Замок Клайнбардорф
Рекомендовать место
10
Бавария – это сказочные замки, музеи, чистейшие озера и неприступные цитадели. Клайнбардорф – небольшой замок, стоящий на воде. Он построен возле города Зульцфельд. К счастью, этот замок, сохранил до нынешнего времени свое хорошее состояние, и сейчас используется как жилая постройка.
Первые исторические упоминания о Клайнбардорфе датируются еще XIV столетием, когда замок принадлежал графству Геннеберг. В 1368 году он перешел в епископство Вюрцбурга, а примерно через десять лет его приобрели Дитрих и Конрад фон Бибрихи.
Своим величием особняк обязан Генриху фон Бибриху, который в 1589 -1590 гг. отстроил его в ренессансном стиле. А барон Гуттенберг, купивший его в 1691 году, тоже отреставрировал замок, но при этом придерживался направления и стиле бывших хозяев. Сегодня полностью отреставрированный замок принадлежит частному лицу.
На холме Вартберг, неподалеку от замка, находится большое еврейское кладбище – «Еврейский холм», окруженное стенами 1574 года. По своей величине оно уступает только мюнхенскому еврейскому кладбищу и насчитывает около 4,4 тысяч захоронений.
Фюссен
Фюссен, Бавария. Высокий замок епископов Аугсбурга и аббатство Св. Магнуса на горе Шлоссберг. Как известно, многие города Европы возникли на месте укрепленных военных лагерей и поселений колонистов (castrum) Рима. Империя расширялась, захватывала не только побережье Средиземного моря, но и относительно дальние, внутренние регионы Европы. Строились прекрасные дороги, по которым быстро и на большие расстояния передвигались римские легионы, доставлялись грузы, и не только военные. По большей части эти дороги использовали торговцы для перевозки товаров. На определенных расстояниях ставились постоялые дворы с кузницами, конюшнями, а в наиболее важных местах, на переправах через реки – военные лагеря. Дорога, соединившая Венецианское побережье и…
Читать дальше
Особенности дворца Линдерхоф
Замок Линдерхоф, принадлежащий Безумному Королю, состоит из 10 комнат. Каждая из них выдержана в особом стиле, но все они являются единым целым. Их объединяет безмерная роскошь. Переходя из зала в зал, туристы не устают наслаждаться красотой, созданной несколько сот лет назад. Четыре маленьких комнаты являются проходным, связующим. Они оформлены в разной цветовой гамме. В соответствии с этим кабинеты получили названия: Лиловый, Желтый, Голубой и Розовый.
Отличительные особенности небольшого по размерам дворца Линдерхоф: • обилие позолоты; • множество гобеленов; • тонкое сочетание различных стилей; • присутствие уникальных украшений. Спальня Самая большая комната, оформлялась художником Ангело Квадлио. Площадь около 100 кв. м. Основное место занимает огромное королевское ложе (4 Х4 м), огражденное балюстрадой. С потолка свисает величественная люстра на 108 свечей. По углам стоят скульптуры, изображающие героев античности. Потолок расписан картинами, необычно оживленные рельефными вставками. Стены утопают в позолоте.
Линдерхоф, загородная резиденция «сказочного короля»
Романтичный Людвиг с детства увлекался рыцарскими романами, легендами, сказочными замками, музыкой и архитектурой. В одиннадцать лет он уже чертил эскизы своих фантастических дворцов, а в более зрелые годы начал серьезно изучать архитектуру. Людвиг восхищался королем-солнцем Людовиком XIV и, после посещения Франции в 1867 году, загорелся идеей построить свой собственный Версальский дворец в Альпах.
В 1869 году в 87 км к югу от Мюнхена (в 20 км от замков Хоэншвангау и Нойшванштайна), на месте охотничьего домика своего отца Максимилиана II, Людвиг начал строительство нового загородного дворца. Придворный архитектор Георг Долманн спроектировал замок Линдерхоф так, чтобы ничто не мешало уединенному отдыху короля.
Вокруг замка был разбит прекрасный парк, с многочисленными аллеями и даже гротом. Десять лет продолжалась постройка Линдерхофа. Людвиг требовал исторической достоверности и в стиле, и в обстановке. В октябре 1874 года были закончены основные здания.
Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы — Ваттер и Пехман, Шпиц и Фрис, Шульц и Перрон, Квадлио и Гаушильд. Они великолепно исполнили свою задачу. Окончательная отделка дворца была завершена в 1886-м, в последнем году жизни Людвига II. В общей сложности на строительство было потрачено 4 326 000 евро (в переводе на современные деньги).
Замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца и Трианона. Королю привозили груды книг, репродукций и чертежей. И сам Людвиг несколько раз ездил в Париж. Подражая своему кумиру, Людовику XIV, баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля.
Замок Линдерхоф переносит в другую реальность, в фантастический мир баварского идеалиста и мечтателя. Комплекс из множества зданий разных стилей и эпох с первых шагов поражает роскошью, блеском и изысканностью в мельчайших деталях. Великолепие барокко и роскошь роккоко в мраморе, картинах и гобеленах в сочетании с избытком позолоты и зеркал.
Здесь всего слишком: слишком много позолоты, слишком много росписи, вышивок и гобеленов, зеркал и прочих красивостей для невзыскательного глаза неискушенного зрителя. 10 симметрично расположенных роскошных залов, открытых для осмотра. Все они проходные. Самые крупные — Восточный гобеленовый, Приемный, Спальня, Обеденный и Западный гобеленовый залы — разделяют четыре кабинета: Желтый, Лиловый, Розовый и Голубой.
Как добраться
Замок Линдерхоф расположен вблизи деревни Этталь, и в 13 километрах от Обераммергау. До него можно добраться самостоятельно из Мюнхена несколькими путями.
На поезде и автобусе
- Ближайший к замку железнодорожный вокзал — Оберау (Oberau). Из Мюнхена до Оберау ходят региональные поезда RB 5431 и RB 5512, в направлении Зеерфельд ин Тироль (Seerfeld in Tirol), примерно 1 час 15 минут в пути.
- На вокзале Оберау перейти на остановку автобуса 9606, направление Фюссен до остановки Райненбихл (Rainenbichl) в Обераммергау (Oberammergau), это примерно 15 минут езды, далее автобус 9622 остановка дворец Линдерхоф. До замка примерно 5 минут пешком.
Схема движения общественного транспорта
На автомобиле
Через автобан А95 до Оберау, далее по федеральной дороге B23 в направлении Этталь, далее по ST2060, следуя указателю Linderhof.
В 5 минутах ходьбы от замкового комплекса есть парковка на 550 мест, платная.
- Режим работы парковки: ежедневно с 8.00 до 20.00.
- Стоимость парковки — 2,50 евро в день.
Херренкимзее
Херренкимзее (Herrenchiemsee) – еще один баварский дворец на острове Херрен на озере Кимзее. Если в вашей культурной программе сначала будет стоять замок Линдерхоф, и после его посещения вы подумаете, что роскошнее него вряд ли что-то увидите, вы будете крайне неправы. Не зря этот замок часто называют баварским Версалем.
Король Людвиг II искал одиночества и строил свои замки в как можно более уединенных и отдаленных местах, но зато государственных денег он нисколько не жалел – от поражающей воображение роскоши просто пестрит в глазах.
Вокруг замка разбит большой сад с фонтанами. С высоты он смотрится просто завораживающе.
Карту острова можно посмотреть здесь. В северной части острова также находится Августинианский монастырь, на территории которого открыт музей.
Как добраться до дворца Херренкимзее
От Мюххена до Херренкимзее – 90 км на юго-восток. Ближайший к замку город – Прин-ам-Химзе (Prien am Chiemsee), туда из Мюнхена раз в час ходит прямой поезд, время в пути – чуть больше часа. От станции до пристани можно дойти пешком (1.7 км, 20 минут), а можно сесть на автобус №9424 или 9586 и доехать до пристани за 12 минут, остановка Stock Hafen Schiffsanleger.
Далее покупаем билет на паром и отправляемся осматривать замок. Кстати, на этом озере три острова, два из которых представляют туристический интерес – на одном находится сам замок, на другом, что поменьше, Фраунинзель – есть красивый монастырь Frauenwörth Abbey in Chiemsee. Поэтому можно купить билет на паром как на один остров, так и на оба, вся сетка цен указана здесь. Поездка на оба острова туда-обратно для взрослого обойдется в 13.40€, для ребенка 6-15 лет – 6.70€. Скататься только до замка Херренкимзее выйдет 8.50€ туда-обратно для взрослого и 4.20€ для ребенка.
Цены
Билеты можно купить только в туристическом центре недалеко от места, где пассажиров высаживают на кораблике.
Сам билет стоит достаточно скромно – всего 11€ для взрослых (для детей до 18 лет – бесплатно). В стоимость входит посещение дворца, музея Людовика II, музея и галерей в Августинианском монастыре. Такой комбинированный билет будет действителен в течение полугода после покупки.
Билет только в Августинианский монастырь будет стоить 4€.
Можно также приобрести комбинированный билет на посещение замков Херренкимзее, Линдерхов и Нойшванштайн, стоить он будет 26€, действителен также в течение полугода.
Время и правила посещения
Экскурсии по дворцу проводят круглый год по такому расписанию: с апреля по 11 октября с 9 до 18 (последний тур в 17), с 12 по 23 октября с 9 до 18 (последний тур в 16:50), с 24 октября по март с 9:40 до 16:15 (последний тур в 15:15).
Часы работы других достопримечательностей на острове есть здесь.
Пользоваться мобильными телефонами во дворце нельзя, равно как и фотографировать или снимать на видео залы изнутри.
С Баварией вряд ли сравнится любое другое место в мире по такому роскошному архитектурному наследию. Мы перечислили всего лишь несколько мест, хотя на самом деле замков и дворцов в Баварии десятки. Надеемся, мы смогли заинтересовать вас, чтобы в следующее свое путешествие вы отправились изучать пышные постройки этого зеленого региона.
Нойшванштайн
Бавария. Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein).Суровый горный мир, вызывающий благоговение. На вершине высокой горы, среди зимнего заснеженного леса, холодных скал, одиноко стоит огромный средневековый замок-крепость рыцарей чаши священного грааля. Глядя на эту картину, остановишься пораженный и невольно ищешь тот, волшебный сказочный замок спящей красавицы. Тот, что сделан будто из тонкого, нежного, белого мейссенского фарфора, известный по многочисленным фотографиям, сверкающий под лучами яркого ласкового солнца на фоне южного голубого неба, озера, зеленого веселого леса, романтичных гор. Ищешь и не находишь! Приезжайте сюда зимой, увидите эти места без фальши, без рекламной шелухи. Зима с её сумраком, холодами и снегом располагает к серьез…
История строительства
В 1869 Людвиг II перестроил домик лесника и сделал из него «Королевскую виллу» (стадия 1) – здесь начинается история строительства и развития дворца.
В 1870 под руководством архитектора Георга Доллмана к домику было пристроено восточное крыло (стадия 2). В это время первоначальный проект здания был существенно пересмотрен. Весной 1871 года было построено второе крыло, западное, и спальня, соединяющая эти два крыла (стадия 3). Деревянная лестница на западной стороне обеспечила доступ к u-образному комплексу, построенному вокруг открытого внутреннего двора, и Королевская вилла, таким образом, стала лишней. Этот комплекс был деревянным, из-за чего и получил название “Альпийская хижина”.
В феврале 1873 Людвиг II одобрил заключительный проект дворца. Сначала деревянное здание было облицовано камнем и закрыто крестообразным комплексом новых крыш (стадия 4). Эта секция здания сформировала ядро нового дворца, но внутренней лестницы все еще не было.
20 января 1874 король дал разрешение на перемещение Королевского домика приблизительно на 300 метров, где он и стоит поныне, а на его месте было построено новое южное крыло (стадия 5). Теперь, когда дворец приобрел заключительную форму, вестибюль и лестница были включены в интерьер.
В 1885-86 годах спальня, как центральная комната в комплексе, была расширена и продлена на север (стадия 6). Это потребовало обширной реставрации дворца и добавления новой секции для северного фасада, включая крышу. Но король так и не увидел завершения новой спальни.
Десять лет продолжалась постройка Линдерхофа. Людвиг требовал исторической верности и в стиле, и в обстановке и, главное, в костюмах, позах, внешности персонажей многочисленных картин, украшающих дворец. Художники и строители много раз посылались в Париж для детального изучения Версаля и Трианона. Королю привозили груды книг, репродукций и чертежей. И сам Людвиг несколько раз ездил в Париж.
Замок Бургхаузен
Рекомендовать место
13
3
Замок Бургхаузен – одна из самых больших крепостей в Европе, бывшая резиденция Виттельбахов. Расположился он в баварском городе Бургхаузен, на самой границе с Австрией. Является самым длинным замковым комплексом в Европе – его протяженность достигает 1043 метров, и он тянется вдоль хребта над рекой Зальцах.
Первые сооружения замка были построены примерно в 1090 году. В 1180 году Бургхаузен переходит во владение династии Виттельсбахов, которые продолжают расширять и укреплять его. За 250 последующих лет замок приобретает известность в качестве второй резиденции (после Ландсхута) герцогов Баварии. На этом этапе он являлся главным жилищем герцогини и основной цитаделью для хранения казны.
Удлиненная структура замка разделяется на шесть обособленных дворов. И у каждого двора были свои функции, каждый был самостоятельным бастионом с воротами, рвами, и подъемными мостиками, а башни являлись жилыми помещениями для обитателей замка. Первый и второй дворы являлись местом проживания герцогов. На третьем дворе размещались конюшни и оружейная палата. Четвертый двор представлял собой красивейшую часовню позднеготической архитектуры. В пятом дворе жили чиновники и ремесленники. А шестой двор – это смотровая башня.
Как и большинство средневековых замков – замок Бургхаузен имеет и темные, мрачные страницы, которые представлены башней Ведьм и башней Пыток. Сегодня в некоторых комнатах башни Пыток, всё ещё можно увидеть эти леденящие душу приспособления для истязаний и казней.
Фото и описание
Посреди сурового горного ландшафта, в одиночестве долины Грасвангталь, был построен по указанию короля Людвига II замок Линдерхоф. Первоначальные замыслы родились у короля после посещения Версаля в 1867 году. Уже в 1869 году он приобрел владения вокруг Линдерхофа, где его отец, Максимилиан II, владел охотничьим домиком. Под руководством королевского архитектора Георга Дольмана была построена “Королевская вилла” (1870 – 1878 гг.) не в качестве представительского здания, а скорее как личное убежище, как место уединения удалившегося от мира короля.
В западной Гобеленовой комнате, иначе называемой Музыкальной, поражает многоцветье стенной живописи и мебели для сидения. Картины, напоминающие гобелены, изображают сцены из светской и пастушьей жизни в стиле рококо. Рядом с богато украшенным музыкальным инструментом – необычной комбинацией из фортепиано и фисгармонии – стоит павлин в натуральную величину из разрисованного севрского фарфора. Гордая и пугливая птица слыла, как и лебедь, любимым животным короля.
В драгоценную обшивку стен приемной комнаты вписаны два мраморных камина с конными статуэтками королей Людовика XV и Людовика XVI. Между каминами располагается рабочий стол короля с позолоченным письменным прибором.
Королевская спальня – это центральное и самое вместительное помещение замка, освещавшееся в былые времена 108-свечовым хрустальным канделябром. Мраморные скульптуры, лепнина и потолочная роспись выдают склонность к образам античной мифологии.
Выдержанная в ярком красном цвете столовая имеет овальную форму. Посреди комнаты стоит убирающийся “столик, накройся!”, украшенный вазой из мейсенского фарфора.
Излюбленный в немецком дворцестроении XVIII века мотив зеркального кабинета проявляется в безудержном великолепии разработанного Жаном де ла Пайкс Зеркальном зале. Большие, вмонтированные в бело-золотую обшивку стен, зеркала создают иллюзию бесконечного ряда помещений. Они разбивают огонь хрустальной люстры, отражают матовый глянец резной люстры из слоновой кости, копируют драгоценные украшения и удлиняют помещение до бесконечности.
Галереи с липовыми сводами непосредственно за замком уводят вверх по крутому северному склону от строго орнаментального сада-ковра в форме бурбонской линии. Вода стекает здесь вниз каскадами, по тридцати мраморным ступеням, в бассейн с фонтаном, украшенным скульптурной группой Нептуна.
До сих пор сохранилась внушительная 300-летняя липа, как память о дворе крестьянина Линдера, стоявшем раньше на этом месте, и давшего дворцу его имя (Linde – липа).
Король Людвиг II, имеющий склонность ко всему восточному, приобрел в 1876 году Мавританский павильон, относящийся прежде к замку Збиро в Богемии. Год спустя он был установлен, уже отреставрированный и частично расширенный, на небольшой возвышенности в парке замка Линдерхоф.
В сумеречном свете окон из цветного стекла и цветных светильников раскрывается великолепие экзотического интерьера. В закруглении апсиды был установлен изготовленный для короля в 1877 году Ле Бланк-Грандером в Париже павлиний трон.
Парк
Сады, окружающие дворец Линдерхоф, считаются одним из самых красивых творений садового дизайна в стиле историзма, спроектированного директором придворных садов Карлом фон Эффнером . В парке сочетаются элементы формальных садов эпохи Возрождения и барокко с ландшафтными участками, похожими на английский ландшафтный сад .
Липа Линдерхофа или Старая «Кенигслинде»
Созданный из романтического образа живой природы Людвиг увлекался деревьями. По этой причине высокой 300-летней липе разрешили остаться в официальных садах, хотя и нарушили ее симметрию. Исторические фотографии показывают место в нем, где Людвиг обычно «завтракал» на закате, скрытый от глаз среди ветвей. Вопреки распространенному мнению, дерево не дало дворцу его названия. Он происходил из семьи по имени «Линдер», которая раньше возделывала ферму (по-немецки «Хоф» = ферма), которая на протяжении веков находилась на том месте, где сейчас находится дворец Линдерхоф.
Формальные сады
Дворец окружен садами , которые разделены на пять частей, украшенных аллегорическими скульптурами континентов, времен года и стихий:
Музыкальный павильон
Для северной части характерен каскад из тридцати мраморных ступеней. Нижний конец каскада образован фонтаном Нептуна, а наверху — Музыкальный павильон.
Центр западного партера образует бассейн с позолоченной фигурой « Фама ». На западе стоит павильон с бюстом Людовика XIV. Перед ним фонтан с позолоченной скульптурой « Амор с дельфинами». Сад украшен четырьмя вазами из майолики .
Венчает восточный партер деревянный павильон с бюстом Людовика XVI. В двадцати четырех ступенях ниже — бассейн с фонтаном с позолоченной скульптурой «Амор, стреляющий в стрелу». Между чашей и дворцом установлена скульптура « Венера и Адонис ».
Позолоченный фонтан
В водном партере перед дворцом доминирует большой бассейн с позолоченной группой фонтанов « Флора и путто ». Высота самой водяной струи фонтана составляет почти 25 метров.
На террасе сады образуют южную часть парка и соответствует каскаду на севере. На площадке первого пролета находится « Фонтан Наяда », состоящий из трех бассейнов и скульптур водяных нимф. В средней арке ниши вы видите бюст Марии Антуанетты из Франции. Эти сады венчает круглый храм со статуей Венеры, созданный по картине Антуана Ватто («Посадка на Киферу»).
Ландшафтный сад и постройки в парке
Ландшафтный сад занимает площадь около 50 гектаров (125 акров) и прекрасно вписывается в окружающий природный альпийский ландшафт. На территории парка расположено несколько построек разного вида.
Грот Венеры
- Грот Венеры
Здание полностью искусственное и было построено для короля как иллюстрация к Первому акту Тангейзера Вагнера . Людвиг любил плыть по озеру в своей золотой лебединой лодке, но в то же время он хотел свой собственный голубой грот Капри . Таким образом, было установлено 24 динамо-машины, и уже во времена Людвига II можно было освещать грот меняющимися цветами. Грот закрыт для посетителей до 2024 года на реконструкцию и реставрацию.
- Хижина Хандинга
Эта хижина была вдохновлена указаниями Рихарда Вагнера для Первого акта Die Walküre . В этом доме Людвиг отмечал германские праздники.
- Гурнеманц Эрмитаж
Людвиг приезжал сюда для созерцания каждый год в Страстную пятницу. В этот день он хотел цветущий луг. Если такого луга не было, потому что все еще лежал снег, директор сада должен был посадить его для короля.
Эти три сооружения, «Грот Венеры», «Хижина Хандинга» и «Пустыня Гурнеманца» напоминают нам еще одно время из опер Рихарда Вагнера. Но помимо архитектуры барокко Людвига интересовал и восточный мир.
Мавританский киоск
- Мавританский киоск
Это здание было спроектировано берлинским архитектором Карлом фон Дибичем для Международной выставки в Париже 1867 года . Людвиг II хотел купить его, но его опередил король железных дорог Вефиль Генрих Струсберг . Людвиг купил павильон после банкротства Струсберга. Самым примечательным предметом убранства этого здания является павлиний трон.
Марокканский дом
- Марокканский дом
Этот дом был построен в Марокко для Международной выставки в Вене 1873 года . Король купил его в 1878 году и переделал в более царственный вид.
Дворцовый парк
Параллельно со строительством дворца в Линдерхофе был заложен парк под личным руководством Людвига II. В соответствии со вкусами короля в различных уголках парка разбиты участки в отличающихся друг от друга стилях.
Вокруг самого дворца парк выглядит в классической форме стиля барокко и рококо. Декоративный сад с симметричными клумбами и живыми изгородями, террасами и лестницами украшен статуями и фонтанами.
Классический парк окружает уходящий в долину Гразвангталь сад в английском стиле с группами деревьев, кустарников и дорожками.
Большой фонтан
С южной стороны дворца Линдерхоф, в окружении геометрических клумб и живой изгороди расположен большой фонтан, называемый «Флора и херувимы».
В центре водоема установлена позолоченная скульптурная композиция, изображающая молодую женскую фигуру, олицетворение богини Флоры, которая сидит в окружении ангелочков.
Струя воды бьет из центра композиции на высоту 22 метра, каждые полчаса. Здесь же расположена старая липа, возраст которой — более 300 лет.
Мавританский павильон
Мавританский павильон, расположенный в большом парке, был первоначально изготовлен для Всемирной выставки в Париже 1878 года по заказу Пруссии, затем размещался в поместье предпринимателя Беттель Анри Штраусберг. После смерти владельца Мавританский павильон был приобретен баварским королем Людвигом II.
Небольшое здание выполнено в мавританском стиле, золотом оформлены крыша в форме минарета и декоративный орнамент. Для Людвига II обстановка павильона была слишком скромной. Он дополнительно заказывает в Париже так называемый «Павлиний трон» — трон со спинкой в виде раскрытого хвоста павлина, украшенный драгоценными камнями, а также мраморный фонтанчик и люстру в восточном стиле.
Фонтан Нептун и музыкальный домик
С северной стороны дворца оборудован искусственный водопад с каскадом из 30 мраморных ступеней. Вода по каскадам впадает в бассейн с установленным в нем фонтаном Нептун.
Скульптурная группа фонтана изображает тройку запряженных коней, управляемых богом Нептуном.
Каскад венчает так называемый Музыкальный павильон — деревянная беседка, в которой король музицировал. Отсюда открываются прекрасные виды на парк Линдерхоф и долину.
Марокканский домик, Gblk
Марокканский домик
Марокканский домик был куплен Людвигом II на Всемирной парижской выставке 1878 года, где домик был частью большого выставочного комплекса.
При установки Марокканского домика в парке Линдерхофа, в нем был вмонтирован камин, утеплены окна, домик был богато оформлен восточными коврами, парчой и шелком.
После смерти короля домик был продан в Обераммергау и постепенно пришел в упадок.
В 1998 году Марокканский домик был снова установлен в парке дворца и отреставрирован.
Венерин грот
Грот Венеры был сконструирован в парке Линдерхоф Августом Дириглом на основе стальных конструкций и цемента. Гроту был придан вид природной пещеры.
Внутри грот был разделен на две части, которые должны были напоминать Голубой гром острова Капри и Грот Венеры оперы Вагнера «Тангейзер». В соответствии с темой, в гроте была установлена картина Августа фон Хекель «Тангейзер у госпожи Венеры».
Стены грота также были расписаны на темы вагнеровских опер, но от влаги и сырости росписи были испорчены. Семь печей обогревали грот Венеры, некоторые из них работали и летом.
Искусственные волны в водоеме, куда впадал водопад и проекция радуги обеспечивали королю ощущение реальности природного грота.
Сегодня большая часть аттракционов в Венерином гроте не функционирует, реставрационные работы продлятся до 2024 года.
Королевский домик
Королевский домик — охотничий домик короля — отца, Максимилиана II расположен в 200 метрах от замка. На первом этаже здесь размещена выставка, посвященная истории использования дома Виттельсбахами, а также истории строительства замка и замкового комплекса.
Скачать план дворцового комплекса на официальном сайте
Мавританский павильон, Gblk