Европейское высшее образование в Берлинском университете имени Гумбольдта

Принципы

Образовательный идеал Гумбольдта развивался вокруг двух центральных концепций государственного образования: концепции автономной личности и концепции мирового гражданства . Университет должен быть местом, где производятся автономные личности и граждане , а точнее, они производят самих себя.

  • Автономный индивидуум должен быть индивидуумом, который достигает самоопределения и ответственности посредством использования разума.
  • Weltbürgertum — это коллективная связь, соединяющая автономных индивидуумов, независимо от их социальной и культурной социализации: Гумбольдт говорит: «Преобразовать мир, насколько это возможно, в свою собственную личность, — это в высшем смысле этого слова жить». Стремление должно быть направлено на то, чтобы всесторонне проработать мир и, таким образом, раскрыться как субъект Стать гражданином мира означает заниматься большими вопросами человечества: искать мира, справедливости и заботиться об обмене культурами, другие гендерные отношения или другое отношение к природе». Университетское образование должно быть ориентировано не на работу, а на образовательную подготовку, независимую от экономических интересов.

Академическая свобода описывает независимость университета от внешних государственных и экономических ограничений. Университет должен избегать влияния правительства. Гумбольдт требует, чтобы научное высшее учебное заведение отделилось «от всех форм внутри государства». Поэтому его концепция университета предусматривала, например, что Берлинский университет должен иметь собственные товары, чтобы финансировать себя и тем самым обеспечивать свою экономическую независимость. Академическая свободатакже требует, наряду с независимостью университета от внешних правительственных и экономических ограничений, независимости изнутри; т.е. свободный выбор обучения и свободная организация обучения. Поэтому университет должен быть местом постоянного публичного обмена между всеми участниками научного процесса. Интеграция их знаний должна осуществляться с помощью философии. Предполагается, что философия представляет собой своего рода фундаментальную науку, которая позволяет представителям различных научных дисциплин обмениваться своими открытиями и связывать их друг с другом. Образовательный идеал Гумбольдта на долгое время решительно сформировал историю немецкого университета, хотя он так и не был реализован практически во всей своей полноте или не может быть реализован. С ним связаны великие интеллектуальные достижения немецкой науки.

В этом признались Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Карл Маркс , Фридрих Ницше , Зигмунд Фрейд , Теодор В. Адорно и Альберт Эйнштейн .

Структура Университета им. Гумбольдта. Страна наук

В наши дни в университете Гумбольдта обучаются более 30 тысяч человек, причем порядка 15% студентов – иностранцы.

Структура учебного заведения напоминает целую страну, владения которой раскинулись на три студенческих городка. Помимо учебных корпусов, в состав университета входят музеи, институты, междисциплинарные центры, библиотека, Музей Гумбольдта.

Резиденции

Главное здание университета находится в центре Берлина. Здесь расположились факультеты бизнеса и экономики, юриспруденции, гуманитарных наук.

Кампус «Норд», где изучают естественные науки и медицину, расположен севернее, рядом с Центральным вокзалом.

Кампус «Адлерсхоф» – на северо-востоке города. Здесь изучают информатику и математику.

На площади Бебеля в центре Берлина расположились университетские ворота, которые встречают новых студентов.

Факультеты и специализации

В университете Гумбольдта 11 факультетов, которые в совокупности предоставляют возможность освоения 261 специальности:

  • 1-й факультет математики и естественных наук (химия, физика, биология);
  • 2-й факультет математики и естественных наук (информатика, математика, психология, география);
  • 1-й факультет философии (история, философия, информатика, европейская этнология, библиотековедение);
  • 2-й факультет философии (немецкий язык и лингвистика, немецкая литература, романистика, англистика, американистика, славистика, классическая филология, институт Северной Европы);
  • 3-й факультет философии (культуроведение, искусствоведение, общественные науки, науки об Азии и Африке);
  • 4-й факультет философии (педагогика, спортивные науки, реабилитация);
  • юриспруденция;
  • сельское хозяйство и садоводство;
  • религиоведение;
  • факультет экономических наук;
  • совместный факультет медицины Гумбольдтовского и Свободного университетов – Шарите.

Интересно!

В рамках бакалавриата существуют как монопрограммы обучения на одной специальности, так и комбинированные варианты, позволяющие изучать одновременно две профессии.

Междисциплинарные центры

В соответствии с современными тенденциями синтеза наук в университете функционируют междисциплинарные центры:

  • Центр биофизики и биоинформатики;
  • Центр инфекционной биологии и иммунитета;
  • Центр прикладной статистики и экономики;
  • Центр технологий культуры им. Германа Гельмгольца;
  • Центр культуры античного мира им. Августа Бекля;
  • Центр трансдисциплинарного изучения полов;
  • Центр изучения значимости языков.

В университете есть также:

  • университетская библиотека;
  • языковой центр;
  • спортивный центр;
  • мультимедийный центр.

Собрания университета

Собраниями называются коллекции экспонатов. Они берут начало в 1700 году. Более чем через сотню лет они были переданы Берлинскому университету.

На данный момент число экспонатов перевалило за 35 миллионов. В их числе:

  • самый большой в мире собранный скелет брахиозавра;
  • самое сохранное ископаемое археоптерикса;
  • энтомологическая коллекция с 15 миллионами экземпляров;
  • минералогическая и петрографическая коллекция, включающая самое большое собрание метеоритов в Германии.

История

Преподавание велось на юридическом, медицинском, философском и теологическом факультетах. Естественные науки были в то время частью факультета философии. Первым ректором стал Теодор Шмальц.

Инициатива по основанию университета исходила от известнейших ученых того времени, прежде всего от философа Иоганна Готлиба Фихте и теолога Фридриха Шлейермахера.

Под влиянием идей Шлейермахера дипломат и языковед Вильгельм фон Гумбольдт разработал концепцию университета. С февраля 1809 года Гумбольдт в течение года был начальником отдела образования в Министерстве внутренних дел. Его целью было введение новой системы образования. Основным постулатом его концепции была тесная связь обучения и исследовательской работы.

Первыми профессорами университета, разделяющими идеи Гумбольдта стали Август Бёк (филология), Альбрехт Тэр (сельское хозяйство), Карл Фридрих фон Савиньи (юриспруденция), Кристоф Вильгельм Хуфеланд (медицина) и Карл Риттер (география).

Университет получил в своё распоряжение пустующий дворец принца Генриха Прусского, построенный в — годах. Многократно перестроенное с тех пор здание и сегодня является главным корпусом университета.

Несмотря на преобладание традиционных предметов: археологии, филологии, истории, медицины и теологии, в университете развивались и многочисленные новые научные направления в области естественных наук. Этим они были обязаны, прежде всего, Александру фон Гумбольдту, брату основателя университета. Во второй половине XIX века началось создание современных исследовательских и учебных учреждений. Такие известные исследователи как: химик Август Вильгельм фон Гофман, физики Герман фон Гельмгольц, математики Эрнст Эдуард Куммер, Леопольд Кронекер, Карл Вейерштрасс; врачи Иоганн Петер Мюллер, Альбрехт фон Грэфе, Рудольф Вирхов и Роберт Кох способствовали научной славе университета далеко за пределами Германии.

В городе возникали и другие, относящиеся к университету учреждения.

В 1810 году появилась медицинско-хирургическая университетская клиника, затем в 1816 году роддом, ставший в 1882 году первой женской клиникой. В 1910 году Фридрих I распорядился построить перед городскими воротами больницу для больных чумой, ставшую в 1927 году хирургической университетской клиникой.

Для принадлежащих с 1810 года университету природно-исторических собраний в 1889 году было выделено отдельное здание, сегодня Музей Естествознания. Основанная в 1790 году ветеринарная школа стала основой факультета ветеринарной медицины, а основанная в 1881 году Высшая сельскохозяйственная школа — факультетом сельского хозяйства.

Времена национал-социализма начались в Берлинском университете с диффамации учёных и студентов еврейского происхождения. Лекции профессоров-евреев бойкотировались, к слушателям применяли физическое насилие. Преследовались и неугодные режиму профессора. Участие сотрудников и учащихся университета в сожжении книг 10 мая 1933 года стало позором для университета. В последующие годы национал-социалистами была уволена треть сотрудников, многие учёные и студенты навсегда распрощались с университетом, бывшим когда-то центром гуманистической мысли.

В январе 1946 года университет вновь открыл свои двери. Занятия велись только на семи факультетах в частично разрушенных войной зданиях, затем открылись экономический и педагогический факультеты. В 1948 году в Западном Берлине возник Свободный университет Берлина, в котором учились студенты Берлинского университета, недовольные советским режимом.

В 1949 году Берлинский университет стал носить имя Берлинский университет имени Гумбольдта. В этом самом большом университете ГДР обучалось до 1990 года почти 150 тысяч студентов. В нём преподавали всемирно известные учёные.

После объединения Германии в Берлине существовало 4 университета. Была проведена реформа и переориентация университета.

С 1994 года в университете существует одиннадцать факультетов и несколько междисциплинарных центров и институтов. Обучение в университете стало престижным, так, например, в зимнем семестре количество абитуриентов составило 25 750 человек на 3 455 учебных мест. Учебные корпуса находятся в центре Берлина, в Адлерсгофе и в северной части Берлина. 14 % студентов составляют иностранные студенты из более чем 100 стран. Стоимость обучения в зимнем семестре 2008—2009 года составила 242,68 евро, включая проездной билет.

С года университет начал он-лайновый приём аппликационных форм на обучение.

Университет поддерживает партнерские отношения с более 170 научными заведениями по всему миру.

Собрания университета

Научные собрания университета с более 35 миллионами экспонатов относятся к самым значимым на территории немецкоговорящих государств. Их создание относится к 1700 году, году основания Прусской Академии наук. После 1810 года часть этих и других научных собраний была передана университету.

Самым крупным из свыше 100 собраний является собрание по естествознанию в 30 миллионов экспонатов, находящееся в основанном в 1889 году музее естествознания. Здесь находится самый большой собранный скелет брахиозавра в мире (высотой 13,27 м), самое лучшее по своему состоянию ископаемое древней птицы археоптерикс, минералогическая и петрографическая коллекция с самым большим собранием метеоритов Германии. В энтомологической коллекции находятся более 15 миллионов препарированных животных.

Преимущества школ сети Humboldt-Institut

Среди основных преимуществ школ сети Humboldt-Institut следует выделить:

  • школа является членом ассоциации FaDaFFachverband für Deutsch als Fremd- und Zweitsprache;
  • филиалы в Берлине и Констанце являются авторизованными центрами приема экзаменов по немецкому языку TestDaF, TestAS и telc;
  • персонал, работающий в филиалах Humboldt-Institut, говорит на разных языках, в том числе на русском, английском, французском, польском и испанском, поэтому при возникновении любых трудностей студенту всегда помогут с их решением;
  • возможность изучать немецкий язык в двух городах (например, в Берлине и Констанце) в рамках одной программы;
  • школа предоставляет услуги по оформлению медицинской страховки;
  • после окончания программы каждый участник получает сертификат с указанием количества пройденных уроков и уровнем текущих знаний.

Особенности и недостатки школ сети Humboldt-Institut заключаются в:

  • отсутствии визовой поддержки иностранных студентов;
  • базовый пакет (354 USD/нед.) не включает в себя развлекательные и экскурсионные мероприятия, поэтому студенту придется либо покупать полный пакет услуг (922 USD/нед.), включающий в себя языковой курс, проживание, питание и развлечения либо организовывать свой досуг самостоятельно.

Расположение и оснащение

Кампус университета распологается в Берлине и разделен на 3 части.

Кампус Митте

Кампус Митте – историческое сердце вуза. Сегодня бывший Дворец принца Генриха на проспекте Унтер-ден-Линден является представительской резиденцией университета. Также на кампусе Митте располагаются факультеты социальных и гуманитарных наук, права, экономики, бизнеса и теологии.

Северный Кампус

В живописном Северном кампусе сосредоточены факультеты наук о жизни: биологии, психологии, сельскохозяйственных и садоводческих наук. Ядром кампуса является парковая зона площадью 80 000 м² со старыми деревьями и историческими зданиями из красного клинкерного кирпича, которые были построены между концом XVIII и серединой XX веков. Также к Северному кампусу относится анатомический театр бывшего Королевского ветеринарного колледжа.

Адлерсхоф

Факультеты математика и естественных наук расположены в современном высокотехнологичном кампусе Адлерсхоф в юго-восточной части Берлина. Исторически здесь во времена ГДР располагались научно-исследовательские физико-химические институты Академии наук. Сегодня район является местом расположения одного из крупнейших технопарков в Европе и составляет важную часть «города исследований, экономики и средств массовой информации», где ученые Университета Гумбольдта проводят свои исследования в активном сотрудничестве с двенадцатью неуниверситетскими исследовательскими центрами, учреждениями и более чем с 400 технологически-ориентированными предприятиями.

Университетская клиника «Шарите», которая состоит более чем из сотни больниц и институтов и является крупнейшим госпиталем в Европе, также считается частью университета Гумбольдта. Шарите является совместным факультетом медицины Гумбольдтовского и Свободного университетов.

Из знаковых объектов университета также можно отметить языковой центр, университетскую библиотеку, чьи фонды насчитывают 6,5 миллионов томов книг (что делает ее одной из крупнейших университетских библиотек Германии), Музей Естествознания. Спортивный центр предлагает студентам выбор более чем из 100 видов физической активности.

Досуг, культурные и спортивные мероприятия в школах сети Humboldt-Institut

Ежедневно студенты принимают участие в спортивных и культурных мероприятиях, поскольку преподаватели Humboldt-Institut уверены, что благодаря интересной программе досуга слушатели курсов смогут быстрее адаптироваться к новой языковой и культурной среде, а также лучше познакомиться с другими участниками группы. Основная часть мероприятий входит в стоимость курса, в нее включены такие развлечения как бильярд, настольные игры, футбол, вечер кино, барбекю, посещение городских музеев, занятия плаванием, пешие экскурсии по городу, настольный футбол и т. п. Посещение кинотеатров и театров не входит в стоимость программы.

Каждую среду центр организует экскурсии во второй половине дня, которые обычно включают посещение самых известных достопримечательностей города, например, студенты берлинской школы отправляются в зоопарк, делают селфи на фоне знаменитой Берлинской стены, фотографируются с друзьями у Бранденбургских ворот и т. д. В выходные дни Humboldt-Institut приглашает своих учеников отправиться в поездку на целый день в близлежащие города, например, из Берлина в Лейпциг, Дрезден или отправиться в круиз по Балтийскому морю.

Университет после войны и в наше время

Черной страницей в истории вуза стала поддержка его руководством гитлеровского режима. В его стенах преследовались преподаватели и студенты еврейской и других «неарийских» национальностей. В мае 1933 года здесь даже сжигали книги, что напомнило времена инквизиции. После войны университет оказался в советской зоне оккупации Берлина, хотя до 1945 года он официально находился под контролем всех четырех стран-победительниц. Однако уже в сентябре СССР о переходе вуза под его полный контроль. Началось его восстановление. Сюда привлекались лучшие научные кадры, а сотрудничавшие с рейхом – изгонялись.

Университет, получивший в 1949 году имя братьев Гумбольдтов, в бытность ГДР тесно и плодотворно сотрудничал не только с советскими, но и западными вузами, проводились совместные исследования. До 1990 года дипломы этого самого большого университета Восточной Германии получили около 150 тысяч студентов. Преподавали в вузе ученые с мировым именем. После объединения Германии в Берлине стало сразу четыре университета. В связи с этим вуз реформировали и переориентировали. В настоящее время в вузе обучается более 30 тысяч студентов, осваивающих 261 специальность и совмещающих учебу с научными исследованиями.

Нобелевские лауреаты по категориям

Нобелевские лауреаты по физике

Нет. имя Год Принадлежность к Берлинскому университету Гумбольдта
14 Юджин Вигнер 1963 г. Стажер-исследователь (1926-1927) и приват-доцент (1928-1930)
13 Вальтер Боте 1954 г. Кандидат наук; Доцент (1925-1929)
12 Макс Борн 1954 г. Экстраординарий / доцент (1915)
11 Эрвин Шредингер 1933 г. Профессор и кафедра теоретической физики (1927-1933)
10 Вернер Гейзенберг 1932 г. Профессор физики и кафедры теоретической физики (1943-1945)
9 Густав Герц 1925 г. кандидат наук
8 Джеймс Франк 1925 г. Кандидат наук; Доцент (1916-1918); Стажер-исследователь (1906-1911) и приват-доцент (1911-1916)
7 Альберт Эйнштейн 1921 г. Профессор теоретической физики (1914-1933)
6 Макс Планк 1918 г. Аспирант (1877-1878); Профессор (1889-1926)
5 Макс Лауэ 1914 г. Доктор философии (1903 г.); Профессор (1919-1943)
4 Вильгельм Вена 1911 г. кандидат наук
3 Карл Фердинанд Браун 1909 г. кандидат наук
2 Альберт Михельсон 1907 г. Аспирант (1880 г.) под руководством Германа фон Гельмгольца
1 Филипп Ленард 1905 г. Аспирант, под руководством Германа фон Гельмгольца

Нобелевские лауреаты по химии

Нет. имя Год Принадлежность к Берлинскому университету Гумбольдта
23 Эммануэль Шарпантье 2020 г. Почетный профессор исследований и преподавания кафедры биологии (2016-)
22 Odd Hassel 1969 г. кандидат наук
21 год Отто Дильс 1950 Доктор философии (1899 г.); Профессор (1906-1916); Научный сотрудник Эмиля Фишера (1899-1904) и преподаватель (1904-1906)
20 Курт Алдер 1950 Студент (1922-?)
19 Отто Хан 1944 г. Доцент (1910-1934); Лектор (1907-1910) и научный сотрудник Эмиля Фишера (1906-1910)
18 Адольф Бутенандт 1939 г. Почетный профессор преподавательской деятельности (1938-1944).
17 Питер Дебай 1936 г. Профессор физики (1934-1940)
16 Фридрих Бергиус 1931 г. Постдокторский исследователь (1907-1908, два срока) под руководством Вальтера Нернста
15 Ганс Фишер 1930 г. Научный сотрудник Первого химического института под руководством Эмиля Фишера
14 Ганс Эйлер-Челпин 1929 г. кандидат наук
13 Адольф Виндаус 1928 г. Студентка (1895-1897); Научный сотрудник Эмиля Фишера
12 Генрих Виланд 1927 г. Студент бакалавриата (1897 г.)
11 Ричард Зигмонди 1925 г. Научный сотрудник Августа Кундта
10 Фриц Прегль 1923 г. Приглашенный исследователь (1904 г.) под руководством Эмиля Фишера
9 Вальтер Нернст 1920 г. Студент бакалавриата; Профессор
8 Фриц Габер 1918 г. кандидат наук
7 Ричард Вильштеттер 1915 г. Почетный профессор с педагогической работой (1912-1916).
6 Теодор В. Ричардс 1914 г. Профессор по обмену (полгода, 1907 г.)
5 Отто Валлах 1910 г. Студент бакалавриата (один семестр); научный сотрудник Германа Вихельхауса (1869-1870)
4 Эдуард Бюхнер 1907 г. Хабилитация (1900); Профессор Берлинского сельскохозяйственного университета (1898–1909), который в 1934 году стал частью Берлинского университета.
3 Адольф фон Байер 1905 г. кандидат наук
2 Эмиль Фишер 1902 г. Профессор (1892-1919)
1 Якобус Хофф 1901 г. Почетный профессор с преподавательской деятельностью (1896-1911)

Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине

Нет. имя Год Принадлежность к Берлинскому университету Гумбольдта
12 Берт Сакманн 1991 г. Студент-медик
11 Вернер Форссманн 1956 г. MD
10 Фриц Липманн 1953 г. Доктор медицинских наук
9 Ганс А. Кребс 1953 г. Студент-медик (Третья медицинская клиника) и аспирант
8 Уолтер Р. Гесс 1949 г. Студент-медик
7 Эрнст Чейн 1945 г. BS
6 Отто Х. Варбург 1931 г. кандидат наук
5 Отто Мейерхоф 1922 г. Студент-медик
4 Альбрехт Коссель 1910 г. Директор химического отдела Института физиологии (1883-1895) и экстраординарный / доцент (1887-1895)
3 Пол Эрлих 1908 г. Доцент; Приват-доцент (1887-?) И титулярный профессор (1882-1887)
2 Роберт Кох 1905 г. Профессор гигиены и глава дочернего института гигиены (1885-1891), почетный профессор (1891-1910)
1 Эмиль Беринг 1901 г. Научный сотрудник Роберта Коха в Институте гигиены

Лауреаты Нобелевской премии по экономике

Нет. имя Год Принадлежность к Берлинскому университету Гумбольдта
1 Василий Леонтьев 1973 г. Доктор философии (1928 г.)

Нобелевские лауреаты по литературе

Нет. имя Год Принадлежность к Берлинскому университету Гумбольдта
4 Герхарт Хауптманн 1912 г. Студент бакалавриата
3 Пол Хейз 1910 г. Студент бакалавриата (два года)
2 Рудольф Ойкен 1908 г. Студент бакалавриата
1 Теодор Моммзен 1902 г. Профессор

Лауреаты Нобелевской премии мира

Нет. имя Год Принадлежность к Берлинскому университету Гумбольдта
3 Густав Штреземанн 1926 г. Студент бакалавриата
2 Остин Чемберлен 1925 г. Аспирант (один год)
1 Огюст Бернарт 1909 г. Приглашенный научный сотрудник

Поступление и обучение в университетах Берлина

Ключевыми особенностями поступления в берлинские вузы являются следующие аспекты:

  • в немецких, в том числе и в берлинских, университетах нет вступительных экзаменов. Однако для поступления в вузы иностранцы должны располагать определенным уровнем школьного и университетского образования. Так, жители стран СНГ могут поступить в один из берлинских вузов либо после 2 курсов дневной формы обучения, либо после 4 курсов заочной формы обучения, либо после получения диплома в родной стране;
  • при поступлении в немецкие вузы иностранные абитуриенты обязаны сдать один из тестовых экзаменов по немецкому языку – разные университеты требуют прохождение либо такого теста, как ZDF (он позволяет поступить на подготовительный курс), либо Test DAF (он дает право поступить на первый курс), либо же тест DSH;
  • так как университетский год в Германии состоит из двух семестров – зимнего (с октября по март) и летнего (с апреля по сентябрь) и набор в немецкие вузы происходит 2 раза в год, то абитуриент может поступать, по своему желанию, на один из указанных семестров. При этом заявления на поступление на зимний семестр принимаются до 15 июля, а на летний семестр – до 15 января. Ответ из учебного заведения, ориентировочно, приходит за 6 недель до начала учебного процесса.

Имеет свои специфические особенности и процесс обучения в берлинских вузах:

  1. согласно главному немецкому принципу высшего образования – «академической свободе» – получать образование в подавляющем большинстве университетах Германии на бесплатной основе имеют все желающие, как немцы, так и иностранцы. Лишь с недавнего времени было решено взимать символическую плату со студентов – в Берлине такая плата может составлять либо 50-60 евро административных выплат в семестр, либо являться социальным семестровым взносом в 40-180 евро;
  2. срок обучения в университетах Берлина может колебаться, зависимо от выбранной специальности и уровня образования, от 3 до 6 лет. В случае поступления в немецкие вузы с целью получения второго образования, учебный процесс может длиться всего 2 года;
  3. в Германии академические степени пока что отличаются от принятых таковых в англоязычных странах. Весь учебный процесс в университетах можно поделить на три степени. Первая степень – Grundstudium или базовый цикл – занимает обычно 4 семестра. Вторая ступень – Hauptstudium или главный цикл обучения – длится, как правило, 5 семестров. Третий уровень – это аспирантура или Promotion;
  4. в вузах Берлина принято вести несколько видов учебных занятий, в частности, лекции и семинары;
  5. студентам немецких вузов, обычно, не выплачивают стипендий.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий