Немецкая специальная школа после Первой мировой войны
В Германии после Первой мировой войны начался новый, еще более бурный, чем в первое десятилетие XX в., рост сети вспомогательных школ. Происходило стремительное развитие организационной, педагогической и научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания умственно отсталых детей. Характер вспомогательной школы постепенно менялся в связи с тем, что в обычной школе резко снизился уровень успеваемости учащихся и возросло число второгодников. Состав учащихся вспомогательных школ стал расширяться за счет детей, не успевающих в обычной школе по причинам, не связанным с умственной отсталостью… Во вспомогательную школу направлялись и психопаты, а нередко и просто беспризорные. Таким образом, вспомогательная школа стала служить главным образом цели облегчения работы обычной школы. Число детей, обучающихся во вспомогательной школе, в некоторых городах доходило до 5 — 7% от общего количества школьников… Окончившие обычную восьмилетнюю школу могли продолжать обучение до 17 лет в школе высшей ступени. Это право распространялось и на окончивших вспомогательные школы. По аналогии с нормальными детьми для них были созданы вспомогательные школы высшей ступени. Это нововведение было вызвано тем, что процесс стабилизации производства после войны в Германии требовал все больше рабочих рук… Вспомогательная школа высшей ступени ставила своей целью подготовить рабочих… К 1927/28 учебному году вспомогательные школы имелись в 750 городах, в них обучалось 71 902 человека».
Работа в группе
Специальная поддержка, на которую могут рассчитывать инвалиды в рамках инклюзивного образования, предоставляется со стороны команды учителей из разных дисциплин. С детьми работают воспитатели, помощники, социальные работники, дефектологи, доктора, родители и заинтересованные в их судьбе представители социальных объединений. Суммарно, таким образом, реализована единая образовательная политика, позволяющая избавить ребенка от маргинальных сторон жизни и дать ему возможность на лучшее будущее. Каждый из взрослых, участвующий в процессе, несет ответственность за успех работы.
Педагогическая концепция
Педагогическая работа преследует следующую цель: создать условия для индивидуального обучения всех учеников, поощрять их и стимулировать; все ребята должны вместе учиться и открывать для себя что-то новое каждый день.
Что касается таких вопросов, как разнородность и индивидуальность, то здесь руководством к действию должны служить следующие положения:
- Как дополняют друг друга преимущества и чем компенсируются недостатки?
- Какой вклад может внести в группу каждый ребенок?
- Кто и как может стать друг другу взаимным помощником и партнёром?
- Каковы потребности детей?
Благодаря индивидуальным учебным программам дети могут развивать свои собственные таланты и определять необходимые именно для них задачи и цели. При этом педагоги стремятся к следующему:
- как можно активнее поддерживать детей в их работе над собой, но лишь в той мере, в какой это необходимо: дети не должны попасть в зависимость от взрослых;
- бросать детям вызов, чтобы они опробовали свои собственные возможности для развития своих наиболее сильных сторон.
Качество преподавания в инклюзивной школе, как и раньше, является одной из самых сложных задач, так как почти все учебные материалы адресуются, как правило, либо обычным школьникам, либо детям с особыми образовательными возможностями. Поэтому нам приходится самим разрабатывать инклюзивные материалы для занятий, моделировать соответствующий учебный ландшафт, в котором дети могли бы пойти своим собственным путем в соответствии с индивидуальными возможностями. Базовая работа, учебные семинары и проектные недели для отдельных классов и всей школы превращаются при этом в важнейшие элементы рабочего процесса.
Чтобы в почасовом планировании выделить как можно больше места для практической междисциплинарной учебы, были созданы следующие открытые пространства:
1. Каждый день начинается с получасовой свободной работы или с недельного планирования.
2. Пятница в почасовом плане рассматривается в качестве проектного дня, который классы могут использовать самостоятельно или в сотрудничестве с другими, чтобы разрабатывать важные или интересные для них темы или проекты.
3. Занятия по интересам (в том числе и для открытия дарований), встроенные в почасовой план, предлагают детям трижды в неделю (по понедельникам, вторникам и четвергам) возможность выбрать один из кружков, которых сегодня насчитывается более 40. Тот, кто ничего не выбрал на этот час, занимается самостоятельно. Ребенок должен выбрать как минимум один кружок, но может выбрать для себя по одному кружку на каждый час из трех. Мы предлагаем следующее: игра на скрипке, саксофоне и синтезаторе, тренировки по кроссу, футбол, водные виды спорта, рыбалка, добровольная пожарная дружина, математический клуб, мастерская чистописания, театр, хор, творческая мастерская, керамика, верховая езда, йога, дзюдо, танцы, вязание спицами, крючком и много другое.
Становление инклюзивной системы в Германии
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.
Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Как проходит подготовка педагогического состава
Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:
- Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
- Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
- Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
- Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
- Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
- В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
- Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период
Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития
А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Германии
Судьбой глубоко умственно отсталых детей, не подлежавших обучению, занимались приюты для слабоумных. Эти учреждения, как правило, открывались пасторами, а их деятельность строилась на филантропическо-христианских принципах. Первый приют открывается в Вильдеберге в 1835 г
Активисты благотворительных организаций вели большую пропагандистскую работу с населением страны, чтобы привлечь внимание граждан к тяжелой участи слабоумных и «разбудить» их общественную совесть. Пастор Диссельхоф опубликовал труд «Современное положение кретинов, слепых и идиотов в христианском мире» (1857); эта страстная книга заставила многих религиозных деятелей активнее заниматься судьбами обездоленных детей
7 стр., 3238 слов
Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой …
… с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа по … Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы в ходе их решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие …
Однако опыта приюта в Вильдеберге и даже пламенного призыва Диссельхофа оказалось недостаточно, чтобы подвигнуть практичных немцев на расширение сети благотворительных приютов. Ситуация резко меняется в конце XIX столетия. В это время наблюдается особый подъем прусского духа; империя богатеет, благодаря чему активизируется светская христианско-филантропическая деятельность. К началу XX в. в Германии существовало уже около 74 приютов, а число, находящихся в них воспитанников достигало 10 тыс. (1899).
Инициатива помощи умственно отсталым детям в Германии принадлежала педагогам, соответственно, проблема решалась в педагогическом плане. В 1803 г. в школе для бедноты города Зайтц открывается особый класс (Nachhilfklasse) для умственно ограниченных детей, где с неуспевающими пять раз в неделю проводились дополнительные занятия по чтению, письму и арифметике. Наблюдения за учениками «добавочного» класса изложены учителем Й. Вайзе (1793- 1859) в книге «Размышления о слабоумных детях с точки зрения их различия, основных причин, признаков и средств приблизиться к ним легким способом с помощью обучения» (1820).
Вайзе не считал, что слабоумный может достичь нормального уровня развития и поэтому не рекомендовал вкладывать в душу ребенка больше того, на что он способен. Оценивая слабоумных детей с позиций их обучаемости, Вайзе разделил их на три группы:
1) неспособные к обучению;
2) обладающие «спящими» духовными силами;
3) способные к обучению и поддающиеся воспитанию.
Педагогическая система Вайзе, уникальный опыт «добавочных» классов будут приняты во внимание государством только во второй половине XIX в., когда оно начнет создавать систему специального обучения
Как организована инклюзия в школах
В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.
Инклюзивные школы:
- имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
- имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
- используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.
Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках. Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.
Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся. ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.
Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:
- представление информации для поддержки понимания;
- представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
- стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.
В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.
Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.
Открытая школа Вальдау (интегрированная общеобразовательная школа в Касселе)
Открытая школа Вальдау в городе Кассель представляет собой интеграционную общеобразовательную школу с 5-го по 10-й классы. Инклюзивный подход учебное заведение использует уже с момента приема нового ученика в коллектив. Из городского квартала Вальдау принимаются абсолютно все кандидаты. Сегодня в школу поступают заявки со всей территории города Кассель. В школе обучается почти 900 учеников, которые относятся к 24 национальностям. Каждый четвертый ученик имеет особые образовательные потребности. Успешная работа школы основывается на трех столпах ее педагогической концепции: обучение в группе в зависимости от года рождения, продленный день и самостоятельная работа.
Каждый класс имеет собственный кабинет, где помимо классной комнаты присутствуют зоны для общения, обмена опытом и других видов коммуникации. За отдельно взятый класс в течение всего времени обучения отвечает постоянная команда из коррекционных педагогов и других преподавателей. Для учителей предусмотрено отдельное помещение в пределах каждого учебного курса, где они могут проводить консультации и обмениваться опытом. При этом коррекционные педагоги работают в классе не просто в какие-то определенные часы, они могу выполнять функции классных руководителей. Совместное обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья и без них достаточно давно стало нормой для открытой школы Вальдау.
Продленный день гарантирует комплексное наблюдение за учениками. Школьный день начинается в 7:30. После двухчасовых занятий дети все вместе ходят на завтрак. Уроки для всех кончаются в 14:35, после чего предлагаются разнообразные кружки.
Под девизом «Получать знания — повышать квалификацию» в школе введено свободное обучение. Его цель — поощрять самостоятельную работу и использовать разные методы обучения. С 5 по 8 класс еженедельно выделяется от 2 до 6 часов, а в 9 и 10 классах — 3 часа для свободного обучения. В это время школьники работают самостоятельно по избранным темам.
Задача стандартных занятий — сгладить неоднородность учеников. Если с 5 по 7 класс ученики занимаются обычно в полном составе, то, начиная с 8 класса, немецкий язык, английский язык и математика преподаются в зависимости от уровня успеваемости. Начиная с 9 класса, этот же принцип соблюдается в отношении природоведения и второго или третьего иностранного языка. В любое время возможен переход между курсами по договоренности с администрацией школы.
Чтобы как можно лучше развивать детей, открытая школа Вальдау тесно сотрудничает с родителями. Уже во время поступления администрация школы и родители заключают договор о сотрудничестве. В процессе обучения они регулярно обмениваются самой разной информацией, которая касается как организации учебного процесса, так и внешкольных мероприятий. Классный руководитель в 5-м классе посещает дома каждого из своих учеников. Школьники, родители и педагоги раз в полугодие обсуждают прогресс обучения. Для каждого ребенка устанавливаются индивидуальные цели обучения. Некоторые ученики получают так называемые «педагогические отметки» для описания их школьных достижений.
Школа проверяет каждого пятиклассника на моторные навыки и способность к чтению. На основе этих результатов разрабатывается стратегия индивидуальной поддержки. Работа школьного социального работника сосредоточена на пятых классах, что позволяет достаточно рано взглянуть на индивидуальное развитие школьников и их роль в классе.
Школа работает успешно. Так, в учебном году 2011/2012 74% учеников открытой школы Вальдау после 10-го класса поступили в высшую ступень гимназии, профессиональную среднюю школу или колледж. Практически ни один ученик не покинул школу без выпускного свидетельства.
Идеология: от «невинности» через «загрязнение генофонда нации» к эре «деинституционализации»
Англия прошла все этапы отношения общества к людям с нарушениями развития: от «эры невинности» (до индустриальной революции 19 века к детям с аномальным развитием относились как к «невинным»), через «эру иллюзий», характеризовавшейся созданием приютов, к «эре сегрегации», в период которой «умственно неполноценных» насильно отправляли в спецучреждения, считая их «источником загрязнения генофонда нации». Как и во многих других странах мира, в Англии разрабатывались программы обязательной стерилизации людей с патологиями развития. Но до этого не дошло. Окончание второй мировой спровоцировало в обществе стремление к гуманизации.
В 1946 году в Великобритании начала развиваться «медицинская модель». В ее основе лежит концепция подхода к человеку с нарушениями развития как к больному, которому необходим уход и лечение, лучше в рамках специального стационарного учреждения. Общество уже не смотрело на обитателей этих учреждений как на воплощение угрозы всеобщей дегенерации. 1971 году правительство Великобритании выдвинуло свои предложения по улучшению системы поддержки людей с ограниченными возможностями, которые легли в основу программ, направленных на развитие услуг по месту жительства. Происходит отказ от «медицинской модели», немалую роль в этом сыграли научные исследования и достижения в области педагогической науки (работы Ж. Пиаже и Льва Выготского).
В настоящее время в стране развивается «социальная модель». Она предполагает, что человек не обязан быть «готовым» учиться в школе или работать
Школа в Йене
Школа в городе Йена 10 лет назад стала первым государственным инклюзивным учебным заведением начального образования в Тюрингии. Более 200 детей и подростков учатся в открытой школе продленного дня, коллектив которой представляет собой команду, состоящую из учителей начальных классов, коррекционных и социальных педагогов, воспитателей, медицинских работников и специалистов по инклюзии. Школа открыта для всех учеников: ни один ребенок не получил отказ в обучении по состоянию здоровья. В настоящее время потребность в особом подходе имеют 34 ребенка, и все они участвуют в обычных занятиях вместе с другими ребятами. Девиз школы: «Вместе жить и учиться в нашем доме».
Программа уроков адаптирована подо всех без исключения учеников. Цель занятий — индивидуальное развитие каждого ребёнка. В учебных кабинетах имеется обширный набор образовательных материалов, с помощью которых отдельные ученики могут прорабатывать одни и те же задания на разных уровнях. В дополнение к этому имеются курсы немецкого языка, математики и природоведения, на которых совместно обучаются дети с одинаковым уровнем успеваемости.
Школа разделена на три так называемых «учебных дома», каждый из которых состоит из двух учебных групп 1 и 2 класса и двух учебных групп 3 и 4 класса. К каждой группе прикреплен постоянный преподавательский состав и один воспитатель группы продленного дня. Дети проводят в своем «доме» весь учебный день, продолжительность которого зависит от их индивидуальных потребностей. Помимо гибкого вводного этапа, который может длиться от одного до трех лет, обучение в 3 и 4 классе также можно продлить еще на один год.
Занятия в школе начинаются в 07:30 утра. После совместного обеда в учебных домах во второй половине дня предлагаются разные тематические кружки. Почти все школьники обучаются в школе по схеме продленного дня до 17:30. Сотрудничество с эрготерапевтом и логопедом, которые занимаются с детьми прямо в школе, помогает родителям спокойно работать полный день, не беспокоясь о своем ребенке. В процессе занятий школа использует разные формы обучения, методы и цели, которые помогают оптимально сопровождать развитие каждого ученика.
Оснащение школы соответствует потребностям всех детей. При поддержке спонсоров, школьного совета и городской администрации были профинансированы установка лифта, закупка санитарно-гигиенических устройств для инвалидов, а также две индукционные системы свободного звукового поля, с помощью которых в процессе обучения могут активно участвовать и слабослышащие школьники. В комнате снузелен (комнате контролируемой мультисенсорной стимуляции) — уютном помещении с водяным матрасом, звуковыми и световыми эффектами — дети могут улучшить сенсорное восприятие и просто отдохнуть.
Работа школы в Йене дополняется разнообразными видами спорта. Учебное заведение поддерживает партнерские отношения с местным футбольным клубом, организует дневные группы для тренировок и игр. В дополнение к спортивным занятиям члены проекта «Jenaktiv» ежедневно проводят в школе упражнения по физическому и моторному развитию.
Успешная работа школы приносит свои плоды: дети с ограниченными возможностями здоровья успешно поступают в гимназию. В последние годы при проверках успеваемости школа в Йене постоянно превышает среднее значение по стране.
Оснащение инклюзивной школы
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50 – 90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов, дублированы шрифтом Брайля.
Классные кабинеты
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты целесообразно предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не может быть менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Кроме этого, рекомендуется оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях мог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению необходимо оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола
Особое внимание рекомендуется уделить освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с нарушенным зрением, а написанные на доске тексты нужно обязательно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка с ослабленным зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать
Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать
Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Принятие в Москве специального закона об образовании детей с особыми возможностями – большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды, лучшее подтверждение того, что инклюзивное образование в России больше не является экспериментом. Это официальная программа, в которой четко прописаны права и обязанности всех заинтересованных сторон. Будем надеяться, что законодательно оформленный опыт столичных образовательных учреждений станет отправной точкой для принятия аналогичных правовых документов и в других регионах страны. Россия сделает еще один шаг на пути к признанию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными членами общества и созданию для них новых по качеству условий для получения образования.
Мы И ОНИ
Размышления над ситуацией в Германии и России позволили мне сделать определенные выводы.
В нашем и немецком опыте построения инклюзии много общего. В отечественном законодательстве тоже обозначилось понятие инклюзивное образование. А в некоторых педагогических вузах появились специальные магистерские программы. Многие инклюзивные школы уже успели накопить успешный опыт. Создаются ресурсные центры для поддержки инклюзии.
Но есть и существенные различия. Первое, что бросается в глаза, – в инклюзивной школе Берлина учителей и других специалистов несравнимо больше, чем у нас. В России же те требования, которые предъявляются к школе, в лучшем случае никак не соотносятся с принципами инклюзии, а в худшем -прямо им противоречат.
Сюда входят: подушевое финансирование, приводящее к увеличению наполняемости классов, укрупнение школ, при котором разрушаются с таким трудом созданные команды профессионалов (а ведь инклюзия – это только командная работа), критерии, по которым определяется рейтинг успешности школы, зависимость образовательного учреждения и учителя от количества сдавших ЕГЭ и набранных ими баллов.
Важным аспектом построения инклюзии в Германии является то, что там на бытовом уровне распространено абсолютно принимающее отношение к инвалидам. В транспорте, на улице, в музее вы всегда встретите людей с ограниченными возможностями.
В последнее время с помощью СМИ в немецком обществе распространяется представление о том, что наличие в классе инвалида полезно для воспитания других детей, поэтому родители сами к этому стремятся.
У нас же, несмотря на формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам, многие мамы и папы против общения и обучения своего чада с особым ребенком, который, по их мнению, будет тянуть их сына или дочь назад.
Цели любого государства (как России, так и Германии) и родителей в вопросе обучения инвалидов разные. Страна заинтересована в том, чтобы эти люди были как можно более независимы в вопросах самообслуживания и соблюдали нормы жизни в социуме. Однако родители ставят более сложные задачи: они хотят максимально возможной самореализации своих детей, наличия у них работы, круга общения, а иногда и семьи.
В Германии даже находящиеся пока еще вне инклюзивного образования дети с ДЦП и аутистическими расстройствами все-таки получают высококвалифицированную психолого-педагогическую помощь. У нас же такие ребята фактически находятся дома. А дистанционные варианты и надомное обучение не могут удовлетворить родителей, так как при этом у детей нет будущего. Но поскольку каждого из таких родителей мучает вопрос «что с ним будет, когда меня не станет?», то можно полагать, что под давлением родительской общественности инклюзивное образование у нас будет так или иначе развиваться, и, быть может, даже быстрее, чем в Германии.