции на французскую революцию в абсолютизм полицейского режима. Период всестороннего упадка во второй четверти 19 в. сливается с началом технической эры.
Кроме того, уже в конце 18 в. классицизм сопровождается ранним романтизмом, возникшем в Англии. В первой половине 19 в. появляется бидермайер, особенно привившийся в мещанской бытовой культуре.

Классицизм в Чехии проявился в последней трети 18 века – первой половине века 19-го, периоде полном противоречий. С одной стороны, это было время очередной германизации чешских земель – время программного подавления чешского языка. С другой стороны, постепенно, но неудержимо надвигалась эпоха национального возрождения.

Внутреннее идейное содержание классицизма в отношении местной архитектуры представлено небольшим количеством построек. Сотни других разнообразных примеров не имеют ничего общего с программной основой классицизма. Стиль ампир (связанный с эпохой побед Наполеона) совершенно не прозвучал в пражской архитектуре.

В пражской архитектуре проявления классицизма можно приблизительно ограничить 1780-1850 годами.

Особенности современной архитектуры и самые оригинальные проекты домов в Чехии

Величественные архитектурные памятники прошлого привлекают в Чехию множество туристов, однако было бы неверным считать, что все интересные здания в этой стране построены много столетий тому назад. В то же время современная архитектура и новаторские проекты домов в Чехии известны несколько менее, чем они того заслуживают. Попробуем восполнить этот пробел и рассказать о наиболее популярных тенденциях современной чешской архитектуры и самых оригинальных её образцах.

Хай-тек и минимализм

Туристов, посещающих Прагу или Карловы Вары, покоряют строгая готика, причудливое барокко или утонченное изящество модерна, но не стоит искать поклонников этих стилей среди современных чешских архитекторов. На протяжении 20 с лишним лет они отдают предпочтение хай-теку и минимализму, причём первый лидирует в области строительства общественных зданий, а второй типичен для частных домов. Разумеется, из любого правила бывают исключения, особенно если архитектор проектирует коттедж в соответствии со вкусами заказчика, но если взять любые сто частных домов, построенных за последние десять лет, то абсолютное большинство будет выдержано в духе минимализма.

У чешского минимализма есть своя специфика, в частности, теплое отношение к дереву как к одному из ведущих материалов; стремление “разбавить” международную унифицированность стиля элементами, заимствованными из народной архитектуры; желание максимально вписать здание в окружающий ландшафт. И хотя в путеводители чаще всего попадают такие общественные здания в стиле хай-тек, как ТЦ “Золотой ангел” в столичном р-не Смихов, следует признать, что проекты частных домов зачастую отличаются не меньшей оригинальностью и дерзким полетом архитектурной мысли.

Дом на ножке и другие удивительные сооружения

Поразительное сочетание минимализма и сюрреализма в архитектуре представляет собой спроектированный чешским архитектором Яном Сепкой загородный “дом на ножке” (официально он называется House in the Orchard). Похожий на жилище смурфиков домик действительно держится на мощном бетонном столбе, причем попасть внутрь можно только через специальный мостик.

Сам архитектор объясняет необычность проекта спецификой рельефа местности (подробнее об этом доме рассказывается здесь).

Еще один весьма интересный проект – минималистский охотничий домик под названием Green Hunting Lodge возле р.Тая в Леднице. Он может служить идеальной иллюстрацией всех актуальных тенденций, ведь в качестве материалов используются камень, бетон и дерево, на крыше устроен травяной газон, а деревянные вставки на фасаде напоминают о традициях деревенской архитектуры и делают охотничий дом неотъемлемой частью окружающей среды. Еще одна изюминка проекта – огромные раздвижные двери из стекла, позволяющие обитателям дома любоваться пейзажем.

Следует отметить, что зелёная, т.е. поросшая травой крыша, с каждым годом становится всё популярнее, хотя этот архитектурный элемент никак не назовешь чисто чешским: он пришел с севера Европы. Однако чешские архитекторы используют его с удивительным умением. Например, именно зеленая крыша позволила решить непростую задачу: вписать частный дом в узкое пространство между двумя соседними сооружениями таким образом, чтобы он не нарушил гармонию застройки и не смотрелся инородным телом. В итоге неподалеку от замка Зноймо на берегу р.Дие вырос дом с большой крышей, спроектированной под тем же углом, что и крыши соседних домов. Если смотреть на дом со стороны фасада, он напоминает зеленый холм, а с тыльной стороны мы увидим стеклянные стены и кубические формы, характерные для минимализма.

Разумеется, не все проекты частных домов Чехии можно назвать по-настоящему новаторскими, но если вы хотите построить нечто уникальное, найти архитектора-единомышленника здесь будет намного проще, чем в других странах.

На правах рекламы

Прага, город

Кельты были первыми, кто поселился здесь стабильно, позже пришли немцы и славяне. Прага была основана в XNUMX веке. Короли Богемии сделали Прагу резиденцией своего правительства, и многие из этих государей были в конечном итоге императорами Священной Римской империи.

Прага сильно вырос в XNUMX веке когда король Карл IV расширил город новыми зданиями по обе стороны Влтавы, соединив их со строительством моста. К XNUMX веку Богемия перешла в руки Габсбургов, и таким образом Прага стала австрийской провинцией.

После 30-летней войны город продолжил экономический рост, и это золотое дно было преобразовано в архитектурные изменения. Затем наступят две мировые войны и Чехословакия, под советской сферой. Ну наконец то, в 1989 году Прага попрощалась с социализмом, будучи центром так называемой бархатной революции.

Чехословакия исчезла с карты и родились две страны: Чехия и Словакия. С тех пор Прага была столицей бывшего города.

День Святой Варвары

Культура и традиции Чехии, отображаемые в день проведения этого праздника – это своеобразный синтез фольклора и современной жизни. День Святой Варвары отмечается 4 декабря. По традиции с черешневого дерева срезаются веточки и ставятся в воду в собственном доме. Если к Рождеству на черенках появятся молодые листочки, значит, год будет прибыльным и удачным, насыщенным исполненными желаниями. Еще одна примета: на какой по счету день появились первые листочки, такой месяц будет самым фартовым. Например, 4-й день – удача придет в апреле. Сегодня традиция позволяет использовать не только побеги черешни, но и любого другого фруктового дерева или сирени. Детям в этот день дарят подарки, а девушки гадают на судьбу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий