Великую Китайскую стену частично открыли для посетителей

Архитектурный стиль

Китайская Стена не просто сооружение, а объединенная система для обороны страны. На ней расположились смотровые вышки для наблюдения, крепости для командных пунктов, сигнальные башни для передачи сообщений.

В эпоху правления рода Мин в XIV-XV веке Великую Стену переделывали, чтобы она стала сильнее и лучше защищала от недругов. Это стало возможным, поскольку постоянно развивались строительные техники.

В архитектурном ансамбле можно выделить три основные сооружения:

Главная стена

Вся постройка во времена Мин имела “зубцы”, высота которых достигала почти 2 м. На них были амбразуры, бойницы и парапеты до 1,2 м.

Крепости

Их строили на важных или уязвимых участках (например, на перевалах). Одна такая цитадель стоит на перевале Шаньхай, другая — на Цзюйюн и еще на Цзяюй. Крепости были оснащены воротами и массой окон, из которых стреляли из лука. Крепостные ворота считались самыми сильными участками Стены, которые нельзя было преодолеть.

Защитные башни

Каждая вышка высотой в 500 м или немного меньше. На этих сооружениях сидели лучники и время от времени защищали Стену от атакующих врагов.

Лайфхак для туриста. На Стене организовывают вечерние экскурсии. В это время памятник освещается огоньками, которые придают великому сооружению особый облик и создают магическую атмосферу.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь. 

Великий первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.

Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена — это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы — это ещё одна особенность данной конструкции.

Зубцы на Стене располагаются на одной стороне и имеют достаточно простую форму

Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).

Одна из башен на Великой Китайской стене

Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот — с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения — Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

После осмотра стены

В случае самостоятельной поездки, после осмотра самой стены вы пойдете на железнодорожную станцию и будете ждать поезда до Пекина. Мы рекомендуем заранее ознакомиться с расписанием поездов, так как интервалы бывают большими, и вы можете потерять много времени на станции в ожидании поезда.

Период с мая по сентябрь считается главным туристическим сезоном в Пекине. В это время пускают дополнительные поезда с северного вокзала до станции Бадалин. К сожалению, их расписание непостоянно, и мы не можем его опубликовать заранее.

Вы прибудете на поезде обратно в Пекин, и на этом ваша поездка закончится. В этом заключается еще одно преимущество самостоятельное поездки – к обеду вы уже будете свободны и сможете сходить еще куда-нибудь. Некоторые туристы умудряются в один день посмотреть две главные достопримечательности Пекина – Великую Китайскую стену и Запретный город.

Если вы поедете организованной экскурсией, вас посадят в автобус и повезут на обед в ресторан. В ресторане сильно ощущается разница между экскурсиями за 150 и 350 юаней. Обед в ходе экскурсии за 150 юаней можно уверенно назвать “бюджетным”, будет небольшая кафешка с выбором из нескольких блюд. Риса и лапши будет много, мясо будет, если повезет.

На дорогой экскурсии вам положен полноценный “шведский стол” с хорошим выбором блюд. К слову, серьезные туристические фирмы не имеют права возить вас в любое кафе, а только в государственное учреждение общепита, где можно быть уверенным в соблюдении всех санитарных норм.

Самостоятельная поездкаНедорогая экскурсияДорогая экскурсия
Что купите с собой, то и будете кушатьПростенькое кафеХорошее заведение

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Современное состояние стены

Ограждение нуждается в реставрации. Стена разрушается из-за ливней, бури засыпают каменную кладку. Нынешнее правительство Китая ввело штраф за порчу достопримечательности: туристы увозят части стены как сувенир. Местные жители разбирают ее для строительства домов. Художники-вандалы расписывают стену граффити.

Часть стены снесена по указу властей при строительстве железных дорог или деревень. Власти городов реставрируют стену и прокладывают к ней туристические маршруты. Для посещения туристов доступны участки в окрестностях Пекина, построенные в XVI веке.

Для мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс. На участке стены в Китае ежегодно устраиваются марафоны бегунов, экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.

Современные китайцы к достопримечательности относятся благоговейно. Большинство считает, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем.

Великая Китайская стена – символ стойкости китайского народа, который не знает равных себе в труде и упорстве. Для возведения сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Сложности строительства

При строительстве Великой Китайской стены погибали десятки тысяч работников. Это было связано с тем, что одновременно работало до трехсот тысяч человек. Условия были очень тяжелыми. Часто работающие жили впроголодь. Из-за плохих условий жизни строители постоянно болели и умирали. По одной из легенд Великая Китайская стена стоит на костях погибших строителей. Молотые кости использовали для соединения камней. Эта версия опровергается учеными. По всей вероятности, умерших строителей передавали родственникам для захоронения.

Как долго строили

Точные сведения о том, сколько времени строили Китайскую стену, отсутствуют. Основной объем строительства был выполнен всего за 10 лет. Но ремонтировалась и достраивалась стена столетиями. Можно сказать, что возведение стены длилось около двух тысячелетий. До нашего времени дошло много сведений о том, как строили Великую Китайскую стену.

Кто строил стену

В возведении Великой Китайской стены принимало участие до 20% тогдашнего населения Китая. Это более 1 000 000 человек. На постройку стены направляли преступников, отбывающих наказание. Также китайская стена возводилась рабами, солдатами, а также крестьянами.

Из чего строили

Сначала китайскую стену насыпали из земли, но такая стена быстро разрушалась. Позднее стали возводить стены из каменных блоков, засыпанных землей. Во время правления династий Мин и Хань стали применять кирпичи, которые скрепляли специальным рисовым клеем. Для прочности в него добавляли гашеную известь.

При правлении династии Хань один участок был произведен из дерева. Он представляет собой несколько рядов бревен, между которыми располагаются раскрошенные камни.

Самые прочные участки стены возведены из мрамора фиолетового цвета. Мрамор добывался в горной части Китая. Два таких участка расположены недалеко от города Цзянъань, а один располагается в горах Ячнышан. К сожалению, эти участки стены недоступны для посещения туристов, поэтому самостоятельно осмотреть фиолетовую стену нельзя.

Устройство китайской стены

Если посмотреть на Великую Китайскую стену сверху, то она напоминает громадного сказочного дракона, защищающего страну от нападения вражеских войск.

На всем протяжении стены расположены башни, в которых сделаны бойницы. Они были направлены в разные стороны, чтобы иметь возможность отбивать атаки противника. Также были предусмотрены наблюдательные площадки, склады оружия и специальные помещения для воинов.

Расстояние между башнями составляло двести метров, чтобы стрелы, выпущенные из соседних башен, перекрывали все пространство перед стеной. Участки, построенные в различные времена, отличаются по архитектуре. Каждые десять километров на стене располагались сигнальные башни (они отличались большой высотой). На них располагались дозорные, которые следили за появлением вражеских войск. В случае опасности они разводили костер, извещая соседние сигнальные башни о приближении противника.

Размеры

Застава Цзяюйгуань — западный конец Великой Китайской стены

Великая Китайская стена берет свое начало в уезде Шаньхайгуань, который находится в провинции Хэбэй на севере Китая. Этот уезд в древние времена был важным стратегическим рубежом на границе с Монголией и Маньчжурией. Начинаясь у Желтого моря, дальше Великая Китайская стена идет в западном направлении. Концом стены считается застава Цзяюйгуань, которая располагается в провинции Ганьсу и где начинается пустыня Гоби. Сооружение состоит из отдельных участков, которые строились в разные годы при разных императорах.

Длина Великой Китайской стены составляет 8850 километров по современным вычислениям. При подсчетах китайской стены в километрах учитывались все ответвления, расположенные на территории страны. Там учтено около 6260 километров возведенных стен. Около 360 километров составляют траншеи, а на природные защитные сооружения (реки, горы и др.) приходится около 2232 км. Если при подсчете длины Китайской стены учитывать разрушенные временем участки, то общая длительность возведенных укреплений исчислялась бы 21 190 километрами.

Услуги гидов

Если вы будете покупать экскурсию в агентстве, то с вами поедет англоязычный гид. Не будем обманывать, гиды говорят по-английски не очень хорошо. Это логично, в Китае очень ценится знание европейских языков, и те, кому удалось хорошо выучить хотя бы английский, работают в сфере международный торговли, где высокие зарплаты и серьезный дефицит кадров. Кто выучил плохо, добро пожаловать в гиды.

Не стоит на это сильно обижаться, наши языки очень разные, и для китайцев сложно учить языки европейской группы. Для европейца выучить китайский язык еще сложнее, и многие туристы это чувствуют, когда пытаются как-то общаться в Китае.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

К строительству были привлечены:

  • рабы;
  • солдаты;
  • крестьяне.

В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Почему Китайская стена построена бойницами на Китай?

Существует легенда, связанная с обращенными на юг (внутрь страны) бойницами. Согласно ей, император согнал на возведение стены почти всех мужчин, способных вести строительные работы.

В этой легенде все является преувеличением. На строительство стены действительно направили большие людские ресурсы, но уж точно не все мужское население.

После смерти императора разразилась гражданская война, но страну покидало не так уж и много людей. Из-за этого никто в здравом уме не станет устраивать внутренние бойницы.

Разгадка подобной планировки проста. Дело в том, что стена неоднократно перестраивалась. В том числе в 12-м веке, когда Поднебесная страдала от феодальных распрей. На севере династия Цзинь противостояла южному соседу – династии Сун.

Династия Цзинь внесла коррективы в оборонные характеристики стены, создав бойницы, направленные на южную сторону. Эти участки сооружения хорошо сохранились до наших дней и их активно посещают туристы.

Путешественники замечают странное расположение бойниц и не понимают, почему они направлены в сторону современного Китая.

Описание

Великая Китайская стена – значимое творение, изгибы, которого схожи со змеей. Поэтому ее еще называют «земляной дракон» или «земляная змея».

Возраст

Точный возраст неизвестен, но установлено, что строительные работы начались в 3 веке до н. э. От начала и до конца прошло 23 столетия. Всего на работу затратили 10 лет. Великая Китайская стена претерпевала множественные изменения. За столетия она разрушалась, достраивалась, реставрировалась. Сменилось 10 династий во время возведения «земляной змеи». Наибольший вклад внесли китайские императоры династии Цинь, Хань и Мин. В 1644 г. работы закончились из-за свержения императора из династии Мин.

Общая длина

Так как достопримечательность воздвигалась частями, а не строилась как единое целое, то и методы подсчета длины у ученых разнятся. Строение местами достраивалась, а где-то настолько заброшенное, что тяжело добраться. Сегодня многие участки Китайской стены опознать трудно, остались только камни с надписями, керамические куски. За такой большой срок не раз менялся облик конструкции. Во времена правления династии Хань объект удлинили на 100 км. Специалисты в 2002 г. сообщали, что только 30% находятся в удовлетворительном состоянии. А новые находки только усложняют задачу в определении истинной длины.

Яндекс. Картинки

Китайские специалисты в течение 5 лет исследований, вывели историческую цифру – 21196 км. Но они посчитали все фрагменты, вместе со спорными (в Монголии тоже есть участки, построенные в эпоху династии Цин) и стертыми с лица земли.

Общемировые ученые, подсчитали официальную сегодняшнюю длину – 8850 км (5500 миль). Брали для подсчета только сохранившиеся фрагменты династии Мин. Постройка протягивается через территории 17 провинций.

Раскопки продолжаются и по сей день, был найден плохо сохранившийся участок из грунта длиной 290 км. К сожалению, через десятилетия он исчезнет навсегда. Смена климата, деятельность местных жителей, сильнейшие песчаные бури и ветра делают свое дело. Треть китайской достопримечательности утеряна, особенно сильно пострадал знаменитый «Шелковый путь». Основная ветка имеет множество ответвлений со сложной формой, что тоже осложняет подсчет.

Яндекс. Картинки

Где проходит

Строение берет свое начало с восточной точки – Лаолунтоу. Далее она извивается по северу Китая вдоль горного массива Иньшань. Конец Великой стены находится на западе, неподалеку от города Цзяюгуань. На своем пути китайский памятник спускается в ущелья, поднимается на горы, проходит через пустынные и лесные области.

Памятник проходит через следующие провинции:

  • Ганьсу;
  • Пекин;
  • Тяньзинь;
  • Ляонин;
  • Шэньси;
  • Нинся.

Яндекс. Картинки

Наиболее известные для посещений считаются:

  1. Бадалин — самый популярный фрагмент, находящийся в 55 км. от Пекина.
  2. Цзюйюнгуань – второй по популярности, находящийся в 60 км от Пекина.
  3. Шаньхайгуань – самая восточная точка сооружения, возведена в 14 веке.
  4. Янгуань — была почти полностью разрушена, кроме сигнальной башни. После реконструкции доступна туристам для осмотра.
  5. Губейкоу — заброшенный фрагмент, сюда любят добраться любители древностей.
  6. Джианку – очень опасное место, с обрывами, обвалившимися лестницами, камнепадами, добраться могут только экстремалы.
  7. Мутяньюй – самый восстановленный участок. Подходит для путешествий сквозь 22 сторожевых башни. Отличный вид на китайские пейзажи.
  8. Симатай – рискованный участок, разделен искусственным озером, чтобы добраться на другую сторону нужно пройти по висячему мосту.
  9. Яньменьгуань – рядом находится деревушка, куда можно добраться для знакомства с бытом древних жителей.

Высота исторической ценности

Высота на разных фрагментах неодинаковая. В среднем 6-9 метров, около Пекина – 7 метров, в местах с зубцами – до 10 метров.

Яндекс. Картинки

Сколько кирпичей использовано

В работе строители использовали сначала утрамбованную землю, затем блоки из камня с землей. Земляные участки разрушились давно. В каждой местности использовали тот материал, который легче добывать и перевозить к стройке. При династии Хань и Мин кирпичи склеивали рисовым клеем с гашенной известью. Такие фрагменты дошли до нас лучше всего. Есть 2 участка построенных из фиолетового мрамора, очень долговечного. Один близ города Цзянъань и другой в Янышан. До фрагментов не добраться, они закрыты.

Если верить легенде, в которой мастер спорил с госслужащим о количестве кирпичей, то использовано 99,999 тыс. и 1 кирпич «на удачу» над входом в башню.

Всего к 21 веку сохранилось 8% стены в хорошем состоянии, остальные 74% серьезно повреждены.

Яндекс. Картинки

Что разделяет Великая Китайская стена

Большой интерес у исследователей вызывает географическое положение стены. С ее помощью происходит разделение Китая на 2 части – южную и северную. Кочевники, которые совершали набеги с севера, приносили неудобства земледельцам, что и вызвало по сути начало строительства оборонительного сооружения. В настоящее время ученые подтверждают эту теорию.

Монумент делит страну на 2 части

Помимо того стена использовалась и для других целей. В первую очередь это была так называемая «пограничная застава». Затем на различных участках присутствовали специальные подразделения, которые занимались миграционными проблемами. В случае ведения войны на сторожевых башнях зажигалось пламя, и таким образом информация передавалась на длительные расстояния за очень короткий срок.

Из чего строили Великую стену?

До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.

Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.

Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.

История

Считается, что создание стены началось в III веке до нашей эры в период Сражающихся царств. Тогда Китай не был единым — мелкие государства воевали между собой. Северные государства начали строить первые участки, чтобы защититься от нападения кочевых племен. Их привлекали богатевшие китайские города, и они их грабили. 

При императоре Цинь Шихуанди произошло объединение китайских земель. Он приказал начать строительство единой стены вдоль гор Иншань, расположенных на севере современной КНР. Более ранние постройки включили в нее и укрепили.

Строительство длилось около 10 лет. Стену строили прямо вдоль гор — и возвышений, и ущелий. Это было очень сложно — в местности не было ни дорог, ни воды, ни еды для рабочих. В строительстве задействовали до 2 миллионов человек только при династии Цинь. Ужасные условия труда и эпидемии приводили к гибели многочисленных рабочих. 

Составной частью стены стали башни, которые строили на расстоянии до 200 метров друг от друга — на такое расстояние могли долетать стрелы. В пределах 10 километров друг от друга находились сигнальные вышки, где дежурили часовые. В стене было несколько ворот для проезда. 

Следующие династии укрепляли, перестраивали и удлиняли стену. До нашего времени в основном дошли участки, которые создавались при династии Мин в XIV—XVII веках. Это самые поздние строения. Строительство окончилось в середине XVII века.

Информация для посетителей и карта

Время работы: с апреля по октябрь — 8:00-17:00, с ноября по март — 8:30-16:30.

Стоимость билета на Стену: 45 юаней, 25 юаней для детей ростом 1,2 — 1,5 метра, бесплатно для детей ростом ниже 1,2 метра.

Канатная дорога: 100 юаней в обе стороны, 80 юаней в одну сторону.

Скоростное скольжение (желоб): 65 юаней в обе стороны  (фуникулер вверх, желоб вниз), 50 юаней в одну сторону

Автобус-челнок: от входа в туристическую зону Мутяньюй — 15 юаней, время в пути — 10 минут.

Рестораны в Мутяньюй есть, но они весьма дороги.

Как добраться из Пекина до Мутяньюй

  1. автобус 916 Express (东直门外 Dongzhimenwai — 怀柔国际会议中心 Huairou International Conference Center) до конечной остановки. Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции метро 东直门 Dongzhimen (2-я и 13-я линии). Первый автобус уходит в 06:00, последний возвращается в 18:50. Стоимость проезда в одну сторону 11 юаней. Далее автобусы h23, h24, h35, h36 до Мутяньюй (慕田峪长城). Затем пройти около 450 метров до билетных касс.
  2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) или Сюаньумэнь (宣武门) до участка Мутяньюй. Только по выходным и национальным праздникам с 7 апреля по 15 октября. Но в эти дни на Стене будет очень многолюдно.
  3. До Мутяньюй на общественном транспорте очень неудобно добираться. Проще взять такси. Приблизительная стоимость на все время поездки, включая ожидание водителя, пока вы будете гулять по стене — 500 юаней.

Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий